Представляем лауреатов конкурса |
Награждаются дипломами и денежными призами, а также подшивкой еженедельника «История» на CD-ROM: |
ИВАНОВА Нелли Алексеевна (колледж
милиции №1 ГУВД Москвы).
Урок истории «Между Западом и Востоком».
БОБЕЙКО Татьяна Степановна
(гимназия-лабаратория Салахова, г. Сургут).
Урок истории «Его называли Юлий и Цезарь».
МЕЛЬНИКОВ Алексей Анатольевич
(средння школа № 1, г. Нижнекамск).
Историко-познавательный сценарий
«Историко-географический калейдоскоп».
Приятная обязанность главного |
Награждаются дипломами, подшивкой еженедельника «История» на CD-ROM, бесплатной подпиской «Истории» на второе полугодие 2004 г.: |
ГРИШКО Вера Васильевна
(гимназия № 56, г. Томск).
Историко-познавательный сценарий «Нет
живописней русского наряда».
ДОЦЕНКО Сергей Владимирович
(Маслянинская средняя школа № 2, Новосибирская
обл.).
Информационные технологии на уроке истории
«Страна, загадочная, как Сфинкс».
КРЮКОВА Надежда Степановна,
заслуженный учитель РФ (г. Тобольск).
«Я прожил век в гробу темницы» (номинация «Малая
родина»).
ПОСНЯКОВ Андрей Анатольевич (средняя
школа № 9, г. Тихвин).
Историко-познавательный сценарий «Исторический
бюрократ».
СУРОВЦЕВА Ирина Владимировна
(средняя школа № 24, г. Ангарск).
Урок истории «У меня были чувства великие».
Стремлюсь к образности
Победа в конкурсе «Я иду на урок истории»
еще раз убедила меня в том, что я удивительно
везучий человек. На моем жизненном пути
постоянно встречались талантливые, душевно
щедрые люди, которые способствовали моему
становлению как личности, как педагога.
Родилась я в 1964 г. в деревне Капенки, в Курском
крае среди простых, трудолюбивых людей прошло
мое детство. Закончила среднюю школу № 3 в
маленьком городке горняков Железногорске (КМА).
Как-то сразу и без протекции поступила в
Воронежский госуниверситет и в 1986 г. закончила
его с отличием. Мечтала об аспирантуре, но вышла
замуж за военнослужащего. Учительствовала в
школах Белоруссии и России. Последние 5 лет
преподаю историю в колледже милиции № 1 ГУВД г.
Москвы: готовим из обычных мальчиков настоящих
офицеров — младших лейтенантов милиции по
специальности «юрист-правовед».
В свой предмет влюбилась еще будучи
пятиклассницей: сразу и навсегда. Что меня
восхитило в истории? Что за идею люди могут
отдавать жизни. Исторические личности я
воспринимала, как живых людей, сопереживала и
спорила с ними. Мой любимый учитель истории — Г.П.
Бумагина. Она не только блистала педагогическим
мастерством, но и вводила нас, ребят, в
увлекательный мир истории. Именно благодаря ей я
пошла в эту профессию и никогда не пожалела об
этом.
Кто сыграл значительную роль в моем
профессиональном становлении? Очень многие
одаренные, неординарные личности, с которыми
сталкивала меня судьба. Это и мои первые ученики
— 10-й класс средней школы № 4 г. Железногорска 1987
г. выпуска. Мне — 22 года, им — по 17. И состоялся
выпуск, и были слезы расставания. Может быть,
именно эта серьезная проверка на прочность и
удержала меня в профессии в то время, когда
многие уходили в более денежные и престижные
сферы деятельности.
Я благодарна сегодняшним коллегам —
преподавателям высшей категории
С.З. Бурдакиной и Т.В. Бурмистровой,
сыгравшим наибольшую роль в становлении моего
профессионального мастерства. Совместное
сотрудничество воплотилось у нас в статью
«Формирование теоретических знаний на уроках
истории и обществоведения» («Преподавание
истории и обществознания в школе» 2003 г., № 3).
Еще несколько лет назад я раскланивалась перед
глубокоуважаемой классной доской в статье
«Особенности построения зрительного ряда для
уроков истории» («Преподавание истории и
обществознания в школе» 2000 г., № 4). Действительно,
талантливый учитель, имея только мел и доску, как
наиболее доступные средства обучения, может
показать великолепный урок. Но вот я побывала в
гостях в средней школе № 818 г. Москвы у учителя
истории И.П.Сафоновой и увидела в действии
универсальный компьютерный класс, оборудованный
по последнему слову техники. Используя
современные технологии, учитель становится
более мобильным, оперативным и смелым, экономит
массу времени, усиливает интерес к предмету. Ведь
главная задача образования сегодня не столько
овладение суммой знаний, сколько развитие
творческого мышления учеников, формирование
умений и навыков самостоятельного поиска,
анализа и оценки информации. Необходимо в
разумных дозах включать компьютерные технологии
в процесс обучения через учебную и внеурочную
деятельность.
