Народные промыслы Дагестана: Кубачи. Поделки дагестана


Поддельный Дагестан – Варламов.ру

Какая страна приходит вам на ум при слове "подделка"? Китай? О да, китайцы ловко научились копировать технику, одежду, машины и даже самолеты. Но есть еще дагестанцы! Они, конечно, пока не выросли до китайских объемов, но в масштабах небольшой республики плагиат и подделки достигли невероятных масштабов! Правда, в отличие от китайцев, здесь воруют в основном бренды, а не продукты.

01. Первое, что встречает гостя республики, – это поддельные заправки. Их можно увидеть почти во всех республиках Кавказа, но только в Дагестане вы встретите такое разнообразие! Вот, к примеру, "BP".

02. Еще вариант. Здесь она называется UP. Но фирменный стиль до боли знакомый.

03. Это просто газовая заправка без названия один в один как настоящая BP.

04. Название магазина, логотипы, таблички – всё украдено. Кстати, на карте заправок BP на их сайте нет ни одной АЗС на территории Дагестана.

05. Рядом Роснефть.

06. Внимание на логотип! Скопировано полностью. Опять же, ни одной легальной заправки Роснефти в Дагестане нет, судя по их сайту.

07. Ой, почти такой же! Только две буквы "с". Все остальное один в один!

08. Еще вариант

09. На чёрном фоне

10. А это какая-то Роснефтегаз! Название взяли у РНГ, логотип – у Роснефти. Удобно )

11. Русьнефть. В России есть несколько компаний с таким названием, в том числе и тех, что занимаются АЗС. Одна из из зарегистрирована в Дагестане, так что непонятно, насколько это подделка.

12. Здесь немного логотип изменили.

13. А здесь забрали логотип, но отказались от названия.

14.

15. Еще в Дагестане очень любят Газпром. Здесь добавили твердый знак в конце.

16. Здесь только логотип украли

17. Но больше всего дагестанцы любят фирменный стиль Газпрома. Их знаменитый паттерн с языками пламени используется везде!

18.

19. В Дагестане большинство заправок не легальные: по данным 2015 года из 621 заправки лицензии Ростехнадзора есть только у 173. Если к ним придет проверка, то она найдет там множество нарушений. Всегда есть риск того, что из-за неправильного хранения топлива заправка может загореться или взорваться (такое уже бывало). И что из-за близкого расположения к жилым домам от пожара могут пострадать люди.

20. Если проверка все-таки находит нелегальную заправку, то она просто выписывает ее владельцу штраф. Заправка продолжает свою работу после обещания в скором времени устранить все нарушения.

21. Говорят, что автозаправки в Дагестане — очень выгодный бизнес. Поэтому здесь никого не удивляют новости о том, что полиция иногда находит у кого-нибудь подпольный нефтеперерабатывающий заводик.

22.

23. "Лукойл" в Дагестане стал "Ликойлом"

24. Почти то же самое.

25. Есть вот такой. Непонятно, настоящий или нет.

26. Подделка или фирменная заправка "Лукойла"? Конечно, подделка. В Дагестане у "Лукойла" нет заправок.

27. Иногда, как в случае с Газпромом, берут только фирменный стиль.

28.

29. Очень любят капельку вместо "О".

30.

31. Есть даже вот такой мутант )))

32. ТНК тоже воруют, но нечасто.

33. Был ЮКОС, стал ТНК

34. Скоро откроется новая заправка ;)

35. Ещё одна подделка. Логотип немного изменили, сразу и не обратишь внимание.

36. Другое решение )

37. "Сибнефти" давно уже нет, теперь это "Газпром нефть".

38. Подделка под "Славнефть"

39. Можно просто взять любой понравившийся бренд и сделать его своим логотипом.

40.

41. Самые честные просто пишут "БЕНЗИН".

42. Но больше всего меня поразила подделка под "Макдоналдс"! Здесь она называется "Роял Бургер"! Я уже видел "Роял" в Грозном, но не заходил туда. И вот решил проверить. Это просто невероятно! Они украли всё! Фирменный стиль, интерьер, мебель – все один в один как в "Макдоналдсе"!

43. Я в "Макдоналдс" хожу нечасто, но по мне так это точная копия! Что скажете?

44. Вместо "Макфлурри" — "РоялФлурри".

45. Оформление меню, фото – всё такое же, как в "Макдоналдсе". Такие же бургеры, такие же роллы.

46. Все названия! Весь ассортимент! Один в один!!!!

47. Даже дизайн упаковки такой же!

48. Оформление меню такое же, как в "Макдоналдсе"!

49. Делаю заказ... и мне приносят абсолютно идентичную еду! Упаковка бургера такая же, как в "Макдоналдсе". Упаковка пирожка один в один! Даже подносы такие же!

50. До боли знакомая булочка

51. И точно такой же вкус!!!! Это просто невероятно. Я не понимаю, как они смогли полностью скопировать "Макдоналдс" в Дагестане! С закрытыми глазами не отличить!

52. Хотите ГУМ? Вот он!

53. Хотите "Пятерочку"? Вот и она! Только Премиум. Это при том, что в Махачкале есть две настоящих "Пятёрочки"!

54. А вот и "Ашан"!!!

55. Знаменитое дагестанское вино... с логотипом сети отелей "Мариотт"!

56. "Сандуны"!

57. Мишка!

58. Вот такой вот Дагестан!

varlamov.ru

5 лучших подарков из Дагестана

Дагестан — одна из важнейших исторических областей Кавказа, которая сейчас входит в состав Российской Федерации.

Этот регион может похвастаться необычайно богатой историей, красивой природой и невероятно колоритной культурой, которая развивалась на протяжении тысячелетий.

Именно это привлекает в Дагестан сотни туристов, которые, ежегодно стекаются в Махачкалу, а также в другие интересные места республики.

Почерпнув незабываемых впечатлений и сделав тысячи фотографий, люди задаются вопросом — что же привезти с собой в качестве сувенира? В этой статье вы найдете список лучших сувениров из Дагестана!

Холодное оружие

Оружие является неотъемлемой частью кавказской культуры, поэтому входит в список самых популярных подарков из Дагестана.

Если вы хотите сделать знакомому мужчине настоящий подарок — привезите ему каму. Кама — это длинный традиционный кавказский кинжал, который имеет свои особенности в каждом регионе Кавказа. По традиции его носят на шее или на поясе в богато украшенных ножнах.

Дагестанские камы заслуженно считаются лучшими на Кавказе. Их высоко ценят за хорошее качество и искусное украшение ножен. Отличить дагестанскую каму можно по удлиненной головке черенка — по своей форме она напоминает высокую арку.

Они могут быть выполнены в лезгинском варианте — в этом случае долы на обеих сторонах лезвия будут располагаться ассиметрично. Покупая каму в подарок, обратите особое внимание на изделия кубачевских оружейников. Купить такие кинжалы можно в Махачкале, в фирменных магазинах.

