Узоры гжельской росписи. Элементы гжельской росписи. Поделки гжель


узоры для начинающих. Роспись посуды гжельскими узорами

Гжель, небольшой город в Московской области, - центр известного художественного промысла России. Так называемый Гжельский куст занимает обширную территорию и включает в себя 27 деревень, население которых издавна занимается росписью разнообразных изделий из белоснежного фарфора и фаянса. История гжельского промысла прослеживается с 14-го века, с того самого времени, когда под Москвой обнаружили богатое глиняное месторождение. Материал был разнородным: в верхних слоях располагались слои простой красной "ширевки", ниже залегали пласты "пушнины" бледно-желтого цвета, а в самой глубине раскинулась "мыловка" - нежнейшая белая глина, прекрасный материал для изготовления высококачественных фарфоровых и фаянсовых изделий.

гжельская роспись узор

Аптекарские нужды

Некоторое время из белой глины делали посуду и прочую кухонную утварь. Затем появился царский Аптекарский указ, предписывающий отправку всего добытого сырья в Москву для потребностей медицины и фармацевтики. Изготовление кухонной посуды пришлось отложить, однако через некоторое время были открыты дополнительные залежи белой глины, и, таким образом, материала уже было достаточно и для аптек, и для гончарного производства. Во время изобилия сырья и зародился художественный промысел под названием гжель.

Мировая известность

Гжельская роспись, узоры которой отличаются особым стилем, стала распространяться по России. Первое время художники использовали разноцветные краски. Затем гжельская роспись, узоры, тематика рисунка и общий стиль несколько изменились. Основным колером стала ярко-синяя кобальтовая краска. С тех пор гжельская роспись, узорчатостью которой восторгаются люди во всем мире, стала классическим сочетанием двух цветов - белого и синего. Подлинные изделия не допускают каких-либо других оттенков, только в отдельных случаях художник может использовать золотую краску для легкого декорирования.

гжельская роспись узоры

Расцвет

Знаменитая гжельская роспись (узоры, орнаменты, растительная тематика и многое другое из того, что составляет основу уникального художественного стиля) получила развитие в 19-м веке. В богатых домах России считалось хорошим тоном сервировать обеденный стол посудой из гжельского фарфора. В первую очередь за этим стоял патриотизм, гордость за свою страну. К тому же бело-синие тарелки и супницы стоили на порядок дешевле мейсенского фарфора.

Изображения на изделиях также были исключительно на русскую тематику. Охота с собаками, пляски на Масленицу, крестный ход на Пасху и многие другие события истинно русского характера изображались на столовой посуде. Таким образом, гжельская роспись, узоры которой были близки по духу россиянам, становилась все более популярной.

Ручная работа

В начале 20-го века заводчики Подмосковья делали попытки поставить производство бело-синих изделий на поток, однако эта идея провалилась. Роспись посуды гжельскими узорами непременно должна делаться вручную опытными художниками, которые способны вложить в свою работу душу. Механическое нанесение рисунка уничтожает суть искусства, изделие становится безликим.

Гжельская роспись, узоры и орнаменты, геометрические фигуры или сюжеты из деревенской жизни - все это результат творчества талантливых художников, работающих на предприятиях народных художественных промыслов "Гжельского куста". Первым признаком мастерства художника считается наличие в росписи полутонов, когда бледно-синие штрихи чередуются с яркими и насыщенными.

гжельская роспись узоры для детей

Гжельская роспись: узоры

Цветок, его нежные лепестки, стебель растения, листики на тонких черенках… Все это является классической темой гжельской росписи. Растения изображаются в стилизованном виде, но их характерные признаки просматриваются, ягоды смородины не спутаешь с калиной, а крыжовник не назовешь шиповником, даже при том, что все растения, цветы и ягоды одинакового ярко-синего цвета.

Детская тематика

Значительная часть изделий гжельских народных промыслов посвящена детям. Это лошадки и слоны, ослики и жеребята, разрисованные вагончики с паровозиком, машины и самолеты, на которых присутствует гжельская роспись. Узоры для детей так же искусны, как и для взрослых, но с гораздо большей ответственностью подходит к работе художник. Ведь ребенок ни в коем случае не должен разочароваться. Поэтому художники, приступая к росписи игрушек и других изделий детского ассортимента, стараются выполнить работу как можно лучше.

