Рїрѕрґрµр»Рєрё РёР· тюрьмы: Страница «пилигрима» | Международная ассоциация содействия правосудию (МАСП/IUAJ)

Экономические и социально-политические ценности

:

-(3434)-(809)-(7483)-(1457) -(14632) -(1363)-(913)-(1438)-(451)-(1065)-(47672) -(912)-(14524) -(4268)-(17799)-(1338)-(13644)-(11121)-(55)-(373)-(8427)-(374)-(1642)-(23702)-(16968)-(1700)-(12668)-(24684)-(15423)-(506)-(11852) -(3308)-(5571)-(1312)-(7869)-(5454)-(1369)-(2801)-(97182)-(8706)-(18388)-(3217)-(10668) -(299)-(6455)-(42831)-(4793)-(5050)-(2929)-(1568)-(3942)-(17015)-(26596)-(22929)-(12095)-(9961)-(8441)-(4623)-(12629)-(1492) -(1748)

⇐ 123456789 ⇒

Как уже было сказано, мир ценностей сложен и многообразен. Кроме базового деления на материальные и духовные (нематериальные и постматериальные), мы подразделяем ценности в соответствии с различными сферами общественной жизни.

В разные эпохи доминировали различные экономические ценности, да и само их место в иерархии ценностей варьировалось. Сегодня ведущими ценностями экономического порядка обычно признаются рынок, право частной собственности, уровень жизни и ее качество. ынок как ценность неразрывно связан с такими ценностями как равенство в правах конкурирующих сторон, честный бизнес, свобода частной инициативы. Право частной собственности лежит в основе современного экономического порядка. Это право закреплено в Конституции, а его гарантом выступает государство. Однако далеко не все философы согласны друг с другом относительно допустимых границ частной собственности, так, к примеру, марксизм выступал за обобществление крупной частной собственности, а Ж.Ж. уссо утверждал, что в ней – корень зла, обратившего некогда благородного человека в жадного и бесчестного эгоиста.

В качестве примеров социально-политических ценностей современного общества западной модели необходимо прежде всего упомянуть правовое государство и гражданское общество. Правовое государство строится на понятии права как приоритетной ценности. Право превыше любой власти. Власть, издающая закон, не может быть выше него. Право едино для всех. А опирается оно на такие ценности как справедливость, гуманность, демократичность. Идеал гражданского общества утверждает ценность индивидуальной личности, гражданских прав и свобод, гарантировать которые может, в свою очередь, только правовое государство.

 

4. Мораль в системе ценностей

Мораль занимает особое место в системе ценностей.

Животные находятся целиком во власти рефлексов и инстинктов. Человек вырастает из животного, биологические инстинкты в нашей жизни по-прежнему играют чрезвычайно важную роль. Однако человек больше чем животное, поскольку он подчиняет свою жизнь не только удовлетворению своих биологических потребностей, но и собственно человеческим этическим установлениям. Мораль есть форма общественного сознания, включающая в себя нравственные ценности, принципы и идеалы. Мораль регулирует поведение человека в обществе, опираясь на систему норм нравственного порядка. Между моралью и правом много общего. Когда-то в древности вообще не существовало разделения на моральные и правовые нормы, они существовали слитно. В качестве различий морали и права сегодня можно приводить, к примеру, большую формализованность правовых норм или большую абстрактность норм морали, но радикальным отличием будет то, что главный побудительный фактор правомерного поведения – государство – является внешним по отношению к человеку, тогда как основной регулятор морального поведения – это регулятор внутренний по своей природе. ечь идет о таком явлении как совесть. Конечно, моральные ценности открываются человеку в культуре, однако благодаря процессу социализации они закрепляются во внутреннем мире человека (интериоризуются).

В отличие от правоохранительных органов государства, которые в идеале не должны пропускать ни одного правонарушения, совесть, как известно, порой спит. Но у каждого человека есть некоторая граница в системе моральных ценностей, нарушая которую, он рискует разбудить свою совесть. И если в случае правовых законов судья находится где-то вне нас, то, преступая законы морали, мы встречаем судью внутри самих себя. И этот судья может оказаться самым непреклонным и несговорчивым из всех возможных судий.

