Кириченко Юлия Ивановна Темнова Александра, 10 "А" Темнова Елена Сергеевна Итконен Татьяна,Алекси,6 л Темнова Елена Сергеевна Милова Ольга Васильевна Мищенко Наталья Юрьевна Киселева Ирина Петровна Демьянов Никита, 5 класс Милова Ольга Васильевна Крошко Анастасия Дмитриевна Геворкян Ангелина Любина Анастасия, Кмошникова Диана,... Коллектив "Соцветие" Угроватова Тамара Фёдоровна. Потанина Елена Ширьева Галина Викторовна Лисаневич Ольга, 9-В класс. Смородина Ольга Леонидовна, Смородина... Паланская Анастасия,9класс Самохина Елена Лыганова Ирина Викторовна учащиеся 4-х классов, Строкова Мария -... Куропаткина Галина Евграфьевна stranamasterov.ru 1) Способы изготовления искусственных цветов по виду неотличимых от живых. 2) Технология декоративной обработки органического стекла и плексигласа. 3) Технология восстановления эмалированного слоя, гладкой глянцевой поверхности и однородного цветового покрытия с устранением микротрещин на ваннах, раковинах, унитазах, посуде. С описанием нескольких способов. Специального оборудования и дефицитных материалов не требуется. После реставрации ванны и раковины выглядят как новые. 4) "Работа со стеклом" - декоративная отделка и живопись на стекле: травление, матирование, опаловое стекло, орнамент на стекле, стеклянные витражи, изготовление и ремонт зеркал, Декоративная обработка стекла под хрусталь; под мрамор; декоративно-художественное травление стекла (фотохимический способ) /фотография или рисунок на стекле/; фигурная резка стекла без алмаза (любые конфигурации: по кругу, вдоль и поперек), приготовление жидкого стекла (вассерглас), приспособление к электродрели для сверления отверстий в стекле, закалка стекла и мн.др. Возможно коммерческое применение с хорошим доходом. Брошюра. 5) Способ защиты стекол от механического разрушения (разбивания). При прямом попадании камней, ударов по стеклу палками и железками стекла не разбиваются. Уникальная технология. Возможно коммерческое применение, а заказчики будут из киосков, офисов, различных служебных помещений, в квартирах, на дачах, в теплицах и т.д. 6) "ОРИГАМИ" - японское искусство изготовления чудесных фигурок из обычной бумаги. 7) Обработка дерева: Имитация ценных пород под: светлый дуб, темный дуб, серый клен, орех, под красное, черное, розовое дерево, полисандровое, кипарисовое. Золочение, серебрение, бронзирование дерева. Обработка от загнивания и огнеупорная. Способы изготовления изделий из древесных опилок по типу ДСП и многое другое. 8) Пособие "Декоративная резьба по дереву" - старинное русское ремесло. 9) "Плетение из бересты" Способы изготовления декоративно-художественных изделий: обложки туеса, футляры, лукошки, подстаканники, сумочки, пестери, бутылки, фляжки и др. 10) "Плетение из соломы, хмеля, мочала, пеньки, куга"- бытовых и сувенирных изделий. 11) Производство гончарных изделий (домашний цех): обработка глиняной массы, сушка и обжиг приготовление глазури (12 рецептов цветов и оттенков). Тарракотовые изделия. 12) "Шликерное литье" - метод массового изготовления изделий из глины (скульптурки, статуэтки, поделки, игрушки, фигурки, посуда, панно и многое другое). 13) "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА" - Способы изготовления различных сувениров из глины. 14) "ЛЕПНИНА" - старинная технология отделки помещений, офисов, коттеджей, учреждений и др. в стиле "ампир", "модерн", "ретро" - Это сейчас очень прибыльный вид бизнеса. 15) Работа с гипсом. Как придать твердость гипсу. Способы изготовления статуэток, сувениров, барельефов и декоративных отделочных плиток, багета, рамок и многое другое. 16) Имитация слоновой кости и рога, имитация под черепаху. Изготовление декоративных дорогостоящих сувенирных изделий, пользующихся большим спросом. Простой способ изготовления барельефов, маленьких скульптур, статуэток - не отличающихся по внешнему виду от изделий из слоновой кости. Можно открыть очень прибыльное дело. 17) Работа с металлами: сталь, железо, чугун, медь, бронза, латунь, олово, свинец, цинк, алюминий, серебро, золото, хром, никель и т.д. - способы определения марок и сплавов, совместимость и термическая обработка, гибка, правка, рихтовка, клепка, сварка и паяние, оксидирование, анодирование, фосфатирование, закалка, воронение, науглероживание, травление, полировка, вощение, матирование, патинирование и многое другое. Брошюра. 18) ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА: электролитический способ копирования барельефов, медалей, старинных монет, ювелирных декоративных украшений и мн.др. Способы изготовления мемориальных досок Способы металлизации растений, насекомых и других не металлических предметов. Как смастерить простейшую гальваническую ванну для электрохимического окрашивания металлических изделий в любой цвет. Простейшая миниатюрная установка для гальванического покрытия металлических поверхностей и рецепты электролитов для омеднения, никелирования, хромирования, оцинкования, серебрения, золочения. Графитирование, формовка, оксидирование, патинирование, наращивание цветных и драг. металлов и многое другое. 19) ХИМОПЛАСТИКА: способы химического полирования, никелирования, хромирования, золочения, серебрения и декоративного окрашивания металлов (чугуна, стали, меди, латуни, бронзы) и неметаллических предметов (пластмассы, стекла, керамики, дерева и т.