Новые мастер-классы с использованием материала «Соломка». Поделки из соломки


Картины из соломки | Мастер-класс своими руками

Разнообразием золотистых тонов и оттенков обладает натуральный материал, вобравший в себя энергию солнца и силу земли – обычная соломка.Для изготовления подобных изделий из соломки годится солома овса, ячменя, пшеницы. Ее необходимо для этого тщательно подготовить: разрезать каждый стебелек на части возле колец, очистить от верхних покрывных листьев, полученные золотистые трубочки вновь разрезать вдоль, замочить в воде на несколько часов и затем разгладить утюгом.Картины из соломкиКартины из соломкиКартины из соломкиКартины из соломки

Техника изготовления

Особенно красивыми получаются изделия, если основа - цветная бархатная бумага, или ткань. Основа может быть вообще любой. Основа моих образцов – ткань.

Картины из соломки

Выбранный по желанию рисунок переводим на кальку и вырезаем детали по частям. (Если деталей много и они разные – необходимо их пронумеровать.) Главное, заранее выбрать правильное направление расположения соломки, от этого зависит блеск рисунка и выразительность готового изделия.

Картины из соломки

Подобранная по тону, соломка аккуратно наклеивается на детали рисунка обычным клеем ПВА. Важно при этом точно приклеивать соломку друг к другу и соблюдать направление. Заклеенные детали подсушиваются, проглаживаются и внимательно, очень аккуратно вырезаются.

Картины из соломки

Если все детали перевести правильно и вырезать точно по линиям, полный рисунок сложить будет легко. Разложите вначале все детали на фоне, тщательно проверьте правильность расположения всех линий, а затем уж основное – приклеивание.

Картины из соломки

Поэтапно: частично-приклеенный участок придавливается грузом (ненадолго).

Картины из соломки

Затем вновь наклеиваем детали рисунка и вновь придавливаем…

На уже готовую работу обязательно необходимо положить груз до полного высыхания клея. Изготовленное таким образом, полученное изделие очень красиво смотрится в рамке под стеклом, дольше сохраняя в таких условиях блеск и яркость.

Картины из соломки

Соломкой можно создать различные изображения – натюрморты, портреты, пейзажи. Соломенной мозаикой украшаются шкатулки, ларцы, рамочки.

Картины из соломки

Обладая магической силой красоты, золотистый цвет соломки притягивает внимание, радуя искрящимся солнечным светом.

Картины из соломкиКартины из соломки

sdelaysam-svoimirukami.ru

Изделия из соломки — Копилка знаний

Одним из древнейших ремесел но праву можно назвать плетение. Плетеные изделия во все времена можно приспособить к современной жизни, а многие из них до сих пор пользуются популярностью у са­мых изыска!нтьгх модниц (сумочки, шляпки, браслеты, различные украшения).

Для плетения используются самые разные материалы, один из которых - солома злаковых растений. Изделия из соломки не только  исполняют роль бытовых предметов, но и од­новременно являются произведением искусств, чем особенно знамениты изделия белорусских масгеров (соломенные скульптуры, шрушкн, декоративные подвесные «пауки» и т. д.).

Изделия из соломки

Изделия из соломки Фото сайта http://www.avito.ru

Плетеные изделия везде хороши: в сельском доме, в квартире, на ма­ленькой даче или в современном коттедже, в детской, в комнате отдыха и кабинете. Заниматься плетением, используя свою фантазию и получая при этом огромное удовлетворение, могут как взрос­лые, так и дети, и даже совершенно слепые люди. Процесс плетения из соломки можно освоить до­статочно быстро и вскоре уже изготавливать иг­рушки, украшения, сумки, корзины, шляпы, ков­рики, коробки, шкатулки и даже обувь. Исходным материалом является солома, луч­ше всего ржаная - она самая прочная. Может подойти и пшеничная (она несколько грубее, толще и короче), ячменная или овсяная соло­ма (она мягкая, с очень красивыми оттенками желтого и зеленоватого цветов), а также стебли некоторых трав: пырея, мятника лугового, овсяницы, белой полевицы, тимофеевки и других.

Соломка представляет собой трубчатую часть стеблей злаковых растений, она может быть разных оттенков: желтого, красноватого, серебристо-зеленого и других необычных цветов. Для качественных изделий лучше всего выращивать самому на небольшом участке рожь или пшеницу, для изделий подойдет только солома, скошенная вруч­ную серпами. Используют преимущественно солому, заготовленную в период молочно-восковой спелости.

Скошенную зеленую солому необходимо сразу просушить, время от времени переворачивая. Если сушить на солнце, солома через 2-3 дня при­обретет золотистый цвет, при сушке в тени сохранит зеленую окраску, для получения серебристо-белого цвета соломку необходимо огбели тъ перекисью водорода, затем промыть несколько раз горячей водой и высушить. Кроме того, воспользовавшись анилиновыми красителями. Соломке мож­но придать пракппеекп любой цвет. В частности, при кипячении в воде с добавлением луковой шелухи усиливается желтый цвет соломки, с шиш­ами ольхи или дубовой коры она окрашиваемся в коричневый цвет.

