Хохлома. Хохломская роспись для детей. Хохлома поделка


Технология создания хохломы. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Развитие искусства росписи

Есть предположения, что способ делать «золотую» посуду нижегородские мастера знали еще в самом начале семнадцатого века. Но большинство исследователей утверждают, что «деревянное золото» пошло от старообрядцев, активно переселявшихся на Нижегородские земли.

Заготовка с нанесённым узоромpinterest button Заготовка с нанесённым узором Татьяна Шпакова, CC BY-SA 3.0

Сначала для подобной росписи применялся порошок серебра, но это делало производство очень дорогим. Применение более доступного порошка олова позволило создавать крупные изделия.

При Советской власти на смену кустарному производству пришли фабрики, расположенные на родине хохломской росписи – в городе Семёнове и селе Сёмино.

Общий вид токарного цехаpinterest button Общий вид токарного цеха Татьяна Шпакова, CC BY-SA 3.0

Сейчас технология производства практически не изменилась. По-прежнему процесс изготовления хохломской посуды достаточно трудоемок и длителен.

Знаменитые ложкиpinterest button Знаменитые ложки Татьяна Шпакова, CC BY-SA 3.0

Конечно, прогресс не стоит на месте:  на смену оловянному порошку пришёл порошок алюминия, немного поменялся состав красок, появились новые грунтовки и лаки, появились электрические печи. 

Но все основные традиции, идущие с далёкой древности, сохранены и лишь приумножены и усовершенствованы.

Этапы создания

Материал

Основной материал, из которого создаются все хохломские изделия — липа. Прежде, чем она попадёт к мастеру, древесина проходит длительную подготовку. На специально оборудованных складах, дерево липу сушат не менее трёх лет. Только после этого она считается пригодной для изготовления качественных изделий.

Бельё и грунтовка

Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок. Будущие ложки, кружки, братины — всё проходит сушку в печах и шлифование.

Болванки для ложекpinterest button Болванки для ложек Татьяна Шпакова, CC BY-SA 3.0

Затем в заготовку втирается льняное масло. После просушки, на неё наносится вапа — грунт. Наносят вапу тампоном, который можно сделать из капронового чулка, но по старинной технологии, это был кусок мягкой овчины с подстриженной шерстью.

Заготовка лебедя «бельё»pinterest button
Заготовка лебедя «бельё» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

После этого изделия сушат в течение семи-восьми часов и вручную обрабатывают олифой так же, с помощью тампона из кожи. Олифа должна полностью покрыть изделие, равномерно по нему распределившись.

Баклуша и ложкаpinterest button Баклуша и ложка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Это очень ответственная процедура, от которой зависит прочность росписи и качество изделия. Олифа наносится на деревянную поверхность три-четыре раза, последний слой высушивают, чтобы олифа немного прилипала к пальцу, но уже не пачкала его.

Лужение

Последний слой сохраняют липким не просто так. К этой плёнке легко пристает полуда.

Полуфабрикат под росписьpinterest button
Полуфабрикат под роспись Татьяна Шпакова, CC BY-SA 3.0

Втирание полуды называется лужением. Лужёная кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрывает дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла — она сияет матовым серебристым блеском.

Роспись

Итак, теперь заготовка выглядит серебряной. По этому фону можно начинать роспись.

В хохломской росписи используются в основном красная, черная, зеленая,желтая и коричневая краски. К ним предъявляются особые требования — они должны выдерживать термическую обработку и не выгорать. 

Эскиз узораpinterest button Эскиз узора Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Существует два основных вида росписи: верховое письмо и фоновое. При верховой росписи рисунок наносится орнаментом на поверхность. Фоновое считается более сложным. Художник закрашивает фон, оставляя те части, которые станут «золотыми» после обжига.

Лакирование

После росписи изделие покрывают лаком и сушат. Именно после этого хохломские узоры становятся по-истине «золотыми».

Существует специальный пищевой лак МЧ-52, который запекается в печи. Он производится на лакокрасочных заводах.

Блюдо, XIX векpinterest button Блюдо, XIX век Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Сначала посуду покрывают четырьмя-пятью слоями лака, тщательно просушивая каждый из них.

Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака — олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре.

И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 — 180 градусов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

После неоднократной закалки лаковая пленка приобретает высокую прочность. Поэтому изделия не боятся горячего и не портятся от воды.

Как производят хохлому

ru.russianarts.online

Хохлома. Хохломская роспись для детей.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Хохлома. Хохломская роспись.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота :)

Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там - берите в руки кисть и краски и вперёд!

Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.

Хохлома. Хохломская роспись.Хохлома. Хохломская роспись.

