"Мониторинг в детском саду". Мониторинг детсад
"Мониторинг в детском саду"
МОНИТОРИНГ В ДЕТСКОМ САДУ
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.
Просмотр содержимого документа «"Мониторинг в детском саду"»

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.

Понятие «мониторинг» как способ научного исследования широко применяется в экологии, биологии, социологии, экономики, теории управления. С точки зрения экологии это «непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам», а с позиции социологии это «определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды». Перенос этого понятия в сферу образования изменил смысл, и в современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

Это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса.

- постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения
- изучения объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс

Определение направленности мониторинга следующим шагом предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга.

Методы
Формализированные
тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы
Малоформализованные
наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности

На наш взгляд, наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.

- В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя.
- В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.
- В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика . Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития.

Для того чтобы провести педагогическую диагностику, необходимо определить ее цель. В соответствии с целью определяются критерии, по которым будет проводиться оценка результатов диагностики (идеальный результат), которые должны быть точными, однозначными, объективными.

- Первый этап – предварительный, предположительный диагноз – требует преимущественного использования метода наблюдения. Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности :
- игра
- общение со взрослыми и сверстниками
- детский труд и самообслуживание
- изобразительная и конструктивная деятельность
это дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

- Второй этап – уточняющий диагноз – опирается на дополнительные методы:
- анализ продуктов детской деятельности
- беседы с детьми
- опросы
- анкетирование педагогов и родителей
- небольшие экспериментальные задания и простые тесты
Используются также специальные методы диагностики, позволяющие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т.д.

- Третий этап – окончательный диагноз – заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении.
Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией.
Преимущественно используется метод экспериментальных оценок.
На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики информацию.

multiurok.ru
Организация мониторинга качества образования в МДОУ общеразвивающего вида — детском саду № 49 "Почемучки" г. Коломны Московской области