д) без применения электрического тока. Новейшая технология применима в домашних условиях. 20) Гальваническая ванна на переменном токе - поможет выполнить электрохимическое травление, нанести на металл узоры, эскизы, рисунки, извлечь серебро из фиксажа и мн.др. 21) "Гравюра на металле" - как делать изображения с микроскопическими призмами отражающими свет, которое производит впечатление рельефности изображения на рисунки. 22) "Ювелирное дело" - это древнейшее ремесло, которое никогда не потеряет свою популярность. Приведены способы изготовления ювелирных изделий на дому. Вы научитесь быстро делать серьги, брошки, подвески, колье, кулоны, кольца, перстни, браслеты, цепочки. 23) Способы изготовления сплавов-имитаций драгоценных металлов: а).Сплавы похожие на золото: Нюрнбергское золото, Золото Тальми, Французское золото, Американское золото, Сплав Айха, Сусальное золото. 24) Сплавы похожие на серебро: Французское серебро, Сплав цинка с серебром, Сплав Рудольфа, Мельхиор. 25) Сплав похожий на платину: "Зубной сплав". Гравирование (нанесение надписей и узоров на драг.изделия). Как отличить настоящее золото и серебро от подделок и мн.др. Стоимость сборника "Имитация драг.металлов". 26) Способы изготовления искусственных драгоценных камней: Аквамарин, Аметист, Авантюрин, Бирюза, Гранат, Изумруд, Коралловые камни, Лазуревые камни, Малахит, Опал, Рубин, Сапфир Турмалин, Топаз, Хризолит, Хризопрас, Янтарь. Искусственный жемчуг и мн.др. Способы изготовления драгоценных изделий, бусы, серьги. Сборник "Имитация драг.камней". 27) "Ремесло художественной обработки металлов" - изготовление объемных декоративных изделий из листового металла (вазочки, подсвечники, оправы, витые гардины и мн.др.). 28) Самый простой способ изготовления чеканок (портреты, рисунки, орнаменты и т.д.) 29) Способы изготовления значков штамповкой: артисты, рок-звезды, футбольные команды, клубы эмблемы, гербы, звери, птицы, партийные значки, символические события и мн.др. 30) ЦИНКОГРАФИЯ: Способы изготовления типографского клише (рисунки, изображения, оригинал - макеты и т.д). Изготовление клише методом химического травления. Изготовление наборных шрифтов, печатей, штампов. Изготовление штампа для размножения рисунков. Способы приготовления разноцветных печатных паст. Методы размножения и копирования и мн.др. 31) ШЕЛКОГРАФИЯ: Способы изготовления сетчатых шаблонов. Отделка изделий герметиком, латексом, виксинт-компаундом, кислотными красителями и мн.др. 32) Способы нанесения объемного и набивного рисунка на ткань (холодный и горячий способы) Область применения самая разнообразная. Очень прибыльное дело. 33) Способы отделки ткани по методу "ПЛИССЕ" и "ГОФРЕ". Отделка ткани по типу "ВАРЕНКА". Расписная отделка на ткани "ПОД БАТИК": одежда, шторы, шарфы, платки и т.д. 34) Роспись "ПОД ХОХЛОМУ" 35) Уникальный способ изготовления дорогостоящего сувенира "ПАРУСНИК В БУТЫЛКЕ" 36) "Работа с полимерами": гетинакс, пластик, текстолит, оргстекло, стеклоткань, целлулоид, пластмассы, полистирол, винилпласт, нейлон, капрон, дедерон, акрилат и т.п. - обработка, изготовление художественных поделок и сувениров. 37) Изготовление корочек для удостоверений. Пользующихся большим спросом у малых предприятий, частных фирм, различных политических партий, религиозных организаций и т.д. 38) Способы изготовления полиэтиленовых пакетов, хозяйственных сумочек, красочных упаковочных пакетов и коробок под импортные. Специальные приспособления для проклейки. 39) Способы изготовления сувениров и декоративных поделок из эпоксидной смолы. 40) Настольная литейная (пресс, плавильная печь, литьевая установка) и литьевой прибор для изготовления изделий из пластмасс: игрушки, сувениры, декоративные поделки и мн.др. 41) Способы изготовления сувенирных, декоративных, разноцветных и прозрачных свечей: Выбор экспозиций зависит от вашего воображения: различные зверьки, фигурки, орнаменты, любые абстрактные предметы, елочки, Дед морозы, Снегурочки. Новогодние свечи и т.д. 42) Способы изготовления ажурных цепочек, сережек, кулонов, брелков и мн.др. 43) Как сделать: Фотографию на ткане, на керамике, на пластмассе, на дереве, на металле. Полимерную объемную фотографию за несколько секунд. Рельефную фотографию. Простой способ превращения полутоновой фотографии в штриховой рисунок. Изготовление фототрафаретов. Фотография без фотоаппарата /фотограмма/ и многое другое. Уникальный сборник. 44) Способы извлечения золота, серебра, платины из фотофиксажа, радиодеталей, часов. 45) Бизнес, дающий сотни долларов прибыли. Технология отбора и обработки до товарного вида желчных камней КРС. Адреса за границей и в странах СНГ для сбыта готовых ЖК КРС. 46) Сборник "Лесная замша" - технология переработки и изготовления дефицитной продукции из доступного всем и каждому - гриба тутовика. Очень прибыльное занятие. 47) "СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА" - Объемная резьба по дереву. Контурная резьба. Кудринская резьба. Резьба по Ганчу. Ручное ковроделие. Петельчатый ковер. Войлочный ковер. Безворсовый ковер. Художественное литье олова. Мороз по жести. Ажурное литье. Прорезная береста. Плетение из стружки. Скульптура из соломы. Русские точеные потешки. Русские кружева. Рельеф на коже. Инкрустация из кожи. Мозаика. Керамика. Сграффито. Альфейная роспись или Фрески. Маркетри. Мастичная инкрустация. Инкрустация на дереве, металле, камне, кости. Роспись стекла. Басма. 