Далеко не всегда можно однозначно решить, какой поступок считать морально правильным, а какой аморальным. Моральные принципы могут вступать в противоречие друг с другом, более того, моральные принципы подчас не согласуются с реальной пользой или вредом от того или иного действия. Известна истина, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Так и случается порой, что самые высокие принципы могут привести к злу, и никак нельзя это зло избежать, кроме как нарушив моральные заповеди. Однако, переступив через мораль раз, не отбросим ли однажды мы ее совсем, а вместе с ней и все человеческое? В этой непростой дилемме заключена основная проблема этики как философии морали.

 

5. Утилитарная и деонтологическая этика

Все этические теории можно условно разделить на прагматически-утилитарные и деонтологические.

Для утилитарной морали главным критерием правильности поступка выступают его последствия. Основоположник утилитаризма Иеремия (Джереми) Бентам предложил ввести специальную единицу измерения – «гедон», от греческого слова, означающего удовольствие, – чтобы мы могли сопоставить между собой различные поступки и вывести, какой из них предпочтительнее. Так, если разные действия способны доставить нам удовольствие в различной степени – например, удовольствие равное 5 гедонам и удовольствие равное 50 гедонам, – то нам определенно следует предпочесть тот образ действий, который приведет к удовольствию в 50 гедонов. Конечно же, удовольствие не измерить ни линейкой, ни градусником, и рассуждения Бентама следует понимать как теоретическую модель, иллюстрирующую алгоритм морального выбора. А алгоритм этот, как мы видим, очень простой и легко применимый на практике.

Однако в этой простоте как раз и коренилась слабость и даже абсурдность утилитаризма Бентама. Его моральная доктрина тут же подверглась критике со стороны других философов. В укор Бентаму ставили то, что, согласно его логике, свинья, валяющаяся в грязи и довольная на все 100 гедонов, ведет более моральный образ жизни, чем Сократ, огорченный, предположим, невежеством его знакомых афинян. Джон Стюарт Милль попытался преодолеть издержки философии Бентама, поделив все доступные человеку удовольствия на две группы: низшие и высшие. Низшие удовольствия роднят человека с животным, это удовольствия в первую очередь физического характера. Они просты, безыскусны, но могут быть необычайно ярки и интенсивны. Высшие удовольствия представляют собой исключительно человеческие, социально-духовные удовольствия. Животным они недоступны, их открывает человек, создавая общество и культуру. И хотя они более замысловаты, труднодостижимы и менее интенсивны, чем удовольствия первого порядка, в действительности они являются более глубокими и менее быстротечными. И выбирая между первыми и вторыми, человеку следует предпочесть последние.

Утилитарную этику также называют телеологической (от древнегр. «телос» – цель). Кроме непосредственного удовольствия, целью морально правильного выбора может служить любая польза. Чем больше польза, тем правильнее поступок. Но, стремясь к пользе для себя или своих близких, человек может нанести вред другим людям. Поэтому следует поступать так, чтобы принести наибольшую пользу для наибольшего числа людей. А моральные принципы? Им нужно следовать, но там, где они идут вразрез с практическими соображениями, необходимо признать их условность.

Прямо противоположны утилитаризму деонтологические этические теории. «Деон» в переводе с древнегреческого означает долг. В центре деонтологической морали лежит моральный закон и неукоснительное ему следование, даже если с прагматической точки зрения было бы полезнее этим законом пренебречь. Приговоренному к смерти Сократу стоило бы, возможно, бежать со своими учениками из афинской тюрьмы, но он не мог так поступить, поскольку ему пришлось бы тем самым преступить через собственные моральные принципы. Этическая философия Сократа, согласно которой каждый человек должен начать с познания истинного добра и затем жить сообразно познанному, по сути, – один из ярчайших примеров деонтологической морали. Долг лежит в основании стоической философии, религия также предполагает служение Богу или богам как долг каждого человека. Хотя необходимо отметить, что верующий иногда подменяет деонтологические соображениями утилитарными, просто выведенными за пределы земной жизни, – ведет праведную жизнь не из чувства долга, а из расчета, надеясь на посмертное воздаяние за свою праведность.

