МОНИТОРИНГ В ДЕТСКОМ САДУ Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка. Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка. Понятие «мониторинг» как способ научного исследования широко применяется в экологии, биологии, социологии, экономики, теории управления. С точки зрения экологии это «непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам», а с позиции социологии это «определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды». Перенос этого понятия в сферу образования изменил смысл, и в современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития. Это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Определение направленности мониторинга следующим шагом предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга. Методы Формализированные тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы Малоформализованные наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности На наш взгляд, наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений. Для того чтобы провести педагогическую диагностику, необходимо определить ее цель. В соответствии с целью определяются критерии, по которым будет проводиться оценка результатов диагностики (идеальный результат), которые должны быть точными, однозначными, объективными. это дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Используются также специальные методы диагностики, позволяющие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т.д. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией. Преимущественно используется метод экспериментальных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики информацию. multiurok.ru Разделы: Работа с дошкольниками В современных условиях одной из
задач ДОУ является обеспечение качества
дошкольного образования, соответствующего
запросам государства, общества и родителей.
На этом пути воспитатель и специалист
детского сада обязан не только знать и
применять на практике все достижения
педагогической науки, традиционные и
инновационные технологии обучения, но и
уметь проверить достижения детей, их знания,
умения и уровень развития , а значит –
владеть средствами элементарной
диагностики и коррекции развития детей. В
нашем дошкольном учреждении этот вопрос
решается следующем образом. Мониторинг качества
образования в ДОУ – это комплексная
система мер по сбору данных (диагностика) о
субъектах образовательного процесса в ДОУ(
дети, родители, педагоги и администрация) ,
их интересах, запросах и развитии, оценка и
анализ данных и разработка дальнейших
педагогических воздействий и мер для
достижения наилучших результатов в
образовании детей. Под диагностикой понимается
психолого-педагогическое изучение
индивидуальных особенностей личности
ребёнка или взрослого. Задачи диагностики , стоящие
перед нами: Принципы диагностики , которых мы
придерживаемся: Методы диагностики , применяемые
в работе : Мы практикуем следующие формы
проведения диагностики: Используем различные виды
диагностики : Для детей: Для педагогов и специалистов: Всегда придерживаемся следующих
правил проведение диагностики: Критериями оценки
педагогической диагностики является
программа воспитания и обучения в детском
саду, а также Временные ( примерные)
требования к содержанию и методам
воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ(
раздел 1) Оценкой уровня выполнения
заданий детьми является следующая система: Высокий уровень– ребёнок
выполняет задание полностью с первого раза
без подсказки или с небольшой подсказкой
взрослого. Средний уровень- выполняет
задание самостоятельно, но после
дополнительного объяснения, иногда не
полностью. Низкий уровень - ребёнок
справляется с задание только при помощи
взрослого или не справляется совсем. Например: Изучение представлений детей по
разделу “Неживая природа”
Диагностические методики. 1.Что такое вода? Вода какая? В : Ребёнок самостоятельно
отвечает, что вода - это жидкость и
рассказывает о свойствах воды: прозрачная,
без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы
и т.д. С : Называет не все свойства. Н: Называет несколько свойств
после подсказки. 2.Кому нужна вода и зачем? • Ребёнок самостоятельно
рассказывает, что вода нужна всем, чтобы
жить; приводит какие-либо конкретные
примеры. • Справляется с заданием с
помощью наводящих вопросов воспитателя. • Справляется с заданием с
помощью иллюстраций. 3.Что загрязняет воздух? Нужно ли
беречь воздух? • Ребёнок самостоятельно
даёт верные ответы: выхлопные газы, дым
заводов, фабрик; чтобы дышать чистым
воздухом и не болеть. • Справляется с заданием с
помощью наводящих вопросов воспитателя и
иллюстраций. • Затрудняется ответить на
вопросы. Оформление результатов диагностики
проводится в специальной диагностической
таблице, где фиксируются уровни выполнения
всех заданий детьми. № п\п Фамилия, имя ребёнка Представления о свойствах
воды Представления о роли воды в
жизни растений, животных, человека. Представления о том, зачем
воздух нужно беречь. Далее данные обрабатываются и