48) "Дать книге вторую жизнь" - Переплет книг, восстановление блока распавшейся книги, изготовление переплетных крышек, изготовление книг в твердом и мягком переплете, графическое художественное оформление переплета и мн.др. Имея эту технологию, вы сможете не только отреставрировать все свои книги, но и открыть свой доходный бизнес по изготовлению дипломов, рефератов, юбилейных папок с золотым тиснением и т.д. Скачать сборник "Технологии и ремесла" electro-shema.ru Появление ремесла приходится на начало производственных занятий человека. Еще с древних времен известны зачатки ремесленной деятельности. Ремесло – это производственная деятельность, основанная на изготовлении промышленных предметов с помощью мелкого ручного труда, преобладающая до развития машинного производства и сохранившаяся при нем. Человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником. Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций. Народные ремесла разнообразны своей творческой деятельностью, изделия изготавливаются своими руками и чаще всего из природных материалов или близких к ним (дерево, ткани, металл и пр.). Этот вид деятельности сформировался из домашнего ремесла, когда изготовлялись необходимые бытовые вещи. Как и искусство, народные ремесла развивались в зависимости от культуры, религии и иногда - политических взглядов. Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло – это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение. Позже люди начали вести оседлый образ жизни, появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья). Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте. Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера. Например, Гончарная – на ней было организовано производство изделий из глины, Кожевенная – обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная – производство кирпичей. В Средние века появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой – это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода. С приходом промышленного переворота многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.). Население русских городов в основном состояло из ремесленников. Большая часть из них занималась кузнечным производством. Позже из кузнечного дела образовалось слесарное. Его продукция пользовалась большим спросом в Европе. Производство оружия выделило мастеров по изготовлению луков, ружей, колчанов и т.д. Доспехи русских ремесленников считались на порядок выше турецких, сирийских и итальянских. По сведениям из летописи, в 1382 г. на Руси уже имелись пушки. В 14 веке сформировалось литейное дело (литье колоколов). С нашествием монголов производство пришло в упадок. Ювелирное мастерство обслуживало потребности аристократии. Сохранившиеся изделия (иконы, золотые пояса, посуда, переплеты книг) свидетельствуют о высоком профессионализме ювелирных мастеров в области гравировки, художественного литья, ковки, черни и чеканки. В 14 веке началась чеканка монет в нескольких русских княжествах, что образовало денежное ремесло. На рынок и широкий круг заказчиков было рассчитано кожевенное, сапожное и гончарное ремесла. Из глины делали разнообразную посуду, игрушки и строительные материалы. Кроме того, в Москве и других городах строились каменные церкви (преимущественно из белого камня) и устанавливались башенные часы с боем. Труды мастеров внесли большой вклад в восстановление разрушений после татаро-монгольских завоеваний. Русские ремесла повлияли на подготовку экономических предпосылок в создании русского централизованного государства. С 1917 года число ремесленников в России резко снизилось, они объединились в промысловую кооперацию. Однако и сейчас русские ремесла включают несколько всемирно известных народно-художественных промыслов. Виды ремесел образуются от материала, из которого изготовлен предмет. С давних пор люди знают такие ремесла, как: Кузнечное ремесло - это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками. Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из болотных руд, которые добывались весной и осенью. Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов - копья, мечи, топора, стрелы. Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, рыболовные крючки, ключи и замки, иглы и т.д. В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне. Ювелирное ремесло - одно из самых древних в истории человечества. Изделия из золота, серебра и драгоценных камней с давних времен считались признаком власти и богатства аристократического класса. Еще в 10 - 11 веках ювелирные мастера славились своим талантом по всей Европе. Люди с давних времен являлись страстными поклонниками украшений. Изготовлялись бусы из драгоценных металлов или цветного стекла, подвески с различными рисунками (обычно зверей), серебряные височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в прическу, кольца, колты и т.