Мой детский сад. Мой детсад ру


ка» - Мой детский сад

Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.

Пояснительная записка:

Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу. Не могут нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в детском саду и других развивающих учреждениях. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения — служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.

Методической основой данной программы является « Коррекционно- развивающая программа для детей средней группы» Шарохина В.Л..Направленность программы коррекционно- развивающая.Уровень реализации: дошкольное образование.Адресат :  дети 4-5 летПоказание средние и ниже среднего показатели познавательных процессов.Противопоказана аутичным детям, детям с задержкой психического развития, гиперактивным ( СДВГ) .Цель программы развить познавательные процессы.Цель достигается через решение следующих задач:Задачи 1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображение.2. Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.3. Развития коммуникативных навыков.4. Обучение математическим способностям.5. Повышение самооценки.Методы, обеспечивающие результативность: упражнения по развитию познавательных процессов. Пальчиковая гимнастика. АРТ — терапия. Упражнение на сплочение.

Входная и выходная диагностика:

  • Диагностика внимания:

Исследуем с помощью игр: «Найти одинаковые стаканчики». Перед ребенком выставляют четыре цветных стаканчика. Две из них совпадают по цвету и форме. Необходимо найти одинаковые стаканчики.

Цвета. Разложить кружочки по коробочкам (по цвету).Формы. Разложить геометрические фигуры.Восприятие величины. Расставить матрешек по росту.

  • Диагностика памяти.

Слуховая память. Ряд слов для запоминания: мальчик, дерево, осень,  мама, дождь, свеча, луна,  бант.Зрительная память. Раскладываются картинки с геометрическими фигурами.Затем картинки убираются.

  • Диагностика мышления.

Разложить картинки по заданному  принципу.Условия реализации: занятия проходят в кабинете психолога.Необходимо место для подвижных игр.Раздаточный материал по количеству детей.Наполняемость детей в группе 4-5 человек.Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 20 минут. Программа рассчитана на 3 месяца.Необходимые материалы :

  • Рабочие тетради: тренируем мышление и тренируем память.
  • Краски и кисточки.
  • Расходный материал (который готовится заранее).
  • Раздаточный материал из методички В.Л. Шарохиной.

Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой  моторики.Заинтерисованость родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.Тематический план

Тема занятий Цель занятий Содержание Количество часов
N1  «Колобок»  Развитие мелкой моторики.. 1.Упражнение на сплочение группы:« Ветер дует»2.Пальчиковая гимнастика3.Упражнение« Раскрась колобка».4.Вспомнить изображение.5.« Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.6. « Достань звезду» 20 мин
N2 « Маша и медведи» Развитие мышления.

 

1.Разложить фигуры по росту.2.Перебрать крупу и разложить по коробкам.3.У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки( тренируем мышления).4.Упражнение« Запомни узор».5.Релаксация « Достань звезду» 20 мин
N3« Котенок»  Развитие восприятия цвета и форм.

 

 

1.Упражнение на сплочение « Веселые приветствие».2.Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур.3.Пальчиковая гимнастика.4.Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери.5.Помогите Котенку расселить зверей( домашние и дикие).6.Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели? 20 мин
N4« Теремок»  Развитие мелкой моторики и внимания.

 

1. « Веселые приветствие»2.Сделай Котенка из геометрических фигур.3.Пальчиковая гимнастика.4.Найди и зачеркни.5.Вспомнить героев сказки. 20 мин
N5

«Мышонок»

 Развитие мышления и творческого потенциала.

 

1. « Веселые приветствия»2.Найди в стихотворении ошибки.3.5 игрушек запоминаем и вспоминаем игрушку, которую убрали.4. Раскрась понравившийся предмет. Превратить фигуры в разные предметы5.Припоминание. 20 мин
N6« Шалтай- Балтай» Развитие памяти имелкой моторики.

 

1.Зачеркните все подснежники на листе.2.Вспомните, где лежала игрушка.3.Соедини точки так чтобы получилось изображение( рыбка, домик, зонтик)4.Отгадайте загадки.Придумывают свою загадку.5.Релаксация « Шалтай-болтай». 20 мин

 

 

 

N7 «Фигуры» Развитие мышления имелкой моторики.