Обратите внимание, что в «традиционном» варианте кама является полноценным холодным оружием, поэтому лучше отдать предпочтение подарочным сувенирным моделям, имеющим заключение экспертизы о непринадлежности к холодному оружию.

Среди прочего оружия можно выделить ятаганы, шашки, ружья и т.д. Приобретать их лучше в сертифицированных сувенирных магазинах.

Антиквариат

Кавказские народы издавна славились изысканными серебряными, деревянными и глиняными изделиями. Если вы хотите сделать щедрый подарок женщине — привезите набор антикварной дагестанской посуды или украшения.

Особо ценятся серебряные изделия из села Гоцатль, где технологии их изготовления передавались из поколения в поколение.

Проще всего найти подобные товары в Махачкале, однако будьте осторожны — там тоже любят подделывать драгоценности, поэтому покупать их лучше в магазинах.

Традиционная одежда

Тем, кто хочет по-настоящему проникнуться дагестанским колоритом, стоит захватить на память национальные костюмы. Прежде всего это бурки, имеющие как мужскую, так и женскую вариации.

Мужская бурка — это теплый плащ из войлока. Бурка была незаменимым другом горцев — про нее даже говорили, что она «и стол, и дом, и постель». В комплекте с буркой можно подарить папаху — теплую меховую шапку.

Помимо этого, буркой называется традиционная верхняя одежда мусульманских женщин. Внешне она похожа на хиджаб, только в более закрытом варианте — бурка закрывает даже лицо, оставляя небольшую прорезь для глаз, закрытую полупрозрачной сеткой из конского волоса.

Спиртное

Немногие знают, но первые коньяки, которые появились в Российской империи, были произведены в Дагестане, в городе Кизляр. Несмотря на то, что коньяк — французский напиток, его изготовление в Дагестане имеет свои корни.

Еще задолго до появления коньяка в Российской империи жители Кизляра делали особую виноградную водку, которая называлась «кизляркой».

Мусульманский запрет на употребление алкоголя не мешает кизлярским мастерам производить коньяк и бренди высочайшего качества, ничуть не уступающий элитным европейским маркам.

Бутылочка такого напитка будет отличным подарком ценителю крепкого алкоголя, хотя некоторые его сорта могут стоить весьма недешево. Отличный вариант презента:

Ковры

Весьма недешевый, но очень красивый сувенир — ковер. Его можно подарить на свадьбу, особенно в том случае, если молодые переезжают в новое жилье.

Ковры в Дагестане изготавливают женщины на традиционных ткацких станках, а затем украшают их ручной вышивкой.

Не забывайте, что за сувенирами лучше отправляться в последний день поездки. А главное, не забудьте привезти из Дагестана не только подарки, но и хорошее настроение!

Читайте также:

komu-podarok.ru

Народные промыслы Дагестана. - Prophotos.ru. Профессионально о фотографии

Две недели мы путешествуем по сёлам и горным аулам Дагестана. Здесь всё ещё живы и процветают многие народные промыслы, ковроткачество, чеканка по серебру, дереву, кости. Дагестанские мастера издревле славятся кольчугами, кинжалами, саблями. Сейчас тут больше делают сервизы из серебра, самовары, коньячные наборы, ковры, кувшины, ещё остались мастера, изготавливающие очень красивое оружие. Лично мне понравилась перегородчатая эмаль. Некоторые работы настолько сложны, что уходят месяцы, прежде чем изделие будет готово. Старики, в основном старики, ещё сохраняют традиции, и некоторые в состоянии даже воспроизвести весь цикл работ. Молодёжь уже не интересуется промыслами и постепенно, секреты ковки, резьбы, орнамента исчезают вместе с уходящим поколением. Хотя в некоторых сёлах традиции всё ещё в силе, и молодёжь со школьной скамьи учится изготавливать сувенирные изделия.

Переплавка серебра. Расплавленный металл заливают в форму, из которой получится довольно толстая пластина. В последствии, её будут прокатывать на станке, что бы получить тонкую пластину из которой будут делать самовары, коньячные рюмки, вставки для ножен и тд.

DEM_2369

В принципе, в некоторых сёлах ещё есть фабрики, но они все в весьма плачевном состоянии. Многие мастера работают дома. У них есть всё, даже как то в одном доме я видел несколько станков. Этот мастер из раскатанного листа серебра будет делать рюмку. На всю работу (придание формы) у него уйдёт минут семь.

DEM_3202

DEM_3385

Удалось заглянуть на один завод, там работали одни женщины. На фото, идёт обжиг серебряного блюдца с чернением.

DEM_3073

Цех, где происходит чернение кувшинов.

DEM_2883

DEM_2975

Запчасти будущего браслета. Серебро и перегородчатая эмаль.

DEM_4069

Вот так он будет в итоге выглядеть.

DEM_4090

Фрагмент рукояти меча, тоже перегородчатая эмаль.

DEM_4100-2

Сфотографировал несколько готовых изделий. конкретно их делали в селении Кубачи, это километрах в 70 от Дербента.

DEM_2572

DEM_2628

Эта ваза была подарена Сталину и после его смерти, когда был развенчан культ вождя, найдена на помойке!!!

DEM_2641

Покраска нити. Саму краску кстати, делают из растений и кореньев, которые собирают по всему Дагестану. Сушат, перемалывают и затем засыпают в чан с почти кипящей водой.

DEM_5962

Окрасившуюся нить достают из чана что бы промыть и высушить. Условия работы в этом помещении адские, жара и влажность, за пять минут становишься весь мокрым.

DEM_6706

Нить сушат и отвозят на комбинат. Там уже происходит сам процесс ковроткачества.

DEM_7062

DEM_5054

DEM_5274

На ковёр может уйти от двух-трёх месяцев и даже до года. Всё зависит от того, сколько женщин будет над ним работать и сколько времени. Надо же помимо всего прочего, следить за хозяйством, детьми, домом. Мы заглянули к одной женщине, которая сама дома делает ковры. Этот ковёр ей удалось закончить за три месяца, и то, ей помогали. Кстати, такой ковёр считается средним, скорее даже не большим.

DEM_5487

Вот этот ковёр уже побольше. Надо себе представить, в каком интерьере он будет. На снимке, ребята промывают уже готовый ковёр перед тем как его продать клиенту.

DEM_7179

Продолжение следует...

prophotos-ru.livejournal.com

Народные промыслы Дагестана: Кубачи

«Тайну кубачинского искусства

Не ищите в нитках серебра.

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы-мастера.»

Расул Гамзатов

 

Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров.

Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел — художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело.

В жизни горного края в прошлом эти виды ремесел играли и ныне продолжают играть очень важную роль. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в горном Дагестане.

Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.

Еще в эпоху Средневековья в Дагестане сложились крупные специализированные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла, находивших широкий сбыт по всему горному краю и далеко за его пределами. Среди них выделялись по степени развития и уровню совершенства изготовляемых изделий села Кубачи, Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Балхар, Сулевкент, Ахты, Микрах, Хив, Хучни и город Дербент. Наряду с ними известны были и другие центры традиционных промыслов — ковроделия, резьбы по камню и дереву, медночеканного производства, вязания и вышивки.