У высушенной соломы удаляются листья, колоски, нижняя часть стебля. Каждую соломинку разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Два более тонких верхних коленца считаются лучшими для плетения, остальные части выбрасывать не следует, они вполне подойдут для декоративных деталей. Хранить соломку надо в затемненном помещении.Перед плетением для придания эластичности и гибкости солому необходимо замочить или пропарить, для чего свежевысушенную солому достаточно подержать 20-30 минут в воде комнатной темпе­ратуры, а солому давней заготовки надо залить кипятком, в некото­рых случаях необходимо прокипятить в течение 10-15 минут, пока она не станет гибкой. Подготовленную таким образом солому дер­жат в полиэтиленовом мешке, для работы небольшое количество можно завернуть в плотную мокрую ткань.

Для изготовления изделий практически не требуется специальный инструмент, понадобятся линейка, ножницы, бечевка, большая што­пальная игла и льняные нитки для сшивания плетенки, мешочная игла, шило. При спиральном плетении удобно вместо иглы с бечевкой пользоваться челноком.Существует четыре основных вида плетения из соломки: прямое, спиральное, плетение плоских и объемных плетенок. Самые простей­шие виды - спиральное и прямое плетение.

Технология спирального плетения. Несколько тонких соломинок складываются вместе в жгут, обматываются бечевкой и свертываются в плотное колечко. Колечко обматывается несколько раз бечевкой, вокруг него постепенно скручивается оставшаяся часть жгута, при этом после каждого оборота иголку с бечевкой проводят под очередной виток бе­чевки, расположенный на предыдущей спирали.

Скручивание идет все время в одном направлении. Для сохранения постоянной толщины жгу­та (контролировать ее можно с помощью какой-нибудь трубки) необходимо вовремя добавлять пучки соломы. Остаток жгута в конце работы подрезается так, чтобы он плавно подходил к тонкому концу, после чего он обматывается бечевкой. Вместо бечевки можно воспользоваться лента­ми лозы, корня, лыка, бересты, они выглядят более привлекательно.Таким способом можно получать круги различного диаметра, т. е. вы сможете изготавливать раз­личные подставки под посуду, ков­рики. В зависимости от формы каждый последулоший виток мож­но увеличивать, диаметр изделия при этом будет расширяться или, наоборот, уменьшаться, тогда диаметр изделия будет сужаться. Приме­няя такие приемы, вы сможете плести корзины, чаши, блюда и т. д.

Технология прямого плетения. Для этого вида плетения предвари­тельно увлажненную толстую соломину необходимо разглаживать вдоль стебля тупым концом ножа на доске сначала с изнаночной сто­роны, затем с глянцевой до тех пор, пока соломина не станет прямой лентой. Нужное для определенного изделия количество соломенныхлент укладывается вертикально параллельно друг другу, концы при этом луч­ше приклеить или зажать. Четные соломины приподнимаются (через одну), и под них перпендикулярно нечетным со­ломинам укладывается первая горизонтальная соломина. Далее приподнима­ются нечетные вертикальные соломины, и аналогично укладывается вторая горизонтальная соломина н т. д.

Сушить такую плетенку необходимо под прессом. Используя этот прием, можно сделать диагональное плетение, только горизонтальные соломины при этом перекладывают не через одну, а через две вертикальные, в каждом ряду сдвигая плетение вправо или влево на одну соломину.Прямое и диагональное плетение обычно используется для плетения салфеток, отдельных фрагментов аппликаций, в качестве фона в панно и в других аналогичных изделиях.

Кроме описанных выше простейших видов плетения, необходи­мо научиться изготавливать плоские плетенки: трехконцовки, четырехконцовки, пятиконцовки, шестиконцовки. «зубатки», а также объемные плетенки. Объемность достигается способами переплете­ния и применением каркасов из соломы, проволоки, лозы, палочек и т. д. Обычно с использованием каркасов плетутся шкатулки, различные коробочки, ларцы.

Плетежки из отдельных соломин плетут «от себя», держа выпле­тенную часть на коленях; толстые же плетежки, выплетаемые из пучков соломы, плетут «к себе», предварительно прикрепив к чему-нибудь ее начало. Плетежки можно подготовить заранее, а потом их использовать в качестве деталей, шнуров при сборке изделий из со­ломки, а также для изготовления украшений, таких как браслеты, ободки для волос и др.Для чаши среднего размера потребуется до 20 м плетенки шири­ной 10-12 мм (выплетенной из 7 соломин), для короба с крышкой -не менее 50 м плетенки.

Помимо умения плести разными способами, необходимо для изго­товления различных изделий научиться сшивать плетенки. Сшивают их вручную стежками «вперед иголку» или <адазад иголку», способа­ми «встык», «уступом», «плоскостью» или с помощью швейной ма­шинки. Всгык обычно сшиваются плетенки при изготовлении панно, ширм, циновок. Уступом сшиваются плетенки дня всевозможных го­ловных уборов, сумок, абажуров и других аналогичных изделий. Го­товое изделие выравнивается постукиванием молотка или проглаживанием через влажную ткань утюгом.