 

  • Приветствие
  • Классификация предметов  по форме и цвету (лото).
  • Упражнение
  •  « Зоркий глаз».
  • Выкладывается узор из геометрических фигур.
  • Релаксация.

 

 

20 мин
N8« Подарок» Развитие памяти имышления.

 

  • Приветствие:
  • Шуточные тесты

« Найдите ошибку художника»3.Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.

  • Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.
  • Раскрась мандалу.
  • Релаксация.
20 мин
N 9 «Кляксы» Развитие памяти и  воображения.

 

 Приветствие.1.Проверим память.Поставим 5 игрушек на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка2.Разрезные картинки.3. « Кляксы».4.Сделаем подарок.Пуговицы нанизываем на нитку.5.Релаксация. 20 мин
N10« Овал» Развитие мышления ивоображения.

 

Приветствие.« Веселые приветствия».1.Дорисуй овалы.2.Четвертый лишний.3.« Жмурки».4. Корректурная проба.5.Релаксация. 20 мин
N 11 « Будь внимателен»  Развитие внимания.

 

1.Приветствие.2.«Снежинки»Найти одинаковые снежинки.3.« Камень ножницы бумага».4.« Разведчики».5.Релаксация. 20 мин
N 12 «Итог» Развитие мышления.

 

Приветствие.1.Четвертый лишний.2. Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.3.Расставь изображения по местам.4.Узнай, что лежит в коробке..5.« Зеркало».

 

20мин

 

Педагог – психолог__________________________Хамматова Н.И.

Занятие N 1. Сказка «Колобок»Цель:1. Приветствие2 Развитие восприятия форм и цвета.3. Развитие мелкой моторики.4. Развитие зрительной памяти и внимания.5.Развитие мышления.6 Релаксация.

Оборудование:-Цветные карандаши.-4 геометрические формы.-Тренировочные тетради — развитие мышления.-Картинки: волка, зайца, медведя, лисы.Ход:1.Приветствие:Упражнение на сплочение группы:« Ветер дует»Все выстраиваются в одну линию.Ветер дует на того кто любит яблокиКто в брюкахКто сегодня умываетсяУ кого есть кошкаБегут к другой стене.Основная часть: припоминается сказка.2.Бабушка поскребла по сусекам и замесила колобокПальчиковая гимнастика:Колобок – это пальчик он катиться по дороге.3. Предлагается выбрать колобок из квадрата- треугольника и круга.Что еще круглой формы?Называются предметы круглой формы.Упражнение « Раскрась колобка».Предлагается 4 карандаша.Нарисуй рядом дорогу и солнце,  траву и небо.4.Приготовим изображение: волка, медведя, зайца и лисы.Дети запоминают, затем убирается одно изображение.( повторяется несколько раз)5. Тренировочная тетрадь по развитию мышления: « Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.6. Релаксация« Достань звезду»Припоминание.Прощание.

 

Занятие N 2 Сказка « Маша и медведи».

Цель:1. Восприятие форм, цвета и величины.2. Развитие мелкой моторики.3. Развитие памяти и внимания.4. Развитие мышления.5. Релаксация

Оборудование:-Нарезанные фигуры круга, квадрата, прямоугольника.— Крупа и коробочки.-Тарелочки бумажные.-Краски и кисточки.-Тетрадь тренируем мышление и память.

Ход:Приветствие.Упражнение на сплочение группы:Основная часть:Припоминание сказки « Маша и медведи»

1.Маша пошла в лес и заблудилась. Попала в избушку.Разложить фигуры по росту: Мишутки самые маленькие, Михаилу Пататычу — самые большие.2.Маша решила помочь медведям перебрать крупу и разложить по коробкам.Раскрасить тарелку для Мишутки.