Постоянную помощь и поддержку во всех моих
начинаниях оказывает методист Северо-Западного
окружного управления образования г. Москвы
А.И. Докина, а также администрация колледжа
милиции № 1, где я сейчас преподаю. Награждена
нагрудным знаком «200 лет МВД России», Почетной
грамотой ГУВД г. Москвы.
Мои профессиональные опыт и знания росли
постепенно. Осваиваясь в педагогическом
пространстве, я овладевала новыми методиками, в
чужой опыт внося свои коррективы, трансформируя
его применительно к своему уровню теоретической
подготовки и личным качествам, вырабатывая свои
методические наработки, инновационные подходы.
На основе существующих программ и планирования
создаю свои рабочие программы, которые проходят
обязательное утверждение в методическом центре
Северо-Западного окружного управления
образования г. Москвы. В их основе —
блочно-модульная технология подачи учебного
материала. Применяю различные модели урока и
методы активного развивающего обучения.
Предпочитаю интегрированные уроки (с
обществознанием, литературой, географией),
активно осуществляю правовое воспитание наших
курсантов, усиливаю личностно-ориентированный
подход в обучении. Стремлюсь к образности,
наглядности уроков. Знакомлю ребят с основами
исследовательской работы: в прошлом году
учащиеся 2-го курса (11-й класс) провели серьезную
исследовательскую работу «Судьба моей семьи в
годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. ».
Преподавание истории сегодня — это непосильный
объем информации при минимальном количестве
часов. Думается, постигать историческую науку
нужно через человеческое в ней. Иначе в огромном
букете школьных предметов история останется
бессмысленной и занудной дисциплиной. Нет в
современной школе более противоречивого и
«скользкого» предмета, чем история.
Ответственность за трактовку прошедших событий
ложится на нас, учителей. Поэтому, не претендуя на
роль прокурора истории, я стараюсь искать истину
вместе с учениками.
Нелли ИВАНОВА
Вернулся в родные пенаты
Родился
в 1967 г. Как раз в этот год у «Битлз» вышел «Сержант
Пеппер», я его, к сожалению, тогда не слышал, так
как появился на свет я в глубокой провинции, в
деревне, населенной исключительно «крестьянским
народом» (подробнее см. у А.П. Чехова в «Письме
к ученому соседу»). Там же (поселок Шугозеро,
Ленинградской области) с 1975 по 1985 г. обучался в
средней школе… В 1985 г. началась перестройка,
гласность и борьба с пьянством и алкоголизмом.
В том же 1985 г. я закончил школу. В том же году
поступил в институт — ЛГПИ им. А.И. Герцена, на
факультет истории и права.
И, наконец, в 1985 г. пошел служить на Дважды
Краснознаменный Северный флот. В 1987 г. закончил
военную службу и восстановился в ЛГПИ.
В стране продолжалась перестройка.
В 1988 г. в колхозе «Шушары» (тогда это было
повсеместно принято) за урожай боролись почти
исключительно студенты. Всем остальным, похоже,
на этот вопрос было глубоко наплевать. Помню,
многие, собираясь «в колхоз», никак не могли
ответить на простой вопрос одного иностранного
студента: «А что же делают крестьяне?». Мне и
самому тогда стало интересно, а что же они,
действительно, делают?
Когда мы вернулись из Шушар победителями, начал
неумолимо разрушаться наш факультет. Сначала
прогнили стены, потом, чуть не зашибив одного из
преподавателей, начал обваливаться потолок,
затем — угрожающе заскрипели стропила. С нашего
родного исторического факультета (памятника
архитектуры) пришлось бежать в срочном порядке,
теряя по пути студенческие билеты, зачетные
книжки, шпаргалки-«бомбы», пропуска в общежитие,
талоны на сахар, соль, масло, мясо, вино, водку и
прочие, крайне нужные студентам, вещи. Вообще,
потерять пропуск в общежитие было страшно — без
него в душ студгородка не пускали, а мыться в бане
студентам было дорого. Прямо скажем —
непозволительная роскошь. Приходилось иногда
пользоваться пропусками соседей по комнате. У
меня соседями одно время были парни из Конго. Для
тех, кто забыл географию — это в Африке… До сих
пор хорошо помню глаза вахтера, когда я ей
предъявил «пропуск в открытом виде»…
В начале 1990-х корпус истфака продолжал
благополучно разваливаться, поэтому экзамены мы
сдавали в разных экзотических местах.
Археологию, к примеру, в корпусе математиков,
Азию и Африку — на «иностранных языках», а
историю СССР советского периода — вообще на
факультете народов Крайнего Севера.
В 1992 г. факультет был благополучно закончен. К
этому времени ЛГПИ гордо переименовали в РГПУ,
люди говорят, он до сих пор так называется.
В 1992—1994 г. я учительствовал в школе № 9 г.
Тихвина. Если смотреть на глобусе — это чуть к
югу от Северного полюса.
В то время в стране проходил важный эксперимент
по проверке способности населения к выживанию.