Из соломки собираются объемные ромбы и квадраты. Они изготав­ливаются отдельно, а затем прикрепляются к шкатулкам и ларцам. За счет различного сочетания объемных ромбов, ковриков и круглого плегежка достигается множество вариантов одного вида изделия. Вы можете юготавливать различные подставки для посуды, кор­зинки большие и маленькие, шляпы, плетеные кашпо для цветов, шкатулки. Чем изящнее и интереснее изделия, тем большим спросом они пользуются. 

По этой теме читайте на сайте :

kopilca.ru

"Цветок из соломки" (мастер-класс) | Страна Мастеров

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам...

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 1

Вид сбоку

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 2

Берём 6 соломин

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 3

Начинаем плетение с двух соломин

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 4

Вставляем третью сомину

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 5

Загибаем сначало слева, затем справа

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 6

Вставляем четвёртую сомину

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 7

Загибаем таким же способом

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 8

Вставляем пятую сомину

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 9

Загибаем

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 10

Вставляем шестую сомину

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 11

Загибаем

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 12

Далее попеременно слева, справа загибаем соломины и поверх

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 13

Таким образом получается ёлочка

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 14

Вот такой лепесток получается

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 15

Затем выгибаем при помощи ножниц

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 16

Всего потребуется 14 лепестков. На цветок уходит около 100 соломин. В центр вставляется пучок соломин. Закрепляется шёлковой нитью. Для ствола можно использовать ивовый прут. Для украшения ствола можно сплести по такому же принципу лист, только короче и прикрепить при помощи термо-пистолета. Всем приятного просмотра.

Лилия. Выставляю мастер-класс по многочисленным просьбам... фото 17

stranamasterov.ru

Новые мастер-классы с использованием материала «Соломка»

Заключительная часть МК птичка из...

Видео, Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

Мастер-класс.Продолжаем знакомиться с...

Видео, Мастер-класс, Материалы и инструменты

МК по созданию панно из соломки. Часть1

Видео, Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

Продолжение разговора о соломке

Видео, Мастер-класс, Материалы и инструменты

Пасхальная открытка вместе с детьми....

Мастер-класс, Открытка

«Объёмная аппликация на диске из...

Мастер-класс, Поделка, изделие

Мастер-класс соломенная кукла "...

Кукла, Мастер-класс

Рождественский вертеп с подсветкой

Мастер-класс, Поделка, изделие

Соломенный олень (мастер-класс)

Мастер-класс, Поделка, изделие

"Креативные " ромашки.

Мастер-класс, Флористика искусственная

МК для начинающих. Аппликация соломкой,...

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

Аппликация соломкой на обоях мастер...

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

Аппликация саломкой на обоях мастер...

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

МК "Новогодняя ёлка" в...

Мастер-класс, Поделка, изделие

Необычное из обычного

Декор предметов, Мастер-класс

Чистка и сортировка соломки + МК

Мастер-класс, Материалы и инструменты

Мастер класс приспособление для нарезки...

Мастер-класс, Материалы и инструменты

Осенний подарок

Мастер-класс, Оберег

Как отбелить соломку? МК

Мастер-класс, Материалы и инструменты

Мастер-класс. Цветы из упаковок от...

Мастер-класс, Поделка, изделие

Мастер-класс. Спиральное плетение...

Мастер-класс

Валентинки+МК мини

Декор предметов, Мастер-класс

Золотистая птица счастья... МК

Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

Мастер-класс. Плетение цветов из...

Мастер-класс, Материалы и инструменты

stranamasterov.ru

Поделки из соломки. ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛОМКА (В. Н. Преображенская, 2012)

Соломка – это замечательный и благодарный материал для работы, который трудно сравнить с каким-нибудь другим. Для славян, как и других земледельческих народов, солома в крестьянском деле была универсальным материалом. Прежде всего она шла на корм скоту. По причине ее долговечности, соломой покрывали кровли домов и разнообразных хозяйственных построек. Часто после суровой зимы крестьяне снимали солому с крыш амбаров и хлевов, чтобы прокормить скотину до появления новой травы.

Соломка – это красивый, теплый и душевный материал для всевозможных поделок, из нее можно смастерить несравненное чудо. В старину из соломы плели мережки различной ширины, затем их соединяли во всевозможные мягкие циновки, шили из мережек головные уборы, сумки и прочие бытовые вещи. Существует устойчивое мнение, что поделки из соломки обладают своей душой. Именно поэтому они несут надежду, добро и удачу всем, кто хоть однажды коснется этого народного искусства.

Виды соломы и ее свойства

Сухая солома – это хрупкий материал, но при распаривании она приобретает мягкость и пластичность. Однако солома хорошо сохраняет заданную форму и после того, как высохнет после распаривания.

Обычно для создания поделок принято использовать солому хлебных злаков: овса, пшеницы, проса, ржи, ячменя, гречихи или риса. Если же отсутствует возможность вовремя запастись соломой этих растений, то для изготовления поделок можно использовать сухие стебли любых других луговых трав.

С соломой очень приятно работать, поскольку она гладкая, гибкая, пахучая. Солома различных злаков обладает своими особенностями.