  • Тетрадь : тренируем мышление страница 2 .У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки.
  • Упражнение « Запомни узор»

На бумаге рисуем простой узор ( ломаную линию). Запоминают в течение 1-2 минут. Дети воспроизводят по памяти. Постепенно узоры усложняются.

  • Релаксация « Достань звезду».

 

Занятие N 3 « Котенок»Цель:1. Развитие восприятия цвета и форм.2. Развитие мелкой моторики.3. Развитие памяти и мышления.4. Релаксация.

Оборудование:-Цветные карандаши.-Трафаретные линейки.-Карандаши.Ход:Приветствие.

  • Упражнение на сплочение « Веселые приветствие»
  • Основная часть.

Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника и треугольника.Сделать рисунок.Сосчитать фигуры.Раскрасить круг — желтым, квадрат- красным, треугольник- зеленым, прямоугольник- синим.

  • Пальчиковая гимнастика.

Как у кота шубка очень хорошаКак у котика усы удивительной красыГлазки смелы, зубки белы( развести руки, руки к себе,  ушки над головой, повернутся и похвалится развести руки, ушки над головой, пальчиками проводим по верхней губе прокрутить пальчиками , гордо распрямится, показать пальчиками глаза, показать пальчиками улыбку.)Проведи дорожку к домику Котенка.

  • Тренируем память.

Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери.

  • Помогите Котенку расселить зверей ( домашние и дикие). Рабочий лист.
  • Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели?

 

Занятие N 4 « Теремок»

Цель:1. Развитие восприятия цвета и форм.2. Развитие мелкой моторики.3. Развитие внимания.4. Развитие памяти.5. Релаксация.

Оборудование:-бланк- корректурная проба-герои сказок теремок-геометрические фигуры

 

Ход:

Приветствие:« Веселые приветствия»

  • Сделай Котенка из геометрических фигур:

— овала— круга— 6 треугольников— прямоугольникРаскрась:Круг- желтымТреугольники- чернымПрямоугольник и овал- белым.Приклей на бумагу.

  • Пальчиковая гимнастика.

« Веселая мышка»Перчатку нашла (раскрываем ладошку, пальцы растопыривают и поворачивают руку)Гнездо, в нем устроив (складываем ладошку)Мышат позвала (сгибаем и разгибаем пальцы)Им корочку хлеба дала покусать ( кончиками пальцев поочередно стучим по остальным пальцам)Погладила всех и отправила спать ( ладошки погладить друг о друга)

  • Расставить и  зачеркнуть.
  • Вспоминаем героев сказки « Теремок».

Изображение животных (4)Убираем 1 героя.

Занятие N5 « Мышонок»Цель:1. Развитие внимания.2. Развитие зрительной памяти.3. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.4. Развитие мышления и творческого потенциала.5. Релаксация.

Оборудование:

-Листы с кругами и овалами— 5 игрушек из разного материала-цветные карандаши

Ход:

1.Упражнение на сплочения.« Веселые приветствия»Раз, два, три друга найди.Потереться носами. Ушками. Пятками.Коленками.Локтями.

2. Читается стихотворение, и находятся ошибки.Куклу, выронив из рукМаша мчится к маме:« Там ползет зеленый лук (жук)С длинными усами».Закричал охотник « Ой!Двери (звери) гонятся за мной».Я тигренок, а не миска (киска)!

3. 5 игрушек из различных материалов. Запоминают 1-2 минуты. Убирают 1 игрушку.Предметы делят на группы ( по материалу из которого изготовлено)

  • Раскрась понравившийся предмет.( Лист с изображением предметов)
  • Превратить фигуры в разные предметы.

 

Занятие N 6 « Карандаш»Цель:1. Развитие внимания.2. Развитие памяти.3. Развитие мелкой моторики.4. Развитие мышления.5. Релаксация.Оборудование:— листы корректурной пробы— листы с точкамиХод:

  • Зачеркните все подснежники на листе.
  • Вспомните, где лежала игрушка.
  • Соедини точки так чтобы получилось изображение ( рыбка, домик, зонтик)
  • Отгадайте загадки:

Сто одежек и все без застежек.( Капуста)Не лает не кусает а в дом не пускает.( замок)Зимой белый а летом серый.( Заяц)Без рук без топоренка построена избенка.( Гнездо)Не портной, а всю жизнь с иголкой ходит. ( Ёжик)Четыре братца под одной крышей стоят.( Стол)2 стекла на носу болтаются.Придумывают свою загадку.