Травный орнамент.

Хохлома. Хохломская роспись.Хохлома. Хохломская роспись.

Узор листочки - стебельки и листики.

Хохлома. Хохломская роспись.Хохлома. Хохломская роспись.

Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.

Хохлома. Хохломская роспись.Хохлома. Хохломская роспись.

Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

Орнамент пряник хохлома

В росписи "под фон" чаще используется элемент "кудрИна". Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Роспись кудрина хохлома

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

www.7gy.ru

Хохломские игрушки и посуда - традиция, ставшая современностью

Хохломская роспись, как и дымковская игрушка, вологодские кружева, павловопосадские шали и другие ремёсла отражают дух и традиции нашего народа. Сегодня интерес к этому виду искусства неустанно растёт. Хохломские игрушки, расписанная посуда и мебель становятся не только музейными экспонатами, но и органичной частью нашей жизни. О них и пойдёт речь сегодня.

хохломские игрушки

Последователи иконописцев

Доподлинно не известно, как появилась хохломская роспись. По современным представлениям, промысел насчитывает уже более 300 лет. Появился он в Заволжье, там, где сейчас располагается территория Ковернинского района Горьковской области. Хохломские игрушки и кухонная утварь отличаются особым медово-золотистым цветом фона или деталей узора. Именно он делает роспись уникальной. Считается, что технология получения такого оттенка была взята мастерами у старообрядцев. Те умели придавать иконам золотистый блеск без использования драгоценного металла.

Технология

хохломская роспись игрушки

Независимо от того, что покрывает хохломская роспись: игрушки, посуду или мебель, — принцип окрашивания один и тот же. Деревянная заготовка покрывается грунтом и олифой, а затем натирается алюминиевым порошком. Раньше вместо него использовалось олово, однако, современные технологии позволяют производить алюминий в большом количестве, а потому именно его теперь применяют в процессе создания хохломской утвари. Покрытое металлическим порошком изделие расписывают. Затем его снова покрываю олифой и двумя слоями лака, после чего заготовка отправляется в печь. Оттуда расписанные предметы выходят уже золотыми. Под воздействием высокой температуры специальное покрытие меняет цвет изделия, а металлический слой придаёт характерный блеск.

Красивые и крепкие

Цвет, характерный для хохломы, получается благодаря особому составу, покрывающему узор. Однако ценность таких изделий не только в их красоте. Лак, защищающий роспись, отличается особой стойкостью. Ему не страшна ни высокая температура, ни механическое воздействие. Хохломские игрушки можно спокойно давать малышам. Даже если дети решат искупать их в ледяной воде, с росписью ничего не случится. То же касается и посуды: чашки, тарелки, кувшины и ложки, покрытые хохломой, не боятся ни кипятка, ни холода.

Хохломская игрушка: история

хохломская игрушка рисунки

Конечно, в первую очередь хохломой покрывали посуду и предметы интерьера. В XVII веке, когда, как считается, появился этот вид росписи, оловянный порошок стоил дорого, а потому и изделия выходили не каждому по карману. Однако постепенно появилась и хохломская игрушка. Рисунки с использованием традиционных элементов начали украшать маленькие фигурки животных и людей.

как нарисовать хохломскую игрушку

Чаще всего игрушки делали из дерева. Живой материал хорошо поддавался обработке и стоил относительно недорого. Для изготовления своего товара мастера-игрушечники использовали берёзу, осину, сосну и липу. От области к области предпочтения ремесленников менялись в зависимости от распространённости той или иной породы дерева. Из инструментов для изготовления игрушек использовались топор и нож, иногда долото.

Семёновская хохлома

хохломская игрушка история

Конечно, разговор о народной игрушке будет неполным, если не вспомнить о матрёшке. Для многих может стать неожиданным открытием история её возникновения. Матрёшка пришла в Россию в конце XIX века из... Японии. Прообразом её был индийский патриарх Джарма, который, по приданию, провёл в посте и медитации девять долгих лет, в результате чего у него отвалились и руки, и ноги. Стойкость мудреца уважалась и в Японии, где его почитали богом и называли Дарумой. Многочисленные статуэтки изображали его без рук и ног. Постепенно появилась традиция одну мини-скульптуру вкладывать в другую — и так до семи «слоёв».

Сувенир получил название Фукуруму и в таком виде попал в Россию. Увидев его, художник Сергей Малютин вдохновился на создание новой игрушки. Вместо старика без рук и ног, он изобразил краснощёкую красавицу в платке. Так и появилась матрёшка. Постепенно традиция изготавливать такую игрушку добралась до города Семёнова и там осталась. Мастера здесь делают и расписывают матрёшек и сегодня. Часто для украшения игрушек используется так называемая семёновская хохлома. От традиционной её отличают крупные и яркие цветы, немного иная цветовая гамма.

