Хантыйские поделки. Применение декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов в швейных изделиях

  

 

Хантыйский хенд-мейд - традиционные игольницы, сухожильные нити. Хантыйские поделки


Хантыйский орнамент и его символика

Хантыйское народное искусство орнамента

   Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами. Украшают шубы, суконную одежду, обувь - пимы (бурки). Это зимние сапоги из оленьих шкур, которые снимают с ног оленя. Работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные (их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолченных оленьих сухожилий). С сайта http://www.desertart.ru/litcoment.php?id=62.

Хантыйские орнаменты красивы –В них все приметы родины моей.Ты больше не найдешь по всей РоссииТаких цветов и сказочных зверей.Узоры на одежде и посудеКрасны, как солнце, и белы, как снег, -На них сызмальства глядя, наши людиС прекрасным не расстанутся навек.Они явились в жизнь совсем не простоИз-под иглы, и кисти, и резца:Ведь мастера по дереву и костиВ них вкладывали души и сердца. (М. Шульгин)

В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души.

Хантыйские мотивы 

Хантыйский орнамент. Выводок утят

Хантыйский орнамент. 

 Лапа лисы

Хантыйский орнамент. Малая рябь воды

Хантыйский орнамент. Крыло гуся

Хантыйский орнамент. Заячьи уши

Хантыйский орнамент. След бел

Хантыйский орнамент. Изображение медведя

Хантыйский орнамент. Выдра

Хантыйский орнамент. Человек на лошади

Хантыйский орнамент. Кедровая шишка

Хантыйский орнамент. Лягушка

Хантыйский орнамент. Жук

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх тыхл «гнездо черного ворона»; растения: ай сумат нув «березовая ветка»; явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэ шоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.

Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую.

Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и “умирает” вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру. Интересен геометрический орнамент и его символике в декоративно-прикладном искусстве нижнеобских народов ханты. Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха.

 

Мотивы его отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из широких полос, изогнутых под прямым или тупым углом. Примерно такими же орнаментами украшают и весенне-осеннюю одежду нуй сах. В быту женщины мало применяют священный орнамент. Его мотивы связаны с животным или растительным миром, а также с частями тела человека.

Многообразные орнаментированные изделия были почти исключительно делом женских рук.

Шили покупными металлическими иглами, но прежде пользовались самодельными из косточек ног оленя или белки, рыбьей кости. При шитье надевали на указательный палец наперсток без донышка - самодельный костяной или покупной металлический. Иглы хранили в специальных игольниках из оленьих шкур либо из сукна, хлопчатобумажных тканей. Их делали разной формы, украшали аппликацией, бисером, вышивкой, снабжали приспособлением для хранения наперстка. В сказках игольницам приписывалась волшебная сила: на них летали или переплывали моря. Наш поиск корней этого, казалось бы, малозаметного предмета привел к войлочным коврам южных народов, у которых бытовала идея ковра-самолета. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке йиныль либо в сумке тутчан, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками. Подвесок бывало так много, что они почти скрывали орнамент. Тутчан - очень дорогой для женщин предмет, он переходил от матери к дочери, либо мать шила ей новый к свадьбе.

«У нас, женщин, сто узлов, тысяча узлов: один узел завяжешь, другой развяжешь».

 

Замечательное искусство вышивания по холсту цветными нитками - шерстяными, бумажными, шелковыми и гарусом - ныне, к сожалению, утрачено. Последние образцы в начале XX в. были собраны для музеев, некоторые из них попали в Венгрию. Этот вид декоративно-прикладного искусства был развит только в южных районах - на Конде, Иртыше, Демьянке, Салыме. Были известны четыре технических приема, и каждый имел особое название: косой стежок - керем ханч, односторонняя гладь внутри оконтуренной фигуры - ханты ханч (хантыйский узор), крестиком - севем ханч, квадратная вышивка - руть ханч (русский узор). Женщины не жалели времени, собственных рук и глаз, заполняя узорами почти сплошь рубаху или платье. Работа могла длиться до двух лет. Вышивали также косынки и платки, мужские штаны, рукавицы. Орнаментированные чулки и рукавицы вязали также на спицах. Шерсть была покупной, но красили ее ханты сами. В сказках можно встретить и такое описание: «Рукавицы на солнце поблескивают, верх у них вязан из чистого серебра».

Хантыйские узоры

Шея утки

Березовая ветвь

Челюсть лошади

Рога оленя

Мозаичные узоры наносили не только по ровдуге и меху, но и по цветному покупному сукну. При работе с тканями, особенно бумажными, применяли еще один способ художественной обработки - аппликацию, т. е. пришивание накладной узорной полосы на какую-то часть изделия. Покупные ткани использовали при шитье мужских рубах, женских платьев и халатов-сахов, подушек, покрывал для оленей - ездовых и жертвенных, сумок, рукавиц и др.