  • Релаксация « Шалтай-болтай»

Ребенок изображает героя стихотворения.Поворачивает туловищем. Болтает расслабленными руками.Взрослый читает стихотворение:

Шалтай-болтайСидел на стенеШалтай-болтайСвалился во сне.Когда произнесется последняя строчка, ребенок должен резко наклонить тело вперед, перестав болтать руками.

 

Занятие N 7 « Фигуры»Цель:1. Развитие внимания.2. Развитие мышления.3. Развитие памяти.4. Развитие мелкой моторики.5. Релаксация.Оборудование:— Лото геометрических фигур— счетные палочки

Ход:

  • Приветствие
  • Классификация предметов  по форме и цвету (лото).
  • Упражнение « Зоркий глаз»

Маленькую игрушку запоминает ребенок. Она прячется в комнате на видное место. Далее ребенок ищет.

  • Выкладывается узор из геометрических фигур. Дети запоминают и выкладывают самостоятельно.
  • Релаксация.

 

Занятие N 8 « Художники»

Цель:

  • Развитие внимания.
  •  Развитие памяти.
  • Развитие мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Релаксация.

Оборудование:-лист бумаги— шуточные тесты

Ход:

  • Приветствие:
  • Шуточные тесты Е.В. Колесниковой « Найдите ошибку художника»
  • Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.

Зайчик. Дождь. Дерево. Дом. Лист. Туча. Шарик. Гриб. Морковь.

  • Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.
  • Раскрась мандалу. Сделай её красочную. Подари родителям.
  • Релаксация.

Занятие N 9 « Клякса»

Цель:1.Развитие памяти.2.Развитие речи и мышления.3.Развитие воображения.4.Развитие мелкой моторики.5.Рефлексия.

 

Оборудование:-открытки на каждого-краски и чистый лист бумаги— 4 игрушки— пуговицы разные

 

Ход:

1 Приветствие.2.Разрезные картинки.Картинки с изображением какого-либо предмета, разрезанные на 2-3-4 части.Необходимо собрать целое.3. « Кляксы»Взять на кисточку немного краски. Далее делается клякса на листе бумаги и складывается лист так, чтобы клякса отпечаталась на другой стороне. После развернуть лист и назвать что получилось.4.Проверим память.Поставим 4 игрушки на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка.

5.Сделаем подарок.Пуговицы нанизываем на нитку.

 

Занятие N 10 «Будь внимателен»

Цель:1.Развитие памяти.2.Развитие мышления.3.Развитие воображения.4.Развитие коммуникаций.5.Рефлексия.Оборудование:— Лист корректурной пробы на каждого— лист с оваламиХод:1.Приветствие.« Веселые приветствия»Ушко к ушку. Лобик к лобику.2.Дорисуй овалы.3.Четвертый лишний.4.« Жмурки»Выбирается ведущий.Завязываются глаза. Ловит участников и угадывает его имя.5.Релаксация.

 

Занятие N 11 «Разведчики»Цель:1.Развитие мышления.2. Развитие внимания.3. Развитие воображения.4. Развитие памяти.Оборудование:Ход:

  • Приветствие.
  • «Снежинки»

Найти одинаковые снежинки.

  • « Камень, ножницы, бумага» Играют в парах.
  • « Разведчики». Выбирают одного « разведчика». Он командует « Замри!». Вся группа застывает. Разведчик закрывает глаза. Участники меняют позу. Разведчик открывает глаза и его задача обнаружить изменения.
  • Релаксация.

 

Занятие N 12 «Итоговое»Цель:1.Развитие мышления.2. Общее развитие.3. Релаксация.

