Рјсѓр·с‹Рєр°Р»Сњрѕс‹Рµ инструменты поделки: Электронные издания – на школьный урок. 6. Что есть для основной школы?

Электронные издания – на школьный урок. 6. Что
есть для основной школы?

  • Диск
    «Медиатека по физике» из серии «Виртуальная
    школа Кирилла и Мефодия»
    (ООО «Кирилл и
    Мефодий» и ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2003 г.).
    Медиатека – производное от библиотеки,
    поэтому понятно, что диск представляет собой
    набор объектов с программой для поиска этих
    объектов по ключевым словам, темам курса физике,
    типам объектов и программу-плеер проигрывания
    этих материалов.

Для этапа объяснения нового
материала в 7–11-м классах предназначены около 70
видеофрагментов, 46 коротких и 27 сюжетных
анимаций, 20 интерактивных моделей и заданий,
около 300 рисунков, 30 фотографий и 360 текстов,
формул, таблиц и других объектов
вспомогательного характера. 63 задания с выбором
ответа и 14 видеозадач предназначены для этапа
закрепления материала по всему курсу. Материалов
для контроля знаний на диске на содержится.

Цветные рисунки и фотоколлажи
прекрасно показывают, насколько электронные
издания опережают по красочности и
психологической привлекательности
полиграфические пособия. Это относится даже к
простым формулам. Ряд рисунков является
фактически прекрасно оформленными обобщающими
таблицами.

Однако, конечно, наиболее
интересны динамичные объекты.

Документальные
видеофрагменты, производят двойственное
впечатление. С одной стороны это единственный
диск, на котором представлены природные явления
(гроза, лавина, вулкан). С другой стороны, они
демонстрируются в окне, не превышающем восьмую
часть размера экрана, и не могут быть
рекомендованы для использования в классе с
мультимедиа-проектором. С одной стороны имеются
видеофрагменты из истории науки (полёт Гагарина,
например), с другой стороны их комментарий,
скорее для урока истории, а не физики.

Методически наиболее
интересны видеофрагменты, созданные в Казанском
университете. (Эти фрагменты, кстати, выпускаются
фирмой «Кирилл и Мефодий» в виде отдельного
диска под названием «Видеозадачи по физике».) Для
основной школы можно, например, рекомендовать
видео с этапами медленного процесса диффузии
брома, которые в школе не продемонстрируешь не
только из-за длительности процесса, но и из-за
вредности паров брома. Или, например, броуновское
движение частичек жира в молоке, снятое через
окуляр микроскопа. Крайне занимательны
видеозадачи, когда сначала демонстрируется
занимательный сюжет с просьбой объяснить
явление, а затем видеоответ с объяснением. Здесь
в основной школе могут быть использованы сюжеты
по статике, оптике и некоторые сюжеты по
электричеству. Опять-таки смущает малое окно для
просмотра видео, тем более, что те же видеозадачи
выпускаются тем же издательством отдельным
сборником «Видеозадачи», и там видео-окно
существенно больше.

Анимации малоинтересны,
поскольку, в основном, содержат примитивную
движущуюся картинку, сопровождающую достаточно
тривиальный текст диктора, который может быть
произнесён любым учителем.

Наиболее интересны некоторые
удачные 3D-модели, демонстрирующие богатейшие
возможности этой технологии для создания
дидактических материалов (рентгеновский
аппарат, радиоактивные излучения), а также
интерактивные модели «Объекты интерактивного
взаимодействия». Однако задания к этим объектам
должны составляться учителем самостоятельно
(«построй вольтамперную характеристику
резистора» и т.д.).

Воспроизведён, а в ряде
случаев выполнен на более высоком методическом и
техническом уровнях, ряд интерактивных моделей,
имевшихся в более ранних продуктах других
производителей (тело, брошенное под углом к
горизонту, лодка, переплывающая через реку, и
т.д.). В частности их можно без потери качества
демонстрировать на полный экран, в отличие,
например, от тех же моделей в диске компании
«Физикон».

К недостаткам, кроме малого
окна для проигрывания анимаций и видео, можно
отнести, невозможность экспорта объектов на
жёсткий диск, поскольку это закрытый
коммерческий продукт. Имеются отдельные
неточности в определениях физических понятий
(электризация, проводник, электрометр, солнечные
элементы, гамма излучение, дифракция электронов
на щели). В разделе «Специальная теория
относительности» для старшей школы
сформулированы устаревшие представления о массе
как величине, зависящей от скорости движения
объекта. Тестовые задания с выбором ответа по
закреплению некоторых понятий крайне неудачны
по набору вариантов ответа и вряд ли могут быть
рекомендованы для закрепления этих понятий.