роспись посуды гжельскими узорами

Мастер-классы

В производственных объединениях гжельских народных художественных промыслов работают секции по обучению желающих овладеть искусством росписи. Будущие художники проходят специальные курсы рисунка и технологий создания знаменитых бело-синих фарфоровых изделий, осваивают такой вид народного промысла, как гжельская роспись. Узоры для начинающих упрощенные, тем не менее процесс обучения состоит из нескольких этапов.

Первые уроки включают в себя обучение рисунку, а точнее, нанесению контуров будущего изображения. Штрихи наносятся чертежным карандашом средней мягкости на бумагу типа ватмана без нажима, чтобы можно было ластиком стереть неудачно обозначенные линии.

После того как контурный рисунок готов, можно приступать к раскраске. Пробное изображение лучше сделать водорастворимой краской - акварельной, акриловой или гуашью. Кисточка для это подойдет любая, но для начала можно воспользоваться 2-м номером. На отдельном кусочке бумаги следует сделать несколько мазков, чтобы подобрать синий цвет, подходящий по насыщенности. Затем нужно попробовать нарисовать цветок. Если изображение на бумаге получилось удачно, то на следующем этапе можно приступить к росписи керамического изделия.

гжельская роспись узоры для начинающих

Разнообразие рисунка

В базе данных каждого гжельского предприятия по выпуску керамики есть сюжетные и тематические зарисовки, используемые при необходимости технологами. Разнообразная гжельская роспись, узоры, фотографии, рисунки, копии - все идет в дело, когда нужно запустить очередную серию изделий.

Отдельными партиями выпускается авторская продукция, когда изделия от начала до конца выдерживаются в статусе эксклюзивности. Форма их уникальна, роспись неповторима. Такая гжель ценится высоко, знатоки стараются приобрести именно эту продукцию. Первосортные изделия отличаются от обычных детальной проработкой рисунка. Художник прорисовывает мельчайшие нюансы, и в результате рождается истинный шедевр гжельского народного промысла.

гжельская роспись узоры цветок

Продажа на месте

В последнее время появилась хорошая традиция - при гжельском производстве открывать магазин по реализации изделий местных мастеров. Произведения искусства стали более доступны, увеличился выбор. Крупные предприятия гжельского промысла наладили выпуск суперсервизов, наподобие тех, которые поставлялись императорскому двору в 19-м веке. Представители прежних поколений помнят наборы столовой посуды из 120 и более предметов. Были сервизы и поменьше, на 12 персон из 84 предметов. И совсем маленькие, на двоих, под названием "Тет-а-тет". Был сервиз даже на одну персону, миниатюрный, который назывался "Эгоист".

Царская монополия

В те далекие времена много гжельской продукции уходило за границу. Европейцы вывозили изделия русских мастеров вагонами. Так продолжалось довольно долго, пока главным покупателем заводской продукции не стало русское императорское казначейское ведомство. Довольно быстро возникла монополия, которая подчинила себе производство гжели, и с тех пор вся продукция отгружалась на склад казначейства.

гжельская роспись узоры фото

Перспективы

В настоящее время гжель востребована как никогда. Заводы и небольшие мастерские работают с полной нагрузкой. Все жители так называемого Гжельского куста заняты на производстве белоснежной расписной керамики.

fb.ru

Что такое гжель? Гжель - вид народного промысла

Что такое "гжель"? Ремесло или высокое искусство? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Гжель, история которой уходит корнями в начало 14 века, за несколько столетий успела побывать в нескольких ипостасях. Это "непостоянство" никак не умаляет достоинств художественного ремесла. Впервые народный промысел "гжель" был упомянут в посмертном завещании Ивана Калиты, великого князя Московского, в 1340 году, который повелел наследовать керамические доходные мастерские сыну своему.

что такое гжель

Гжель или жгель

Название "гжель", история появления которого до сих пор вызывает споры, тем не менее существует в нынешнем виде уже давно. Разброс мнений практического значения не имеет. Одни ученые-этимологи утверждают, что оно произошло от реки Гжелка, Гжолка или Гжелька, протекающей в верхнем Приднепровье, другие специалисты склонны считать, что первоначально народный промысел "гжель" назывался жгель, поскольку изделия из керамики жгли и обжигали. А буквы переставили уже сами русские простолюдины, которые отличаются извечной привычкой все переиначить, перефразировать и перевернуть. Например, русский человек слово "омнибус" произносит как "обнимусь". И с этим ничего нельзя поделать. Так и тут - жгель и гжель.