Если ровдуга и мех направляют фантазию мастериц на поиск новых линий и фигур, то ткани дают еще одну возможность - выразить более полно цветовосприятие мира. В первом случае узор состоит только из темной и светлой частей, т. е. он диахромен. В тканях узор может быть не только черно-белым, а, например, черно-желтым, что уже является расширением цветового спектра. Ткани дают возможность сочетать несколько цветов, делать узор полихромным. Интересно, что некоторыми цветовыми сочетаниями достигается еще больший эффект контрастности, чем в черно-белом варианте.

Например, на сине-красное изображение одного из божеств - небесного всадника Урта - даже трудно смотреть, оно слепит глаза. И мастерицы знали, что делали, - ведь, по их представлениям, на солнце смотреть можно, а на Урта нельзя.

    

В одной хантыйской песне поется: Дом Урта висит на цепях между небом и землей и качается от ветра по линии юг - север. Урт скачет на пестром коне и видит, кто в чем нуждается. Помогает он только тем, кто его вспоминает время от времени и делает подарки. Но Урт не поможет тому, кто вспоминает о нем только тогда, когда уже попал в беду. Так заканчивалась длинная песнь.

По наблюдениям последних лет, чем дальше на север, тем больше игры красок в хантыйских изделиях из сукна. Пытаешься осмыслить, почему возникают те или иные цветовые сочетания, и какое-то объяснение находишь в природе. Поразишься фиолетово-голубому спектру в женской одежде, а потом видишь его в кустике осенней голубики с фиолетовыми листочками.

Хантыйские орнаменты

Сумка. Ур хир. Олений мех, кожа. (Е.К, Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с- Усть-Войкарык)

Меховая мозаика на женской шубе. Сумат нув «березовая ветка». Нёшас «соболь» (М.С. Нензелова, Шурышкарский район, с, Восяхово)

Меховая мозаика на женской шубе. Лук ханши «глухарь». Хоронгат ханши «рога оленя» (Н.Г. Лонгортова, Шурышкарский район, Горковский с/с, стоянка Ай хишпаи)

Аппликация на женской демисезонной одежде. Ай лов унгал ханши «рот маленькой лошади». Ху шуп «полмужика»

Меховая  мозаика на детской шубе. Ох пушах ханши «голова». Ай лов нял ханши «рот маленькой лошади» (Е.К. Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с. Усть-Войкары)

Аппликация  на женской демисезонной одежде. Лов нял ханши «лошадиный нос». (Е.К. Ребась, Шурышкарский  район, с/с Восяхово, с. Усть-Войкары)

Орнаментальные системы народа Ханты выработаны и отшлифованы в процессе длительной творческой практики. Поэтому изделия из меха с мозаичным декором, как правило, характеризуются высоким уровнем художественного оформления и ярко выраженным своеобразием. Изображение с сайта http://nativeurals.narod.ru/ornament.htm (По кн.: Сязи А. М. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ХАНТОВ НИЖНЕЙ ОБИ. Тюмень – 1995)

Полихромность шла на смену диахромности благодаря еще одному привозному материалу - разноцветному бисеру. Ханты знали две техники изготовления бисерных украшений: ажурную сетку и нашивание бисера на ткань либо кожу. Так украшали женские халаты, платья, воротники, пояса, обувь и подвязки к ней, рукавицы, головные уборы, сумочки и кисеты. Из бисера создавали нагрудные украшения. В конце XIX в. бисер как будто стал выходить из моды, а сейчас снова переживает расцвет. Больше всего ханты ценили непрозрачный фарфоровый бисер. Сейчас он редок. При нехватке покупного бисера ему находят заменитель: разрезают на мелкие кусочки проволочную изоляцию. Некоторые предметы постепенно перестали украшать, зато появляются бисерные кошельки, браслеты. На одежде полосы нанизанного бисера вытесняют старинные оловянные отливки, которые когда-то изготавливали сами женщины.

Ханты украшали орнаментом не только одежду, но и предмета быта. Особенно любовно украшались колыбели, недаром в хантыйской сказке говорится: «Мать сшила ему колыбель из бересты, украшенную ногастыми зверями, сшила ему колыбель, украшенную крылатыми зверями». Главной фигурой здесь была глухарка, охраняющая душу ребенка, пока он спит. Наносили и другие изображения - соболя, рога оленя, медведя, крест.

 

Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности - к культу воды, огня, различным явлениям природы, человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал себя частицей этого большого мира.

Неповторимость каждой культуры запечатлена в традиционном искусстве языком художественных образов и символов орнамента. В неразрывном единстве народного искусства с его миропониманием сокрыта непреходящая значимость каждого, даже самого малого народа, а этническое своеобразие оберегает общечеловеческие, культурные ценности от одноцветной прямолинейности.