Одна из наиболее разработанных деонтологических теорий изложена в «Критике практического разума» Иммануила Канта. Кант был убежден, что мораль не приобретается человеком в процессе его воспитания, поскольку каждый человек – изначально моральное существо. Человек морален в силу собственной человеческой природы, просто он часто забывает об этом, уступая своему эгоизму. В чем же моральность человека? В каждом из нас, утверждает Кант, присутствует моральный закон – категорический императив. Существует два типа правил (императивов): гипотетический и категорический. Гипотетическим императивом мы постоянно руководствуемся в нашей повседневной жизни. Он гласит: «Если хочешь А, сделай Б». Есть цель и есть способ ее достижения. Цель здесь гипотетична, еще не достигнута, но есть правило, которому может последовать человек, желающий получить определенный результат. Категорический императив абсолютно безразличен к результату. Человек должен следовать моральному закону всенепременно, невзирая на конкретные обстоятельства. Моральный закон в каждом из нас приказывает нам поступать только так, чтобы наш поступок мог стать моделью для действий всего человечества. Например, если человек лжет, и ложь становится универсальной моделью, и все люди больше не говорят ни слова правды, то такое общество просто не сможет существовать. А если человек помогает другому в час нужды, и так будут поступать все люди, то человечество только выиграет от этого. Такой поступок может служить всеобщим принципом поведения, и, стало быть, он морален, и так поступать можно и должно.

Позже Кант добавляет, что другой человек никогда не должен выступать как средство, используя которое, вы достигаете некоего результата, даже морально оправданного. Это означает, что даже во имя блага всего человечества мы не имеем права посягнуть на права и свободы отдельной личности, ее человеческое достоинство. Всегда и во всем человек должен быть для нас исключительно целью, то есть тем, на кого направлены наши благие помыслы.

Каждая из приведенных этических концепций не безупречна, имеет как несомненные достоинства, так и трудно устранимые недостатки. Утилитаристы упрекают представителей деонтологической философии в том, что для них абстрактные принципы дороже и ближе, чем живые люди с их реальными судьбами. А философы, утверждающие приоритет морального долга, критикуют прагматиков за то, что их рассуждения ведут к релятивизации любых ценностей (все ценности становятся относительными), кроме ценностей практической выгоды и удовольствия, и тем самым обесценивают человеческую духовность, могут породить мир, где человек не будет знать ни гуманности, ни милосердия, ни справедливости, а добро и зло станут ничего не значащими словами.

 

⇐ 123456789 ⇒


: 2013-12-14; : 1002; ?; !


! ? |



:






Глава одиннадцатая



:









⇐ 13 20 ⇒

 

КОИДО ДВЕЕЙ

 

Я уже несколько раз упоминал различные ловушки, которые могут завлечь и испортить жизнь молодых людей в этот критический для них период. А теперь позвольте мне подойти к этой теме с другой точки зрения. Для этого представьте себя подростком, которому нужно пройти в одиночестве по очень длинному и темному коридору.

С потолка свисают тусклые лампочки, отбрасывающие колеблющиеся тени на стены коридора. С обеих сторон этого мрачного пути высится множество больших дверей, и на всех них имеются разные надписи. Алкоголь, марихуана, тяжелые наркотики, порнография, азартные игры, гомосексуальные эксперименты, добрачный секс, анорексия и так далее. Каждый вид порочного поведения представлен по крайней мере одной дверью. А вы идешь в одиночестве по темному коридору, недоумевая, что делать дальше. Идти вперед или попробовать открыть одну из загадочных дверей?

Подходя к каждой двери, вы слышите раздающийся за ней веселый смех и признаки веселья. Ваши друзья или люди, с которыми вы хотели бы подружиться, уже за дверью, и, по всей видимости, у них там веселая вечеринка. Время от времени вы слышите, как вас зовут по имени и приглашают присоединиться к компании. Кто знает, какие развлечения ожидают тех, кто осмелится туда войти?

Судя по полоскам света, пробивающимся из-под двери, понятно, что люди там танцуют. Через стены доносятся звуки ритмичной музыки. Стоя в тени темного коридора, вы спрашиваете себя: «Почему бы мне не присоединиться к этому веселью? Кто имеет право изолировать меня от таких же, как я, ребят?»

Затем ваша рука тянется к дверной ручке.

То, что происходит дальше, вы запомните на всю оставшуюся жизнь. Почему? Потому что для определенного процента людей, открывших дверь, этот момент становится началом трагедии, омрачившей всю их жизнь. С этого момента можно проследить развитие их порочной зависимости. Пожалуйста, поймите меня правильно. Я не говорю, что каждый человек, попробовавший спиртное или марихуану или принявший участие в азартной игре, обязательно станет зависимым от этого вида деятельности. Однако существует мнение, что определенное количество людей весьма уязвимо для некоторых видов химических веществ и конкретных психологических нужд. Повторяющиеся действия в молодом возрасте могут привести их на путь разрушительного поведения.