Белая глина для аптекарей

Что такое Гжель? Это местечко, издавна прославившееся высококачественной белой глиной, добыча которой была налажена еще в 17 веке. В 1663 году вышел указ царя Алексея Михайловича, гласивший: "в волости гжельской добыть глины, что годится для алхимических да аптекарских сосудов". И в Москву в адрес аптекарского приказа доставили 15 возов, груженных глиной. С тех пор глинодобывающий завод "Гжель" стал поставщиком белой глины для московских аптекарей. А русский ученый Михаил Ломоносов так сказал: "Едва ли есть более чистая земля, без примешания, более чем гжельская, кою химики девственницей зовут, за ее белизну и чистоту". Кроме белоснежных сортов глины, в "гжельском кусту" скрываются под землей еще несколько видов промышленной глины, пригодной для производства различных изделий, в том числе и художественных. Ученые пробовали определить объемы запасов методом простых расчетов, однако ничего из этого не вышло – стало очевидно, что разведанные пласты - это всего лишь малая часть реально существующих залежей. Вывод однозначен: сырья хватит еще не одному поколению.

гжель фото

Что такое гжель с точки зрения гончарных дел мастеров

Без малого четыреста лет в гжельских мастерских делали из глины посуду гончарным способом, печные изразцы и простые детские игрушки.

В 1812 году в губернии насчитывалось 25 заводов, которые производили огромное количество кухонной утвари. Особенно ценилась продукция заводов Лаптева и Ермила Иванова, расположенных в селе Кузяево. Покупатели обращали внимание не только на заводское клеймо, важно было удостовериться в том, что изделие сделано одним из трех наиболее уважаемых гончаров: Кокуном Иваном, Гусятниковым Никифором или Иваном Срослеем. В то время предвестниками всемирно-известных гжельских художественных изделий были глиняные игрушки и статуэтки, звери, птицы, лошадки и куклы. Каждый предмет непременно находил своего покупателя.

Художественное оформление изделий

Что такое гжель с точки зрения иностранцев? После того как близ деревни Минино нашли пласт особо пластичной светло-серой глины, на местных фарфоровых заводах было налажено производство фаянса, из которого получались изящные кувшины и вазы, квасники и кумганы. А в первой половине 19 века начался выпуск классической сине-белой гжельской посуды. Иностранцы, любители русской культуры, сразу же обратили внимание на необычные изделия, которые стоили дешево, а красотой превосходили известные фарфоровые шедевры немецких мастеров. Таким образом, словосочетание "гжель - посуда" приобрело определенный смысл. На артельщиков посыпались заказы, это было начало эры подлинного гжельского искусства.

В то время на Руси не было достаточного количества фаянсовой или фарфоровой керамики для кухни, в богатых домах пользовались столовым серебром, а люди среднего достатка довольствовались разрозненными тарелками, чашками и блюдцами из обожженной глины низкого качества. Поэтому неудивительно, что с появлением гжельской посуды начался настоящий бум. Купцам и промышленникам сразу стало ясно, что рынок посуды нуждается в огромном количестве красивых сервизов, кофейных и чайных, простых и праздничных. И гжельская посуда как нельзя лучше подходила для этих целей.

гжель посуда

Старообрядец Яков Кузнецов

В 1812 году житель села Новохаритоновского, некто Кузнецов Яков Васильевич, старообрядец по вере, открыл небольшое фарфоровое производство, которое вскоре разрослось до размеров огромного предприятия с филиалами в Рыбинске, Твери и Риге. Изделия в стиле "гжель", фото которых представлены на странице, требовали высокого профессионализма при их изготовлении. Кроме того, каждый новый завод тоже нуждался в специалистах, и Яков Васильевич стал приглашать мастеров и художников со стороны. Люди приезжали целыми семьями, им предоставляли жилье и создавали комфортные условия в расчете на то, что они останутся надолго. Так оно и было, дети приглашенных специалистов наследовали профессию родителей и с честью продолжали начатое ими дело. Таким образом, фарфоровая промышленность успешно развивалась, промысел "гжель" процветал. При этом доля заказов, которые делали иностранцы, составляла более 80 процентов от общего объема выпускаемой продукции. Словосочетание "гжель - посуда" доминировало в торговле. Продукции требовалось все больше, фарфоровые заводы начали задыхаться от нехватки рабочей силы, а взять квалифицированных специалистов было негде. Заводчики в два раза увеличили заработную плату рабочим и на треть жалованье служащим. Желающих поработать на гжельских предприятиях сразу прибавилось и кадровый вопрос был на какое-то время решен. Заводы заработали в полную силу и теперь продукции хватало для российского рынка с избытком и еще оставалось для заграницы.