Разделы: Работа с дошкольниками
В современных условиях одной из задач ДОУ является обеспечение качества дошкольного образования, соответствующего запросам государства, общества и родителей. На этом пути воспитатель и специалист детского сада обязан не только знать и применять на практике все достижения педагогической науки, традиционные и инновационные технологии обучения, но и уметь проверить достижения детей, их знания, умения и уровень развития , а значит – владеть средствами элементарной диагностики и коррекции развития детей. В нашем дошкольном учреждении этот вопрос решается следующем образом.
Мониторинг качества образования в ДОУ – это комплексная система мер по сбору данных (диагностика) о субъектах образовательного процесса в ДОУ( дети, родители, педагоги и администрация) , их интересах, запросах и развитии, оценка и анализ данных и разработка дальнейших педагогических воздействий и мер для достижения наилучших результатов в образовании детей.
Под диагностикой понимается психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребёнка или взрослого.
Задачи диагностики , стоящие перед нами:
- Определение сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе воспитательно-образовательной работы;
- выявление изменений в психофизическом , сенсорном и личностно-социальном развитии ребёнка при реализации программы;
- разработка дальнейшего индивидуального маршрута развития ребёнка.
Принципы диагностики , которых мы придерживаемся:
- принцип целостного , системного и комплексного изучения ребёнка;
- принцип учёта зон актуального и ближайшего развития ребёнка;
- принцип регулярности ( динамичности изучения)
- принцип качественного и количественного анализа данных.
- принцип объективного отношения к испытуемому.
Методы диагностики , применяемые в работе :
- Наблюдение- изучение индивидуальных особенностей ребёнка через изучение его поведения.
- Анкетирование – социально-психологическое исследование с помощью анкет.
- Тестирование – использование стандартных наборов вопросов и заданий ( тестов), имеющие определённую шкалу значений.
- Беседа;
- сбор данных о ребёнке ( отзывы о ребёнке со стороны родителей, воспитателей, специалистов, изучение медицинской карты и др.)
- анализ результатов деятельности ( изобразительной , трудовой и др)
- интервьюирование ( получение информации с помощью опроса)
Мы практикуем следующие формы проведения диагностики:
- индивидуальная
- подгрупповая
- контрольный срез
Используем различные виды диагностики :
Для детей:
- Педагогическая – уровень знаний по математике, обучению грамоте и т.д.) , умений ( держать ручку, карандаш, ухаживать за растениями и т.д.) и навыков ( культурно-гигиенических, трудовых) детей по программе
- Психологическая – изучение уровня развития познавательной ( внимание, память, мышление, восприятие и т.д.) и социально-личностной сферы детей.
- Социологическая - изучение межличностных отношений детей в коллективе.
Для педагогов и специалистов:
- Психологическая - оценка коммуникативных качеств, самооценки, мотивации;
- Социологическая - изучение характера взаимоотношений в коллективе, микроклимата в коллективе.
- Педагогическая - выявление профессиональной компетентности воспитателей, показателей результативности в работе , креативности, умения владеть детьми, толерантности, и др.
Всегда придерживаемся следующих правил проведение диагностики:
- Задания должны соответствовать возрасту детей и программе и повторяются только один раз.
- Перед проведением диагностики необходимо установить доверительный контакт , учитывать состояние ребёнка, в случае отказа – не настаивать.
- Нельзя проводить обучение во время теста, только фиксировать результат.
- Категорически запрещается менять инструкции во время проведения диагностики.
- Длительность диагностики не должна превышать 15-20 минут.
- Присутствие других детей нежелательно, а родителей – возможно.
- Нежелательно давать негативную оценку знаниям ребёнка в его присутствии.
- Результаты диагностики сообщаются каждому родителю индивидуально , а вывешиваются на стенд только обобщенные результаты.
Критериями оценки педагогической диагностики является программа воспитания и обучения в детском саду, а также Временные ( примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ( раздел 1)
Оценкой уровня выполнения заданий детьми является следующая система:
Высокий уровень– ребёнок выполняет задание полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.
Средний уровень- выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью.
Низкий уровень - ребёнок справляется с задание только при помощи взрослого или не справляется совсем.
Например:
Изучение представлений детей по разделу “Неживая природа” Диагностические методики.
1.Что такое вода? Вода какая?
В : Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это жидкость и рассказывает о свойствах воды: прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т.д.
С : Называет не все свойства.
Н: Называет несколько свойств после подсказки.
2.Кому нужна вода и зачем?
• Ребёнок самостоятельно рассказывает, что вода нужна всем, чтобы жить; приводит какие-либо конкретные примеры.
• Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.
• Справляется с заданием с помощью иллюстраций.
3.Что загрязняет воздух? Нужно ли беречь воздух?
• Ребёнок самостоятельно даёт верные ответы: выхлопные газы, дым заводов, фабрик; чтобы дышать чистым воздухом и не болеть.
• Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя и иллюстраций.
• Затрудняется ответить на вопросы.