д. В 18 веке в России был расцвет ювелирного мастерства. Как раз в это время профессия «золотых и серебряных дел мастер» стала называться "ювелир". В 19 веке у русских мастеров появился собственный стиль, благодаря чему сейчас русские ювелирные изделия остаются уникальными. Начали свою работу прославившиеся фирмы братьев Грачевых, Овчинникова и Фаберже. В наши дни население в связи с ростом благосостояния все больше и больше нуждается в высокохудожественных ювелирных изделиях. Известно, что с 10 века на Руси производили глиняную посуду. Делалось это вручную, и в большинстве женскими руками. Для увеличения прочности и долговечности изделия к глине подмешивали мелкие раковины, песок, кварц, гранит, а иногда растения и осколки керамики. Немного позже появились гончарные круги, что облегчило работу гончарам. Круг приводили в движение рукой, а потом ногами. В это же время гончарным делом стали заниматься мужчины. Промышленных масштабов гончарное дело достигло в 18 веке. В Петербурге, а немного позже и в Москве появились керамические фабрики. Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло - это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает. fb.ru Необычные и редкие ремесла русских женщин Русские женщины всегда славились как мастерицы и затейницы. Именно про наших женщин писал Николай Некрасов:» И в избу горящую войдет, и коня на скаку остановит…» Это на тот счёт, что русским женщинам всё по плечу. Существовали ремёсла, с которыми справлялась только женщина и то не каждая. Некоторые из ниже перечисленных ремёсел, находят место быть и в наши дни… Провожая домашних в последний путь, родственники должны были голосить как следует. Иначе бы их заподозрили, как минимум, в равнодушии к покойному. Мастерицы художественного рыдания своим талантом и всех настраивали на нужную трагическую волну. Во многих деревнях они не только создавали настроение, но и диктовали отлетевшей душе, как и куда двигаться, чтобы обрести блаженство. Профессионалки ценились не только за способность стенать часами, но и за умение складывать свои причеты конкретно для каждого случая. Приглашали их не только на похороны, но даже и на свадьбы. Ведь невесте на крестьянской свадьбе полагалось быть зарёванной и скорбной, а далеко не каждой девице удавалось так расстроиться. И вот только завопит плакальщица: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…» — так, глядишь, слёзы сами собой наворачиваются, а значит, все приличия соблюдены. Когда люди ещё слыхом не слыхивали об обществе потребления, главенствовал простой закон: каждый все делает для себя. В те времена гончарное ремесло было целиком в женских руках. Красотой и функциональностью эти изделия не отличались. Обычно это были миски, сделанные простым незатейливым способом. В глиняном коме выдавливалось отверстие приблизительно посередине или каталась меж ладоней длинная колбаска и укладывалась спиралью. Зато креатив, ручная работа и авторский стиль! У каждой хозяйки миски были свои – попробуй укради. Добавляли мастерицы в глину различные примеси — и белый речной песок, и камешки, а кому посчастливилось найти – и мелкий жемчуг. «Пекли» рукодельницы и другие вещи: глиняные бусы, игрушки для малышей, свистульки. «Требуются крепкие девки на пастилу» — вполне могли запросить производители воздушного лакомства. Набирали барышень сильных, и выносливых. Две девушки без остановки взбивали двое суток однородную массу из кислой антоновки. Затем крестьянки раскладывали пасту ровным слоем для подсыхания и несколько суток ждали пока застынет яблочное пюре. И только потом аккуратно нарезали ровными полосками. Зато можно было вволю полакомиться оставшимися обрезками. Так что – с одной стороны вкуснота и сладость, с другой – тяжкий труд. Кстати, супруга Льва Николаевича Толстого, с пониманием относилась к его слабости к пастиле. Она изобрела даже свой особенный рецепт, который среди друзей и гостей дома назывался «пастила Толстых». На нашей земле ходит множество легенд о целых армиях русских женщин, отличающихся безмерной отвагой и даже готовых к потере одной груди. Но ученые историки только насмешливо твердят: «Сказки и фантазии!».Найденные же древние захоронения девиц в полном воинском снаряжении и с оружием, ненавязчиво намекают, что были-таки богатырки на Руси. Да и слова Никифора, патриарха Константинопольского подтверждают молву. Он упоминает, что при осаде его прекрасного города племенами славян и кочевников, можно было наблюдать женщин в боевых доспехах, сражающихся наравне с мужчинами. Есть, правда, мнение, что поляницы – это не наш «продукт», не отечественный. Дескать, это то ли сарматки, то ли половчанки, а то и вообще – первая западная волна феминисток. Но в основе каждой народной сказки есть фактическая подоплёка, а уж слишком много на Руси сказок о барышнях в доспехах. Нередко упоминаются в мифологии и различные узлы. Нечисть на Руси путала конские гривы и пряжу. А особо проказливые духи могли дальнюю дорогу или даже судьбу в узел завязать. Но и у людей были свои доки по части художественной вязки – наузницы. По поверьям, эти знахарки узкой специализации могли призвать удачу, вылечить от тяжелой болезни, приворожить или даже погубить насмерть. Для сложных случаев знатоки хитросплетений делали обереги «лестнички». В эти длинные шёлковые или шерстяные веревки, вплетались весьма экзотические предметы. Это