Материал и технологии

Месторождение белой глины в гжельских районах содержит 17 сортов, из которых можно выделить два основных - первый для производства фаянса и фарфора, это "беложгущий" сорт, и второй - красная керамика "гжели" и майолика.

народный промысел гжель

Огромный потенциал фарфорового производства увидел и царь Московский и всея Руси Романов Алексей Михайлович. После недолгих раздумий монарх принял решение. По всей Гжельской земле отменили крепостное право, ремесленники получили вольную царским указом и были приписаны к Дворцовым ведомствам. Ученый Михайло Ломоносов вместе со своим сподвижником Дмитрием Виноградовым открыл новый рецепт фарфора, который в полной мере соответствовал уникальной структуре гжельской глины. Открытие было сделано в 1748 году и с тех пор началась история русского фарфора в глобальном значении. В короткое время построили Императорский завод, который стал главным промышленным предприятием по выпуску фаянсовых изделий на территории России. А керамика "Гжели" вскоре приобрела промышленный статус.

Популярность гжельского промысла

В 19 веке гжельская керамика распространилась по всей российской территории. Что характерно, чем больше на фарфоровых заводах выпускалось продукции, тем качественнее она становилась. В архивных анналах императорской канцелярии того времени хранится заказ на посуду для царского стола, выписанный гжельскому производителю тонкого фарфора Степану Афанасьеву: "...на заморский фасон самолутчей доброты...", что означает "в соответствии с самым лучшим заграничным качеством". И надо полагать, что мастера-художники, работавшие у мануфактурщика Афанасьева, блестяще справились с задачей. Уже тогда фаянсовые заводы конкурировали между собой, стараясь опередить друг друга в качестве продукции. Это была здоровая конкуренция, в которой не было соперничества. Наоборот, мастера старались делиться опытом и благожелательно раскрывали один другому секреты производства.

керамика гжели

Классика сине-белого цвета

Постепенно вся продукция российских фарфоровых заводов, выпускаемая под маркой "Гжель", фото свидетельствуют об этом, перешла на раскраску синим кобальтом. Этот цвет стал "фирменным" в первую очередь для посуды, а затем и для всей остальной продукции, игрушек и сувениров. Монохромный кобальт, красивый ярко-синий цвет, был получен в 1735 году шведским минералогом Георгом Брандом из горного колчедана.

Кроме "фирменного" цвета, гжельские фарфоровые изделия отличались прекрасно выполненными сюжетными рисунками. Художники рисовали спонтанно, без эскизов и набросков, сразу "набело", и это у них получалось. Гжельский рисунок - это всегда выверенный художественный образ, который очень редко повторяется. "Под копирку" сине-белые изделия выпускаются только в качестве сувениров, да и то малыми сериями. В основном "Гжель" - это эксклюзивные экземпляры, изготовленные на хорошем художественном уровне.

гжель история

Техника рисунка

Технологии, применяемые в гжельском производстве, разнообразны и достаточно эффективны. Мастера при этом не ищут простых путей, работают по сложным схемам, на ходу осваивая новые методики. В последнее время гжельские художники стали применять так называемую смешанную технику живописи, надглазурную и подглазурную, когда основной кобальтовый рисунок наносится на влажную глину, под глазурь, а более точный орнамент рисуется уже по глазури. Надо сказать, что этот способ стал последним в цепочке нововведений, поскольку именно тогда гжельские изделия перестали быть роскошью и вошли в повседневный обиход. Таким образом, сине-белые сервизы, столовые наборы, шкатулки, детские игрушки и другие изделия были поставлены на поток.

Времена застоя

После революции 1917 года большинство фарфоровых заводов закрылось, так как некому было вести дела на производстве - талантливые инженеры, все как один, эмигрировали, а оставшиеся кадры не справлялись с задачами. Тем не менее после двадцатилетнего простоя искусство тонкого фарфора начало понемногу восстанавливаться. Процесс возрождения был запущен благодаря подвижничеству художников-керамистов, энтузиастов гжельского художественного промысла.

Свой вклад в дело возрождения гжельского искусства внесла художница Н. И. Бессарабова, ее поддержал скульптор-керамист, известный искусствовед А. Б. Салтыков. Под их руководством народный промысел был полностью восстановлен и вновь сине-белые изделия засияли позолотой во всем мире.