Источники:

http://www.groh.ru/map/hant/hant.html - очень интересно этнография народа Ханты – Статья: В.М. КУЛЕМЗИН Н. В.ЛУКИНА Знакомьтесь: ХАНТЫ

museumsrussian.blogspot.ru

Хантыйский хенд-мейд - традиционные игольницы, сухожильные нити. – Ярмарка Мастеров

Народ ханты - по своему загадочен и прекрасен. Их кропотливые, объемные бисерные работы восхищают многих, кто понимает толк в ручном труде. Традиционная одежда полностью шьется и украшается в ручную.

Волею случая, у меня оказался пучек сухожильных нитей, которыми ханты шьют одежду и обувь (нити делаются в ручную из жил оленей, они крепкие, не гниют и не рвутся). А потом я наткнулась на простоорах Интернета на эту статью о обычаях и традициях ханты, связанных с рукоделием.

Делюсь с вамиханты, этно, нити Интересно знать о рукодкльницах, живузих в других условияхханты, этно, нити

Традиционный игольник – вместилище иголки.

Что такое швейная игла для современного городского человека? Большинство людей воспринимают эту вещь всего лишь как мелкий обыденный предмет, ни какого особого значения не имеющий. А для человека традиционной культуры игла является женским орудием труда.

В фольклоре обско-угорских народов встречаются сказки и легенды,  восхваляющие мастерство владения иглой. Одна гласит о богатыре остяцком, который гордится, что «у него есть рукодельница – дочь, держащая и иглу в концах пальцев» [11; С. 83]. Прилетевшая к герою в образе филина невеста, дабы показать своё мастерство, отдаёт богатырю рукавицы из шкурок филина «как шов шился – не видно, как работа работалась – не видно, или они так и были созданы» [8; С.142]. В одной мансийской сказке об иголке сказано «И мала, и хрупка, а сила в ней велика» [5; С. 51]. В противоположность искусно сшитой и прочной одежде часто приводится сюжет склеивания одежды, которая отличается непрочностью, а результат такой работы не приносит героям счастья [8; С. 63, 74].

Хранению иглы придаётся особое значение, так как этот небольшой предмет, является одним из самых необходимых инструментов для создания тёплой и прочной одежды. К игле необходимо относиться бережно. Помимо утилитарной функции, игла имеет и семантическое значение, являсь символом женского начала. К примеру, манси, когда рождалась девочка, иголку втыкали в тряпочку, и уносили на культовое место [3; с.41]. Тромъёганские ханты, после рождения девочки, делают приношение на святилище в виде игольницы.

Игольник - это женский предмет утвари для хранения игл. Он подчёркивает сакральность женского мира по отношению к мужскому, в нём запечатлён женский «дух». Через иглу передаётся «священная женская связь» [2; С. 282 – 283].

Игольник, хранящий в себе иглы, находится в специальном рукодельном мешочке «тутчан» или в орнаментированной коробке из пихтовой коры. С этими вещами женщина ни когда не разлучается. Игольник – это основная вещь для девочки, она копирует его от матери. «Ты берёшь от неё как бы память, будешь, как она мастерить, шить и всю жизнь с такой мыслью жить». Игольницы могут быть подарены мамой, бабушкой или крёстной матерью «пухлым анки». Выходя замуж, девушка берёт с собой  рукодельный мешочек и игольник. Эти предметы она забирает с собой в случае самовольного ухода из родного дома в дом жениха. По отсутствию или наличию этих предметов родители узнают: девушка ушла по собственному желанию или с ней что-то случилось [21]. Игольница сопровождает женщину всю жизнь. Велико значение игольника и в свадебном обряде. Восточные ханты водили невесту вокруг жилища жениха или внутри его, клали на пол игольник [13; с. 38]. Александровские ханты невесту снимали с лодки или с нарты и ставили на игольник перед входом в дом. На Васюгане, через неделю после переезда в дом мужа, на черёмуховое дерево в жертвенном месте женщина подвешивала игольник [6; С. 187].

В погребальной практике также присутствует этот предмет. Мягкая часть игольника, наряду с другими личными вещами и рукодельным мешочком, уходит вместе с его хозяйкой в иной мир, проходя процесс «умирания» через намеренное повреждение с помощью вырезания в нём отверстия [14; С. 132-133].

Традиционная игольница – это предмет, в котором составные части и элементы оформления несут определённое практическое и смысловое назначение.

Исследователями выделяется три основных типа игольников, дифференцирующиеся по способу изготовления и хранения: прямоугольные или круглые; ромбовидные из сукна или меха; трубчатые [1; С. 92]. Н.В Лукина в целом относит игольники по общехантыйскому названию намыт и близкого мансийскому немто к одному общему типу мягких игольников [7; С.260]. У восточных хантов игольники наиболее однотипны и отличаются по разнообразию крепилок, подразделяющихся на пять типов по форме, материалу и месту бытования [7; С. 263].