История кубачинского златокузнечного дела

Более всего прославило народное искусство Дагестана во всем мире небольшое село Кубачи — аул Дахадаевского района республики. Издревле и по сей день, оно является уникальным центром культуры. Здесь зародился и расцвел знаменитый промысел ювелирной обработки металлов. Кубачинские мастера научились превращать золото и серебро в изысканные предметы, необычайно тонкой работы с причудливым переплетением линий, узоров и невиданных цветов, войдя в историю мирового прикладного искусства. Холодное оружие, женские украшения, предметы сервировки стола, письменные приборы и другие изделия во все времена поражали воображение изяществом линий, характерным причудливым орнаментом и высочайшим искусством исполнения.

Село Кубачи расположено в горной части восточного Кавказа на высоте 1800 метров над уровнем моря — но по кавказским меркам это «предгорье». Основным традиционным занятием кубачинцев с V века упоминается ремесло. Земледелие и скотоводство всегда носили побочный характер. Развитыми отраслями ремесла издревле являлись металлообработка, резьба по камню и дереву, строительное дело, обработка кости. Аул Кубачи совсем не мал, в хорошие времена он насчитывал до 7-9 тыс. жителей, что позволяло ему гордо именовать себя маленьким государством. Сейчас он носит статус поселка городского типа. (Прил.1)

В персидских летописях аул упоминается еще в IV веке как Зерихгеран («кольчужники»), что на тюркском звучит как «кубачи». В XII веке н. э. арабский историк Абу-Хамид Андалузи писал: «Зирехиранцы занимаются изготовлением всякого орудия, кольчуг, шлемов, мечей, луков, ножей, кинжалов и разной медной посуды. У них нет ни пашенки садов, но они живут зажиточно и к ним из разных мест привозят всевозможные предметы». Очень интересно описание Кубачей, сделанное Рейкерсом (ХVIII в.): «На юго-западе от Каракайтага живет 1200 семейств одного племени, которое называет себя Кубачами (кубачинцами), и которое относится к числу старейших обитателей Кавказа… Все, даже самые дикие народы Кавказа, относятся к этому племени с особым уважением. …Кавказские владетельные князья оставляют на хранение у этого народа излишки имущества или свои сокровища. …Кубачинцы вежливы, спокойны, трудолюбивы. Они очень ловкие и зажиточные люди, знающие персидский язык. Большая часть их занята торговлей. Они также известные мастера, которые выделывают оружие, пистолеты, сабли, ножи, панцири. Их работа — злато- и среброкузнечная очень похожа на работы Аусбурга и Карлобада. Так как ни Дерсия, ни Анатолия не имеют таких умелых мастеров, их изделия всюду находят спрос и дорогую оценку. Такими же ценными являются вышивки золотом и серебром, производимые их женами, которые, кроме того, ткут еще красивые ковры, производят войлочные плащи и шерстяные ткани, служащие обычно одеждой для их мужей.»

О происхождении кубачинцев до сих пор спорят, есть даже версия, что они произошли от французов (наверное, из-за сходства с гасконцами). Внутриобщинная замкнутость сохраняется в этом селе до сих пор. Возможно, так мастерам с древних времен удавалось легче сохранять и передавать по наследству свои секреты. Считается, что кубачинец должен жениться только на девушке из этого же села. Тайны ремесла передавались от отца к сыну, и каждая семья хранила свой узор, свой способ росписи, технологию закалки и обработки металла.

До сегодняшнего дня здесь сохранились следы кольчужного производства.

В двух километрах от аула Кубачи расположена высокая гора Кайдашла муда. За ней среди каменных склонов, окруженная небольшим лесом и кустарником, находится пещера, доступ в которую возможен по узким крутым тропинкам. Это место кубачинцы связывают с работой древних кольчужников, и действительно, до сих пор там можно увидеть квадратные гнезда для укрепления наковален, на которых обрабатывались железные детали. По рассказам стариков, в этой мастерской в древние времена работали «кровники», изгнанные из аула за пролитие крови и не имевшие не только права жить в ауле, но и переходить установленную границу под страхом смерти в соответствии с законом. Объединенные между собой, эти люди работали в указанном месте, где находились также их дома и жили их семьи. Эта пещера, недоступная для набегов, — первая кузница, где было положено начало оружейному делу кубачинцев.

Вид промысла определило то, что неподалеку от аула находились большие залежи руды. Древние мастера научились получать из руды не только железо, но и различные сорта стали.

Когда появилось огнестрельное оружие, кубачинцы быстро научились изготавливать и его, богато украшая серебряным деталями с гравировкой орнаментальными узорами и позолотой. Поэтому кубачинцы стали преуспевать и как искусные ювелиры.

Традиции Кавказа помогли проявиться талантам мастеров и в изготовлении женских ювелирных украшений, которые, будучи неотъемлемой частью традиционного костюма горянки, служили не только и не столько декоративным дополнением, сколько выполняли магические охранительные функции. Особенно много украшений в виде подвесок, цепей, поясов, височных, теменных украшений, заколок и булавок использовалось в наряде невесты. Например, девушка надевала на себя в день свадьбы около шести килограммов серебра. Это связано с вообще широко распространенным на Кавказе культом металла. Особо почиталось здесь серебро (но не золото). (Прил.2)

Массивные кубачинские свадебные браслеты, кольца, подвески имеют свой неповторимый стиль. А по изяществу растительного орнамента им нет равных среди других мастеров по серебру. Историки уверяют, что во многих селениях еще в средневековом Дагестане имелось два-три мастера, занимавшихся ювелирным делом в свободное от полевых работ время, выполнявших заказы женщин своего и близлежащих сел.

Понятно, что в средние века само ремесло кузнецов подразумевало кольчуги, мечи и сабли. Высокое качество дагестанских клинков было общепризнанным. Постоянная угроза нашествия врагов и могущественных соседних племен способствовала широкому развитию военного ремесла и военного искусства. Дагестанские шашки, кинжалы пользовались большим спросом. Их качество казаки ставили в пример другим клинкам, что подтверждалось и старейшинами казачьих станиц Шелковского района в ходе их опроса в 1972 году.

Среди наиболее знаменитых работ кубачинцев, по легенде, считают двурогий шлем Александра Македонского, а также щит Александра Невского, саблю Надир-шаха и более позднюю реликвию — набор холодного оружия из музея «Виктории и Альберта» в Лондоне, подаренный царем Александром III королеве Виктории.