Оборудование:— изображение овощей и фруктов— предметы различной формы— цветные карандаши и лист бумаги.

Ход:

  • Приветствие.
  • Назовите предметы, изображенные на картинке.

КапустаПерецВишняСвеклаКакой предмет не подходит к остальным?И т.д. с другими картинками.2. Какие геометрические фигуры вы знаете?Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.

  • Предлагаются изображения овощей и фруктов. Изображение грядки и дерева.

Расставить изображения по местам.

  • Небольшие предметы разной формы и цвета запоминаются и ложатся в коробку. На глаза завязывается повязка. Опустив руку в коробку, ребенок достает и называет и вспоминает его цвет.
  • « Зеркало»

Вы- зеркало. Я поднимаю руку и вы. И так  все повторяете.

 

Рекомендуемая литература для родителей.
  1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) М.: Знание, 1984.
  2. Вроно Е. М. Поймите своего ребенка — М.: Дрофа, 2002.
  3. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста. //Вопросы психологии, 1993, N2
  4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 2-е изд., испр. и доп.- М.: 2004.
  5. Зайцев В.В Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3-5 –летнего возраста: пособие для воспитателей и родителей. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999
  6. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Т.А. М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007.
  7. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники М. Душин, В. Куров. Ярославль.
  8. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши? Дошкольное воспитание, 98. — N12.
  9. Память. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988
  10. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.: Академия развития, 1998. — 240 с. илл. — (Вместе учимся, играем)
  11. Солнцева В.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов.- М.: АСТ: Астрель, 2007

 

Рекомендуемая литература для педагогов.
  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.: ТЦ Сфера, 2003. — 88 с.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.-  М.: Ось-89, 1997.  (Практическая психология).
  3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996.
  4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.-  М.: АРКТИ, 2006. — 96 с.(Развитие и воспитание)
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000
  6. Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание.-  М., 2001

 

Автор: Хамматова Наталья Игоревна, педагог- психолог,Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад N 91» общеразвивающего видаОрджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

www.moi-detsad.ru

Документация воспитателя ДОУ. - Мой детский сад

Автор: Мяктинова О.А. старший воспитатель МДОУ детский сад N1 поселка Новозавидовский Тверской области.

В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленная своевременно и корректно, она может стать нашим первым помощником.Попробуем рассмотреть значение каждого документа в отдельности.

1. Табель посещаемости.

Он необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и проведение занятий (раздаточный материал для каждого ребенка). Также он помогает отследить заболеваемость детей в определенный период.

2. Сведения о детях и их родителях.

В официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу:— фамилия, имя ребенка;-дата рождения;— адрес проживания и телефоны;-ФИО родителей,  бабушек и дедушек;— место работы родителей и телефоны;-социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная — не полная семья).Подобная информация возникает из тактичного общения воспитателя с родителями и другими членами семьи. Причем сведения эти должны быть конфиденциальными, ибо речь идет о благе ребенка.Поведение воспитателя зачастую помогает нейтрализовать возможное негативное воздействие семейной обстановки на ребенка, сделать его жизнь более благополучной и гармоничной.

3. Лист здоровья.

Воспитатели работают в тесном контакте с медицинским персоналом детского сада. В практике важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья», которые заполняются медицинским персоналом. Как известно, для формирования правильной осанки и профилактики нарушений зрения немаловажное значение имеет правильная посадка детей за столом, для чего каждому ребенку подбирается комплект мебели. Рост и вес детей определяется 2 раза в год, соответственно и комплект мебели должен определяться 2 раза в год.Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья. По результатам профосмотров (проводимых 2 раза в год в садовских группах и 4 раза в год в группах раннего возраста) в зависимости от характера и степени выраженности отклонений в состоянии здоровья детей, врач дает рекомендации, фиксируя их документально. В практической работе воспитателя важны именно рекомендации, а не клинический диагноз (он является врачебной тайной). Все перечисленное отражается в «Листе здоровья» на каждого ребенка.

4. Возрастной список детей.