 

АЗБИТЫЕ МЕЧТЫ И ПУСТЫЕ ОБЕЩАНИЯ

 

Я знаю одного пожилого человека, который в молодости совершил подобную ошибку. Большую часть своей взрослой жизни он был алкоголиком. Его неспособность контролировать свое поведение и агрессивное отношение к окружающим привели к тому, что он лишился семьи и причинил боль всем тем, кого любил. Он умер одиноким и печальным человеком, и ему нечем было похвалиться за все свои семьдесят семь лет, прожитых на земле. Как такое могло случиться?

Неужели он планировал потратить впустую все отпущенные ему годы? Неужели он намеренно терроризировал свою маленькую семью? Неужели он всегда хотел, чтобы дети его боялись и чтобы жена от него ушла? Неужели он об этом мечтал? Конечно нет. Он тысячи раз обещал бросить пить. Но раз за разом попадался на ту же наживку. Он не мог остановиться. Я уверен, в молодости ему и в голову не приходило, что у него химическая и психологическая предрасположенность к алкоголю. Он просто однажды открыл дверь, которую открывать не следовало, а все остальное — уже история.

Повторяю, существует определенный процент людей, уязвимых для каждого конкретного вида зависимости. Люди, относящиеся к категории высокого риска, обычно об этом даже не подозревают. Когда они открывают потенциально опасную дверь, оттуда выбегает монстр и хватает их. Некоторые остаются в его власти на всю жизнь.

Возможно, вы сами видели подобные вещи. Может быть, вы родились в семье алкоголика или неудержимого азартного игрока. Другие читатели, может быть, знают людей, которые экспериментировали с кокаином, метамфетомином или другими сильнодействующими наркотиками и до сих пор пытаются вырваться из этого смертельного плена. Такие вещи происходят каждый день.

 

Существует определенный процент людей, уязвимых для каждого конкретного вида зависимости.

 

Зависимое поведение может возникнуть не только в результате приема рецептурных средств или алкоголя. У некоторых людей наблюдается психологическая зависимость, и она характеризуется таким же разрушительным и порабощающим действием. Например, порнография точно так же порабощает и разрушает жизнь подростков, как кокаин. Один только любопытный взгляд в эту сторону может поработить впечатлительного подростка и превратить этот порок в привычку, которая будет длиться всю оставшуюся жизнь.

Точно так же, как и другие виды зависимости, порнография прогрессирует по своей природе. Со временем она становится все более ужесточенной и извращенной. Эротические фотографии и видеофильмы теряют возбуждающую способность. Зависимый человек уже хочет чего-то более сильного и ощутимого! ано или поздно он доходит до логического конца, он видел все, что мужчина и женщина способны делать вместе. Он видел человеческое тело со всех сторон, и оно уже не кажется ему эротичным. Что теперь?

Определенный процент мужчин, порабощенных порно, переходят естественные границы и начинают испытывать интерес к извращенным видам интимного поведения. Они чувствуют похотливый интерес к самым отвратительным вещам на земле, включая сексуальные приставания к детям, имитацию убийств, гомосексуальные оргии, секс между женщинами и животными, секс с трупами, размазывание экскрементов по телу и так далее.

Каким образом человек может испытывать возбуждение при виде таких невообразимых мерзостей? Обычно это происходит в результате зависимости от легкой порнографии, которая затем прогрессирует для некоторых индивидуумов до крайних вариантов. Монстр требует новых жертв.

Все виды зависимости со временем становятся семейной проблемой. Порнография не исключение. Она часто разрушает сексуальные отношения в браке, потому что мужчины начинают ориентироваться на такие интимные вариации, которые их жены отвергают. В результате между супругами происходят серьезные конфликты и разногласия. Он хочет делать то, что вызывает у нее отвращение. Кроме того, визуальные образы и мастурбация становятся подменой нормальным интимным отношениям между мужем и женой.

етушированные фотографии прекрасных моделей и профессионально изготовленные видео становятся куда более привлекательными, чем то, что есть в действительности. Наконец, женщины всех возрастов в порнографических материалах обычно изображаются в момент пыток, мучений, сексуального насилия, и все это приводит к усилению и увеличению случаев насилия против женщин в реальном мире.

 

ДООГА В НИКУДА

 

Тед Банди понимал эту опасность. Когда ему было тринадцать лет, он нашел «грязные журналы» в мусорной куче неподалеку от своего дома. Они сразу привлекли его внимание. Со временем Банди становился все более зависимым от сцен насилия в журналах и видео. Он получал удовольствие при виде насилуемых и убиваемых женщин. Когда ему наскучили картинки, у него остался один путь — от фантазии к реальности.