Рожь дает толстую солому темного цвета с длинными междоузлиями. Она бывает различных оттенков – от зеленого до золотого. Ржаная соломка – незаменимый материал для изготовления парусников или сооружений деревянного зодчества. Благодаря тому, что она самая длинная и достаточно прочная, способна долго сохранять форму, ее используют для изготовления разнообразных плетеных поделок: туесков, корзинок и пр. Мягкая, податливая и шелковистая ржаная соломка хороша для изготовления кукол.

Толстая и грубая пшеничная солома светлее ржаной. Она хорошо подходит для выполнения тех художественных работ, на которых предстоит изобразить архитектурные сооружения. Как и ржаная, пшеничная соломка также подойдет для изготовления плетеных изделий. Но из-за того, что она более грубая, толстая и короткая, пшеничную соломку не всегда можно использовать для некоторых типов поделок. Но из нее вполне можно делать кукол и разные фигурки.

Ячмень дает очень красивую эластичную и блестящую солому. Цвет ее варьируется в зависимости от сроков созревания. Она может быть нежно-белого, розового оттенка, вплоть до разных оттенков сиреневого тона. Ячменная соломка служит прекрасным материалом для цветочных композиций. Она годится также для изображения неба в пейзажах или ваз в натюрмортах.

Недостатки ячменной соломки заключаются в чрезмерной тонкости стебля, из него получается очень узкая лента при нарезке. Еще ячменная соломка во время работы не гнется, а ломается. Поэтому из нее трудно сделать куклу или другую игрушку.

Красивая овсяная солома имеет разные оттенки своего натурального цвета, он колеблется от слабо-золотистого до яркого тона, от желтого оттенка до цвета темного золота. Из овсяного стебля получается широкая эластичная лента, удобная для работы. Однако поверхность лент может быть разнородной: на ней гладкие участки сочетаются с четко выраженной фактурой. После заготовки овсяная солома приобретает красивый золотистый цвет. Это делает ее прекрасным материалом для различных отделочных работ, а также для создания мелких гибких деталей.

Рисовая солома бывает белого, кремового, бежевого, светло-коричневого, зеленого, темно-зеленого цвета. Трубки могут быть разными по толщине. Плотная и широкая оболочка стебля является самой красивой частью рисовой соломы. Эластичность, податливость и эффектный вид рисовой соломки делают ее незаменимым материалом в работе над любым сюжетом в разных техниках исполнения. Ленты рисовой соломки имеют красивую ребристую фактуру поверхности.

Солома гречишная в период полного созревания семян обладает ярким цветом, который колеблется от розового до темно-вишневого. Поздней осенью цвет соломы изменяется, ее окраска приобретает коричневатые тона – от светло-бежевого до темно-коричневого. Ленты из гречишной соломы имеют ровную, гладкую и блестящую поверхность. Эти свойства гречишной соломы позволяют использовать ее в разный период созревания для изображения цветов, ягод, ваз или закатного неба. Затем она становится прекрасным материалом для картин, где нужно показать структуру дерева: архитектурные детали, столы, скамейки, стволы. Однако гречишная солома не подходит для выполнения объемно-выпуклых аппликаций, а также работ в технике графики.

Для изготовления разнообразных поделок следует вовремя запасти солому. Важно правильно подобрать и распределить сырье. Так, для плетения годна только заготовленная вручную солома. Собирая соломку в различные сезоны года, можно получить совсем разный материал для поделок, а главное, различных цветов: от зеленого до ярко-желтого.

Собранная во время жатвы солома обладает богатой цветовой гаммой. Красива и эластична солома, оставшаяся зимовать и собранная весной из-под снега. Она имеет необычную окраску – от светлого до темно-коричневого цвета. Иногда вся поверхность такой соломы бывает очень эффектная, поскольку она розовая, пятнистая. Такая солома представляет собой ценный и редкий материал, который идет на изображение земли, дорог, деревьев и разнообразных бытовых предметов.

Следует иметь в запасе, во-первых, солому от различных злаков, собранную в разное время; во-вторых, солому от одного вида растений, но собранную в различное время созревания этих растений. Такой набор необходим, потому что срок сбора соломы является одним из факторов, влияющих на ее цвет. В течение лета приходится не один раз собирать солому.

Первый раз рекомендуется собирать нежные, шелковистые зеленые стебли еще без колосков. Примерно через две недели нужно приступить ко второму сбору. В это время у злака уже образовался колосок, нижняя часть стебля начинает желтеть, а верхняя еще зеленая. В колосьях зернышки еще как молочко, и этот период развития растений называется периодом молочной спелости. Чаще всего сырье для поделок заготавливают именно в эту пору.

Срок третьего сбора наступает перед уборкой, когда собирают все злаки. Лучше всего собрать солому за 3–4 дня до покоса, желательно не пропустить этот момент, поскольку для изготовления поделок не подходят сломанные или помятые стебельки, оставшиеся на поле после прохода комбайна.

Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть без трещин, не мятыми и достаточно длинными. Поэтому стебли нужно срезать серпом или ножницами у самой земли, прямо или под углом. У некоторых видов злаков, имеющих более грубый стебель, его нужно срезать на уровне второго узла от земли, поскольку толстая нижняя часть стебля при обработке дает трещины. Солома мятая, сжатая машиной, для работы не пригодна.