Состав детей в одной и той же группе неоднороден по возрасту, и  разница может доходить до года. Воспитатели должны учитывать возраст каждого ребенка в группе, так как разница в возрасте влияет на особенности индивидуального подхода к каждому из детей. Например, если в группе дети трех лет с половиной лет и четырех лет, то во взаимоотношениях с ними воспитатель должен учитывать возрастные изменения  психики, связанные с  «кризисом трех- четырехлетних». У одних детей активная фаза кризиса в разгаре, у других – кризис завершается, они постепенно становятся более контактными и управляемыми и значит могут более продуктивно и комфортно ощущать себя в коллективе.  Простой список с указанием возраста может помочь предотвратить весьма серьезные проблемы в группе.

5. Схема посадки детей за столами.

Именно она помогает правильно подобрать мебель по росту, произвести посадку детей, что является профилактикой нарушения осанки и зрения. Для закрепления места на определенный период существует схема посадки детей за столами, которая по мере необходимости корректируется в зависимости от изменений в физическом состоянии детей в группе.

6. Сетка образовательной деятельности.

Сетка образовательной деятельности помогает систематизировать работу с детьми  в течение текущего месяца. Согласно требованию СанПиНа от 20.12.2010 N164 о максимально допустимом объеме образовательной нагрузки  в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30-40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1.5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной  и образовательной деятельности – не менее 10 минут.

7. Перспективный план на год.

К началу учебного года воспитатель составляет перспективный план, который помогает ему планомерно решать поставленные задачи, используя для этого эффективные методики, индивидуальную работу с детьми и работу с родителями. Перспективному планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе, выявление ее сильных и слабых сторон, определение актуальных задач на предстоящий учебный год.

8. План работы на месяц.

Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы предусмотренной перспективным планом, воспитатель использует в работе календарные планы. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня.

В первой половине дня воспитатель планирует: беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы,  утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку, наблюдение погоды.

Во второй половине дня воспитатель планирует: бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями.

9. Диагностика.

Каждый воспитатель должен изучать своих воспитанников, следить за особенностями их развития. Изучать надо в системе и постоянно. Для этого существуют карты по диагностике знаний, умений, навыков детей по всем видам деятельности и итоговые таблицы результатов усвоения детьми программы.Диагностику воспитатель должен проводить в начале и конце учебного года, что даст ему возможность сравнить результаты усвоения детьми программы и своевременно провести коррекцию познавательных процессов в сторону достижения ребенком возрастных норм.

10. Схема взаимодействия с семьей.

Работа воспитателя не будет полноценной; если у него нет контакта с родителями детей. Необходимо знакомить родителей с программой обучения, целями и задачами воспитания, изучать передовой опыт семейного воспитания, знакомить родителей  с жизнью и работой дошкольного учреждения. Работа с  родителями должна вестись целенаправленно, планомерно и включать в себя индивидуальные и коллективные формы: беседы, родительские собрания, консультации, вечера досугов, выставки, Дни открытых дверей и т. д.На родительских собраниях осуществляется педагогическое просвещение родителей. Темы собраний — самые разные. Воспитатель непременно должен вести протоколы родительских собраний для последующего их анализа.

11. Самообразование.

Общество постоянно предъявляет требования к  системе образования. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. Воспитатель должен вести тетрадь по самообразованию, записывая в нее название изученной литературы,  название и автора заинтересовавшей его статьи, указывая страницы с наиболее значимой информацией. Далее следует обсудить с коллегами изученное на педагогическом совещании или педсовете. При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора.

www.moi-detsad.ru

«Космос» - Мой детский сад

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе.

дети на занятии "Космос"Программное содержание1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.2. Познакомить с Солнцем как  раскаленном космическим объектом, строением солнечной системы из планет (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях) .3. Вызвать интерес к космосу.

Активизация словаря: Солнечная система -галактика; планеты Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; астероиды, комета; глобус

Предварительная работа Беседа с детьми о предстоящем празднике- 12 Апреля «День космонавтики», рисование космических спутников и космонавтов в скафандре.