С кубачинскими саблями воевали драгуны Российской империи, гордясь не только боевыми свойствами стального клинка, но и насечкой, резьбой на ножнах и рукояти. В 1905-1914 годах почти все кубачинцы включились в производство военного снаряжения для драгунских кавалерийских частей царской армии. Поэтому этот период даже называется драгунталла вохт (драгунское время). Штыки, кинжалы, пояса, газыри были предназначены для этих полков, размещенных на Кавказе и носивших кавказскую форму. (Прил.3)

Для генералов и офицеров делались шашки, сплошь покрытые серебром с чеканкой и глубокой гравировкой, а для солдат ножны были комбинированные — серебряные накладки украшали обтягивающую ножны тисненую овечью кожу.

Некоторые из кубачинских ремесел со временем оказались утрачены. Производство медных котлов, кольчуг — занятия, наиболее далекие от современности. В середине XIX века прервалась традиция изготовления огнестрельного оружия.

Мирное время внесло свои коррективы в ремесло кубачинских златокузнецов, и они занялись новой работой — ювелирными украшениями и изысканной серебряной посудой. В царствование Романовых и в советское время кубачинские серебряные рюмки, кувшины или вазы считались свидетельством хорошего вкуса хозяев дома, а дамы с удовольствием носили знаменитые браслеты, серьги и кольца. (Прил 4)

После 1917 года, с приходом к власти большевиков, многие мастера переключились с оружия на изготовление столовой посуды и женских украшений. И здесь им не оказалось равных.

В начале 1920-х годов ювелиров причислили к кулакам. Им было запрещено заниматься традиционным ремеслом, они не могли продавать даже мелкие украшения (колечки) из цветных металлов. За такую работу (обработка драгоценных и цветных металлов) попадали в тюрьмы. Но в 1924 году в селе была организована артель. Она была создана в виде исключения вместо насаждающихся повсеместно колхозов.

Однако артель просуществовала недолго — нехватка опыта, отсутствие средств, сырья, оборудования, производственных помещений привели к тому, что в скором времени в артели остался только один человек.

Плохую службу в сохранении артели сослужили бывшие богачи и сомнения самих мастеров, но несмотря на это в следующем 1925 году 38 мастеров решили возродить артель. Мастера снесли в общий фонд свое личное серебро. Начали работать. В течение полугода изготовили интересную коллекцию изделий — портсигары, шкатулки, сахарницы, кинжалы, курительные трубки и многое другое. Отправили эти изделия вместе с представителем артели в Москву для заключения договора с Мосторгом. Экспертная комиссия Мосторга также высоко оценила изделия и решила отправить их за границу. С артелью был заключен договор на изготовление 1000 портсигаров, 1000 трубок и нескольких десятков других изделий. Решено было также выделить артели 400 кг серебра. Это решение очень обнадеживало и многие, ранее сомневающиеся мастера, так же вступили в артель. К 1928 году в артеле уже насчитывалось 90 человек.

Мастера с большим энтузиазмом взялись за выполнение заказа, работали без выходных дней, с раннего утра до темноты. Где-то через полтора года серебро закончилось, а портсигары и курительные трубки все еще не были распроданы. Сказалось то, что в формировании ассортимента заказываемых изделий не был учтен реальный спрос. Налаженный вроде бы механизм работы артели начал пробуксовывать, отсутствие средств привело к очередному оттоку мастеров, многие из них стали уезжать на заработки в другие города.

О тяжелом положении артели узнали в руководстве республики, и оно предприняло определенные шаги, чтобы помочь артели. Были заключены новые договора, с учетом просчетов изменен ассортимент — он стал гораздо разнообразнее. Для оказания практической помощи на месте, а также для изучения самого кубачинского искусства в село была направлена научная экспедиция в составе Н. Яковлева, Е. Шиллинга, М. Бакланова.

Местные органы поддержали работу экспедиции. Были взяты на учет все сохранившиеся в Кубачах памятники старины, закуплено большое количество изделий для Дагестанского музея. Подобные закупки уникальных изделий продолжались и в последующие годы. Многие музеи пополнили свои коллекции за счет кубачинских изделий — это Музей народов СССР, Музей истории и культуры народов Востока, Государственный исторический музей, НИИ художественной промышленности, Государственный Эрмитаж и многие другие. Все это способствовало творческому росту мастеров.

Помимо закупок экспедиция занималась изучением кубачинских ремесел, оказывала практическую помощь руководству артели в организации и планировании производства, однако отсутствие грамотных людей затрудняло дело, малограмотным был даже председатель артели. Трудности возникали и из-за отдаленности производства от центра, тем не менее, с переменным успехом артель продолжала функционировать. Очередной взлет ее деятельности был связан с 1936 годом, когда артель получила большой заказ на изготовление уникальных, высокохудожественных изделий для представления на Международную художественную выставку в Париже в 1937 году. В это же время артель получила заказ на изготовление большого количества холодного оружия (кинжалы, шашки, сабли) для советского казачества.

Артель расширялась, в ней уже числилось около 100 мастеров и несколько учеников. Ведущими мастерами были Ахмед и Гаджи Кишевы, Акайла Алимагомедов, Гаджи-Саид Курбанов, Алихан Ахмедов, Абакар Мацаев, Бахмуд и Абдулла Тубчиевы, Муса Чабкаев, Имимма Уоаев, Джабраил Тиккаев, Уммалат и Гаджи Иммаевы, Саид-Магомед Шахаев, Курбаиали Ахмедов, Юсуп Ирганов и Али Шайтанов.

Уже в 60-е годы был создан кубачинский художественный комбинат. Продукцию комбината — и столовое серебро, и ювелирные украшения узнал весь мир. Жемчужины международных выставок стали, в том числе достоянием музеев Англии, Франции, США, Ирана, Голландии.

На изделиях, изготовленных в советский период, растительные узоры сочетаются с символикой СССР, барельефами вождей, пятиконечными звездами.

Во второй половине XIX-начале XX века кубачинские мастера выставляли свои изделия на 27 региональных, российских и 12 всемирных выставках. Четверо мастеров-кубачинцев были удостоены 28 золотых и серебряных медалей.

В 1937 году кубачинские мастера послали свои уникальные изделия из серебра с чернью на Парижскую всемирную выставку, где они были удостоены высшей награды выставки — «Гран-При» с присуждением золотой медали.

Уникальные высокохудожественные изделия были представлены также на выставках в Брюсселе (Бельгия) — 1958 год; Монреале (Канада) — 1967 год; Осако (Япония) — 1970 год; Загребе (Югославия) — 1980 год; Копенгагене (Дания) — 19я2 год; Дюссельдорфе (ФРГ) — 1983 год, пользовались большим успехом и были удостоены многих дипломов.

В начале 1990-х в мастерских знаменитого кубачинского комбината работало около 600 человек. Тогда в месяц обрабатывали примерно тонну серебра. Но перестроечные годы полностью обанкротили предприятие, мастера разошлись, и по сей день работают надомно, пытаясь сохранить для потомства свое уникальное ремесло.

Это представляет на сегодняшний день определенную угрозу процветания промысла. По словам современных мастеров, хотя сейчас разрешено заниматься индивидуальным производством, цены на серебро сильно поднялись и кубачинцы не могут работать в прежних масштабах.