На примере технологии создания игольника ханты бассейна р. Тром-Аган, мы рассмотрим особенность, материал и назначение каждого элемента в данном предмете.

Размеры игольника соответствуют расстоянию между внешним краем разреза глаз или ширины скул, исключением являются кукольные игольники, которые изготавливаются девочкой самостоятельно и являются уменьшенной копией настоящей игольницы. Берётся ткань, делается указанный замер – это будет общая средняя  ширина стороны игольника. Из полосок  сукна шириной в два пальца вырезается четыре равносторонних квадрата

Квадраты соединяются и образуют центральную часть игольника, так называемый «глаз» или «сердце». Этот центральный элемент не является рабочей зоной. Он украшается пуговицами, вышивкой бисером. Сердцевина так же может быть выполнена и другим способом – из цельного куска сукна квадратной формы, на котором тканевой аппликацией или мозаикой создаётся орнамент, чаще всего «перна» - крест, располагающийся в косом положении [21].

Т.А. Молданова отмечает, что «перна», т.е. крест – это широко распространённый орнамент, именуемый одинаково у обских, казымских и частично у тромъёганских ханты [10; С.94]. Вышитый в центре крест является указанием на сакральность предмета [9; С.  179].

К каждой стороне квадратной сердцевины игольника пришиваются прямоугольные полоски из сукна другого цвета. По уголкам пришиваются квадраты из сукна контрастного цвета. Встречаются игольники и без угловых квадратиков, так как одна прямоугольная деталь пришивается к краю следующей. К образованному многоцветному квадрату таким же образом пришивается ещё один ряд или два ряда полос и квадратиков по нарастающей схеме. В результате получается составной, равносторонний квадрат задуманного мастерицей размера. После пришивания всех рядов делается замер по вышеуказанному расположению «ширины краёв глаз».

Опушка по краю игольника шьётся полосой из меха выдры, норки или соболя. По сведению информаторов, мех выдры является особенным и соответствует характеру намыт: «характер этого зверя хитрый и игольница «хитрая», берёшь её с собой, затолкав куда либо» [21]. Все стыки деталей расшиваются бисером, в виде стежков по 2-3 бусины называемые «намт  лэк», что дословно – игольница и след. По уголкам пришивают небольшие кусочки лебяжьего пуха с кожицей «с заднего места пучки» -  «васыт пухэ моры» – утка, шерсть, пупочек. При смачивании слюной пушок начинает «расти», т.е. распушается и увеличивается в размерах. Если нет такого пуха, пришивают вместо него по углам пуговицы [19; 21]. К верхней части поля игольницы пришиваются кончики ушек оленей, так называемые «пос» - метки, которые ставят на ушах для определения принадлежности оленя. Они нанизываются на жилу в связку из нескольких штук –  это необходимо для счёта телят и определения убежавших оленей [21]. На современных игольниках такой элемент используется как декоративный.

Для задней стороны игольника используют тонкую брюшную оленью кожу «хон нюр» - кожа живота. Иногда используется мех с кудряшками, взятый с задней части старого саха [шубы]. Применяют так же сукно, ровдугу, брезентовую ткань или искусственную кожу. Вся поверхность прошивается мелкими стежками похожими на следы «шажки оленей». Шов с рабочей стороны игольника делается еле заметным, в то время как с задней части швы достигают 3-4 мм и прокладываются рядами по кругу или вдоль и поперёк. Считается, что «чем больше стежков, тем богаче оленями будет мастерица» [21].

С левой руки от мастерицы, пришивается крепилка для сухожильных нитей из подъязычной кости оленя «вэли лов», кости предплечья гагары или лебедя, из рога или бедренной кости оленя. Иголки обязательно должны втыкаться параллельно этой косточке острым концом к себе, а остатки нити обматываются вокруг иглы. Для того чтобы ткань рабочей поверхности не изнашивалась, к поверхности иногда пришивают полосы из ровдуги или грубого сукна. Положение иглы связанно с манерой шитья, когда игла проталкивается через материал в направлении «на себя» с помощью указательного пальца с напёрстком без донышка.

Существует большое разнообразие форм  крепилок для ниток из сухожилий оленя. В литературе встречается описание вариантов резных орнаментированных костяных, и в последние годы, пластмассовых крепилок [16; С. 10, 181; 7; С. 359; 22]. На Васюгане подобного рода изделия отличались особенной художественной красотой резьбы, украшаемые гравировкой, резьбой и наколом, представляющими собой орнаменты из полос, уголков, зигзагов, ямок и звёздчатых розеток [6; С.160]. Наличие крепилок и их большого разнообразия отличает восточных хантов от северных и южных групп [7; С. 265].