могли быть кости, иглы, крылья летучих мышек, змеиные выползки. Такая магия слыла очень сильной. И не мудрено: найдёт противная соперница такое у себя на крыльце – и магии почти не надо! От испуга случится у любого расстройство желудка или икота. Профессия свахи не уходит корнями в глубокую древность. Раньше браки заключались незатейливо – либо украл, либо купил. А вот при усложнении этого процесса и развитии обрядовости посредник срочно потребовался. Настоящая «профи» могла сотворить невозможное: уговорить на брак несогласных маму и папу, убедить разборчивую девицу, что именно этот «фрик» — её судьба. Даже, скрыть потерю невинности невестой до брака могли эти умелицы. Первым человеком, которому дозволялось войти в спальню к новобрачным, была именно сваха. К тому же она должна была знать миллион подходящих примет, говорить сладко и убедительно. Да и всё время быть начеку приходилось: родители невесты или жениха то и дело норовили нежданно нагрянуть друг к другу в гости. И тут нужно было их догнать, перегнать и устроить достойный приём. Если уж женщина приняла в твоей семье ребёнка, то привечать её следовало всю жизнь. А иначе, упорно твердила молва, на том свете придется ей лизать ладони бесконечно долго. В гроб хороших повитух клали в варежках, из уважения к их волшебным рукам. У этих женщин, а мужчин долго не подпускали к роженицам, существовал целый кодекс поведения. Нельзя было отказать в помощи, надо было знать древние молитвы и заговоры, иметь в доме достаток (а то ещё заразишь бедностью новорождённого!). Бабка оставалась с новоиспечённой матерью аж 40 дней – помогала купать, лечить и …вить. Именно витьём раньше называлось пеленание. www.livemaster.ru Промысел кустарный – это изготовление неповторимых, с оригинальной идеей изделий, которые применяются в быту и созданы руками мастера. Для мастера это - возможность воплотить в жизнь уникальное творение, которое он увидел в своих мечтах. Это кропотливая и тщательная отделка каждой детали, чтобы в итоге получилось совершенство. Для покупателя это - возможность приобрести индивидуальное изделие, которое наполнено любовью и сделает жизнь ярче, выражая личность того, кто приобрел вещь хендмейд. Ремесленные работы появились вместе с возникновением человека на земле. Предметы, которые изготавливались, были всегда востребованы, но человек по мере сил к их функциональности стремился добавить эстетическую составляющую. На базе этого вырабатывались сначала неписаные правила, которые передавались от мастера к ученику. Лучшее закреплялось. Так складывался канон в какой-то области. Традиции передавались из поколения в поколение, хранились секреты и рецептура. Промысел кустарный существовал и деревеньке, и в городке, когда все семьи делали предметы одного назначения, пользуясь при этом примерно одними и теми же приемами, но внося свои личные мысли, как лучше, в рамках традиции украсить или изменить форму. Зачастую изделия имели функции оберегов, потому что наши предки искренне верили в сверхъестественные силы. Они заряжали вещи своей доброй энергией, вкладывая душу в свои создания. В массовом производстве это заменить нечем. В городских посадах до монголо-татарского нашествия кузнецы производили железное и стальное оружие, топоры, зубила, серпы, замки, ключи. Ювелиры чеканили цветные металлы, делали золотые, серебряные, медные и бронзовые украшения. В своих мастерских работали ткачи, гончары, каменотесы. Ремесленники обрабатывали кожу и меха, дерево. Так развивался промысел кустарный в домонгольский период. Но после нашествия Батыя все было разрушено, и многих ремесленников угнали в плен, и на столетие развитие ремесел приостановилось. Однако медленно и с потерями навыков и секретов промыслы стали восстанавливаться, так как этого требовала жизнь. Это виды народного творчества, в которых отчетливо видна национальная традиция. Их можно подразделить на: В таких направлениях развивался промысел кустарный в России. Теперь эти формы творчества можно рассмотреть подробнее. Двадцать семь деревень неподалеку от Москвы были обладателями природного материала – гончарной глины. И производство керамики началось, как рассказывают археологи, около семи веков назад. Оно усложнялось и от простых неглазурованных изделий перешло к их покрытию белой глазурью, а потом нанесению рисунка синим оксидом кобальта. Для этого применялись кисти из беличьей шерсти различного диаметра. Несколько оттенков краски наносятся на одну сторону кисточки. Это позволяет создать и более темные, насыщенные цветом участки и легкие тени. Это мастерство, которому учат там же, в Гжели. Художник по керамике не может точь-в-точь повторить узор, и получается уникальная роспись, на которой завитки и орнаменты только похожи. Это деревня под Москвой, где почти двести лет расписывают жестяные подносы садовыми и полевыми цветами по черному или цветному фону. Художник получает эскиз, разработанный дизайнером, и начинает работы с центра, заполняя его крупными розами, которые изумительно светятся. Есть свои секреты у мастеров. Это село неподалеку от Москвы, где расписывают ларцы и шкатулки, изготовленные из папье-маше. Миниатюрные рисунки масляными красками удивительно светятся. Этот эффект получают потому, что перед