математическим путём( нахождение среднего
арифметического) подсчитываются в
процентном отношении количество детей с
высоким , средним и низким уровнем освоения
знаний. А затем пишется протокол или
справка по результатам проведения
диагностики, например: СПРАВКА по проведению диагностического
среза развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста по МДОУ д\с № 49 “Почемучки”
февраль 2008 В течение февраля в четырёх
группах детского сада “Золотые рыбки”, “Хорошки”,
“Колыбелька”, “Ладушки” был проведён
заместителем заведующей по методической
работе Гудковой Ж.Л.и учителем-логопедом
Костиной Е.В. диагностический срез развития
связной речи детей по методике В.П.Глухова. (
выбирались 6 детей из группы , с высоким,
средним и низким уровнем развития речи по
рекомендации воспитателя) Детям старших групп было
предложено выполнить два задания : пересказать рассказ “Ласточка”
( после двух прочтений и разбора его) составить описательный
рассказ о Неваляшке с опорой на схему. Детям подготовительных групп
было предложено выполнить такие задания: составить рассказ по серии
картин “Заяц и уточки” составить рассказ по сюжетной
картине “Счастливого плавания” Все рассказы фиксировались в
протоколе во время пересказа детьми и потом
по специальной схеме оценки уровня
выполнения задания был поставлен балл
каждому ребёнку и высчитан общий групповой
балл.( уровни : хороший -4 балла,
удовлетворительный – 3 балла,
недостаточный – 2балла, низкий – 1 балл) Результаты среза: Группа “Хорошки”: ( средний
возраст – 5лет2месяца) Пересказ рассказа “Ласточка” -
3,25 балла Описательный рассказ - 3 балла Средний балл группы - 3,1 балла - 2
уровень – удовлетворительный. Группа “Золотые рыбки” (средний
возраст – 5лет 9месяцев) Пересказ рассказа “Ласточка” -
3,75 балла, Описательный рассказ - 3,3 балла Средний балл группы - 3,6 балла –
приближено к 1 уровень – хороший Группа “Колыбелька”
подготовительная. Рассказ по серии картинок- 2,8
баллов Рассказ по сюжетной картинке – 2,8
баллов Средний балл группы – 2.8 балла
чуть ниже 2 уровня - удовлетворительного. Группа “Ладушки”
подготовительная Рассказ по серии картинок – 3,3
балла Рассказ по сюжетной картине – 3,2
балла Средний балл группы – 3,25 балла -
выше второго уровня - удовлетворительного. Вывод: Необходима дальнейшая работа по
развитию связной речи детей, так как
практически нет хорошего уровня, а только
удовлетворительный и ниже (недостаточный). К тому же, при анализе планов за 6
месяце этого года во многих группах
выявлено недостаточно грамотное
планирование работы по развитию речи детей.
Особое внимание на занятиях по звуковой
культуре речи уделять проведению
артикуляционной гимнастике и развитию
фонематического слуха у детей., а на
занятиях по развитию речи –
перессказыванию. Воспитатель или специалист на
основе проведённых диагностик делает
портрет ребёнка, или всей группы и далее вся
работа воспитателей и специалистов
строится с учётом проведённого
исследования , планируются повторные
занятии, упор на какой-то теме и
индивидуальная работа с детьми,
показавшими низкий уровень развития,
беседы с родителями, взаимосвязь со
специалистами и так далее, а потом , через
определённое время проводится повторная
диагностика. Все результаты диагностик за год
по всем линиям развития фиксируются в
карточке развития ребёнка. Лист контроля за динамикой развития детей
младшей группы ________ ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ. СОЦИАЛЬНО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ БЫТОВЫЕ НАВЫКИ. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ : ВЫСОКИЙ - СРЕДНИЙ - НИЗКИЙ- Индивидуальная карта развития
ребёнка______________________ 200___года рождения № п\п Показатель развития 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. 1. Общая моторика 2. Мелкая моторика 3. Знание предметного
окружения 4. Знания явлений общественной
жизни 5. Знания о природном окружении. 6. Уровень развития речи.(словарь,
грамматика, фонетика, связная речь) 7. Счётные операции 8. Знание сенсорных эталонов. 9. Ориентировка в пространстве
и времени 10. Логическое мышление 11. Знание художественной
литературы. 12. Освоение основ грамоты и
чтения. 13. Навыки в самообслуживании 14. Трудовые навыки 15 Изобразительные умения и
навыки 16. Конструктивные способности 17. Музыкально-эстетическое
развитие 18. Социально-нравствненные
понятия и коммуникативные навыки. 19. Игровые умения и навыки. 20.. Учебно-важные качества.(
произвольная сфера, принятие учебной
задачи, выполнение инструкций) УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ : ВЫСОКИЙ - СРЕДНИЙ - НИЗКИЙ- Ответственные за диагностику
детского сада № 49 “Почемучки” Периодичность проведения
диагностики в детском саду № 49”Почемучки” № п\п Виды диагностики Сроки Ответственный 1. Оценка состояния здоровья
детей ДОУ ( группы здоровья,
заболеваемость, посещаемость,
хроническая патология и т д.) Постоянно. Старшие медицинские сестры,
врач –педиатр. 2. Оценка содержания и методов