Крепилка служит для хранения заготовленных заранее сухожильных ниток, которые имеют несколько видов отличающихся по качеству сучения и времени засушки оленьих и лосиных сухожилий. В фондах Сургутского краеведческого музея имеются различные жилы, как тёмные [летнего времени заготовки], так и светлые [зимнего времени заготовки], а так же сухожильные нити разной толщины сучения, разной длины и назначения. Самые тонкие нити предназначаются для вышивки бисером, средние нити для шитья меховых  орнаментальных деталей одежды, а более толстые и крепкие нити – для создания обуви [20; 22; 12; С. 265]. По поводу длины нитей информанты говорят, что «нитки из жилок оленя длинными не делаешь,  далеко а то жить будешь» [21] или «если ты из далека жить приехала, тебе придётся длинную нитку из жил сучить» [19]. К крепилкам особой петлёй за середину нити привязывают 10 прядей по 10 нитей в каждой и сплетают в сложные косы – всего 100 нитей [20]. Петля позволяет вынимать по одной нитке из пучка с помощью игольного ушка [20; 21]. В «Песне воскресшей женщины» звучат слова о спасении её при переходе через озеро с помощью «жилок-косичек», которые она в своей жизни изготовила [15; С. 38-39].

В правом верхнем углу игольника находится мешочек для хранения напёрстка «Лый кырех» изготовленный из меха с «нижнего места» самца выдры «чичэк», в нём так же  хранятся несколько пуговиц. Край украшается сукном, расшитым бисером и меховой опушкой. Мешочек крепится к игольнику за раздвоенный ровдужный ремешок, на который нанизаны крупные бусины, одна из которых служит для затягивания горлышка, предохраняя выпадение напёрстка [21]. В последние годы шьются составные мешочки, крой которых напоминает уменьшенный вариант рукодельного мешочка.

В правой нижней стороне игольника, на длинной самодельной или фабричной цепочке или ремешке с нанизанными бусинами, крепится держатель для напёрстка. Этот элемент делается из зуба лисы, косточки с утиной, глухариной или гагачьей лапы или крыла, прямо с суставчиками, либо вытачивается из рёберной кости или лопатки оленя фигурный фрагмент в форме напоминающей ручку весла. На цепочку с держателем нанизывается по несколько напёрстков.

 Визуально игольник делится на три зоны с лева на право. Первая зона – это одна третья доля со стороны, к которой прикреплена костяная крепилка для ниток. Вторая зона включает в себя середину игольника «глаз» и часть верхнего и нижнего краёв, к этим частям сверху и снизу иглы не прикрепляются. Третья зона игольника – сторона с  меховым мешочком и косточкой-держателем для напёрстков.

Хранится игольник в свёрнутом виде в рукодельном мешочке, либо вывешивается в развёрнутом виде на стене женской стороны дома рядом с рукодельным мешочком. Складывание  игольника производится следующим образом: на правой стороне укладывают к центру крепилку для напёрстка и мешочек, а за тем начинают сворачивать трубочкой в направлении к крепилке с сухожильными нитями, которыми обматывают свёрток, а их концы фиксируют на краю крепилки или в самой сухожильной пряди. По словам информатора, игольник «лишний раз» стараются не показывать, так как могут «сглазить» работоспособность или скопировать орнамент [21].

Представленная в фондах Сургутского краеведческого музея коллекция игольников состоит из восемнадцати единиц хранения. Особо интересны два предмета ранних поступлений, информация о владельцах и месте бытования неизвестна, но наличие самодельных спаянных медных цепочек или нарубленной цветной изоляции характерно в 70-е годы прошлого века. Имеется игольник, который отличается от остальных овальной формой, размерами и наличием отверстия для напёрстков в задней части. О предмете такого типа отмечено в работах Н.В. Лукиной, где предполагается его селькупское происхождение [7; С. 259]. Основная часть коллекции игольников представлена предметами ханты бассейна р. Тром-Аган. Имеются игольники по форме близкой к квадрату или ромбу, украшенные пуговицами, бисером, держателями напёрстков в виде маленького мешочка, костяной «двухголовой» пластинки или зуба лисы, крепилками для сухожильных нитей. В коллекции «Этнография ханты» игольники есть не только в разделе «Утварь», но и в коллекции детских традиционных игрушек и макетов.