Банди, симпатичный и серьезный студент юридического факультета, научился заманивать женщин к себе в машину под самыми разными предлогами. Он надевал на руку или ногу фальшивую гипсовую повязку, а затем шел по университетскому городку с пачкой книг в руках. Когда он видел интересную сокурсницу, стоящую или гуляющую в одиночестве, он «случайно» ронял книги рядом с ней. Девушка бралась помочь собрать книги и отнести их к нему в машину. Затем он либо завлекал, либо заталкивал ее в машину и увозил с территории университета. После того как он удовлетворял свою страсть, он убивал девушку и отвозил труп туда, где его не могли найти месяцами. Так продолжалось долгие годы.

К тому времени, когда его поймали, оказалось, что Банди убил по меньшей мере двадцать восемь молодых женщин и девушек самым ужасающим образом, который даже трудно описать. Его приговорили к смерти за убийство двенадцатилетней девочки, труп которой он бросил в свинарник. После десяти лет апелляций и юридических проволочек судья огласил приговор о казни Банди. На той же неделе приговоренный попросил своего адвоката позвонить мне с просьбой приехать к нему в государственную тюрьму в штате Флорида для последней беседы.

Когда я прибыл, рядом с тюрьмой я увидел толпы людей. Подростки держали плакаты, на которых было написано: «Сжечь Банди!» и «Ты мертв, Тед!». В толпе также находилось более трехсот репортеров, которые приехали, чтобы описать последние часы жизни убийцы, но Банди отказался с ними разговаривать. Он хотел сказать что-то важное, но боялся доверить это средствам массовой информации. Поэтому меня попросили привезти с собой оператора, чтобы записать его последние признания перед смертью.

 

К тому времени, когда его поймали, оказалось, что Банди убил по меньшей мере двадцать восемь молодых женщин и девушек.

 

Я никогда не забуду той встречи. Я прошел через семь стальных дверей и металлических детекторов, настолько чувствительных, что мой зажим на галстуке и гвозди на подошве туфель могли поднять тревогу. Наконец, я добрался до камеры, где я должен был встретиться с Банди. Его тоже привели туда, обыскали, и пока он разговаривал со мной, его окружали шесть надзирателей. Посреди нашего разговора освещение вдруг стало гаснуть.

Тед сказал: «Подождите минутку, сейчас все снова загорится».

И только позже я понял, что произошло. Приговоренный знал, что в тюрьме готовились к его казни, и в связи с этим проверялся электрический стул, на котором на следующее утро ему предстояло расстаться с жизнью.

 

ТЕД БАНДИ ХОТЕЛ АССКАЗАТ МИУ О ПОНОГАФИИ

 

Так что же так хотел поведать миру Тед Банди? Он считал себя обязанным предупредить об опасности тяжелой порнографии, объяснив, каким образом эта зависимость привела его к убийству стольких невинных женщин и девушек. Со слезами на глазах он описывал монстра, который овладевал им в тот момент, когда Банди выпивал. Его страсть к убийствам всегда разжигалась сценами насилия в порнографических изданиях. Ниже излагается отредактированная версия разговора, который состоялся всего за семнадцать часов до казни Теда Банди на электрическом стуле. ВНИМАНИЕ. Седьмая кассета из видеосерии «Жизнь на грани», приложением к которой является данная книга, является отснятым материалом реального интервью с Банди. Ее можно приобрести в книжных магазинах и в организации «В фокусе семья».

Доктор Добсон: Тед, сейчас около половины третьего дня. Ваша казнь назначена на семь часов завтрашнего утра, если вы не получите новой отсрочки. О чем вы думаете? Какие мысли проносятся у вас в голове в эти последние часы?

Банди: Ну, что же, я не буду говорить, что контролирую ситуацию или что я смирился с ней, потому что этого нет. Каждую минуту происходит что-то новое.

Доктор Добсон: Тогда давайте вернемся к самому началу. Как я понимаю, вы выросли в семье, которую вполне можно назвать здоровой.

Банди: Абсолютно.

Доктор Добсон: Вы не подвергались физическому насилию. Вы не подвергались сексуальному насилию. Ваши чувства тоже не были оскорблены.