  • Диски «Библиотека
    наглядных пособий»
    и «Подготовка к ЕГЭ» (из
    серии «1С:Школа.Физика», ООО «Дрофа»–ЗАО
    «1С»–«НКПЦ Формоза–Альтаир»-РЦИ Пермского ГТУ,
    2004), а также «Физика 7–11» (фирма «Физикон», 2004).
    Диски разработаны по заказу МОиН РФ и прошли
    экспертизу ФЭС по физике и по электронным
    изданиям. О них уже рассказывалось в «Физике» №
    7/05, но имеет смысл напомнить основные
    преимущества дисков, создаваемых по госзаказу,
    перед дисками, создаваемых на коммерческой
    основе.

По одной и той же доступной
цене вы приобретаете и локальную, и сетевую
версии. На них имеется инструмент для проведения
тестирования класса в локальной сети кабинета
информатики. Объекты для демонстрации
открываются на весь экран (правда не всегда с
нужным качеством). Например, диск «Физика 7–11»
содержит все лучшие видеофрагменты и анимации
коммерческого диска «Физика. Основная школа 7–9
классы: ч. I и ч.II», о котором говорилось выше. При
этом вы получаете возможность показывать эти
объекты на полный экран, чего не сделано в
коммерческом продукте, к тому же в 6 раз более
дорогом. Текстовые фрагменты даны на светлом
фоне с возможностью укрупнять шрифт, поэтому их
можно проецировать на экран через
мультимедиа-проектор.

Графики
координаты «Х» и проекций скорости и ускорения
рассматриваемого тела имеют
однозначно соответствующие друг другу участки

В диски фирмы «1С» включены
краткие методические указания для пользователя,
а в диск фирмы «Физикон» – публикации учителей,
использовавших ЭИ на уроке, и краткий обзор
русскоязычных сайтов по физике в интернете. Все
объекты диска «Библиотека наглядных пособий»
привязаны к 21 учебнику по физике из Федерального
перечня 2004 г., т.е. подборка объектов диска к
параграфам учебников осуществляется
компьютером автоматически. На них содержится
достаточно материала, который можно
использовать на уроках в основной школе.
Приведём к примеру таблицу только динамичных
объектов с указанием отношения количества этих
объектов для основной школы к их общему
количеству.

Как видно из таблицы, примерно
половина наиболее интересных для учителя
объектов может быть использована в основной
школе.

На диске «Подготовка к ЕГЭ»
соотношение числа объектов, естественно, смещено
в сторону старшей школы. Однако в таких темах, как
«Движение и его характеристики», «Статика и
гидростатика», «Основы МКТ», «Постоянный
электрический ток» и «Геометрическая оптика»,
учитель найдёт и материал для повышения
наглядности объяснения, и даже простые задания
для закрепления. Эти темы изучаются пока в
значительной степени в основной школе, поскольку
переход к профильной школе ещё займёт некоторое
время.

Таким образом, при
использовании электронных изданий для основной
школы учителю придется использовать, скорее
всего, в разных классах, при изучении разных тем
различные диски. Перестройка фирм от частного
рынка, рассчитанного на диски серии «Репетитор»,
на школьный рынок, требующий обдуманных, полных,
электронных дидактических материалов идёт ещё
крайне медленно. Они не привязаны к реалиям школы
с продуманной методикой встраивания новых
дидактических материалов в классно-поурочную
систему. В настоящее время нет и книги для
учителя, которая бы показала методические
преимущества электронных изданий. Уровень
брошюр для инсталляции дисков способен скорее
напугать учителя, начинающего работать с
компьютером.

Однако уже имеющиеся диски
повышают мотивацию учащихся к изучению предмета.
На них достаточно материала, чтобы учитель
основной школы, имеющий хотя бы проектор с
компьютером, провёл один-два урока в четверть с
использованием ЭИ. Можно предложить методики
проведения и уроков-объяснений, и
уроков-закреплений материала, которые пройдут
ярко, если учитель отберёт материал из
упомянутых выше дисков. На наш взгляд именно
ученики заставят учителей повернуться лицом к
компьютеру, к цифровому фотоаппарату и другим
цифровым устройствам, которые окружают нас всё
теснее и теснее.

Наверняка такие
учителя-энтузиасты работают на необъятных
просторах России. Приглашаем поделиться своими
методическими наработками по проведению
конкретных уроков с использованием ЭИ, если это
помогает в достижении нового качества обучения,
способствует повышению интереса к физике.

В свою очередь мы постараемся
рассказать о реализации программы НФПК по
созданию и реализации интерактивных приложений
на компакт-дисках к конкретным учебникам, а также
об инновационных УМК, в которых электронная
компонента будет превалирующей.

