А вот такой кулон (на снимке справа) размером 4,5 х 3 см неправильной формы похожий на какой-то камешек с прожилками получился из совсем уж малюсенького обрезка березового сувеля. Очень уж красив рисунок волокон и просто так его выбросить никак не поднялась рука. Морилка цвета слива на водной основе. Этой осенью планирую сделать очередную вылазку в лес с пилой и топориком, чтобы заготовить новую партию капа и сувеля и положить их на просушку. А скоро подсохнут и большие из тех, что были принесены в прошлом году, так что есть, с чем поработать.... www.instrument-mastera.ru Материал, который
издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1, (или наплыв, как его
ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева
по разным причинам. Например, погодные условия, климатические
воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться
искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем
он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после
тщательной полировки и пропитки различными маслами, дерево
приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются
насквозь. Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает
шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде
древесины после её распила. В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать
удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины
которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые)
по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся,
отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные,
в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато
жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в
некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым
цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая
гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных
условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно
заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет
древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё
один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева
(комлевая часть ствола это та часть, которая находится на
10 – 15 см под землёй и 15 - 20 см над ней, это в среднем)
и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый
с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый
- золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами - то есть
присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда. Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели
естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите
лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется
"Перламутром", оно может быть разных видов, от четких
перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных
изображениях, разнообразию нет предела. Фото 3. Этот образец то же относится к редким,
его основное отличие от того, что на фото 2,
это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым
способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо
видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый
цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево
розовый. Изделия из капа, обработка. Сувель поделки
Мелкие поделки из березового капа и сувеля
Березовый сувель. Заготовка, сушка, обработка...
Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.
Фото 6. Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)
Фото 7. Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.
Фото 8. Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова "Svalbard", выполненный в Скандинавском стиле.
Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания. 1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе. 2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке. Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.
Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти. Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.
Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.
Материал использован с http://www.zadi.ru
Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.
fircone.ru
Изделия из капа, обработка | Из дерева своими руками! Интересные деревянные поделки, мебель, мастер-классы по дереву
Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:
Его название происходит от славянского «кап»- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:
Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:
Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.
Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.
Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:
А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:
iz-dereva-svoimi-rukami.ru
Кап («ведьмин веник») и Сувель («свиль»). Отличия и сходства
Дерево является наиболее распространенным растением на земле.
Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.
На сегодняшний день не существует материала, способного, полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.
Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили, как болезни.
Эти образования создают внутри сложный фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель, являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью и долговечностью.
Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.
Кап
Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник») - это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.
По мнению одних ученых, кап на дереве возникает в результате либо резкого изменения в развитии растения, то есть может иметь как естественную, так и антропогенную причину возникновения. Некоторые научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.
Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.
Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.
Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.
Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.
Кап, образованный на ветке часто имеет форму неправильного шара и в отличие от капокорня, при поперечном разрезе его внутренняя текстура пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды и прочих сувениров.
В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков кап не прост, но при этом прекрасно шлифуется и полируется.
Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и иметь отличный узор, настолько структура нароста неоднородна.
Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.
Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.
Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.
Сувель
Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком) и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем.
Обычно свиль растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.
Наросты (особенно на березе) встречается довольно часто, хотя до конца причина ее образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.
Сувель (в народе еще называют древесной костью), поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость, хотя плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.
Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).
Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтарь), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.
Сувель можно образовать и самому, для этого достаточно перетянуть ствол или ветвь дерева проволокой. На месте перетяжки вскоре появится выпуклое образование, созданное годовыми кольцами.
Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.
Безусловно, что по виду сувели определить насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.
Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, неподверженность гниению и уникальную способность к обработке.
Поиск и подготовка наростов
Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают капу и свиль с похожим на них грибом из рода (Inonotus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.
Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.
Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре-октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.
Необходимо помнить, что без хорошей пилы, сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но необходимо помнить, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.
Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил, ни себя, ни дерево, и зря его не ранил.
Место среза (чтобы избежать образования нежелательного для дерева дупла) необходимо сразу же замазать садовым варом, закрасить масляной краской или залепить глиной.
При обнаружении массивного капокорня, необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.
Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они, как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и украшений, мелкой пластики и посуды.
agrostory.com
Технология резьбы по сувели ~ Резьба по дереву
Резная ваза из сувели |
Прекрасная стволовая сувель правильной формы |
Проваренная заготовка-сувель |
Заготовка обработана снаружи |
Выборка внутренней части при помощи бормашины |
Внутри ваза обработана |
Намечен рисунок листьев с перевязкой |
Самодельные наждачные грибки отлично шлифуют древесину |
Ваза внутри отшлифована.Проявилась текстура |
После полировки войлочной насадкой |
Первый слой лака |
Второй слой лака... |
Третий слой лака.Ваза готова. |
www.rezbakrasa.ru
Ваза из сувели ~ Резьба по дереву
Ваза из сувели |
Громадная березовая сувель |
Внутри древесина выбрана борфрезой |
Чертеж присобления для измерения толщины стенок вазы |
Отшлифованная и отполированная ваза |
Вид вазы с другой стороны |
Ваза украшена двумя листиками |
Резная ваза из сувели березы |
Текстура очень светлая, мраморная с сиянием |
www.rezbakrasa.ru