Подготовку соломки для работы можно начать прямо в поле или на лугу – собирать в снопы и сушить, периодически проветривая. Высохшую солому следует очистить от узлов, разрезать на сегменты, убрать листья.

Стебли злаков имеют примерно одинаковое строение, они состоят из сравнительно длинных и полых трубок, называемых коленами или междоузлиями. Эти самые колена соединены между собой узлами. Целиком такой стебель называют соломиной.

Обработку надо начинать с удаления соцветия, его можно по отдельности отрезать у каждой соломины или же сразу у целого пучка. Для такой обрезки подойдут ножницы, но лучше всего работать при помощи специального, очень остро отточенного ножа-косяка. Он должен именно резать, а не рвать или сминать соломинки. Затем с междоузлий нужно снять покровные листья, а стебель разделить на отдельные отрезки (от узла до узла). Узлы обычно выбрасывают, так как из них ничего нельзя смастерить.

Обработанные стебли, их сегменты следует собрать в отдельные пучки по виду растений, длине и толщине. Можно также рассортированные соломины сложить в картонные коробки.

Верхние, самые тонкие части стеблей можно будет использовать в дальнейшем для плетения. Нижние, более толстые и широкие, части растений чаще всего разрезают на соломенные ленты. В дальнейшем они пойдут на создание аппликации и мозаики. Кстати, чистые и целые листья не следует выбрасывать: высушенные, они пригодятся для создания фона.

Подготовка соломы

Соломка долговечна, с годами она не теряет своих декоративных качеств. Поэтому ее можно использовать как сразу после заготовки, так и спустя продолжительное время. В качестве сырья для поделок служат ровные отрезки срединной части стеблей. Предназначенная для разных поделок, соломка по-разному готовится к работе. Перед началом работы злаки нужно очистить от загнивших и испорченных насекомыми участков. Следует помнить, что чем быстрее будет проведена первичная обработка сырья, его разборка и сушка, тем меньше будет потерь и выше качество соломы.

Если во время сбора в поле солома была собрана в снопы, то на месте обработки снопы нужно развязать. Солому разложить на полу или стеллажах в сухом, хорошо проветриваемом помещении. В снопах солому держать не рекомендуется, так как оставшись непросушенной, она будет преть и станет непригодной для работы.

Зеленые стебли, еще не имеющие колосков, перед хранением нужно обязательно просушить в тени или в закрытом проветриваемом помещении. Иначе они перепреют. Для сушки солому разложить ровным, но не слишком толстым слоем, иначе процесс сушки будет происходить неравномерно. Следует несколько раз ворошить солому в течение дня. Если сушить собранную соломку на солнце, то под воздействием солнечных лучей она побелеет, приобретет золотисто-палевый оттенок и красивый шелковистый блеск. Однако надо помнить, что выгоревшая на солнце солома, приобретая своеобразную окраску, несколько утрачивает прочность.

Из свежей пластичной соломки, подсушенной на солнце, можно сразу же без кипячения мастерить кукол или плести полезные и красивые изделия. Стебли по мере необходимости надо замачивать и проглаживать.

Обычно сушка собранной соломы под открытым небом занимает не менее 4–5 дней. Во время сушки следует оберегать заготовки от дождя и росы. Под воздействием влаги стебли могут потемнеть и пожухнуть.

Просушенную солому нужно почистить, удалить узлы, листья еще пригодятся. Стебли аккуратно разрезать на части поперек, обрезая толстые узлы (коленца). Самые длинные отрезки в будущем можно использовать на плетение из круглой соломы, на изготовление циновок и штор. Для плетения пригодны и более короткие отрезки, которые можно разглаживать. Разрезанные и очищенные соломины рассортировать по длине и толщине, затем связать в пучки. Однако часть соломы следует оставить неразрезанной, она пойдет на изготовление скульптуры или для спирального плетения.

В продольном направлении стебли нарезают для изготовления соломенных лент двумя способами. При холодном способе стебли нужно просто разрезать вдоль и сильно пригладить кольцами ножниц, линейкой или другим твердым тупым предметом по лицевой стороне. В этом случае полоски сохраняют эластичность и блеск. Эту работу следует производить как можно тщательней. Работая с плохо разглаженными соломенными лентами, можно получить неровную поверхность аппликации. Этот способ обработки соломки незаменим тогда, когда исключается водно-тепловая обработка материала.

При горячем способе из соломы получаются широкие блестящие и податливые в работе ленты. Этот способ состоит из нескольких операций: стебли предварительно распаривают при температуре 70–80 °C, затем разрезают в продольном направлении и проглаживают горячим утюгом. Так заготавливают ленты из соломы для многих поделок или аппликаций.

Запаривание, вымачивание и распаривание

После долгого хранения соломка становится сухой и ломкой. Для восстановления гибкости и эластичности ее кипятят или запаривают, вымачивают в горячей воде. Время, необходимое для запаривания, зависит от жесткости соломки: чем она жестче, тем дольше следует ее запаривать.