Оформление результатов диагностики проводится в специальной диагностической таблице, где фиксируются уровни выполнения всех заданий детьми.
№ п\п |
Фамилия, имя ребёнка |
Представления о свойствах воды |
Представления о роли воды в жизни растений, животных, человека. |
Представления о том, зачем воздух нужно беречь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Далее данные обрабатываются и математическим путём( нахождение среднего арифметического) подсчитываются в процентном отношении количество детей с высоким , средним и низким уровнем освоения знаний. А затем пишется протокол или справка по результатам проведения диагностики, например:
СПРАВКА
по проведению диагностического среза развития связной речи детей старшего дошкольного возраста по МДОУ д\с № 49 “Почемучки” февраль 2008
В течение февраля в четырёх группах детского сада “Золотые рыбки”, “Хорошки”, “Колыбелька”, “Ладушки” был проведён заместителем заведующей по методической работе Гудковой Ж.Л.и учителем-логопедом Костиной Е.В. диагностический срез развития связной речи детей по методике В.П.Глухова. ( выбирались 6 детей из группы , с высоким, средним и низким уровнем развития речи по рекомендации воспитателя)
Детям старших групп было предложено выполнить два задания :
-
пересказать рассказ “Ласточка” ( после двух прочтений и разбора его)
-
составить описательный рассказ о Неваляшке с опорой на схему.
Детям подготовительных групп было предложено выполнить такие задания:
-
составить рассказ по серии картин “Заяц и уточки”
-
составить рассказ по сюжетной картине “Счастливого плавания”
Все рассказы фиксировались в протоколе во время пересказа детьми и потом по специальной схеме оценки уровня выполнения задания был поставлен балл каждому ребёнку и высчитан общий групповой балл.( уровни : хороший -4 балла, удовлетворительный – 3 балла, недостаточный – 2балла, низкий – 1 балл)
Результаты среза:
Группа “Хорошки”: ( средний возраст – 5лет2месяца)
Пересказ рассказа “Ласточка” - 3,25 балла
Описательный рассказ - 3 балла
Средний балл группы - 3,1 балла - 2 уровень – удовлетворительный.
Группа “Золотые рыбки” (средний возраст – 5лет 9месяцев)
Пересказ рассказа “Ласточка” - 3,75 балла,
Описательный рассказ - 3,3 балла
Средний балл группы - 3,6 балла – приближено к 1 уровень – хороший
Группа “Колыбелька” подготовительная.
Рассказ по серии картинок- 2,8 баллов
Рассказ по сюжетной картинке – 2,8 баллов
Средний балл группы – 2.8 балла чуть ниже 2 уровня - удовлетворительного.
Группа “Ладушки” подготовительная
Рассказ по серии картинок – 3,3 балла
Рассказ по сюжетной картине – 3,2 балла
Средний балл группы – 3,25 балла - выше второго уровня - удовлетворительного.
Вывод:
Необходима дальнейшая работа по развитию связной речи детей, так как практически нет хорошего уровня, а только удовлетворительный и ниже (недостаточный).
К тому же, при анализе планов за 6 месяце этого года во многих группах выявлено недостаточно грамотное планирование работы по развитию речи детей. Особое внимание на занятиях по звуковой культуре речи уделять проведению артикуляционной гимнастике и развитию фонематического слуха у детей., а на занятиях по развитию речи – перессказыванию.
Воспитатель или специалист на основе проведённых диагностик делает портрет ребёнка, или всей группы и далее вся работа воспитателей и специалистов строится с учётом проведённого исследования , планируются повторные занятии, упор на какой-то теме и индивидуальная работа с детьми, показавшими низкий уровень развития, беседы с родителями, взаимосвязь со специалистами и так далее, а потом , через определённое время проводится повторная диагностика.
Все результаты диагностик за год по всем линиям развития фиксируются в карточке развития ребёнка.
Лист контроля за динамикой развития детей младшей группы ________
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ. |
СОЦИАЛЬНО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
БЫТОВЫЕ НАВЫКИ. |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ :
ВЫСОКИЙ -
СРЕДНИЙ -
НИЗКИЙ-
Индивидуальная карта развития ребёнка______________________ 200___года рождения
№ п\п |
Показатель развития |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|||||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
||||
1. |
Общая моторика |
||||||||
2. |
Мелкая моторика |
||||||||
3. |
Знание предметного окружения |
||||||||
4. |
Знания явлений общественной жизни |
||||||||
5. |
Знания о природном окружении. |
||||||||
6. |
Уровень развития речи.(словарь, грамматика, фонетика, связная речь) |
||||||||
7. |
Счётные операции |
||||||||
8. |
Знание сенсорных эталонов. |
||||||||
9. |
Ориентировка в пространстве и времени |
||||||||
10. |
Логическое мышление |
||||||||
11. |
Знание художественной литературы. |
||||||||
12. |
Освоение основ грамоты и чтения. |
||||||||
13. |
Навыки в самообслуживании |
||||||||
14. |
Трудовые навыки |
||||||||
15 |
Изобразительные умения и навыки |
||||||||
16. |
Конструктивные способности |
||||||||
17. |
Музыкально-эстетическое развитие |
||||||||
18. |
Социально-нравствненные понятия и коммуникативные навыки. |
||||||||
19. |
Игровые умения и навыки. |
||||||||
20.. |
Учебно-важные качества.( произвольная сфера, принятие учебной задачи, выполнение инструкций) |
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ :
ВЫСОКИЙ -
СРЕДНИЙ -
НИЗКИЙ-
Ответственные за диагностику детского сада № 49 “Почемучки”
- Заведующая,
- Заместитель заведующей по воспитательной и методической работе.
- Заместитель заведующей по безопасности.
- Педагог-психолог