Банди: Нет. Ни в коем случае. Трагичность всей ситуации отчасти состоит в том, что я вырос в прекрасной семье с двумя преданными и любящими родителями. Это была чудесная и верная христианская семья. Но, когда я был совсем мальчиком, и мне было двенадцать или тринадцать лет, рядом с домом я нашел не самый откровенный порнографический журнал. Время от времени мы с друзьями натыкались на порнографические издания более откровенного характера, с более графическими изображениями, можно сказать… Кроме того, существуют так же детективные журналы…

Доктор Добсон: И там есть изображения сцен насилия.

Банди: Да, самые разрушительные виды порнографии включают сексуальное насилие. Благодаря сочетанию этих двух сил, как я теперь прекрасно понимаю, возникает поведение, которое слишком ужасно, чтобы его описать.

Доктор Добсон: Но я искренне хочу понять это. Вы дошли до самого края в своих фантазиях с печатным материалом, а затем у вас возникло желание сделать один маленький или большой шаг по направлению к реальным, физическим событиям.

Банди: Мой опыт с порнографией на уровне сцен сексуального насилия показывает, что как только я оказался порабощенным тем, что я называю зависимостью, а это есть такая же зависимость, как и многие другие… я стал искать более открытых, более явных, более ощутимых вариантов этого материала. Как в любом случае зависимости вы ищете что-то более жесткое, более сильное. То, что приведет вас к большему накалу возбуждения. Но это до тех пор, пока вы не дойдете до предела, на который способна порнография. И тогда вы достигаете того трамплина, где начинаете подумывать о реальных действиях, которые дадут вам то, что недоступно в результате только чтения и созерцания.

Доктор Добсон: Вы помните, что толкнуло вас на этот шаг?

Банди: Я понял, что больше себя не контролирую, что барьеры, которые я знал с самого детства и которые были вложены в меня, уже не могут удержать от стремления найти кого-то и причинить ему боль.

Доктор Добсон: Будет ли правильным назвать это состояние неистовством, или безумием, сексуальным безумием?

Банди: Да, пожалуй. Можно назвать это так. Это было как импульс. Во мне нарастал накал разрушительной энергии. Но я думаю, что алкоголь в связи с увлечением порнографией лишал меня последнего сдерживающего фактора. А фантазии, навеянные порнографией, окончательно стирали всякие границы дозволенного.

Доктор Добсон: В первое время, когда вы делали это, вы всегда были наполовину пьяны. Это так?

Банди: Да. Да.

Доктор Добсон: Хорошо, если я все правильно понимаю, внутри вас постоянно шла борьба. Существовали правила поведения, которым вас учили с детства. И наряду с этим существовала ничем не сдерживаемая страсть, питаемая вашим увлечением тяжелой со сценами насилия порнографией.

Банди: Ну, да. Это главный компонент, и я не знаю, почему я оказался зависимым от него. Знаю только, что он оказывал на меня огромное воздействие и стал главной причиной в формировании тех актов насилия, которые я совершал.

Доктор Добсон: Тед, после того как вы совершили первое убийство, какие чувства вы испытывали? Что произошло в последующие после этого дни?

Банди: Пожалуйста, поймите, что даже спустя столько лет мне тяжело об этом говорить и трудно переживать это снова через обсуждение. Было ощущение, что я вышел из какого-то тяжелого транса или кошмарного сна. Не хочу преувеличивать, но могу только сказать, что я чувствовал, будто мной овладевал кто-то чрезвычайно ужасный и абсолютно враждебный, а на следующее утро я словно просыпался после этого, вспоминал, что произошло, и осознавал, что, по сути, ответственность за случившееся несу я. Просыпаешься утром и понимаешь, что ты совершил, причем у тебя трезвый рассудок и прежние нормальные морально-этические понятия. Я был в абсолютном ужасе от того, что я оказался способен на совершение подобных вещей.

Доктор Добсон: Вы действительно во время совершения преступлений этого не осознавали?