Нужную эластичность, мягкость и гибкость приобретает соломка, вымоченная в кипятке. Для вымачивания поместить кусочки соломы длиной от 10 до 30 см в эмалированную емкость, залить их кипятком, подержать в воде некоторое время. Недавно заготовленную солому достаточно замочить на 30 мин в воде комнатной температуры.

Сухую прошлогоднюю солому нужно залить водой температурой 80–100 °C, накрыть пленкой или тканью, прижать гнетом и выдерживать до тех пор, пока она не станет мягкой. Но не следует оставлять солому в воде на длительное время – она может почернеть. Затем слить воду и завернуть солому в полиэтиленовую пленку или пакет. Можно завернуть соломку во влажную ткань, а во время работы постепенно доставать нужное количество материала. Подобным образом возможно хранить и сплетенные заготовки, чтобы они не утратили пластичность ко времени их использования.

Распаривание соломы можно осуществлять двумя способами: во-первых, залить кипятком сложенные в термос соломины, закрыть крышкой и оставить на ночь. Во-вторых, соломины сложить в кастрюлю, залить холодной водой и держать под закрытой крышкой в течение 1–2 ч на медленном огне.

Кроме распаривания в горячей воде, можно и другим способом подготовить соломку к работе, существенно повысив ее пластичность. Для этого перед началом плетения надо погрузить ее на 2 ч в 2 %-ный раствор нашатырного спирта. Затем промыть соломку в проточной воде и завернуть во влажную ткань точно так же, как и просто пропаренную. Тогда соломка не потеряет гибкость, необходимую для работы.

Сырье надо готовить только непосредственно перед работой и лишь в том количестве, которое можно использовать в течение рабочего дня. Если же запаренную или размягченную соломку не удалось израсходовать полностью за день, то не следует оставлять ее влажной, откладывая до следующего утра. Влажная соломка может покрыться плесенью. Лучше в таком случае просушить оставшуюся солому, переложив ее гигроскопичными салфетками.

Иногда солома еще не приобрела ту степень жесткости, когда ее необходимо распаривать. В таком случае перед разглаживанием соломенные трубочки нужно завернуть в мокрую тряпочку и оставить примерно на 15–20 мин, этого времени достаточно, чтобы солома размягчилась. Размягченные стебли разрезать ножом-резаком: ввести острие ножа внутрь стебля (его лезвие должно быть обращено вверх) и передвигать нож вдоль соломки до конца. Полученную полоску развернуть, положить ее блестящей стороной вниз на деревянную линейку и разглаживать при помощи ножа-резака. Нож держать в рабочей руке, а другой рукой придерживать край соломки. Линейку с соломкой во время разглаживания надо положить перпендикулярно к себе. Нож держать перпендикулярно линейке и под наклоном примерно на 135° от себя. Разглаживание производить движениями от себя – так получатся ровные полоски.

Разглаживание

Для плоского плетения и аппликации короткую и жесткую солому надо разгладить на ленты. Для этого взять самые мягкие и широкие соломины, положить их в эмалированный таз или другую емкость, обдать кипятком, закрыть плотно крышкой и оставить на сутки мокнуть. Распаренная и размоченная солома хорошо поддается разглаживанию, к тому же она не колется при плетении.

Через сутки нужно вынимать из посуды по 1–2 соломинки, разрезать их маленькими острыми ножницами или ножом вдоль волокон в продольном направлении. Затем соломины нужно расправить на чистом куске хлопчатобумажной ткани.

Далее соломенную пластину прогладить хорошо разогретым утюгом вдоль волокон с обеих сторон до полного ее высыхания (рис. 1).

Рис. 1. Разглаживание соломин: а) при помощи колец ножниц; б) используя горячий утюг

Гладить соломинки нужно на твердой подстилке, на сложенной вчетверо газете. Продолжать глажение до тех пор, пока соломинки не перестанут скручиваться и превратятся в ровные ленточки. Ленточки разглаженной соломы следует хранить в коробках, пакетах или пеналах.

Плотные стенки корзин, коробов и прочих предметов крестьяне сплетали из толстых и прочных жгутов соломы, добавляя различные ароматные травки, такие, как колючий чертополох или полынь. Тогда их не грызли мыши, не заводилась плесень. Эти изделия служили крестьянам десятилетиями.

Занимаясь глажением соломы, не стоит отбрасывать колющиеся и твердые отрезки. Их можно использовать позднее для прямолинейного плетения ковриков.

Изменение цвета – отбеливание, покраска

При выполнении художественных работ из соломки очень важно качество материала, поскольку лишь чистая блестящая соломка красивых серебристых и золотистых оттенков способна создать неповторимую игру бликов. Солома красива в своей собственной окраске, чаще всего ее используют в работе в естественной цветовой гамме, которая очень разнообразна. Природная окраска соломки напоминает золото или серебро. Ее цвет меняется в зависимости от горизонтального или вертикального расположения в работе. При необходимости или появлении желания поэкспериментировать, цвет соломки можно изменить. При помощи испытанных народных средств возможно придать соломенным лентам благородные природные оттенки. Кроме того, изменения естественного цвета стеблей злаков можно добиться путем особых способов обработки или хранения, без использования красящих средств:

– для получения насыщенной золотистой окраски соломку выдержать 2–3 дня на солнцепеке;