Материалы к занятиюДемонстрационный: картины «Солнечная система»; иллюстрации: портреты Константина Эдуардовича Циолковского, Сергея Павловича Королева, Юрия Алексеевич Гагарина; детские рисунки; фотография Земли из космосаМодель солнечной системы для игры: желтая палочка- Солнца, а  9 шариков на ниточках- планеты. ГлобусРаздаточный: картон черного цвета; планеты разные по цвету и размеру, из самоклеющейся бумагиХод занятия

(Дети сидят полукругом, напротив доски с иллюстрациями)— На предыдущем занятии мы с вами говорили о предстоящем празднике 12 апреля- день космонавтики. Сегодня мы познакомимся со строением солнечной системы из планет и созвездий.— Посмотрите на доску и расскажите обо всех, кого мы на ней видим.

— Рассказ первого ребенка « Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах».— Молодец… А кто продолжил его дело?

— Рассказ второго ребенка «Его дело продолжили ученики- ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева. В 1933году изготовили первый космический спутник (показ детского рисунка), установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно».— Очень хорошо и даже нарисовал первый спутник. А кто первый отправился к звездам? Расскажите о первых космонавтах .

-Рассказ третьего ребенка « В 1957 году первым «космонавтом» была собака Лайка, с ней же были отправлены плесневые грибки, традесканции, мухи и мыши. Пролет прошел успешно, все было доставлено на землю в целости и сохранности. В 1958году увеличили размер ракеты и отправили две собаки-лайки: Белку и Стрелку. Они тоже благополучно вернулись на Землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту — послать в космос человека!»-Молодец.. о первом космонавте нам расскажет…

-Рассказ четвертого ребенка « 12 апреля 1961 года   сбылась мечта человечества. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показ портрета и детских рисунков). Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта.»

Физ минутка. А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт»Раз-два, стоит ракета.                                   (дети поднимают руки вверх)Три-четыре, скоро взлет.                              (разводят руки в стороны)Чтобы долететь до солнца                           (круг руками)Космонавтам нужен год.                               (берется руками за щеки, качает головой)Но дорогой нам не страшно                         (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)Каждый ведь из нас атлет                            (сгибают руки в локтях)Пролетая над землею                                   (разводят руки в стороны)Ей передадим привет .                                  (поднимают руки вверх и машут)

-Как много вы знаете!  Отгадайте загадку:Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица.

(Ответы детей. Если не ответили, подвести к тому, что это звезды на небе)-Правильно, это звездное небо. Космос всегда интересовал человека. Ведь хочется знать- есть ли жизнь где-нибудь еще? Я приглашаю вас посетить наш планетарий. (поднимаю салфетку с картин «Солнечная система»)Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему?— Звезд на небе днем не видно.  А почему днем не видно звезд?— Потому что светит Солнце.— Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. Посмотрите на картину. В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета- Солнце, вокруг нее движутся 9 больших планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Вокруг солнца вращаются 9 планет. Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя?Игра «Солнечная система» Проведем опыт  представьте, что желтая палочка- Солнца, а  9 шариков на ниточках- планетыВращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..— Солнцу помогает вечное движение.— Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится  и не будет действовать это вечное движение. Послушайте, какое интересное стихотворение нашла… со соей мамой в интернетеВ пространстве космическом воздуха нет.И кружат там девять различных планет,И солнце – звезда в самом центре системыИ притяжением связаны все мы.

-Я  предлагаю вам пройти к столам и составить карту планет (дети проходят к столам) Что нам понадобится для составления схемы-карты?— Правильно, картон черного цвета; планеты разные по цвету и размеру, из самоклеющейся бумаги и таблица «Солнечная система»

В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета- Солнце, какой кружок мы с вами выберем?.. Правильно, самый большой, желтого цвета. Аккуратно снимаем пеночку и приклеиваем в центр нашей схемы.Сколько планет вокруг Солнца?.. Правильно, вокруг Солнца движутся 9 больших планет:

Самая маленькая во всей солнечной системе-  Меркурий, он расположен ближе всех к Солнцу и раскаленная- красная планета.(Дети приклеивают)

Следующая от Солнца очень жаркая, фиолетовая планета, сплошь затянутая облаками- Венера.Третья— на ней мы живем  с вами… Правильно, Земля. Послушайте какое красивое стихотворение выучила….— Девочка читает стихотворениеЯ.Аким «Земля»Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных.Лишь на ней одной цветутЛандыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо…Береги свою планету —Ведь другой, похожей, нету!