Хохлома сегодня

Народные ремёсла и традиции в наше время интересуют не только историков. К ним обращаются самые разные мастера: от простых рукодельниц до именитых модельеров и дизайнеров. Благодаря бурному развитию информационных технологий сегодня достаточно просто найти материал по теме. И на вопрос, как нарисовать хохломскую игрушку, вы легко отыщите правильный ответ. Развивается и ремесленный туризм, когда мастера едут на родину того или иного вида искусства и учатся ему непосредственно у хранителей традиций.

Хохломские игрушки по-прежнему радуют детей, любящих всё яркое и необычное. Многие педагоги с целью развить у своих учеников художественные способности и вызвать интерес к традиционной культуре проводят занятия, обучающие приёмам хохломы. Знают и уважают этот вид росписи и заграницей. Туристы из разных стран, возвращаясь домой, привозят в подарок домашним матрёшки, кухонную утварь и даже мебель, покрытую хохломской росписью. Сейчас можно с уверенностью сказать, что этот вид народного творчества нашёл свою нишу в современном мире и ещё не одно поколение будет вдохновляться его сочными узорами.

fb.ru

Хохломская роспись | Сувениры и подарки

Хохломская роспись

Хохломская роспись, или хохлома, возникла в одном из сел Нижегородской губернии, которое так и называлось – Хохлома. Существуют предположения, что промысел быстро распространился в 17 веке по деревням, находившимся на берегу Волги, среди которых: Хрящи, Шабаши, Мокушино и некоторые другие. Местность стала известной благодаря тому, что здесь жители вырезали деревянную посуду и разрисовывали ее особым образом. Потом продукция везлась на продажу. Современной родиной хохломского промысла считается поселок Коверино, который находится на Нижнегородщине.

Интересная история возникновения хохломы и ее неожиданное возрождение в начале 20 века стали причинами появления большого интереса к уникальному мастерству.

Посуда с хохломской росписью

Посуда с хохломской росписью

Возникновение хохломской росписи: история и легенды

Объяснение появления росписи связано с персоной иконописца Андрея Лоскута, который бежал из столицы от патриарха церкви Никона в глушь Приволжья. Он изготавливал деревянные поделки и расписывал их с использованием уникальной техники. Ее он применял и во время украшения своих икон.

По легенде, когда Никон узнал о промысле Лоскута, то отправил к нему своих солдат. Но иконописец не подчинился. Он сжег себя в избе. Но успел завещать людям хранить тайну его мастерства. Андрей Лоскут превратился в искры, которые теперь украшают своим ярким пламенем хохломские поделки. Эта грустная и красивая легенда сопровождает развитие промысла и сегодня.

Нанесение росписи мастером, Хохлома

Нанесение росписи мастером, Хохлома

Технику золотой окраски, которая прославила хохлому, использовали мастера Заволжья издревле. До 19 века позолоченная посуда и деревянные сувениры украшались узорами геометрического типа: ромбиками, спиралями, розетками, завитками и линиями разной толщины и формы. Их наносили при помощи кисти или штампика. Подобные украшения имеют изделия, изготовленные при монастырях в 15-17 веках. Однако с хохломой их связывает только использование форм, но не оттенков. Близко применение киноварного фона, золотистых поясков.

Мотивы, близкие хохломе, встречаются у иконописцев. Мастера, известные еще в Киевской Руси, старались экономить дорогой материал, поэтому часто заменяли золото порошком серебра, который становился фоном для икон. После этого поверхность изделия покрывалась лаком, который делали из масла льна. Последним этапом становилось прогревание в печи. Так пленка лака приобретала золотистый оттенок.

Серебро, которое просвечивалось через лак, становилось весьма похожим на золото. Поэтому до 18 века эта техника применялась для создания убранства в церквях и храмах. Так окрашивали иконостасы, киоты, мебель.

Считается, что хохломское искусство зародилось в середине 17 – в начале 18 века в поселениях старообрядцев. Последние спасались от царского правительства и новой власти в церкви. Так, возможно, и возникла легенда об Андрее Лоскута.

Развитие хохломского мастерства среди старообрядцев

 

Бежавшие от преследования люди вынуждены были развивать на новых землях свое ремесло. У них появились своеобразные мастерские, в которых изготавливалась и расписывалась посуда. Так развивалось и изготовление хохломских сувениров из дерева. Позднее мастера превращались в торговцев. Применяя технику росписи порошком серебра, который выглядел как золото, они производили товары, которые не имели конкуренции на рынке.