– ячмень, собранный в период молочной спелости, хранить полгода, в результате стебли после лежки приобретут розовый цвет;

– стебли дикого проса (метелки, растущие на кукурузных полях) обработать (прогладить) в течение двух недель после сбора, тогда их цвет будет розовый;

– стебли пшеницы в период молочной спелости окрашены в малиновый цвет. Для его сохранения нужно обработать (прогладить) стебли сразу же после сбора;

– пеньки убранной пшеницы, собранные в декабре из-под снега, уже имеют стальной цвет;

– для получения разных оттенков серого цвета можно взять обычную соломку, завернуть ее в мокрую тряпочку, положить в целлофановый пакет и оставить на неделю или месяц. В это время она будет преть, плесневеть, в результате посереет;

– стебли гречихи, собранные в конце августа, приобретают темно-вишневый цвет. Надо только не опоздать со сбором;

– если собранная еще в зеленом виде и высушенная в тени соломка через какое-то время утратила свой зеленый цвет, то для его восстановления следует на 40 мин замочить соломку в растворе медного купороса в пропорции 1 ст. л. на 500 мл воды.

Для более радикального изменения цветовой палитры солому прокаливают, а также красят с использованием натуральных растительных пигментов, различных химикатов или текстильных анилиновых красителей. Обычно соломку окрашивают после замачивания или пропаривания.

Для того чтобы соломка приобрела серебристый оттенок, или восстановила свой яркий и чистый золотистый цвет, или обрела разнообразные природные оттенки, ее нужно отбелить.

Считается, что лучше всего краска из натуральных красителей ложится на отбеленную солому. Надежно закрепляясь на поверхности соломки, такая краска дает яркие и чистые цвета.

Путем отбеливания можно получить соломку серебристо-белого или нежно-серебристого оттенка. Кроме того, отбеливание помогает получить равномерную окраску стеблей. В силу естественных особенностей развития соломенные стебли неравномерно окрашены по длине. Там, где стебель отходит от коленца и покрыт листом, он более светлый и блестящий. Иногда на соломе, заготовленной в дождливое лето, можно обнаружить черные пятна (на всей партии или отдельных растениях). Такие же пятна появляются на соломе при ее неправильной сушке в сыром помещении или неправильном хранении. В этих случаях восстановить естественную и равномерную окраску можно только путем отбеливания.

Отбеливание соломы осуществляют, используя различные водные растворы:

– гидропирита – 6 таблеток гидропирита на 1 л воды;

– смеси перекиси водорода с нашатырным спиртом – 150 мл 15 %-ной перекиси водорода и 20 мл нашатырного спирта на 1 л воды;

– смеси перекиси водорода с аммиаком – 150 мл 15 %-ной перекиси водорода и 20 г аммиака на 1 л воды;

– смеси перекиси водорода с нашатырным спиртом и каустической соды – 150 мл 15 %-ной перекиси водорода, 20 мл нашатырного спирта и 40 г каустической соды на 1 л воды.

Воду для приготовления смеси следует подогреть примерно до 30–35 °C, затем развести в ней необходимые компоненты. Предназначенную для отбеливания соломку уложить на дно эмалированной или стеклянной посуды, залить горячим раствором и сверху положить груз, чтобы солома была полностью покрыта раствором. В водном растворе перекиси водорода с нашатырным спиртом или другими компонентами солому выдерживают в течение 1 ч. Для более сильного отбеливания солому оставляют в растворе на 6 ч или на ночь. В 3 %-ном растворе перекиси водорода солому отбеливают в течение суток, хотя допускается кипячение на слабом огне для ускорения процесса.

Отбеленную солому следует долго и тщательно мыть в чистой проточной холодной воде, чтобы полностью удалить все частицы отбеливателя. Иначе оставшийся в растительных тканях отбеливатель будет продолжать свою разрушительную работу. Промытую соломку высушить и связать в пучки.

При работе с отбеливающим раствором нужно обратить внимание на правила безопасности. Во-первых, не следует допускать попадание раствора в глаза. Во-вторых, осуществлять все работы с раствором или последующим промыванием соломки в воде можно только в резиновых перчатках. Переворачивать и доставать солому из раствора надо только деревянными щипцами и надев резиновые перчатки.

Для осветления соломки и придания ей серебристо-беловатого оттенка также можно использовать 2–5 %-ный раствор питьевой соды. Однако длительность процесса будет больше по сравнению с применением растворов перекиси водорода.

Для осветления или отбеливания соломки еще применяют самый обычный бытовой отбеливатель для хлопчатобумажных тканей, изготовленный промышленным способом. Если требуется получить серебристо-белый оттенок соломы, ее опускают в раствор персоли. В растворе персоли солому можно кипятить. После применения всех этих способов соломку также нужно тщательно промыть и просушить.

Крестьяне пропитывали соломенные кули и короба сосновой живицей. Тогда они зачастую не уступали деревянным бочкам – удерживали налитую в них воду.

Отбеленная солома делается более мягкой и равномерно окрашенной. Но отбеленная до чисто белого цвета, она утрачивает мягкость и декоративность.

