Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации). Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста. Дошкольников следует учить выражать негативные эмоции в конструктивной форме С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса. На достижение этого направлено решение ряда задач: В младшем возрасте воспитатель в нужный момент предлагает малышу отправиться в уголок уединения (например, когда замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей). В среднем же и старшем звене ребята уже сами проявляют желание отправиться в зону отдыха (а воспитатель, в свою очередь, делает всё для того, чтобы они полюбили это место). Они уже прекрасно знают, что там можно делать и как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение. Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя. В уголке уединения должны находиться предметы, вызывающие у детей приятные переживания, например, воздушные шары При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников. Так, в младшем дошкольном звене будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. Обязательные атрибуты «норки» — мягкий коврик и подушки. Для младшего дошкольного возраста актуален дизайн «Норка» — миниатюрный домик-палатка с маленьким входом Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д. Варианты каркасов центра уединения могут быть различными: Если в группе не очень много места, то для создания зоны уединения можно использовать ширму. Это удобно, поскольку такой уголок получится мобильным: его можно переносить с места на место по желанию детей и воспитателя. С помощью ширмы можно создать уютное место для уединения, дополнив его необходимыми атрибутами ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению уголка уединения в ДОУ: Пушистый коврик, подушки, плюшевые игрушки создадут ощущение уюта и комфорта Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка. Заглянув в окошко, воспитатель может незаметно оценить состояние ребёнка На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт. Там прописываются следующие моменты: Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы. Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов: Для расслабления дошкольников могут использоваться: Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику. В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний: Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения. С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления: В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума. Пребывая в стенах ДОУ, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Задача воспитателя — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности. В зависимости от возраста воспитанников педагог продумывает интересный дизайн «домика», подбирает необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых легко сделать своими руками. На их основе детям предлагаются эффективные виды деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение. melkie.net Каждая семья, в которой есть дети, сталкивается с нелегким моментом первого с ними расставания. Решение устроить ребенка в современный детский сад сопровождается массой важных вопросов: как малыша встретят сверстники, как чадо будет кушать кашу, сваренную не его мамой, как сможет уснуть не в своей постельке, будет ли слушаться чужую тетю? Но конечно же, самым важным останется вопрос, связанный со здоровьем, как физическим, так и эмоциональным. Даже психологически подготовленный дома родными ребенок, придя впервые в детский сад, оказывается в стрессовой обстановке. Здесь все отличается от родного дома: мебель, привычный распорядок дня, игрушки, посуда, еда. А самое главное, окружающие, дети, няни и воспитатели. Малыш испытывает массу новых впечатлений, чувства меняются одно за другим. Состояние радости и восторга быстро сменяется гневом, обидой, ревностью и злостью. Каждое утро, оставаясь в садике, малыш испытывает страх разлуки с мамой. Трехлетки еще не способны контролировать свои эмоции, в том числе и негативные. А их подавление со стороны взрослых может нанести непоправимый ущерб еще не сформировавшейся психике. Современный детский сад должен быть организован таким образом, чтобы каждому малышу было в нем уютно и комфортно. Правильно организованная среда поможет маленькому человечку быстрее адаптироваться к новому месту и научиться управлять своими эмоциями. Одними из наиболее эффективных инструментов для оптимизации работы и управления психической нагрузкой на ребенка являются уголки уединения в детском саду. Воспитатели все чаще оформляют их в своих группах, перенимая успешный опыт своих коллег. Комната психологической разгрузки поможет мягко адаптироваться детям младших