рисованием на поверхность наносят сусальное золото и перламутр. История говорит, что здесь соединились два умения – токарное вытачивание чаш, шкатулок, ложек, братин и старообрядческие навыки иконописи. В покрытое несколько раз олифой «белье» втирают алюминиевый порошок, затем вручную, ничего не повторяя, расписывают масляными красками, потом покрывают несколькими слоями лака и просушивают в печи. Так делают золотую хохлому. Гончарные народные промыслы широко представлены игрушками из глины. Их делают во многих районах нашей страны. Особенно славится таким промыслом село Дымково в Кировской области. В Архангельской области производство игрушек в Каргополе всегда было семейным делом. Самой популярной фигуркой был Полкан – сказочное существо, похожее на собаку и человека с эполетами. В деревне Филимоново Тульской области девочки лепили свистульки из глины, собирая себе деньги на приданное, а мужчины делали посуду. Игрушки без поливы (терракот в чистом виде) издревле делали в Старооскольском районе Белгородской области. Все игрушки – это изделия ручной работы. Нельзя не упомянуть подсвечники, кувшины, квасники, оправы для каминных часов, которые создают славу г. Скопину в Рязанской области. В России ценится вологодское, елецкое и мценское кружево, которое всегда плелось на коклюшках. Это все изделия ручной работы. На Урале в г. Касли отливают удивительные фигуры из чугуна. Когда-то их можно было купить в магазинах. Теперь эта уникальная продукция, которая будет стоять вечно, с тщательной проработкой деталей исчезла с прилавков, и ее, наверное, можно найти только в интернет-магазинах. Или иначе его можно назвать термином "кустарное производство". В наши дни этим способом изготавливают дизайнерскую одежду, например. Кустарное производство - это также работа ювелиров, мебельщиков. Этот тип деятельности подразумевает разделение операций. Например, при изготовлении жостовских подносов кто-то делает сами подносы разнообразных форм, кто-то покрывает их лаком, кто-то расписывает. То же самое происходит в Гжели, Хохломе, Скопине, о которых упоминалось выше. Россия чрезвычайно богата талантами, оригинальным подходом и высоким качеством изделий ручной работы. fb.ru Разрушение общинно-родовых отношений и появление специалистов узких отраслей - именно этими изменениями характеризуется в восьмом-девятом веках Древняя Русь. Ремесла приводят к возникновению городов, отделив часть населения от работы на земле. Связано это с появлением первых специалистов - мастеров в отдельных видах ремесла, которые концентрировались в племенных центрах – городах. Строить город старались так, чтобы его географическое положение позволяло как можно лучше осуществлять торговлю и в то же время удачно защищаться от врагов. Например, в месте, где сливались две реки, или вокруг холма. В городах селились и представители власти. Поэтому они хорошо охранялись. Постепенно, с развитием ремесла, города стали представлять собой не просто военные укрепления, а превращались в торговые центры. В центре города располагался кремль, в котором селился князь. Эта часть обносилась крепостной стеной и окружалась земляным валом. Кроме того, вокруг выкапывался глубокий ров, который заполнялся водой. Все эти предосторожности нужны были для защиты от врагов. Снаружи вокруг кремля располагались поселения ремесленников, так называемые слободы. Звалась эта часть города посадом. Во многих населенных пунктах и эта часть окружалась оборонительной стеной. Жизнь в городах кипела, ремесленники создавали свои товары, ремесло и торговля Древней Руси активно развивались. К двенадцатому веку насчитывалось свыше шестидесяти ремесленных специальностей. Мастера специализировались на изготовлении предметов одежды, посуды, инструментов, в которых нуждалась древняя Русь. Ремесла Древней Руси развивались бурно и стремительно. В поселениях проживали и работали талантливые профессионалы различных областей: мастера кузнечного, ювелирного, гончарного дела, сапожники, портные, ткачи, камнерезы, представители других ремёсел. Руками этих умельцев создавалось экономическое богатство и сила древнерусского государства, его высокая материальная и духовная культура. Первооткрывателями-профессионалами были кузнецы. Их дело стало одним из важнейших направлений, на которые подразделялись ремесла Древней Руси 9-12 века. Труд этот упоминается в народном эпосе и фольклоре: былинах, преданиях и сказках, где кузнец всегда является образцом силы, мужества и добра. В те времена железо получали путём выплавки из болотной руды. Добывали её в межсезонье, сушили и после этого доставляли в мастерские, где с помощью специальных печей плавили. Так получался металл. Современные археологи при раскопках древнерусских городов часто находили шлаки, которые представляют собой отбросы процесса плавки металлов, и энергично прокованные куски железных масс. Найденные остатки кузнечных мастерских сохранили части горнов и печей, возле которых в своё время трудились ремесленники. С освоением производства металлов начинается новый виток развития торговли, которого ранее не знала жившая натуральным хозяйством страна. Ремесла Древней Руси, в частности кузнечное дело, имели выраженную практическую направленность. Изделия, производимые