завод гжель

"Гжель" сегодня

В настоящее время искусство "гжели" продолжает развиваться, появилось новое поколение талантливых художников, работающих в традиционной манере, но с применением суперсовременных технологий. "Гжельский куст" находится в шестидесяти километрах от Москвы, протянувшись в Муромском направлении, он объединяет 27 деревень, в каждой из которых живут и работают потомственные гончары и художники.

Сегодняшняя "Гжель" - это гордость страны, российская визитная карточка в сфере изобразительного искусства, наряду с хохломой, жостовским промыслом, Федоскинскими миниатюрами – все это народные промыслы России. "Гжель" по праву возглавляет этот престижный список.

fb.ru

Узоры гжельской росписи. Элементы гжельской росписи

Город Гжель - центр одного из самых известных художественных промыслов России. Находится он в Раменском районе Московской области. "Гжельский куст" раскинулся на обширной территории и состоит из 27 деревень, жители которых занимаются изготовлением и росписью изделий из белого фаянса и фарфора. История появления гжельского художественного промысла уходит корнями в 14 век нашей эры, когда в Подмосковье было открыто Кудиновское глиняное месторождение. В верхних слоях залегала "ширевка" - простой красный материал, ниже шли пласты желтой "пушнины" - глины среднего качества, и, наконец, в самой глубине раскинулась нежнейшая "мыловка" - тонкая белая глина, незаменимый материал для производства высококачественного фаянса и фарфора.

узоры гжельской росписи

Потребности фармацевтики

Шла белая глина на выделку посуды и другой кухонной утвари, пока не появился аптекарский царский указ, который обязывал доставлять всю добытую гжельскую глину в Москву для нужд аптечного приказа. Однако спустя некоторое время под землей обнаружилось еще несколько месторождений, и белого материала стало достаточно для всех потребностей российской столицы и ее окрестностей. Кроме аптечных сосудов и чайных сервизов мастера-умельцы занялись изготовлением художественных изделий. Так появился гжельский народный промысел, известный сегодня во всем мире.

Мировая известность

Узоры гжельской росписи - это рисунок, сделанный ярко-синей кобальтовой краской по белоснежному фону, традиционно - нанесенные от руки несложные геометрические и растительные орнаменты. Изображения на изделиях также могут носить сюжетный характер, например женщина с ведрами или гармонист в окружении танцующих односельчан. Узоры гжельской росписи - это, как правило, цветочные мотивы, многократно повторяющиеся на выпуклой или вогнутой поверхности изделия.

Признаком высокого мастерства художника является использование им полутонов, когда центр рисунка заполняется бледно-синими штрихами, а ближе к периферии изображение становится все ярче и ярче. Цветы гжельского рисунка - это особая форма интерпретации, они обязательно повторяют контуры реального растения. На изображении можно увидеть лепестки, пестики, тычинки, стебельки и даже усики, которыми цветок цепляется за своих соседей.

узоры гжель

Технологии

Узоры гжельской росписи подчиняются определенной системе нанесения рисунка. Они могут чередоваться или располагаться хаотично, но в любом случае изображение выдерживается в рамках задуманного сюжета. На заводах по выпуску посуды и художественных изделий из фаянса и фарфора узоры гжельской росписи систематизируются. Существует библиотека, в которой собраны многочисленные рисунки, используемые технологами в производстве. Тематика изображений самая разнообразная: от незатейливых картинок из деревенской жизни до сказочных сюжетов с несколькими персонажами.

Современные узоры гжельской росписи сложны и многообразны. Хотя, казалось бы, одноцветные рисунки сами по себе монотонны, и это означает, что красивых сочетаний цветов ждать не приходится. Однако профессионализм художников, владеющих искусством многослойного наложения красок с тончайшими оттенками, делает чудеса. Изделия гжельских мастеров не только красивы, но еще и уникальны, ведь ручная работа предполагает всего один неповторимый экземпляр.

элементы гжельской росписи

Разновидности

Наносить узоры гжельской росписи - это тонкое и ответственное искусство. Главной задачей мастера является равномерное распределение цвета и оттенков так, чтобы рисунок получился сбалансированным и гармоничным. Каждое изделие представляет собой условный центр композиции, от которого равномерно расходятся составляющие сюжета или элементы растительного орнамента. В отдельных случаях синие кобальтовые краски дополняются декоративными линиями золотого цвета.

Обычно такая расцветка наносится на так называемый костяной фарфор. Это особый сорт керамики белого цвета с едва уловимым кремовым оттенком, напоминающим цвет топленого молока. Костяной фарфор слегка просвечивает, и это свойство художники используют при росписи. Рисунок располагается таким образом, чтобы оставалось свободное от краски пространство. Тогда чистые светлые участки поверхности изделия начинают взаимодействовать с цветным узором.