- Учитель-логопед
- Инструктор по физической культуре
- Музыкальные руководители
- Воспитатели.
- Старшие медицинские сестры
Периодичность проведения диагностики в детском саду № 49”Почемучки”
№ п\п |
Виды диагностики |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Оценка состояния здоровья детей ДОУ ( группы здоровья, заболеваемость, посещаемость, хроническая патология и т д.) |
Постоянно. |
Старшие медицинские сестры, врач –педиатр. |
2. |
Оценка содержания и методов работы по воспитанию и обучению детей. |
1 раз в год |
Зам.зав. по МВР |
3. |
Уровень освоения дошкольниками программы . |
2-3 раза в год. |
воспитатели |
4. |
Уровень развития познавательной сферы. |
2 раза в год |
Зам.зав. по МВР |
5 |
Анализ стартовой готовности выпускников к школе. |
1 раз в год |
психолог |
6. |
Мониторинг уровня адаптированности ясельных детей к дошкольному учреждению |
1 раз в год |
Психолог, воспитатели |
7. |
Контроль динамики развития детей раннего возраста. |
1-2 раз в году |
Зам.зав. по МВР. Психолог, воспитатели |
8. |
Динамика физического развития старших дошкольников.(паспорт здоровья) |
2 раза в год |
Инструктор по физической культуре воспитатели |
9. |
Результаты адаптации выпускников к условиям школы. |
1 раз в год. |
Зам.зав. по МВР, психолог |
10. |
Уровень развития речевых навыков детей с младшего возраста. |
2 раза в год |
Учитель-логопед. |
11. |
Анализ профессиональных способностей молодых специалистов |
1 раз в год |
Зам.зав. по МВР |
12. |
Изучение мнения родителей о качестве образования и воспитания в ДОУ |
1 раз в год. |
заведующая |
13. |
Результативность взаимодействия педагогов и родителей. |
1 раз в год. |
Зам.зав. по МВР |
14. |
Мониторинг удовлетворённости педагогов ДОУ качеством методической работы. |
1 раз в год |
Зам.зав. по МВР. |
15. |
Анализ социального состава семей ДОУ и запросов родителей на образовательные услуги. |
1 раз в год. |
Воспитатели, Заведующая. |
16. |
Контроль уровня безопасности пребывания детей в ДОУ |
4 раза в год |
Зам.зав. по безопасности |
В педагогическом кабинете детского сада № 49 “Почемучки” подобран пакет диагностических методик по всем линиям развития ребёнка, по освоению программы воспитания и обучения в детском саду а также у психолога имеются все диагностическое методики психологического развития детей .
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Мониторинг в детском саду
Сводная таблица результатов мониторинга качества образования детей 2016 – 2017гг.
__________________________________________________
Фамилия,имя
ребёнка
Уровень развития интегративных качеств
Физическое
развитие
Любознательность,
активность
Эмоциональность,
активность
Овладение средствами общения и способами
взаимодействия с взрослыми
Способность управлять своим поведением и планировать действия
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи
Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
Овладение предпосылками учебной деятельности
Н.г
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
1 балл – требуется внимание специалиста
2 балла – требуется корректирующая работа педагога
3 балла – средний уровень развития
4 балла – уровень развития выше среднего
5 баллов – высокий уровень развития
Подпись воспитателя ___________________ / /
Сводная таблица результатов мониторинга качества образования детей 2016 – 2017гг.
__________________________________________________
Фамилия,имя
ребёнка
Образовательные направления развития
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
1 балл – требуется внимание специалиста
2 балла – требуется корректирующая работа педагога
3 балла – средний уровень развития
4 балла – уровень развития выше среднего
5 баллов – высокий уровень развития
Подпись воспитателя ___________________ / /
Итоговая таблица результатов мониторинга качества образования детей 2016 – 2017гг.
Уровень развития интегративных качеств
Физическое
развитие
Любознательность,
активность
Эмоциональность,
активность
Овладение средствами общения и способами
взаимодействия с взрослыми
Способность управлять своим поведением и планировать действия
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи
Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
Овладение предпосылками учебной деятельности
Н.г
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Группа второго раннего возраста
(2-3г.)
Разновозрастная группа № 1
(3-4г.)
Разновозрастная группа № 2
(4-6 лет)
Разновозрастная группа № 3
(6-7 лет)
Средний балл
Уровень
1 балл – требуется внимание специалиста
2 балла – требуется корректирующая работа педагога
3 балла – средний уровень развития
4 балла – уровень развития выше среднего
5 баллов – высокий уровень развития
Заведующая МДОУ «Одуванчик» А.Р. Мозголина
Итоговая таблица результатов мониторинга качества образования детей 2016 – 2017гг.
Возрастнаягруппа
Образовательные направления развития
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Группа второго раннего возраста
(2-3г.)
Разновозрастная группа № 1
(3-4г.)
Разновозрастная группа № 2
(4-6 лет)
Разновозрастная группа № 3
(6-7 лет)
Средний балл
Уровень
1 балл – требуется внимание специалиста
2 балла – требуется корректирующая работа педагога
3 балла – средний уровень развития
4 балла – уровень развития выше среднего
5 баллов – высокий уровень развития
Заведующая МДОУ «Одуванчик» А.Р. Мозголина
infourok.ru
Смотрите также
- 140 детсад
- Детсад калинка
- Тополек детсад
- История детсада
- Детсад 67
- Зав детсадом
- Названия детсадов
- Юбилей детсада
- Детсады волгограда
- Проект детсад
- Детсад без