кузнецами, требовались всем. В них нуждались воины, заказывавшие оружие – наконечники стрел, боевые топоры, сабли, копья, мечи – и защитное одеяние – кольчуги и шлемы. Производство оружия достигло в Древней Руси особого уровня мастерства, который можно назвать настоящим искусством. Уникальные доспехи были обнаружены в погребениях и некрополях Киева, Чернигова и других городов. Кованые орудия труда нужны были земледельцам: без железных кос, серпов, сошников, лемехов невозможно было представить обработку угодий. В любом хозяйстве требовались иглы, ножи, пилы, замки, ключи и другие бытовые предметы, изготавливаемые в кузнице талантливыми умельцами. Находки в виде погребений мастеров кузнечного дела показали, что даже в могилы вместе с кузнецами отправлялись их рабочие инструменты – молоты и наковальни, зубила и клещи. Историки считают, что более 150 видов изделий из металла знала в одиннадцатом веке Древняя Русь. Ремесла Древней Руси играли важную роль в развитии торговли между поселениями. Кузнечных дел мастера иногда занимались и мелкой работой, создавая маленькие шедевры – украшения. Постепенно златокузнечное дело выделилось в отдельную отрасль. Так появилось ювелирное ремесло в Древней Руси. Русские мастера настолько хорошо владели техникой изготовления ювелирных украшений, что оставалось только удивляться, как это им удавалось. Дошедшие до наших времён искусные вещи - амулеты из бронзы, подвески, пряжки, серьги и ожерелья - поражают тонкостью изготовления. Ювелирные украшения создавались в технике зерни, при этом поверх них напаивался узор, основу которого составляло множество металлических шариков. Другим способом изготовления ювелирных изделий была скань. Эта техника характеризуется тем, что рисунок создавался тонкой проволокой, которая напаивалась на поверхность из металла, получившиеся промежутки заполняли эмалью разных цветов. Освоили ювелиры и фигурное литьё, а также требующую особенного искусства технику черни, когда на чёрном фоне располагался узор из серебряных пластинок. До наших дней дошли прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Такие сложные техники свидетельствуют о том, какого высокого уровня достигло развитие ремесел в Древней Руси. Так, руками древнерусских ремесленников создавались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали. Это было своеобразным брендом русского златокузнечного ремесла. Мастерство русских ювелиров было очень сложной техникой, а их работы распространялись по всему миру и при этом повсюду высоко ценились и пользовались большим спросом. Гончарное ремесло Древней Руси выделилось в самостоятельную отрасль немного позже кузнечного. Гончарный круг появился у наших предков в одиннадцатом веке. Это позволило древним умельцам создавать прекрасные изделия. Устройство станка было несложным, он вращался с помощью ножного привода, но посуда, которую удавалось сотворить гончарам того времени, поражает мастерством создания и разнообразием форм. Первоначально изготовление глиняной посуды было женским делом. Однако в литературных рукописных памятниках Киевской Руси есть упоминания только о гончарах-мужчинах. Они использовали для своих изделий глину, которую специально обрабатывали, смачивая водой и активно разминая. Наибольшим спросом из всех гончарных изделий пользовались горшки и другие сосуды, которые изготавливались разными по величине и использовались в разных целях, в них можно было наливать воду или хранить продукты, ягоды. Горшки ставили в печь и варили пищу. Такая посуда сохранилась до наших дней. Описывая ремесла Древней Руси 9-12 века, кратко отметим, что русские славяне дохристианского периода умели делать чеканку, производили керамику, владели искусством тонкой вышивки, славились мастерством изготовления эмалей. До наших дней дошли работы киевских художников. Это уникальные образцы резьбы по кости, чернения, гравировки по металлу. Славились по всему миру древнерусские мастера стеклоделия и их изразцы. Различные осваивала Древняя Русь ремесла, но самым искусным из них была обработка дерева. Из этого материала строились хозяйственные постройки, жилища, ворота и мосты, крепости и стены. Деревянными были лодки, вся хозяйственная утварь щедро украшалась резьбой по дереву. Ни для кого не секрет, что главным сувениром, олицетворяющим художественное ремесло в Древней Руси, является матрешка – красочно расписанная деревянная кукла с пустотой внутри. Из неё достаются одна за другой такие же красотки, и каждая чуть меньше размером, чем предыдущая. Декоративно-прикладные ремесла Древней Руси славились далеко за её пределами. Издавна наши предки восхищали весь мир своим искусством художественной росписи. Разнообразие узорных мотивов в русском орнаменте привело к появлению разных школ и направлений этого народного промысла. Для каждого из них были характерны свои цвета и линии. Яркая синяя роспись кобальтом по белому фону фарфора получила название гжель, которое произошло от имени подмосковного местечка, где данное направление зародилось. Впервые упоминается оно в грамоте Ивана Калиты. Сначала мастера делали посуду и игрушки, позже, с развитием производства, ассортимент значительно расширился. Особой популярностью пользовалась каминная плитка. Гжельская керамика