групп, а также поспособствует выбросу негативных эмоций и созданию легкого и хорошего настроения. Такое место станет незаменимым для того, чтобы ребенок смог передохнуть от коллективных занятий и вновь почувствовал себя в безопасности. При оформлении важно помнить несколько простых правил, которые помогут сделать это место по-настоящему любимым и эффективным для детей. Оно должно располагаться в укромном месте, в углу или под лестницей, так чтобы не оставаться все время на виду. Имеет значение освещение, оно должно быть приглушенным, создавать ощущение норы, личного и ограниченного пространства. Мягкие подушки, на которых можно полежать и отдохнуть, станут буфером для перевозбужденной нервной системы крохи. Комната психологической разгрузки может быть оборудована при помощи детской палатки или передвижных ширм, раздвижных шторок между двумя шкафами или потолочного карниза с ниспадающими легкими занавесками. Уголок не должен быть громоздким и занимать много места. Во всем же остальном помогут желание и фантазия работников садика или родителей. Помечтать наедине с собой, почитать книгу, расслабиться и отдохнуть от товарищей по группе - все это будет доступно детям, если в группе есть уголок уединения. Оформление такого места - дело творческое и важное, подойти к нему следует серьезно, лучше даже при содействии детского психолога. Следует использовать спокойные, приглушенные расцветки, миниатюрную мягкую мебель, картинки с успокаивающим сюжетом, добрые мягкие игрушки. В магазинах для интерьеров можно приобрести красивые релаксационные светильники или мини-водопады, что также благоприятны для успокоения малыша. Сегодня немало изобретено игр и игрушек, помогающих восстановить баланс неустойчивой детской психики. Такими игрушками, которые наполнят уголки уединения в детском саду, могут стать: Дартс. Помимо того, что снимает раздражение или злость, развивает координацию и точность движений. Коробочка примирения. Имеет отверстия для рук с двух противоположных сторон. Помогает помириться рассорившимся детям, вырабатывает коммуникационные навыки. Пазлы и мозаики. Прекрасно помогают успокоиться и сосредоточиться. Столик для творчества с бумагой, карандашами, фломастерами, пластилином, тестом для лепки, мелками. С помощью «произведений искусств» ребенок способен выплеснуть скопление негативных эмоций. Пальчиковый кукольный театр. Даст возможность раскрыться в сочиняемых диалогах между героями. Зеркало настроения. К обычной зеркальной поверхности, желательно округлой формы, прилегает альбом с лицами, изображающими разные эмоции. Малыш, листая изображения, «примеряет» каждую эмоцию к своему лицу, анализируя при этом, какая мимика его выражает больше. Если группа небольшая, неплохо иметь в уголке маленький семейный альбом каждого малыша или еще какие-либо родные ему предметы. А еще каждое соскучившееся чадо должно иметь возможность позвонить маме и все ей рассказать по волшебному телефону. Уголок «Мое настроение» должен хоть отдаленно напоминать малышам о домашней обстановке, уюте и спокойствии. А небольшие комплекты мебели, которые можно передвигать по своему усмотрению, помогут малышу воссоздать его собственную комнату и перенестись в нее хоть на некоторое время. Длительное время после развала Союза устои детских воспитательных учреждений не выходили за привычные коллективные рамки. И вот, на сегодняшний день каждый ребенок, его индивидуальность и психологические особенности выдвигаются педагогами и детскими психологами на первый план. В современных дошкольных учреждениях воспитательные работы проводятся с учетом характеров и поведения каждого ребенка. В приоритете педагогический подход, который способен раскрыть положительные стороны и потенциал ребенка, но никак не сломать его, подгоняя под шаблон и коллектив. Но все еще остаются такие работники детских садов, которые против индивидуальных уголков. Они видят в этом нежелание ребенка работать в коллективе, негативно относятся к возможности временного уединения. У родителей мнения также расходятся. Но, как показывает практика, все больше детских дошкольных учреждений вводят в свою практику оформление таких уголков, которые, несомненно, помогают в работе, благоприятно воздействуя на психологический климат в группе. fb.ru Адаптация к детскому саду может проходить не так болезненно, как ее описывают психологи и некоторые родители. Благо, есть множество средств, призванных облегчить процесс привыкания ребенка к новому коллективу, стенам, распорядку дня. Одним из этих средств является уголок уединения в детском саду — то место в группе, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом: прощание с родителями, притирка к одногруппникам и воспитателям. Особенно