Техники обработки металла кубачинского промысла

Дагестанское оружие имеет ряд только ему свойственных черт. Клинок прямой, двулезвийный, его поверхность разделена долами (продольными канавками) для облегчения веса, количество которых колебалось от одного до четырех. Долы не только уменьшали вес клинка, увеличивали его прочность, но и придавали ему декоративность. Для дагестанских кинжалов характерны длинные клинки — до 45-55 см. Многие клинки имеют надписи, содержащие имена мастеров, владельцев, дату изготовления, клейма, иногда какие-нибудь изречения. В старое время клинок, прежде чем выйти из рук мастера, должен был пройти тринадцать стадий обработки.

Сначала выковывали «сварочное железо». Для этого брали три сорта покупной стали. Крепкая сталь для лезвия называлась «антушка». Мягкая, употребляемая для сплошной части клинка, — «дугалала». А самый крепкий сорт стали — «альхана» шел на подложку. Все три сорта выкладывались полосами. Зажав щипцами стопку сложенных пластин, кузнец клал их в горн и раскаленными осторожно переносил на наковальню. Полосы сковывались, и получалось «сваренное железо». Затем выделывалась форма кинжала, его жало и узкий стержень для рукоятки. Особым стальным резцом выстругивался вручную желобок с двух сторон. Дальше шла обточка и чистка железным скребком до зеркального блеска, прокаливание и закалка в воде, налитой в деревянное корыто.

Такая сталь была чрезвычайно крепка и в то же время эластична. Шашку из этой стали можно было согнуть в колесо и ею же рубить гвозди. Причем на лезвии не оставалось никаких следов.

Работа была весьма трудоемкой, на выработку одного хорошего сабельного клинка мастер затрачивал восемь дней. У каждого кузнеца были свои секреты; один умел придавать различные оттенки стали, другой знал особые секреты сочетания стальных полос, секреты, дававшие лучшее качество стали. А самым главным в этом искусстве был опыт мастера. Работали ведь без измерительных приборов и термометров, все на глазок. Чуть перегрел, чуть перековал, чуть перекалил — и пропало дело. Поэтому хороший клинок был дорогим.

Ювелирная техника кубачинских мастеров очень сложна и разнообразна. Если в других ремеслах используется строго ограниченный вид работ, то здесь можно найти одновременно гравировку с чернением (прил. 6), чеканку (прил. 7), мелко-зернистое канфарение, филигрань с перегородчатой эмалью (прил.8.) и резьбу по слоновой кости. Только здешние ювелиры славятся своим умением так работать штихелем по серебру, что получается настоящая имитация сияния бриллиантов.

Кубачинский мастер обычно владеет несколькими профессиями; он должен быть гравером, знать до тонкостей слесарное дело, насечку по металлу, художественное литье, филигрань, эмаль, резьбу по кости, дереву и камню. Все эти виды работ в различных сочетаниях применяются при создании кубачинских произведений, в процессе изготовления которых принимают участие несколько мастеров или один. Вначале мастером создается графический рисунок, который украсит будущее изделие. Затем он приступает к изготовлению самого произведения. Эта работа разбивается на несколько этапов: монтировка, гравировка, насечка, филигрань, эмалевая работа. Автор, как правило, в совершенстве владеет одним из этапов работы, хотя в Кубачи есть мастера, которые выполняют все виды работ от начала и до конца. Одним мастерам нравится глубокая гравировка с дополнительной чеканкой. Другим — насечка золотом по слоновой кости. Третьим — филигрань или перегородчатая эмаль. Известные техники каждый применяет по-своему.

Обычно же, создание любого кубачинского произведения начинается с изготовления его формы путем ковки или отливки, будь то ваза, кувшин, блюдо, ножны для шашек или кинжалов. Этот процесс называется монтировкой. После монтировки заготовка будущего изделия поступает к «хабичу уста» — мастеру гравировки, который очень часто является автором будущего художественного произведения.

Всевозможные виды художественной обработки металлов представлены здесь: ковка, литье, чеканка, чернение, монтировка по серебру, насечка золотом и серебром по вороненому железу, инкрустация драгоценными металлами по слоновой кости, скань, филигрань, гравировка.

Гравировка может быть нескольких видов. Возможно, она, как почерк, отражает в орнаменте и характер художника. Глубокая гравировка — очень трудоемкая вещь. Нужно в металле вырезать тонкую, но довольно глубокою колею, да так, чтобы ни одно неосторожное движение не испортило весь рисунок. Тут важно все — и как держать резец, и сила, с которой на него нажимаешь. По преданию, в старину рядом со взыскательным мастером всегда лежал молоток — на случай, если неверная рука не сумеет перенести на металл родившийся образ. Тогда без колебаний, одним ударом уничтожалось то, что создавалось много дней.

Уникальна у дагестанских мастеров филигрань. Ее применяют для украшения дорогой столовой утвари или ювелирных изделий. Это так называемая «сканная работа» с применением зерна. Металлическое зерно (обычно это золото или серебро, реже — платина), вставляется между углублениями или нитями металла. А если в сталь, из которой куют клинки и шашки, нанести орнамент из золотой нити, это называется насечкой. Такой метод был давно известен в Персии, в арабских странах. Но нигде, кроме Дагестана, не инкрустировали золотом слоновую кость. Здесь же, по традиции инкрустируют золотом и металлы — серебро, железо. Однако и эта работа делается на свой лад: не вырезают углубления для проволочки резцом, а выбивают зубилом — хотя это и гораздо труднее, зато фон получается изящнее.

Другие «типично кубачинские» изделия — те, в которых применена техника чернения. Чернь — это специальный сплав из красной меди, свинца, серебра и серы. Им изделие покрывается, когда гравировщик нанес первый узор. Остынув, сплав приобретает темный оттенок, после чего заготовка шлифуется. Напильник, наждак, песок — и вновь, словно по волшебству, проявляется орнамент, чернь остается только в углублениях. Очистив изделие, мастер, как правило, наносит еще один узор, композиционно перекликающийся с первым.

Сегодня кубачинцы применяют некоторые такие методы, о которых раньше и не слыхали. Например, научились делать на мягком металле оксидировку серой — получается матовый фон к рисунку.

Художественные особенности и стилистика кубачинских ювелирных изделий

В каждой семье села Кубачи хранили свой узор — как в обычных семьях рецепты хлеба или аджики. Кубачинский орнамент имеет изначально растительную основу, ведь ислам — основная религия местных жителей запрещал изображение живых существ. Поэтому всю свою фантазию мастера вкладывали в причудливые стебли, листья и цветы, которые, казалось бы, и не могли вырасти на каменистой земле предгорья.

Кубачинские узоры различают по сочетанию, комбинированности, по расположению деталей — асимметричные и симметричные, причем последние сложнее и ценнее. Каждое изделие украшено своим оригинальным рисунком.