гжельская роспись посуда

Элементы гжельской росписи

Рисунок на бело-синих изделиях всегда стилизованный. Это может быть гротескное изображение чудесных сказочных персонажей или зимний пейзаж в сельской местности. И не потому, что на фаянсе или фарфоре нельзя нарисовать какую-либо реальную картину, а потому, что данный вид народного промысла подчиняется своим законам стилистики, по которым и различаются изделия. Русские промыслы при всем своем разнообразии достаточно строго классифицируются. Перепутать один вид народного искусства с другим практически невозможно.

Известные мастера гжели постоянно совершенствуют свое творчество, их отдельные изделия являются классикой жанра. Эти произведения искусства находятся в музеях и частных коллекциях, они бесценны. Гжельская роспись, посуда это или другие художественные изделия, всегда интересна и неповторима. Ассортимент продукции, ежедневно выпускаемой заводами и небольшими мастерскими, безграничен.

мастер класс гжельская роспись

Мастер-класс "Гжельская роспись"

Обучение художественной росписи проводится регулярно в кружках, открытых повсеместно. Однако освоить искусство гжельского рисунка невозможно без знакомства с историей этого древнего народного промысла.

На начальном этапе ученики пробуют воспроизвести несложные изображения в гжельском стиле на бумаге. Для этого подойдет обычный ватман или плотные чертежные листы. Краску для начала следует взять акварельную. Если гжельский рисунок на бумаге получился, можно переходить на оригинальную основу - керамическую заготовку. На этом этапе акварельные краски уже не подойдут, потребуется настоящая кобальтовая синь.

Сервизы

В 18-19 веках гжельская посуда была особенно востребована. Очень много изделий уходило за границу. Европейцы закупали фаянс и фарфор российского производства с гжельской росписью в огромных количествах. Так продолжалось до тех пор, пока русский императорский двор не стал основным заказчиком для всех заводов, производящих бело-синие сервизы.

мастера гжели

Особым спросом у царя и его приближенных пользовался знаменитый сервиз "Гурьевский" на 150 персон для больших пиров и застолий. Затем следовали "Мономах" и "Царь-батюшка" на 12 персон каждый. Состояли сервизы из 84 предметов, начиная с огромной супницы и заканчивая блюдцами для варенья. Популярными были маленькие сервизы "Тет-а-тет" для двоих и "Эгоист", рассчитанный на одного любителя красивой столовой посуды.

Упадок

В 20-х годах прошлого столетия в гжельском производстве наметился спад. Первыми тревогу забили сами гончары, которые стали предупреждать, что если дело не исправить, то горшки и миски вскоре придется покупать за границей. К счастью, они были услышаны, заводы заработали с новой силой, а в 1933 году особо крупные предприятия взяло на свой баланс государство и таким образом фаянс, фарфор и другие изделия "Гжельского куста" вновь пошли потоком на российский рынок, а затем и за границу.

цветы гжель

Знаменитые мастера

Гжель бывает разная, от одного изделия глаз невозможно отвести, а другое интереса не вызывает. Отчего так происходит? Главным критерием, который определяет качество гжельской керамики, является детальная проработка рисунка. Чем подробнее нарисовано изображение, тем ценнее роспись. Знатоки гжели хорошо знакомы с творчеством всех выдающихся мастеров современности. Коллекционеры покупают только их работы, музеи и выставочные комплексы также стараются заполучить эксклюзивные художественные изделия.

Среди наиболее известных мастеров - Денисов, Дунашова, Окулова, Азарова, Розанов и Царегородцева. Высокохудожественные произведения Н.И. Бессарабовой хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга и в Историческом музее в Москве. Бесчисленное количество шедевров рассредоточено по всему миру, все они находятся в частных коллекциях и галереях.

Стало хорошей традицией открывать магазины по продаже гжельских художественных изделий при заводах, выпускающих эти произведения искусства. Спрос на бело-синюю красоту по-прежнему высокий, и тенденции к его снижению нет. Гжель будет процветать до тех пор, пока под землей есть залежи белой глины, а ее запасы на сегодняшний день кажутся неисчерпаемыми.

fb.ru


Смотрите также

НАШИ НОВОСТИ
05.05.2017

Утренник

04.05.2017

Фото-выставка

03.05.2017

Просмотр видео роликов "Прикоснись к подвигу сердцем"

21.04.2017

Конференция

14.04.2017

Волонтерская акция

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930