Банди: Я хочу, чтобы люди поняли следующее. В основном я был нормальным человеком. Я не слонялся по барам, я не был бездельником. Я не был извращенцем в смысле, что по мне никто и никогда ничего бы не заподозрил. Я был в норме обычным человеком. У меня были хорошие друзья. Я жил нормальной жизнью, кроме этого маленького, но очень сильного, очень разрушительного сегмента в моей жизни, который я хранил в глубочайшем секрете, глубоко внутри себя, и никому об этом не рассказывал. Когда меня впервые арестовали много лет назад, мои дорогие друзья и семья испытали глубокое потрясение и ужас, потому что когда они смотрели на меня, они видели обычного американского парня. Думаю, людям следует понять, что те из нас, которые испытали на себе сильное влияние сцен насилия в средствах массовой информации, в частности порнографических сцен насилия, не являются монстрами с рождения. Мы ваши сыновья и ваши мужья. Мы выросли в обычных семьях. А вот порнография может прикоснуться к любому мальчику из любой семьи. Точно так же она выбрала меня лет двадцать-тридцать назад, несмотря на моих прилежных родителей, а они делали все, чтобы защитить своих детей. Несмотря на благочестивый христианский дом, а у нас была хорошая христианская семья, невозможно защитить ребенка от таких влияний, которые изобилуют в обществе, которое относится к ним терпимо (у Банди на глаза навернулись слезы).

Доктор Добсон: Тед, за стенами тюрьмы в данный момент находится несколько сотен репортеров, которые хотели бы поговорить с вами.

Банди: Да.

Доктор Добсон: А вы попросили меня приехать сюда из Калифорнии, потому что хотели что-то сказать мне. Вы действительно считаете, что тяжелая порнография и дорожка к ней, легкая порнография, причиняет неисчислимый вред людям, в результате чего над женщинами издеваются, их убивают так, как это делали вы?

Банди: Послушайте. Я не социолог, и я не проводил никаких исследований. То есть я хочу сказать, что я не знаю, о чем думают рядовые граждане. Но на данный момент я прожил в тюрьме достаточное время. И я встречал здесь очень многих людей, которые испытывали сильное желание делать то же самое, что делал я. И все, без исключения, увлекались тяжелой порнографией, без сомнений, без исключения. Они все были глубоко вовлечены, они жили своей страстью к порнографии, и она оказывала на них огромное воздействие. В этом можно не сомневаться. Исследования ФБ по серийным убийствам подтверждают, что самым распространенным увлечением среди серийных убийц является порнография.

Доктор Добсон: Да, это верно.

Банди: И это действительно так.

Доктор Добсон: Тед, какой была бы ваша жизнь, если бы в ней не было влияния порнографии? Попробуйте представить.

Банди: Я абсолютно уверен, в моей жизни никогда бы не было такого насилия и преступлений, которые я совершил.

Доктор Добсон: Один из важных вопросов, над которым вы, вероятно, задумываетесь в эти последние часы перед смертью. Вы думаете о своих жертвах и той боли, которую вы причинили членам их семей?

Банди: Да, конечно. Могу только надеяться, что люди, которым я причинил боль и столько горя, даже если они не поверят в мое покаяние и сожаление, поверят в то, о чем я сейчас говорю. В их городах, в их общинах свободно разгуливают подобные мне люди, чьи опасные импульсы разжигаются день ото дня при помощи сцен насилия, которые они видят в средствах массовой информации в самых разных формах, в частности, в сценах сексуального насилия, что меня пугает. Но давайте вернемся в настоящее, в то, что произошло со мной двадцать-тридцать лет назад, то есть, в годы моего формирования. Что чрезвычайно пугает меня, так это то, доктор Добсон, что сегодня я вижу, как в дома простых граждан через телевизионные и кабельные каналы, через фильмы входят сцены, которые тридцать лет назад были запрещены для просмотра даже в порнографических кинотеатрах.

Доктор Добсон: Вы говорите о триллерах и фильмах ужасов.

Банди: Все дело в том, а я говорю из собственного опыта, что на экранах происходит реальное насилие. И тогда все это приходит в дом к детям, которые находятся без присмотра и не осознают, что могут превратиться в Теда Банди, который тоже оказался уязвимым и пришел к такому поведению именно по причине существования таких фильмов и таких сцен насилия.

Доктор Добсон: Помогите мне понять процесс понижения порога чувствительности, который произошел с вами. Что происходило в вашем разуме?

Банди: Каждый раз, когда я причинял кому-то боль, каждый раз, когда я убивал кого-то, после я ощущал безмерное чувство ужаса, вины, раскаяния. Но потом импульс, побуждающий меня сделать то же самое, возвращался в еще более сильной форме. Но уникально то, доктор Добсон, что в своей обычной жизни я по-прежнему чувствовал полную гамму вины и раскаяния. аскаяние и…

Доктор Добсон: Но эти чувства были в вас обособленными…

Банди: …обособленными, четко сфокусированными, это была очень четко сфокусированная область, в которой была черная дыра. Она была подобна трещине. И все, что падало в эту трещину, просто исчезало. Вы меня понимаете?