В кубачинском орнаменте представлено более 25 основных элементов («бутонов»), есть среди них и заимствованные из орнаментального искусства Ирана, Турции, России, народов Кавказа. Но в основе — элементы местного творчества. Из них, как из букв, составляется простая композиция («слово»), далее из «слов» складывается сложная симметричная композиция, образ («предложение») и, наконец, «предложения» свиваются в единый «венок», который, в зависимости от мастерства автора, становится очень часто настоящим произведением искусства.

Каждый узор носит свое название. «Мархарай» («заросль») — он не имеет симметрии и составлен из свободно разбросанных веточек, листьев, цветов, это вьющиеся побеги травы, а «тутта» — это стебель с зеркально расположенными листьями. Тутта применяют для украшения поясов, кинжалов. Раньше кубачинцы ценили искусство мастера тутта выше других, потому что оно труднее, чем вольный мархарай. В рисунке тутта может быть от двух до десяти симметрично расположенных элементов, и главная сложность для мастера заключается в том, чтобы эти элементы не отличались друг от друга. У гравировщика нет права на ошибку: одно неловкое движение, одна грубая линия — и всю проделанную работу можно отправлять на переплавку. Сейчас этот орнамент, к сожалению, вышел из моды и не применяется. Существует еще «миндурма» — сетчатый орнамент, он повторяется как бы по трафарету, подобно рисунку на обоях. А орнамент «тамга» предусматривает дополнительно к чеканке чернение. (Прил. 5)

Цвета в перегородчатой эмали тоже регламентированы — в основном это голубые, фиолетовые, желтые, белые соцветия и зеленая листва, однако, их расположение в узоре целиком уникально.

Массивные серебряные изделия часто богато украшены сердоликами, кораллами, альмандинами, бирюзой, гранатами, яшмой, лазуритом, агатами, цветным стеклом.

На некоторых можно различить в узорах птиц, змей, коней — древнюю символику, восходящую ко временам языческих верований, когда такие изделия служили амулетами.

Заключение

О непревзойденном совершенстве работы кубачинцев сложена легенда, которая имеет под собой реальную историческую основу. Когда-то персидские златокузнецы, желая похвастать, прислали в аул тончайшую проволоку, сопроводив запиской: «Попробуйте вытянуть такую же — и пришлите ее нам.» Каково же было их изумление, когда в скором времени в ответ на свой вызов они получили… ту же самую проволоку, но просверленную изнутри! «Мы из такой проволоки трубы делаем», — насмешливо пояснили кубачинцы.

В селе Кубачи каждый называет себя мастером. Дети с младших классов рисуют на уроках узоры и наносят их на металл, а по окончании школы уже имеют на руках профессиональное удостоверение мастера-ювелира. Раньше многие работали и дома, и на Кубачинском художественном комбинате, созданном из артели ремесленников. Там насчитывалось до 1000 мастеров. Признанные граверы братья Бахмуд и Абдулла Тубчиевы, Сайд Магомедов, Абдулжалил Ибрагимов, Али-хан Ахмедов; мастера золотой насечки Шапи Хартумов, Шабан Алиев; орнаменталист Гаджи Кишев; 21 мастеру присвоено звание заслуженного деятеля прикладного искусства Дагестана, 3 — заслуженного художника России. В 1971 году Р. Алиханову, Г-Б. Магомедову, А. Абдурахманову, Г. Кишеву и Г. Чабкаеву присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Народным художником Дагестана и заслуженным художником Грузии стала женщина Манаба Магомедова. Достойно продолжают славу старших поколений и современные мастера Г. Какагасанов, С. Акаев, И. Машаннаев, Р. Маммагаджиев, А. Куртаев, М. Каммагаджиев и многие другие.

Теперь мастеров в ауле не более 100. Творческий характер труда дает возможность мастеру импровизировать, иметь «свой почерк», поэтому произведения народного искусства всегда самобытны и неповторимы. Художественная обработка серебра, других цветных металлов — в крови у каждого кубачинца; это искусство прививается с детства, изучается в общеобразовательной школе, в учреждении дополнительного образования — школе искусств им Р. Алиханова, практически реализуется в работе художественного комбината. В республиканской целевой программе развития художественных народных промыслов на период до 2010 года ГУП «Кубачинский художественный комбинат» включен в государственный свод особо ценных объектов культурного национального достояния республики Дагестан. Появилась надежда, что традиционное искусство златокузнецов будет и дальше развиваться, радуя людей.

Кубачинцы всегда считали делом чести каждую свою работу. Как писал о «взыскательности аульских мастеров» Расул Гамзатов:

И, славы кубачинцев не нарушив,

Он вновь блеснёт высоким мастерством,

Которое волнует наши души

И кажется порою волшебством…

Передавая секреты мастерства из поколение в поколение, сохраняя многовековой опыт, кубачинские златокузнецы прославили и внесли большой вклад в развитие искусства народных художественных промыслов Республики Дагестан.

Ведущим мастерам, бережно сохраняющим и развивающим традиции народного искусства, присвоены почетные звания заслуженных деятелей искусств РД, РФ, народных художников Дагестана, России, многие из мастеров являются членами Союза художников России, награждены орденами и медалями СССР и России.

Искусство народных художественных промыслов является бесценным национальным достоянием дагестанских народов и составной частью их традиционной культуры.

Образцы оружейного и ювелирного искусства кубачинских мастеров хранятся в Оружейной палате Кремля, в Историческом музее, и в Музее истории и культуры народов востока в Москве, а также в музеях Махачкалы, а также во многих крупнейших музейных центрах мира.

Литература и источники

1.Ельза Владимировна Кильчевская <#»justify»>3.«Народы России. Атлас культур и религий.» — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010г.