В фонды музеев попадают игольники не полной комплектации, в состоянии сохранности ставится запись «полная», так как они в хорошем состоянии. Но на предметах такого рода отсутствуют важнейшие составные элементы, такие как крепилки для ниток или мешочек для напёрстка. На некоторых предметах имеются следы наличия этих элементов – остатки ткани, ниток, следы прикрепления. Вероятно, они были намеренно срезаны бывшими обладателями, перед тем как попали в музей. Возможно, эти предметы были особо ценны для бывших владельцев, так как несли скрытое значение либо напоминали о каком то конкретном человеке. К примеру, моё внимание привлекла странной формы металлическая подвеска, потемневшая от времени. Она была привязана за очень старый фрагмент кожаного ремешка к самодельной медной цепочке, держащей крепилку для напёрстка. Хозяйка игольника сказала мне, что эти детали и цепь медная принадлежали дедушке, которого она сама не видела, а данные предметы были когда то на игольнице её матери [22; 1]. На «рабочих» игольниках, которыми мастерицы продолжают пользоваться, наблюдается наличие большого количества различных  пришитых подвесок в виде бубенчиков, связок из красивых пуговиц, фрагментов цепочек от самодельных до фабричных, различных значков и бляшек, элементов бижутерии, кончиков оленьих ушек и лебяжьих пушков. Крепилки держат несколько косиц из нитей разного сорта, а на держателях для напёрстка нанизано несколько металлических напёрстков. В целом предмет создаёт образ «живого», «живущего», «шумящего и шуршащего существа», «подруги и спутницы» несущей в себе маленькие кусочки памяти о жизни, людях, моментах и элементах материальной и духовной жизни народа.

статья взята здесь:http://skmuseum.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=72&Itemid=217

www.livemaster.ru

Применение декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов в швейных изделиях

Разделы: Технология

Цель: Ознакомить учащихся с орнаментальным искусством ханты и манси в швейных изделиях.

Задачи:

  • Ознакомить с различными видами орнаментов и научить применять их в швейных изделиях на примере игольницы.
  • Развивать творческие способности: навыки самостоятельной работы, умение выражать свое творчество и фантазию, вырабатывать навыки, способствующие развитию аккуратности и эстетичности.
  • Прививать любовь к родному краю через изучение традиций уклада жизни, искусства коренных жителей.

Наглядности:

  • орнаментированные изделия,
  • игольницы,
  • образцы орнаментов,
  • фотографии,
  • иллюстрации с изображением женщин в национальной одежде,
  • домашняя утварь.

Оборудование:

  • иглы,
  • наперстки,
  • ножницы,
  • нитки №50,
  • нитки шерстяные,
  • сукно.

Ход урока

1. Организация урока. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

На предыдущем занятии мы с вами знакомились в теоретической форме с обско-угорскими орнаментами.

  • Кто такие обские угры? (Территория, на которой мы проживаем, - Ханты-Мансийский округ, - раньше называлась Югра, а народы, проживающие на ней, - ханты и манси,- назывались уграми).
  • Что такое орнамент? (Орнамент – это живописное графическое украшение из сочетания геометрических элементов).

Какие вы запомнили темы орнаментов? (Для проверки теоретических знаний раздаются карточки). Рисунок 1.

Рисунок 1.

  • Звери: лапа лисы, след медведя, заячьи уши, соболь, рога оленя, змея, змея ползет.
  • Птицы: выводок утят, хвост тетерева, крылья взрослой чайки, глухарь, утиные крылья, шейка утки.
  •  Растения: березовая ветка, березовая обломанная ветка, ветвистая береза, шишка, половина шишки, вершина еловой ветки и др.
  •  Явления природы: накаты волн, рябь воды, солнце. Человек: туловище человека, усложненный бюст мужчина, голова человека. Рыбы: челюсть щуки, пасть щуки, язык карася.

В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

  • Какие типы орнаментов бывают? (Хантыйские орнаменты линейного и розеточного типа)
  • На каких изделиях используются орнаменты линейного типа? (сахи, бурки, кисы, платья, бисерные изделия).
  • Где используются орнаменты розеточного типа? (в берестяных изделиях, в  подвесках медальонов, на свадебных накидках, одежде и, конечно же, в игольницах). (Рисунок 2)

Рисунок 2.

Рассказ учителя:

Информация об орнаментировании изделия.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры ханты и манси. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Сегодня тема нашего занятия «ИГОЛЬНИЦА».

Игольница (НАМТ с хантыйского и означает «игольница») – это необходимый предмет для женщины. Без нее женщина в быту не обходится. Игольницы изготовлялись не для красоты, а для того, чтобы ею пользоваться. Данный предмет изготовлялся из сукна, ситца, сатина, кожи, меха. Ткань женщина выбирала всегда яркую.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастерицы хорошо знали воздействие цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом сознание человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Остановимся на основных цветах, имеющих собственные названия у хантов: их всего три - белый, красный, черный. Остальные цвета имели названия описательного характера или сравнительного: «похожи на осенний лист» - желтый цвет, синий, зеленый обозначает название двух цветов – «похожие на свежую весеннюю траву».