— Как выдумаете, какой формы  и цвета увидел Гагарин нашу Землю из космоса?— Круглой, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами. (Выставляю фотографию Земли из космоса)— Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз?— Правильно- глобус (Показать глобус). (дети приклеивают голубой шар)

Четвертая от Солнца-  красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Это планета Марс. (дети приклеивают)

Пятая самая большая планета-Юпитер состоит из жидкости и газа, мы наклеим его галактической бумагой с разводами(дети приклеивают)

Шестая планета-Сатурн, о нем нам расскажет… (девочка читает стихотворение) (дети приклеивают)Сатурн  Римма АлдонинаУ каждой планеты есть что-то своё,Что ярче всего отличает её.Сатурн непременно узнаешь в лицоЕго окружает большое кольцо.Оно не сплошное, из разных полос.Учёные вот как решили вопрос:Когда-то давно там замёрзла вода,И кольца Сатурна из снега и льда

Самые удаленные от Солнца планеты, а, значит, на них очень холодно и Людям очень мало известные Уран, Нептун и самый далекий Плутон.

Седьмая планета изо льда и гада зеленая с полосками- Уран(дети приклеивают)

Восьмая- Нептун, больше урана и темно синего цвета.. (дети приклеивают)

Поменьше ее серая планета- Плутон. (дети приклеивают)

Вокруг этих больших планет множество малых звезд – астероидов и кометы. Газовые и пылевые хвосты комет сверкающим шлейфом тянутся за головами комет (показываю картинку). Послушайте,  какое стихотворение выучил…-Мальчик читает стихотворение Р. Алдониной «Комета».

Комета                 Римма Алдонина

 

Какое роскошное диво!Почти занимая полсвета,Загадочна, очень красиваПарит над Землёю комета.И хочется думать:-Откуда явилось к нам светлое чудо?И хочется плакать, когдаОно улетит без следа.А нам говорят:- Это лёд!А хвост её — пыль и вода!Неважно, к нам Чудо идёт,А Чудо прекрасно всегда!

 

При столкновении друг с другом астероиды рассыпаются на множество метеоритов (показываю картинку). При попадании в атмосферу Земли они сгорают.Как вы думаете они будут больше или меньше наших планет?..Правильно намного меньше. Наклейте разноцветные звездочки вокруг наших планет, кто желает может приклеить с хвостами кометы.Анализ занятия  Какие интересные карты наших будущих путешествий у нас получились. Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система?— Солнечная система- наш дом в бесконечной Вселенной.— Правильно, Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты в определенной последовательности. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».

 

По порядку все планетыНазовёт любой из нас:Раз … Меркурий,Два … Венера,Три … Земля,Четыре … Марс.Пять … Юпитер,Шесть … Сатурн,Семь … Уран,За ним … Нептун.Он восьмым идёт по счёту.А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон.

На следующем занятии мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для этого каждый из вас посмотрит наши энциклопедии и придумает об этих планетах рассказы или выучит стихотворения. Все сегодня молодцы. Наше занятие закончилось.

 

Автор: Климова Н.П.— ст.воспитательМДОУ «Детский сад N36 «Золотой ключик»,Набережны Челны.

www.moi-detsad.ru


Смотрите также

НАШИ НОВОСТИ
05.05.2017

Утренник

04.05.2017

Фото-выставка

03.05.2017

Просмотр видео роликов "Прикоснись к подвигу сердцем"

21.04.2017

Конференция

14.04.2017

Волонтерская акция

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930