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=599061

www.dagestanpost.ru

Оружейные мастера Дагестана / Я

Когда то, Дагестан был фактически центром по производству оружия. В былые времена, горную республику называли «кузницей оружия» Кавказа. Теперь всё сильно изменилось, мастера ещё не перевелись, но оружейное ремесло на грани вымирания. Я прибыл в Махачкалу (рассказывает автор) на день позже основной съёмочной группы, и не смог детально ознакомиться с работами оружейного мастера, у которого по плану была ночёвка. Мы заехали за киношниками рано утром, и я за 10 минут бегло пробежался по мастерской и сделал несколько фотографий. Потом, в разных сёлах я встречал несколько человек, которые так или иначе связанны с оружейным делом и что то снимал. Получился конечно некий микс, но всё равно, довольно интересный, достойный более глубокой и детальной проработки. В следующий раз. Перед тем как делать очередной меч или саблю, сперва рисуются эскизы, прорабатывается форма и узоры, вплоть до милиметра. Только потом начинается работа с металлом. 1 Стена с образцами разного оружия в мастерской. 2 У отца несколько сыновей. С детства они перенимают мастерство, как говорят от деда к отцу, от отца к сыну. Но тенденция сегодня такова, что дети всё чаще смотрят в телевизор или айфон и прелести сидения за станком уже мало кого привлекают. Денег то мастера не так много зарабатывают. 3 Кинжал. 4 В одном ауле нам продемонстрировали настоящий меч-кладенец. Фрагмент этого меча, украшенный перегородчатой эмалью на заглавной фотке поста. 5 Трость с «секретом» 6 Вот такой «секрет» — мало не покажется. 7 Украшение ножен узором. Адски кропотливая и трудоёмкая работа. 8 Что бы было наглядно видно, сфоткал крупно одну деревянную вазу которую так же узором из проволоки украшают. Тут видно, что весь узор — это вбитая в дерево тонкая проволока. 9 А вот ещё один мастер, делает пистолеты и ружья. На фото, он паяет ручку к пистолету. 10 Вот такой прикольный получится у него потом пистолет. Очень красивая вещь. 11 Я сперва думал что это бутафория, но нет. В нём рабочий механизм, и есть кремень, от которого высекается искра. 12 Тут хранится порох. 13 И ещё один экспонат — ружьё! Будучи в Дагестане, мы заглянули проездом в город Кизляр. На полчаса нас пустили посмотреть производство ножей в современные цеха. Вот так работает современный завод, практически без ручного труда, штамповки. Правда, у Кизляра есть отдельные модели, штучные, или как говорят, дизайнерские, к которым приложено немало человеческих усилий и таланта. Но это опять же, штучный товар. Как ни крути…

14 Машина по заданной программе вышивает крестиком ) Пескоструйка режет 5 мм сталь как ножницы бумагу, впечатляет.

15 Стопки заготовок из которых потом сделают кучу ножей. Каламбур получился ) 16 Люди работают за станками, не то что их коллеги в своих мастерских. 17 Вот в этом цеху нам встретился настоящий кузнец. Его изделия ценятся в несколько раз дороже. 18 А я стоял рядом в маечке без рукавов… 19 Теперь и женщина участвует в такого вида работе. Орнаменты на лезвиях. 20. 21 22 на готовых ножах, пишут лазером название изделия, логотип и может быть какой то рисунок, что заложено программой. 23 В заключении еще несколько работ Дагестанских оружейников…

ya-superpuper.com

Поделки и рукоделие в Дагестане - Спорт, хобби и туризм

Регионы: Дагестан

Город: Все города

  • Все регионы
  • Адыгея (8)
  • Алтай (1)
  • Алтайский край (63)
  • Амурская область (4)
  • Архангельская область (12)
  • Астраханская область (22)
  • Башкортостан (37)
  • Белгородская область (52)
  • Брянская область (26)
  • Бурятия (13)
  • Владимирская область (48)
  • Волгоградская область (43)
  • Вологодская область (8)
  • Воронежская область (36)
  • Дагестан (4)
  • Еврейская автономная область (1)
  • Еврейская АО (0)
  • Забайкальский край (7)
  • Ивановская область (16)
  • Ингушетия (0)
  • Иркутская область (44)
  • Кабардино-Балкария (1)
  • Калининградская область (32)
  • Калмыкия (0)
  • Калужская область (14)
  • Камчатский край (0)
  • Карачаево-Черкесия (0)
  • Карелия (1)
  • Кемеровская область (18)
  • Кировская область (13)
  • Коми (11)
  • Костромская область (39)
  • Краснодарский край (129)
  • Красноярский край (152)
  • Крым (0)
  • Курганская область (25)
  • Курская область (7)
  • Ленинградская область (215)
  • Липецкая область (23)
  • Магаданская область (1)
  • Марий Эл (2)
  • Мордовия (22)
  • Московская область (984)
  • Мурманская область (8)
  • Ненецкий автономный округ (0)
  • Ненецкий АО (0)
  • Нижегородская область (64)
  • Новгородская область (1)
  • Новосибирская область (84)
  • Омская область (47)
  • Оренбургская область (38)
  • Орловская область (22)
  • Пензенская область (30)
  • Пермский край (32)
  • Приморский край (21)
  • Псковская область (19)
  • Республика Алтай (0)
  • Республика Саха (0)
  • Ростовская область (77)
  • Рязанская область (14)
  • Самарская область (93)
  • Саратовская область (67)
  • Саха (Якутия) (0)
  • Сахалинская область (0)
  • Свердловская область (113)
  • Северная Осетия (0)
  • Северная Осетия-Алания (1)
  • Смоленская область (9)
  • Ставропольский край (46)
  • Тамбовская область (18)
  • Татарстан (42)
  • Тверская область (13)
  • Томская область (44)
  • Тульская область (15)
  • Тыва (5)
  • Тюменская область (60)
  • Удмуртия (27)
  • Ульяновская область (20)
  • Хабаровский край (22)
  • Хакасия (10)
  • Ханты-Мансийский автономный округ (34)
  • Ханты-Мансийский АО (0)
  • Челябинская область (94)
  • Чеченская республика (0)
  • Чечня (0)
  • Чувашия (27)
  • Чукотка (0)
  • Чукотский АО (0)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ (5)
  • Ямало-Ненецкий АО (0)
  • Ярославская область (26)
  • Все города
  • Акуша (0)
  • Альбурикент (0)
  • Бабаюрт (0)
  • Белиджи (0)
  • Ботлих (0)
  • Буйнакск (0)
  • Губден (0)
  • Дагестанские Огни (0)
  • Дербент (1)
  • Дылым (0)
  • Зубутли-Миатли (0)
  • Избербаш (0)
  • Карабудахкент (0)
  • Каспийск (0)
  • Касумкент (0)
  • Каякент (0)
  • Кизилюрт (0)
  • Кизляр (0)
  • Коркмаскала (0)
  • Кочубей (0)
  • Леваши (0)
  • Ленинкент (0)
  • Магарамкент (0)
  • Маджалис (0)
  • Мамедкала (0)
  • Манаскент (0)
  • Махачкала (2)
  • Нижний Дженгутай (0)
  • Новокаякент (0)
  • Сергокала (0)
  • Сулак (0)
  • Тарумовка (0)
  • Терекли-Мектеб (0)
  • Хасавюрт (1)
  • Шамилькала (0)
  • Шамхал (0)
  • Южно-Сухокумск (0)

www.classifieds24.ru

Народные художественные промыслы — Направления деятельности — Деятельность — Минтуризм Дагестана

Веками трудились в Дагестане непревзойденные его народные умельцы: златокузнецы аула Кубачи, серебряных дел мастера Гоцатля. Унцукульцы из дерева создавали рукотворные поэмы, дербентские, табасаранские женщины на ковры переносили все стокрасок земли моей, балхарки на глиняных кувшинах писали таинственные стихи.

Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел — художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело. В экономике горного края, в прошлом эти виды ремесел играли, и ныне продолжают играть, очень важную роль. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в горном Дагестане.