В заключении хочется отметить
одну особенность российского рынка ЭИ: кроме как
в Москве полезные диски негде приобрести. В
регионы их привозят по 1–2 экземпляра на пробу.
Однако тот, кто освоил компьютер, быстро
добирается и до интернета. Так вот многие
интернет-магазины высылают обучающие диски
наложенным платежом, как когда-то книжные
магазины высылали книги почтой. Для поиска
адресов магазинов достаточно выйти в интернет в
поисковой системе Яндекс (www. yandex.ru) или Гугл
(www.google.ru), набрать название требуемого диска или
какие-то ключевые слова, связанные с обучающими
программами по физике на CD- или DVD-
носителях. Давайте приобщаться к современным
технологиям и в этом вопросе.

Н.К.ХАННАНОВ

,
ЭСОШ № 82, ЦЭПД,
г. Черноголовка,
Московская обл.
[email protected]

Продолжение в № 12

myzey

Для
развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно
важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и
исторической
памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно
только
прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется
прикоснуться
к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

  
      Помочь
молодому поколению в решении этих
проблем сегодня может школьный музей, который играет  огромную
роль в
воспитании личности.

       
 Школьный музей развивает сотворчество, активность,
самодеятельность
учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и
пропаганды
экспонатов.

Осваивая
теоретические
знания и практические умения в области истории родной школы, города,
музейного
дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное  отношение
к
реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для
других
поколений исторические, материальные, художественные и культурные
ценности.

   
     Школьное
образование один из главных и
длинных этапов  жизни каждого человека.  Именно ему, а также
истории
и культуре Петровского края посвящён  школьный музей МБОУ «СОШ №8
г.Петровска». Музей состоит из двух залов: первый посвящён истории
школы и
родного края, второй – народной  культуре.

         В первом
разделе музея можно
познакомиться с историей школы от её истоков до сегодняшнего дня. Свою
историю
учебное заведение отсчитывает с 1914г.

Следующий 
раздел музея посвящён общественным организациям  в
школе: пионерской  и детскому объединению «Глобус». Один из
разделов
рассказывает о внеурочной занятости школьников и о развитии спорта в
школе.
Выпускникам школы и её учителям уделено особое внимание. Учителя школы
— это
знатоки своего предмета и умелые воспитатели. Все эти разделы наполнены
фотографиями разных лет, архивными копиями, учебными пособиями,
грамотами,
творческими работами учителей и учеников.

  
      Один из
разделов музея посвящён истории
города. Особой вехой здесь выделяется Великая Отечественная война.
На 
стендах можно увидеть фотографии земляков Героев Советского Союза,
участников
различных битв В.О.В. и тружеников тыла, а также их личные вещи и
переписку со
школой.

Следующий
зал посвящён
яркому миру народной культуры. И начинается экспозиция с уголка
крестьянской
избы. Центральное место здесь занимает русская печь, на которой
находится
печная посуда и чугунный утюг. В красном углу место для обеденного
стола.
Видное место на котором занимает самовар, здесь же много различной
посуды,
вырезанной из дерева. Около стола на резной деревянной скамье- русский
музыкальный инструмент- балалайка. В экспозиции представлена также
крестьянская
мужская и женская одежда, самопрялка ХIХв.

    
    Ещё один раздел этого
зала посвящён декоративно — прикладному искусству. Это вышитые панно ,
полотенца, кружевные
шали, скатерти и салфетки, резные этажерки с посудой и книгами начала
ХХ в.

   
Школьный музей хранит
историю школы, богатую историю и культуру своего края. Бережное
отношение к
старине, к своей истории делает человека более душевным. Недаром
говорят, что
поколение без прошлого — это ничто. Поэтому необходимо хранить память и
уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям.

Особенно
это актуально в век стремительной информатизации и глобализации
общества. Сегодня важно, чтобы учащаяся молодежь не только познавала
окружающий
нас мир через информационно-коммуникационные средства, но и бережно
относилась
к памяти прошлого, изучала и сохраняла историю малой Родины.

При
школьном музее работает кружок, который  рассчитан на занятия с
детьми 13-17 лет. Работа в составе Совета
и Актива
школьного музея прививает участникам навыки управленческой
деятельности,
воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Школьный
музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах
научной, технической и общественной деятельности. Много практических
навыков
приобретают они и в процессе  походов, научно — исследовательской
деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и
классифицировать исторические источники, реставрировать исторические
документы
и др.

Школьный
музей обладает практически неограниченным потенциалом
воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в
поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство
с
историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы
родного края
изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и
культуру
края, частью которого является семья и школа.