стала популярной по всему свету. Другие росписи наших предков также получали названия от мест своего создания и распространения. Жостовская роспись - художественное ремесло в Древней Руси, пришедшее в восемнадцатом веке из подмосковной деревни с одноимённым названием. Представляет собой живопись маслом на подносах из металла. Узнать её легко по ярким красочным цветам, фруктам, птицам, располагающимся на тёмном фоне. Нанесённые узоры затем покрываются специальным лаком, поэтому имеют такой блестящий вид. Техника этой росписи довольно сложна, изображение создаётся в несколько этапов. Очень жизнерадостные оттенки радуют глаз, поэтому подносы пользовались большой популярностью на Руси и до сих пор являются декоративным элементом во многих домах и учреждениях. Из районного центра в Ивановской области пришла палехская миниатюра. Этот вид ремесла представляет собой картины на лаковых изделиях. Нанесённые поверх черного фона красочные фольклорные, бытовые, религиозные сюжеты украшают шкатулки, ларцы и другие вещи. Считается, что палехская лаковая миниатюра появилась в пятнадцатом веке, когда расцветом городов и торговли отличалась Древняя Русь. Ремесла зарождались разными способами. Например, такое направление старинного ремесла, как палехская миниатюра, создали древнерусские иконописцы. В Палехе жили искусные художники, которые получали приглашения со всех русских областей для нанесения росписи в храмах и церквях. Именно они и начали расписывать шкатулки всякими сказочными и историческими сюжетами. Все изображения наносились яркими темперными красками поверх чёрного фона. Технология данного вида ремесла достаточно сложная, сам процесс создания миниатюр трудоёмкий и многоэтапный. Изучать и осваивать его нужно долго, но в результате обычная тёмная коробочка превращается в уникальную по красоте вещь. Ещё один вид ручной росписи по дереву – это хохлома, которая появилась более трёхсот лет назад. Посуда и предметы домашнего обихода, расписанные огненно-алыми цветами, привлекают внимание своей необычностью. Узоры, складывающиеся в красивейшие орнаменты, радуют глаз и в наши дни. В создании хохломских изделий есть секрет, который заключается в том, что их несколько раз покрывают лаком, после чего закаляют в печи. В результате обжига покрытие желтеет, и изделия, созданные из дерева, кажутся позолоченной драгоценной утварью. Кроме того, посуда в результате такой обработки становится прочной. Её покрытие позволяет использовать хохломские чашки, миски, ложки по назначению – для хранения продуктов, для приёма пищи. Лубок – ещё один вид народного творчества, представляющий ремесла Древней Руси. Занятие это представляло собой создание оттиска на бумаге с помощью деревянного клише. Такие народные картинки были распространены в ярмарочной торговле ещё в семнадцатом веке и вплоть до начала двадцатого века были самым массовым и распространённым видом русского изобразительного искусства. Сюжеты, отображаемые лубком, весьма разнообразны: религиозные и нравоучительные темы, народный эпос и сказки, исторические и медицинские сведения, которые всегда сопровождались небольшим текстом, который мог быть поучительным или юмористическим и рассказывал о нравах и быте своего времени с присущей народу мудростью. Мастерством наших русских умельцев мы вправе гордиться. Сегодня их работы можно увидеть не только в музеях, но и в наших собственных домах. Некоторые виды ремесел в Древней Руси были особенно популярны. Например, по всей нашей стране и по сей день встречается тульский самовар. В восемнадцатом веке существовало более двухсот различных видов этих изделий. В наше время в городе Туле существует даже музей самоваров. Кто были первые мастера, которыми так славилась Древняя Русь? Ремесла, к сожалению, не сохранили имён своих создателей. Но с нами говорят вещи, дошедшие до нас из глубины веков. Среди них есть уникальные редкие предметы и бытовая утварь, но в каждом изделии чувствуется умение и опыт древнерусского умельца. fb.ruРемесло - это... Виды ремесел. Народные ремесла. Ремесленные поделки
«Бумажная радуга ремёсел» | Страна Мастеров
Технологии и ремесла | Полезное своими руками
это... Виды ремесел. Народные ремесла
Понятие о ремеслах
Что такое народное ремесло
История ремесла
История развития ремесел в России
Различные типы и виды ремесел
Кузнечное дело
Ювелирное ремесло
Гончарное ремесло
Забытые ремесла – Ярмарка Мастеров
Плакальщицы: свадьба и похороны
Горшечницы: каждому – своё
Пастильщицы: сладкие женщины
Поляницы: чужие или свои?
Наузницы: вязаные лестницы
Свахи
Повитухи: что они вили?
определение, виды. Изделия ручной работы
Что означает для человека ручная работа
История возникновения кустарных промыслов
Ремесла древней Руси
Виды кустарных промыслов
Гжель
Жостово
Федоскино
Хохлома
Керамика
Кружево
Каслинское литье
Производство изделий мелкими сериями
Древняя Русь: ремесла, их виды, развитие
Города – центры ремесла
Без железа – никуда
Найдётся дело кузнецу: товары для воинов и землепашцев
Мастерство создания украшений
И кирпичи, и посуду лепили повсюду
Чем славились древнерусские мастера?
Художественная роспись
Гжель
Яркие краски на тёмном фоне
Палех
Хохлома
Лубочные картинки
Ремесла Древней Руси, 18 век: русский самовар
Смотрите также