работы по воспитанию и обучению детей. 1 раз в год Зам.зав. по МВР 3. Уровень освоения
дошкольниками программы . 2-3 раза в год. воспитатели 4. Уровень развития
познавательной сферы. 2 раза в год Зам.зав. по МВР 5 Анализ стартовой готовности
выпускников к школе. 1 раз в год психолог 6. Мониторинг уровня
адаптированности ясельных детей к
дошкольному учреждению 1 раз в год Психолог, воспитатели 7. Контроль динамики развития
детей раннего возраста. 1-2 раз в году Зам.зав. по МВР. Психолог,
воспитатели 8. Динамика физического
развития старших дошкольников.(паспорт
здоровья) 2 раза в год Инструктор по физической
культуре воспитатели 9. Результаты адаптации
выпускников к условиям школы. 1 раз в год. Зам.зав. по МВР, психолог 10. Уровень развития речевых
навыков детей с младшего возраста. 2 раза в год Учитель-логопед. 11. Анализ профессиональных
способностей молодых специалистов 1 раз в год Зам.зав. по МВР 12. Изучение мнения родителей о
качестве образования и воспитания в
ДОУ 1 раз в год. заведующая 13. Результативность
взаимодействия педагогов и родителей. 1 раз в год. Зам.зав. по МВР 14. Мониторинг
удовлетворённости педагогов ДОУ
качеством методической работы. 1 раз в год Зам.зав. по МВР. 15. Анализ социального состава
семей ДОУ и запросов родителей на
образовательные услуги. 1 раз в год. Воспитатели, Заведующая. 16. Контроль уровня
безопасности пребывания детей в ДОУ 4 раза в год Зам.зав. по безопасности В педагогическом кабинете
детского сада № 49 “Почемучки” подобран пакет
диагностических методик по всем линиям
развития ребёнка, по освоению программы
воспитания и обучения в детском саду а
также у психолога имеются все
диагностическое методики психологического
развития детей . xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Сводная таблица результатов мониторинга качества образования детей 2016 – 2017гг. __________________________________________________ имя ребёнка Уровень развития интегративных качеств Физическое развитие Любознательность, активность Эмоциональность, активность Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми Способность управлять своим поведением и планировать действия Способность решать интеллектуальные и личностные задачи Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Овладение предпосылками учебной деятельности Н.г К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. 1 балл – требуется внимание специалиста 2 балла – требуется корректирующая работа педагога 3 балла – средний уровень развития 4 балла – уровень развития выше среднего 5 баллов – высокий уровень развития Подпись воспитателя ___________________ / / Сводная таблица результатов мониторинга качества образования детей 2016 – 2017гг. __________________________________________________ имя ребёнка Образовательные направления развития Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. 1 балл – требуется внимание специалиста 2 балла – требуется корректирующая работа педагога 3 балла – средний уровень развития 4 балла – уровень развития выше среднего 5 баллов – высокий уровень развития Подпись воспитателя ___________________ / / Итоговая таблица результатов мониторинга качества образования детей 2016 – 2017гг. Уровень развития интегративных качеств Физическое развитие Любознательность, активность Эмоциональность, активность Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми Способность управлять своим поведением и планировать действия Способность решать интеллектуальные и личностные задачи Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Овладение предпосылками учебной деятельности Н.г К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Группа второго раннего возраста (2-3г.) Разновозрастная группа № 1 (3-4г.) Разновозрастная группа № 2 (4-6 лет) Разновозрастная группа № 3 (6-7 лет) Средний балл Уровень 1 балл – требуется внимание специалиста 2 балла – требуется корректирующая работа педагога 3 балла – средний уровень развития 4 балла – уровень развития выше среднего 5 баллов – высокий уровень развития Заведующая МДОУ «Одуванчик» А.Р. Мозголина Итоговая таблица результатов мониторинга качества образования детей 2016 – 2017гг. группа Образовательные направления развития Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Группа второго раннего возраста (2-3г.) Разновозрастная группа № 1 (3-4г.) Разновозрастная группа № 2 (4-6 лет) Разновозрастная группа № 3 (6-7 лет) Средний балл Уровень 1 балл – требуется внимание специалиста 2 балла – требуется корректирующая работа педагога 3 балла – средний уровень развития 4 балла – уровень развития выше среднего 5 баллов – высокий уровень развития Заведующая МДОУ «Одуванчик» А.Р. Мозголина infourok.ru"Мониторинг в детском саду". Мониторинг детсад
"Мониторинг в детском саду"
Просмотр содержимого документа
«"Мониторинг в детском саду"»
Организация мониторинга качества образования в МДОУ общеразвивающего вида — детском саду № 49 "Почемучки" г. Коломны Московской области
Мониторинг в детском саду
Смотрите также