Яркий желто-золотистый цвет можно придать соломке путем ее кипячения в растворе питьевой соды (1 чайная ложка на 1 л воды). Трубочки нужно кипятить не более 15–25 мин, длительное кипячение может изменить цвет и привести к потере блеска.

Рыжеватый или золотисто-коричневый цвет соломки получают путем ее кипячения в отваре луковой шелухи. Насыщенность цвета будет зависеть от концентрации отвара и срока кипячения – цвет может варьироваться от светло-золотистого оттенка до темного красновато-коричневого тона. Воздействие раствора луковой шелухи усилится, если добавить в него кору дуба или ольхи. Если нужны еще более темные золотистые, коричневые и темно-коричневые оттенки соломки, то ее следует прокалить на противне в печи или духовом шкафу в течение 10–30 мин. При этом нужно внимательно проследить за тем, чтобы соломка не соприкасалась с огнем и не загорелась.

Коричневые тона различной насыщенности можно получить путем проглаживания соломин или соломенных лент горячим утюгом. Насыщенность полученного оттенка зависит от температуры нагрева утюга и времени обработки, утюг при этом предпочтительнее взять чугунный. Для того чтобы не сжечь соломку, соломенные ленты надо положить на гладильную доску между толстыми листами картона или стопками газетных листов.

Розоватый цвет соломки получают при помощи кипячения в растворе марганцовокислого калия или в отваре свеклы. Кипячение соломки в насыщенном свекольном отваре придаст ей бордовую окраску, а в отваре подмаренника – красно-бордовый цвет. Меняя степень концентрации раствора и время кипячения, можно окрасить соломку в бурый, красный или другой цвет из этой гаммы.

Коричневато-зеленый или буро-зеленый цвет соломке придаст кипячение в отваре ревеня.

Растительные краски придают материалу мягкие, приглушенные тона, но они характерны естественной красотой и высокой светостойкостью. Соломка, окрашенная анилиновыми красителями, предназначенными для окраски шерсти, приобретает яркие, насыщенные цвета. Окрашивание анилиновыми красителями позволяет получить яркую гамму цветов: красный, фиолетовый, зеленый, оранжевый и др. Они существенно усиливают блеск природного материала. Однако анилиновые красители отличаются слабой светостойкостью и быстро выгорают под открытыми лучами солнца в отличие от растительных аналогов. Поэтому соломенные изделия, окрашенные анилином, следует оберегать от попадания на них прямых лучей солнца.

Для окрашивания соломки анилиновыми красками нужно приготовить водный раствор в следующей пропорции: 1–2 г красителя на 1 л воды с добавлением 2 мл уксусной кислоты и 1 г поваренной соли. Все компоненты нужно развести в воде, довести раствор до кипения и погрузить в него соломку. Продолжить кипячение вместе с соломкой в течение 45–60 мин. Для получения желаемого результата ленты можно оставить в красителе еще на 2–3 дня. Обычно способы окраски указаны на пакетах с красителями. При крашении анилиновыми красителями блеск соломы не снижается и не теряется. Варьируя концентрацию раствора и длительность кипячения, можно достигать разной интенсивности цвета – от нежного, слабо окрашенного тона до яркого, густого, насыщенного. Желательно перед крашением прокипятить соломку в слабом мыльном растворе, что даст более равномерное окрашивание.

После окрашивания любыми красителями соломку необходимо тщательно промыть холодной проточной водой и просушить.

Хранение соломы

Солому можно хранить в пучках. Просушенные и перебранные стебли связать в небольшие пучки и хранить в сухом проветриваемом помещении. Или разложить очищенную солому по сортам, завернуть в газету каждый сорт, связать пачкой и надписать на каждой пачке название сорта.

Обработанные сухие соломенные стебли желтого цвета можно хранить и в коробках. Высушенные, разрезанные и очищенные от листьев соломины тут же нужно рассортировать по толщине и длине, затем разложить по коробкам. Такой способ сушки и хранения соломки достаточно трудоемкий, однако он компактный и удобный для дальнейшей работы.

Удобно хранить обработанную соломку в коробках или пеналах, разложив ее по тональности. Пеналы или специальные бумажные трубки для хранения соломы сделать совсем несложно, достаточно запастись плотной бумагой. Лист бумаги намотать на скалку для раскатывания теста и заклеить клейстером по борту. Таким способом листы бумаги надо накручивать вокруг оклеенной скалки до тех пор, пока толщина слоя не достигнет 3–4 мм.

После того как бумага высохнет, легким постукиванием молотка выбить скалку из трубки. Затем к пеналу приклеить круглое донышко. При желании, можно сделать и крышку. Пеналы делают высотой от 20 до 40 см, поскольку соломенные отрезки длиннее не бывают.

Самые толстые, жесткие и короткие отрезки соломы нужно сложить в отдельную коробку или пенал, они пригодятся для макетных и отделочных работ.

kartaslov.ru


Смотрите также

НАШИ НОВОСТИ
05.05.2017

Утренник

04.05.2017

Фото-выставка

03.05.2017

Просмотр видео роликов "Прикоснись к подвигу сердцем"

21.04.2017

Конференция

14.04.2017

Волонтерская акция

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930