Для изготовления игольницы всегда применяются четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый. При этом обычно красный цвет применяется в паре с зеленым, а затем синим и желтым, а синий – с желтым.

У вас на столе лежат игольницы. Расскажите, какой материал использовала мастерица.

Обратите внимание на то, как украшены центр и края игольниц. Края игольниц женщины обшивали мехом выдры или горностая, подшейным оленьим волосом. Для украшения также использовались пуговицы, монеты, бисер. Вот такие красивые игольницы имела хантейская женщина.

Существует множество загадок, относящихся к рукоделию, попробуем вспомнить некоторые из них:

  1. Весь мир одевает, сама нагишом (иголка)
  2. Бежит свинка, истыкана спинка (наперсток)
  3. Все на свете обшивает. Что сошьет – не надевает (иголка)

Технология изготовления игольницы.

Прежде чем приступить к практической части, повторим правила техники безопасности при работе с иглой.

  1. Шить наперстком, чтобы не уколоть палец.
  2. Не брать иглу в рот.
  3. Не вкалывать в одежду.
  4. Не  оставлять иглу в изделиях.
  5. Не шить ржавой иглой.

На предыдущем занятии мы с вами приготовили все детали для игольницы.

При пошиве игольницы будем применять технологию петельного шва.

Петельными стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезные петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево.

Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2-4мм. Высота стежка – 0, 5 мм.

Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку – не более 60-70 см.

Есть очень тонкая русская пословица: Длинная нитка – ленивая девка.

А вот еще и верная примета: Длинной ниткой шить – далеко от мамы жить.

Так что не стоит рисковать.

Итак, приступим к работе.

Девочки самостоятельно орнаментируют изделие.

Давайте вспомним пословицы, которые воспитывали юных мастериц. На уроках литературы вы изучали пословицы, поговорки.

Какие пословицы о труде вы можете вспомнить?

  1. Делаешь наспех – сделаешь на смех.
  2. Голова научит, руки сделают.
  3. Было бы начало, будет и конец.
  4. Глаза боятся, а руки делают.

Слово учителя:

Быть мастерицей – одна из главных функций женщины традиционного общества, именно поэтому символом женского начала является игла. Например, у манси иголку втыкали в тряпочку, когда рождалась девочка, и уносили на культовое место.

Женщина в качестве мастерицы выступала как творец определенного круга изделий, через посредство которых она так или иначе выражает себя, и поэтому вещь несет на себе отпечаток личности.

Каждый орнамент применялся в соответствии с его значением, например, «змея» защищает от недугов, является покровительницей духов казымских ханты.

Орнамент «заячьи ушки» применяется в  основном при украшении детских вещей: по мифологическим преданиям, зайчиха относится к лесным женским духам. «Заячьи ушки» связаны с плодородием.  

         

«Солнце» обычно занимает центральную часть суконных игольниц и покрышек берестяных  коробок. В актуальных верованиях, исследуемых групп хантов сохраняется отношение, к «солнцу» - най – матери. Как дарительница силы, энергии для «заячьи ушки» воспроизводства земной жизни. Идея орнамента такова: что солнце дает жизнь как настоящую, так и будущую.

(Рисунок 3)

Словарная работа:

НАЙ – божественное женское имя.

Изображение птицы глухаря,  исследователи указывали на магическое значение «Птицы сна».

(Рисунок 4).

«Лягушка» - давал новорожденному здоровье и долголетие.

(Рисунок 5)

Зигзаг считается простейшим древним орнаментом для многих народов, у хантов он используется во всех материалах, кроме меха. За ним закрепляется функция оживления неживого.

«Крест» сегодня имеет двойную нагрузку: более древнюю и христианскую,  хотя обе нагрузки совпадают в том плане, что несут функцию охраны. Первое значение данного знака (только косой крест). Это ограничение мира людей от враждебных сущностей иного мира.

Закрепление.

Учащиеся выполняют практическую работу, отвечая на вопросы учителя:

С какими видами игольниц вы познакомились?

Для чего используются игольницы?

Из чего изготовляют игольницы?

Стихотворение хантыйской девочки:

Вот я сама сшила игольницу, Подарю ее маме на день рождения. Пусть она ее бережет.

3.Итог урока.

Домашнее задание: закончить  работу, проявить свою фантазию, вкус, дополнить орнамент по своему усмотрению.

Рисунок 1.

Проверка теоретических знаний

  1. Существует два типа хантыйских орнаментов -  ….
  2. Приведите примеры названий орнаментов.

Тематика

Примеры

Звери

 

Птицы

 

Явление природы

 

Человек

 

Рыбы

 

Растения

 

Хантыйские орнаменты линейного и розеточного типа.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

(Рисунок 4).

(Рисунок 5)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Наш северный край

Словарь: аркан – танзян, загон, малица, береста, корневатик.