Доктор Добсон: Понимаю. Одно из последних совершенных вами убийств, это была маленькая Кимберли Лич, двенадцати лет. Думаю, возмущение общественности особенно велико, потому что невинный ребенок исчез прямо с игровой площадки. Что вы почувствовали после этого? Были ли ваши эмоции по прошествии трех дней нормальными, обычными? Где вы были, Тед?

Банди: [Пытаясь подобрать слова.] Я не могу говорить об этом сейчас.

Доктор Добсон: Слишком тяжело.

Банди: Мне бы хотелось поделиться с вами своими ощущениями, но я не могу. Я не смогу об этом говорить… [продолжая] Я не смогу понять, но я все же попробую. Я осознаю, что не смогу понять боль, которую испытывают родители этих детей, которых я… и этих молодых женщин, которым я причинил зло. И я не смогу ничего восстановить и не собираюсь притворяться, что я что-то могу с этим сделать. Я не ожидаю, что они простят меня, и я не прошу у них прощения. Такого рода прощение может быть только от Бога. И если они имеют такое прощение, то имеют, а если не имеют, то, может быть, когда-нибудь обретут.

Доктор Добсон: Вы заслуживаете наказания, к которому приговорило вас государство?

Банди: Это хороший вопрос, и я честно отвечу на него. Я не хочу умирать. Конечно, я заслужил самое жесткое наказание, какое есть у общества, и думаю, что общество тоже заслуживает защиты от меня и от таких людей, как я. В этом-то и кроется ирония. Я как раз говорю о возможности выйти за грани возмездия, потому что моей казнью мир никак не сможет вернуть родителям и к жизни тех чудесных детей, утешить и облегчить боль. Но говорю вам, в этой стране существуют огромные массы детей, которые сегодня играют на улицах, а завтра и через день, и через месяц будут мертвы, учитывая все то, что происходит в настоящее время в средствах массовой информации.

Доктор Добсон: И все-таки, вчера вы мне сказали, и я слышал об этом от других, что вы приняли прощение Иисуса Христа и являетесь Его последователем и веруете в Него. Черпаете ли вы силы в этом понимании в свои последние часы жизни на земле?

Банди: Да. Не могу сказать, что привык к странствиям в долине смертной тени и что я достаточно силен, и меня ничто не беспокоит. Послушайте, это совсем невесело. Мне довольно одиноко, и все же мне приходится напоминать самому себе, что каждому из нас так или иначе придется пройти через это… Бесчисленные миллионы людей, живших на этой земле до нас, прошли через смерть, так что мы все должны это испытать. Вот так.

После этого Теда Банди увели с заложенными за спину руками в наручниках. В семь часов следующего утра его пристегнули к электрическому стулу, и его душа отлетела в вечность.

Если кто-то и заслуживал смертную казнь, так это он. Он убивал зверским образом, без всякого сожаления и причинил неизбывное горе семьям и друзьям своих жертв. Это страшная трагедия! Однако существует вероятность того, что этого не случилось бы, если бы тринадцатилетний мальчик не наткнулся на порнографические журналы в куче мусора рядом с домом. Он был одним из тех людей, кто оказался исключительно чувствительным к изображениям сексуального насилия.

Банди был прав, говоря, что большая часть серийных убийц зависимы от жесткой порнографии. Сведения из ФБ подтверждают этот факт. Конечно, не каждый человек, наткнувшийся на ужасающую непристойность, становится убийцей, но очень многие станут! Даже если всего пять или шесть человек в год станут серийными маньяками в нашей стране, и каждый будет убивать по двадцать восемь человек, это будет слишком много!

К сожалению, готовность мужчин причинять боль женщинам в нашей стране распространена намного больше этих цифр. Двое исследователей из UCLA исследовали этот импульс среди «нормальных» студентов университетов. Они задали сотням мужчин-старшекурсников один вопрос: «Вы бы смогли изнасиловать женщину, если бы были уверены, что вас никогда не поймают?» Более пятидесяти процентов ответили: «Да»39.

 

ПОНОГАФИЯ ЧАСТО ПИВОДИТ К ПЕСТУПЛЕНИЯМ И НАСИЛИЮ

 

Здравый смысл подсказывает, что обеспечение потенциально агрессивных людей исключительно эротическими изображениями насилия, убийств и пыток очень опасно и глупо.