Каждая из многочисленных народностей и античных групп, населяющих Дагестан, веками развивала  и  совершенствовала свое традиционное искусство, имеющее наряду с общедагестанскими чертами и специфические особенности, яркие черты самобытности, обусловленные этническими и природно–географическими факторами, видом трудовой деятельности и другими обстоятельствами. Балхарскую керамику  легко отличить от сулевкентской, своеобразием ее форм и особенностями декоративной отделки; кайтагскую  вышивку от  казикумухской, лезгинский ковер - от ногайского и т.д. А по женскому костюму, одному из своеобразных  видов прикладного искусства, легко отличить   представительницу той или иной народности Дагестана.

Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства  красоты и художественного дарования дагестанских народов.

Еще в эпоху Средневековья в Дагестане сложились крупные специализированные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла,  находивших широкий сбыт по всему горному краю и далеко за его пределами. Среди них выделялись по степени развития и уровню совершенства изготовляемых изделий сел. Кубачи, Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Балхар, Сулевкент, Ахты, Микрах, Хив, Хучни и г. Дербент. Наряду с ними известны были и другие центры традиционных промыслов - ковроделия,  резьбы по камню и дереву, медночеканного производства, вязания и вышивки.

Зародившись еще в глубокой древности и пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования, народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры Дагестана.

Искусство народных промыслов большого совершенства достигло в XIX- начале XX в. Высоким уровнем развития отличалось оружейное и ювелирное  дело в селениях Кубачи, Кумух, Гоцатль, Гамсутль, Унцукуль, Амузги, Харбук, Верхнее Казанище, Чох, где производились холодное и огнестрельное оружие, а также разнообразные ювелирные изделия  из серебра с изысканной художественной отделкой.

Крупными  центрами медночеканного производства  являлись  аварские селенья Гоцатль и Ичичали, лакское  сел. Кумух, даргинское сел. Кубачи,  где выделывались кувшины  оригинальных форм для носки воды и омовения, подносы, тазики и разнообразная  утварь  с чеканным  и гравированным орнаментом.

В сел. Унцукуль из кизилового или абрикосового дерева изготовляли инкрустированные серебром или мельхиором трости, ручки зонтов, курительные трубки и т.д., которые имели широкий сбыт.

Известными центрами гончарного дела являлись сел. Сулевкент, где изготовлялась монохромная, а также расписная хозяйственно-бытовая посуда, сел. Кала, Испик и Джули, которые специализировались на  производстве глазурованной керамики, сел. Балхар, где выделывалась посуда с ангобной росписью. Дагестанские гончары обеспечивали  разнообразной посудой не только близлежащие селения, но и отдаленные районы Дагестана и Северного Кавказа.

Широкое развитие получило в Дагестане ковроткачество, крупными центрами которого являлись г. Дербент, селения Ахты, Микрах, Хучни, Ерси, Халаг, Тураг, Кабир, Магарамкент, Рукель, Межгюль, Кондик, Ляхля, Аркит, Куркент, Орта-Сталь, Рутул, Хив,Чиликар, Нижнее и Верхнее Казанище, Нижний Дженгутай, Буглен, Эрпели, Урма, Каякент, Тлярата, Кутлаб, Хунзах, Батлаич, Дылым, Карата, Кунбатар. Вырабатываемые в этих центрах ворсовые и безворсовые ковры- сумахи, паласы, килимы, арбабаши, циновки, переметные сумы, наседельники и др.- имели свои излюбленные типы рисунков, традиционный колорит, композицию каемок и центральных медальонов. У каждой народности они имели неповторимое своеобразие и несли отпечаток живого художественного воображения.

Значительного развития достигли золотошвейное дело и кайтагская вышивка. Ими занимались женщины в сел. Кумух, Хунзах, Чох, Гапшима, Маджалис, Баршамай, Джибахни, Карацан, Кубачи, Каякент, Тарки, Губден, Терекли-Мектеб. Вышивка выполнялась тончайшей золотой, серебряной или шелковой нитью на коже, войлоке, различных тканях - шелке, бархате, атласе для украшения одежды, обуви, подушек, занавесей, покрывал и т.д. Женским рукодельным занятием являлись также плетение и ткание из шелковых, золотых и серебряных ниток всевозможныех поясов, шнуров, галунов.

Выразительностью художественного оформления отличались изготовляемые дагестанскими женщинами вязаные шерстяные узорные носки и верхняя обувь. Наиболее значительными центрами их изготовления являлись селения Хив, Курах, Хучни, Орта- Сталь, Ахты, Микрах, Рутул, Кубачи, Харбук, Тлярата, Бежта.

Производство бурок было сосредоточено в основном в селениях Анди, Ботлих, Рахата, Ансалта. Изготовляемые в этих селениях бурки находили сбыт во всем Дагестане и во многих населенных пунктах Северного Кавказа и Закавказья.

В 20-30-х годах ХХ в. в традиционных центрах народных художестенных промыслов были созданы артели, преобразованные в 60-х годах ХХ в. в художественные фабрики и комбинаты. Они выпускали в массовом порядке разнообразные современные изделия из серебра, ковры, различные предметы из дерева с металлической насечкой и инкрустацией, художественную керамику, вышитые и вязаные изделия. Произведения кубачинских и гоцатлинских златокузнецов, ковры Южного Дагестана, изделия унцукульских мастеров с орнаментальной насечкой по дереву, балхарская керамика экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках и получали восторженные отзывы и высокие награды. Большой вклад в развитие искусства народных художественных промыслов Республики Дагестан внесли кубачинские мастера Г. Кишов, А. Ахмедов, Ш. Мунгиев, Р. Алиханов, Г.-Б. Магомедов, А. Абдурахманов, Г.-Г. Чабакаев, Г.-А. Гаджиламаммаев, М. Хартумов, А. Гусейнов, М. Магомедова, гоцатлинские мастера М. Джамалудинов, Б. Гимбатов, унцукульские мастера И. Абдуллаев, А. Магомедов, братья М.-А. и Г. Газимагомедовы, М.Гасанов, М.Макачев, балхарские мастерицы П. Османова, Х. Магомедова, А. Сулейманова, З.Умалаева, ковровщицы Южного Дагестана У. Абдулкеримова, Б. Абдуллаева, Г. Агабалаева, А. Агасиева, С. Адилова, М. Азизова, Г. Аллахвердиева, Н. Кафланова, Г. Раджабова, Г. Ризаханова и многие другие.

Ведущим мастерам, бережно сохраняющим и развивающим традиции народного искусства, присвоены почетные звания заслуженных деятелей искусств РД, РФ, народных художников Дагестана, России, многие из мастеров являются членами Союза художников России, награждены орденами и медалями СССР и России.

Искусство народных художественных промыслов является бесценным национальным достоянием дагестанских народов и составной частью их традиционной культуры.

dagtourism.com


Смотрите также

НАШИ НОВОСТИ
05.05.2017

Утренник

04.05.2017

Фото-выставка

03.05.2017

Просмотр видео роликов "Прикоснись к подвигу сердцем"

21.04.2017

Конференция

14.04.2017

Волонтерская акция

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930