Денег в школе не платили принципиально. В поисках
таковых пришлось в 1992—2000 гг. поработать в Отделе
внутренних дел Тихвинского района. Сначала
инспектором по делам несовершеннолетних, потом
— в должности дознавателя. С тех пор не смотрю
детективы — такой развесистой клюквы, какую их
авторы вешают людям на уши, я даже в уголовных
делах не «выращивал», хотя, признаться, бывало
всякое.
С 2000 г. вернулся в родные пенаты, в школу № 9.
Народ принял меня с радостью, даже устроил
банкет. С тех пор участвую в различных конкурсах,
иногда что-то выигрываю. А вообще люблю
высказываться на разные темы. В СМИ, в том числе.
Как известно, сейчас у нас очередная перестройка.
На этот раз — школьная. На кого перестройка школы
ложится — ясное дело, на нас, учителей. А «где
деньги, Зин?». В смысле, платить-то нам
когда-нибудь соберутся или так и будем, как рыба
об лед?
Андрей ПОСНЯКОВ,
пролетарий умственного труда
Жизнь из одних «не»
Тридцать
шесть лет — неплохой возраст для подведения
некоторых итогов. Еще рано оглядываться на
прожитую жизнь, но вполне достаточно, чтобы
задуматься — а что же я успел сделать, что я
представляю из себя как человек и как учитель.
Наверное, говоря о себе, следовало бы рассказать,
что уже достигнуто и каковы результаты, какой я
умный, добрый, хороший, в меру упитанный мужчина в
самом расцвете сил и творческого потенциала.… Но
как историк я твердо заявляю: «мы пойдем другим
путем».
Размышляя, я пришел к выводу, что вся моя жизнь
состоит из одних «не» — не был, не имел, не
участвовал, не привлекался. … Судите сами…
Я не родился в США, Франции, Японии или Швеции —
странах «процветающего» капитализма. Даже
Мексика, Греция и прочие «слаборазвитые» страны
отказали мне в своем гражданстве. Судьба
распорядилась так, что моей Родиной стала Россия,
а точнее — небольшой, но самый лучший поселок
Маслянино Новосибирской области. Произошло это в
1968 году месяца марта 25 числа.
В детстве не посещал элитного д/сада и закрытой
частной школы. Родители отвели меня в самый
обычный детсад, а затем в самую обычную школу.
После школы не поступил в МГУ, МГИМО или ВГИК, а
что самое обидное — в Институт советской
торговли, а впрочем, и не пытался. Вместо этого,
имея непреодолимую тягу к истории, оказался в
Новосибирском государственном педагогическом
университете на историческом факультете. Не
будучи сосланным в Сибирь, как А.Д.Меншиков, я
шесть лет жил и трудился в Березово, где начинал
свою трудовую карьеру и жаль, что рядом не было
Сурикова — «Доценко в Березово»… Теперь, вот уже
9 лет как работаю в родном поселке в Маслянинской
школе №2 преподавателем истории.
Моя семья состоит из любимой жены и сына, а так же
из 200 школьных детей, с которыми я из года в год
проживаю целую жизнь — общаемся, ссоримся и
миримся, а в перерывах изучаем Историю. Учитывая,
что я еще и классный «папа», жизнь не кажется
скучной — кто знает, что это такое, тот поймет.
Из увлечений стоит отметить, что я не понимаю
людей, подбирающих книги в тон обоям или мебели, а
порой читаю «запоем», спасибо за это моей маме,
которая еще в детстве подарила мне это чудо —
«книгу». Равнодушно отношусь к развлекательной
эстраде, предпочитаю слушать рок-музыку, к
сожалению, сам не пою, не танцую и не выступаю в
хоре. Увлекся и освоил компьютер, на котором
порой (да простят меня ученые коллеги), не
стесняясь, «гоняю» игрушки, но большей частью
пытаюсь приспособить его к преподаванию своей
родной истории. «Информационные технологии в
преподавании истории» — моя последняя идея-фикс.
Ну, вот вроде и все, если вкратце обо мне и моих
жизненных «не»…
Сергей ДОЦЕНКО
Способность самостоятельно мыслить
Я
родился в 1962 г. в небольшом городке Вятские
Поляны Кировской области. Должно быть, сама
атмосфера этого старинного купеческого местечка
сформировала мой интерес к прошлому, к истории.
После окончания средней школы в 1980 г. поступил в
Казанский государственный университет на
исторический факультет, где увлекся археологией
и историографией. После окончания его с отличием
в 1985 г. по распределению был направлен в г.
Нижнекамск и начал работать в средней школе № 1
учителем истории и обществознания, где преподаю
и поныне. За это время прошел путь от молодого
специалиста до учителя высшей категории. Главным
в своей деятельности считаю формирование
интереса учащихся к истории и способностей
самостоятельно мыслить, добывать знания о
прошлом. Этому посвящены многие мои статьи,
публикации, выступления. Мои материалы
«Программа курса “История Татарстана” 6—9 кл.» и
«Задания и тесты по истории мировых цивилизаций.
10 кл.» были отмечены Дипломами I и II степеней на
Республиканских конкурсах авторских программ и
учебно-методических пособий в 2001 и 2003 гг.