Сувениры из хохломы

Сувениры из хохломы

В золотом оформлении изготавливались и чаши со множеством узоров. Их активно покупали,  но вскоре о промысле узнали в Москве, куда постоянно привозились уникальные изделия. В местность, прославившуюся хохломой, были отправлены солдаты, которые преследовали мастеров. Умельцам доводилось пускаться в бега.

Хохломское мастерство и его тайны привлекают внимание современных археологов. Они пришли к выводу, что дерево, используемое как основа для создания сувениров и поделок, всегда слыло удобным материалом. К тому же, оно было доступно для развития промысла жителей деревень и поселков. Из стволов деревьев издавна было принято вытачивать ковши, силуэты животных, посуду.

Постепенно это превратилось в ремесло. Считается, что земли, ставшие родиной хохломы, были неплодородными. Жителям постоянно угрожали нужда и голод, и хохломское мастерство стало спасением для местного населения. Близко находился Волжский путь, поэтому люди быстро организовали продажу изделий, это были сувениры и дерева, посуда, домашняя утварь разного предназначения.

Однако стоит отметить, что первые работы, прославившие вскоре Заволжье, не отличались принципиально от других работ, изготавливаемых в других местностях страны. Так, хохломские мастера использовали в качестве покрытия льняное масло. Иногда из последнего изготавливали олифу, которой покрывались сувениры из дерева ручной работы. Изделия становились прочными, еще такое покрытие придавало оригинальности. Способ лакировки изделия сохранен и до сегодня, хотя несколько изменен и усовершенствован.

Наборы сувениров из Хохломы

Наборы сувениров из Хохломы

Развитие техник хохломы

Изготовление сувениров, посуды и другой утвари было связано с распространением растительного орнамента, который характеризовался разнообразными приемами.

Его активно использовали для украшения мебели, бытовых вещей, стен домов. С этой целью применялась кисть, которой рисунок наносился свободно. Оживлялись рисунки при помощи белил. Эту традицию связывают с живописью Древней Руси, которая, как считают специалисты, стала основой для появления травяных узоров хохломы.

Узоры хохломской росписи

Узоры хохломской росписи

Техника хохломского мастерства соединяет в себе графические орнаменты и проработку штрихами. Так, постепенно, появляется одна из базовых техник – под фон. Рисунки с завитками, которые украшают древние рукописи, стали основой для мотива «кудрины». То есть можно сделать вывод, что две линии русского искусства породили своим слиянием хохлому. Это были особенности иконописи и ремесленнические традиции Древней Руси. Поэтому сувениры из дерева и утварь отображают национальные особенности в своем орнаменте, которые стали базой для формирования профессиональных приемов.

Особенности технологии хохломы

Стоит ознакомиться с некоторыми секретами изготовления уникальных изделий. Технология является сложной и предполагает кропотливую работу. Для начала делают заготовки в виде брусков. Это называется «бить баклуши». Лишние фрагменты древесины снимаются при помощи резца. После этого ей придают нужную форму. Результат – неокрашенное изделие для чашек, ковшей, ложек и других предметов.

Чтобы получить качественную посуду, используют сырое дерево. Поэтому заготовка нуждается в предварительном просушивании. В качестве грунтовочного материала применяется глина, то есть вапа. После грунтования производится просушка в течение 7-8 часов.

Последующим обязательным этапом, который использовался еще давними мастерами, является покрытие маслом льна и олифой. Олифой изделие покрывают несколько раз за день (в три-четыре приема). Благодаря этому мы можем купить сувениры, которые имеют характерные блеск и гладкость.

Посуда из Хохломы

Посуда из Хохломы

Важным этапом обработки является лужение. Для этого используют алюминиевый порошок. Блеск заготовки становится после этого зеркальным. Только после этого можно приступать к расписыванию.

Для последнего этапа используются краски на основе масла. Важными являются цвета, которые выделяют такую роспись среди других. Это красный и черный. Оживляющие детали могут быть выполнены коричневым, желтым, белым цветами. Применяется также и светло-зеленый.

После росписи предмет опять покрывают лаком. Этот этап может иметь 4-5 подходов. В конце процесса изделие можно помещать в печь. Технология предполагает использование высокой температуры – 150-160 градусов. После таких манипуляций появляется лаково-масляная пленка, сделавшая хохлому популярной.