Воспитатель Действия детей, предполагаемые ответы – Ребята, я хочу пригласить вас в удивительную страну, которая находится совсем рядом с нами.   Звучит музыка народов Севера. Дети входят в помещение, где установлена имитация хантыйского чума с предметами быта. – Чудесный, холодный край. Чье это жилище перед нами? Как оно называется? Жилище северных народов. Чум – хантыйский дом. Какие народы живут рядом с нами в северном крае? (Приложение 6) Ханты, манси, якуты, ненцы. Суров этот край, но люди здесь живут удивительные: смелые, закаленные, мастеровые. Длинными зимними вечерами, занимаясь рукоделием, они рассказывают интересные сказки. Хотите послушать? Тогда возьмите волшебные талисманы, надевайте их, располагайтесь удобно и слушайте северную сказку.   Звучит запись сказки.

“Жила – была одна женщина со своими детьми. Часто мать занималась шитьем, а дети играли. Она много работала и устала. Попросила мать своих детей помочь ей дошить малицу. Но напрасно, никто из детей не захотел работать. Огорчилась, женщина, оставила работу незаконченной, взяла в руки перышки. привязала к рукам – стали они крыльями, малица ее покрылась перьями, превратил ась она в птицу и улетела. Наигрались дети, проголодались, вспомнили о маме, а ее нет. Шаман забрал ее к себе, чтобы ему вечно служила ...”

Девочка в национальном хантыйском костюме выполняет игровые действия по тексту сказки.

Дети слушают сказку.

– Ребята, как вы думаете, почему мама улетела птицей? Как бы вы поступили на месте детей? Как вы чувствовали себя, если бы это случилось с вашей мамой? Дети высказывают свое эмоциональное отношение, предлагают отыскать маму. – Ну что ж, ребята, если вы согласны, тогда не будем терять времени и отправимся в путь. Нам предстоит нелегкая работа. Не испугаетесь трудностей? Что это на дорожке? (Приложение 3)

Эти следы оставлены давно. Куда же они ведут? Как вы думаете, кто находится там? Если вы знаете, покажите мне руками.

– Следы животного.

Дети выполняют пальчиковое упражнение “Медведь”

– Ребята, мне кажется, здесь побывал злой шаман. Не видите ли вы его следов, что он нарушил, что здесь неправильно? – На берлоге черные снежинки. – Давайте быстро исправлять недоброе колдовство шамана. Возьмите волшебные листочки и фломастеры.   Звучит мелодия вьюги. Дети выполняет упражнение “Обведи по точкам” и укрывают “чистыми” снежинками берлогу (Приложение 2). – Молодцы, ребята! Одно препятствие мы преодолели. Идём дальше? Не устали? Тогда будьте внимательны в пути. Дети находят следы оленя, узнают и называют их. Идут по ним “как олени” (Приложение 3). – И здесь побывал шаман! Разогнал всех оленей загона. Поможем оленеводам.

Звучит мелодия “Олени”

Проводится подвижная игра “Поймай оленя”

  – Всех оленей собрали? Получилось большое ... – Стадо. – Вот и второе испытание позади. Я горжусь вами! Идем дальше. Дети замечают следы птиц (Приложение 3). – Какая птица могла оставить следы в нашей местности зимой? Дети называют зимующих птиц. – Вспомните, ребята, в кого превратилась мама?

Может это она указывает нам путь? Покажем руками птиц и полетели.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику “Большая птица”, затем подходят к столам. – Мы попали в чудесную комнату, где видим много замечательных вещей. Дети узнают и коротко описывают предметы хантыйского быта, их украшения (Приложение 5), одежду (Приложение 4), отмечают характерный орнамент, состоящий из геометрических фигур. – Кто мог изготовить все это? Вспомните, ребята, мама успела закончить свою малицу перед тем, как обернулась птицей? Давайте мы оставим игры и забавы и поможем маме. Дети берут основу поделки (Приложение 1) и выполняют творческую работу с использованием подготовленного разнообразного материала (Приложение 7), (Приложение 8). – Вспомните, ребята, какой мы прошли путь? После завершения работы, дети несут украшенные малицы к чуму, выкладывают их около него, любуются поделками, оценивают работы друг друга, называют материалы, которые использовали для украшения. – Как вы думаете, вернется ли мама снова в свой чум к детям? Почему? Дети называют этапы занятия, отмечают, что больше запомнилось. – Давайте оставим эти замечательные малицы, сделанные руками детей, у чума и будем надеяться на скорое возвращение мамы. Дети отвечают.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

НАШИ НОВОСТИ
05.05.2017

Утренник

04.05.2017

Фото-выставка

03.05.2017

Просмотр видео роликов "Прикоснись к подвигу сердцем"

21.04.2017

Конференция

14.04.2017

Волонтерская акция

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930