Чайный сервиз с росписанный хохломской росписью

Чайный сервиз с росписанный хохломской росписью

Виды росписи хохломы: верховой вариант

Издревле сохранились два вида расписывания для хохломских изделий. Это верховое и фоновое. Для расписывания верхового типа характерно применение пластичных мазков. Они наносились на поверхность, которая была предварительно пролуженная. Рисунок в результате получался ажурный.

Этот вид письма предполагал использование черной и красной красок для фона изделия. Актуальными орнаментами были «листок», «ягодка», «трава».

Для травяного орнамента прототипами становились белоус, луговик и осока. Сегодня можно купить сувениры из дерева, которые украшены именно такой росписью. Орнамент писался в форме завитков по серебру, которое было фоном.

Если же мастера добавляли к изображению травы ягоды, цветы, листья, то орнамент называли «ягодка» или «листок». Мазки техник были более крупными. При их помощи образовывались овальные формы. С этой целью изготовители использовали метод тычка кистью. На изделиях можно увидеть колокольчики, ромашки, виноградные листья, ягоды крыжовника, клюквы, смородины.

Самовар, сувенир из Хохломы

Самовар, сувенир из Хохломы

Верховым письмом является техника «пряник». Используя ее, мастера вписывают в геометрическую фигуру ромб или квадрат. В середине обязательно размещалось солнце. По сравнению с «травой», «пряник» отличался простотой и незамысловатостью.  Сегодня купить сувениры из дерева оптом в Украине можно с разными вариантами верхового письма.

Фоновая роспись хохломы

Для этого типа оформления как в давние временя, так и сегодня, остается характерным использование черного и красного цветов для фона, однако рисунок при этом остается золотым. Принято выделять два типа орнамента – «кудрина» и «под фон».

«Под фон» начинают работать с прорисовывания линий для стебля, цветов и листьев. Иногда могут добавляться изображения птиц, рыб, что применено в современном оформлении не только поделок. Этот вид росписи стал своеобразным трендом.

Аэрография, хохломская роспись

Аэрография, хохломская роспись

 

Фон зарисовывался черной краской. А на золотом — рисовали крупные детали. Хохломские сувениры такие, как животные из дерева, также могли разрисовываться таким образом. После этого ритмичными мазочками наносились стебли, а тычками кисти – ягоды.

Золотые детали просвечиваются при этом только в силуэтах. Этот процесс считается очень сложным, поэтому доступен в выполнении не каждому мастеру. Изделия с таким оформлением часто становятся подарками. Их выполняют на заказ по более высокой цене. Сегодня купить сувениры из дерева с хохломской росписью (оптом и по оптовым ценам) можно и с уникальной трудоемкой разрисовкой.

Разновидностью фоновой прорисовки считается «кудрина». Изображения растений при этом являются стилизованными. Пространство, свободное от листьев, стеблей, цветов, закрашивают краской.

Техника получила название от кудреватых завитков, которые создавали своеобразный эффект ковра. При этом важным становился не мазок, а контурная линия. Фон был красным или черным. А другие варианты оттенков не применялись. Золото смотрелось золотым пятном, а штрихи проработки были особенно тонкими.

Хохломская роспись

Хохломская роспись

Хохлома и современность

В начале двадцатого века промысел постепенно угас. Однако в 20-30-х годах мастера возродили его актуальность, объединяясь в артели. Так появляется знаменитая фабрика, специализирующаяся на росписи хохломы.

Современным центром развития мастерства принято считать два места. Первым стал город Семенов. Именно в нем находится фабрика, которая славится уникальными изделиями, имеющими давнюю историю. Это «Семеновская роспись» и «Хохломская роспись», которые имеют много заказчиков и в Украине.

А в Ковернинском районе находится село Семино, где действует предприятие «Хохломской художник». Здесь работают мастера из близлежащих деревень, которые создали свое объединение. В самом Семино сегодня находится главная фабрика, а ее филиалы расположены в Новопокровском и Кулигино.

Варианты узоров, Хохлома

Варианты узоров, Хохлома

Сотрудничество с предприятиями достаточно тесное во многих странах и их регионах. Так, в Украине можно приобрести сувениры из дерева, утварь и уникальные предметы с разными техниками росписи. Торговля имеет как штучную, так и оптовую направленность. Поэтому существуют варианты изготовления уникальных товаров, которые могут стать оригинальным подарком к особому событию.

Хохломские изделия – уникальные произведения искусства, которые несут в себе традиции и богатую историю.

giftiki.com.ua


Смотрите также

НАШИ НОВОСТИ
05.05.2017

Утренник

04.05.2017

Фото-выставка

03.05.2017

Просмотр видео роликов "Прикоснись к подвигу сердцем"

21.04.2017

Конференция

14.04.2017

Волонтерская акция

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930