востребованы уголки уединения в младших группах, когда дети наиболее остро переживают разлуку с родителями. Не все воспитатели разделяют необходимость наличия такого уголка в группе. Лучше, по их словам, просто посадить ребенка к себе на колени, обнять. Это более эффективно и терапевтически верно, нежели ребенок спрячется ото всех и останется один на один со своими невеселыми мыслями. Любопытно то, что еще несколько десятилетий назад о подобных уголках не могло быть и речи. Если в советское время дошкольное воспитание было основано на лучших традициях коллективизма, то сейчас, несмотря на обязательные прогулки, сончасы, на первое место выдвигается индивидуальность ребенка. Это прописано и в федеральных государственных стандартах, подчиняющих себе весь образовательный процесс в ДОУ. Уголок уединения в детском саду должен быть небольшого размера. Он, скорее, напоминает небольшой домик, норку, в которой ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется, а затем снова идет навстречу коллективу. Цвета, используемые в уголке, должны быть спокойными, не кричащими, пастельных оттенков. Ребенок должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться яркими тонами. Изготовить такой мини-домик можно в виде шатра, ширмы, палатки. Скорее, лучше его сделать мобильным, чем стационарным. В помощь воспитателю легкие конструкции: передвижные ширмы, невесомые драпировки. Малыш сам может обозначить границы уголка, передвинув ширму или задернув шторки. Чего только воспитатели и педагоги не придумывают! Вот уж действительно, где простор для фантазии и знания детской психологии. Можно ведь просто отгородить пространство с помощью занавески, закрепленной на абажуре или мобиле. Но в некоторых группах вы можете увидеть в качестве несущей конструкции обычный … зонт. Смотрится очень оригинально и прибавляет ощущение легкости. Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, но иногда это происходит по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя некомфортно, зажато или, наоборот, ведет себя вызывающе, агрессивно. Уголок уединения в детском саду наполняют предметами, которые ребенку близки, к которым он испытывает теплые чувства. Психологи рекомендуют положить фотографии родных. Также можно положить в уголок игрушечный телефон, по которому можно понарошку позвонить маме с папой. Если позволяет расположение и форма уголка, то на стену можно повесить пейзажные картины, обладающие терапевтическим эффектом. Издавна известно, что вода обладает умиротворяющим свойством, поэтому различные световые и шумовые водопады займут достойное место в «нише уединения». Обязательный атрибут — подушки, на которые малыш сможет прилечь и отдохнуть. Как вариант, послушать плеер с расслабляющей музыкой (шум воды, дуновение ветра, пение птиц, звуки дождя). Помимо мягких подушек, желательно «населить» уголок мягкими игрушками. Очень полезны дидактические игры, различные шнуровки, пластилин — все то, что способно отвлечь внимание дошкольника на некоторое время. Отдельная категория игрушек и пособий может быть направлена на то, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции. С этим отлично справится «коврик злости», подушки для битья, коробочки «Спрячь все плохое», стаканчики для крика. Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы должны находиться в уголке постоянно. Это придаст ребенку чувство уверенности, постоянства. Фото со смотра уголков уединения в дошкольном отделении Центра образования № 1858 (г. Москва). Автор статьи — Даниленко Мария. deti-club.ruУголки уединения в детском саду: особенности оформления, назначение. Уголок уединения в детсаду
Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото
Цель и задачи создания уголка уединения в ДОУ
Как оформить центр уединения для дошкольников разного возраста
Из чего сделать каркас для уголка уединения
Фотогалерея: виды каркасов для уголка уединения
Фотогалерея: идеи для оформления уголков уединения
Видео: как оформить уголок уединения в детском саду и дома
Видео: уголок уединения в русском стиле под названием «Горенка»
Правила оформления уголка уединения по ФГОС
Паспорт уголка уединения
Наполнение уголка уединения в детском саду
Предметы для выражения негативных эмоций
Фотогалерея: предметы для выплёскивания негативных эмоций
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию
Фотогалерея: предметы для расслабления и релаксации
Пособия для развития эмоциональной сферы
Фотогалерея: пособия для обогащения эмоциональной сферы
Можно предложить ребёнку положить своё плохое настроение в один мешочек и взять хорошее из другого Подушке ребёнок может рассказать о своём настроении, поделиться переживаниями Ребёнок выбирает настроение, которое ему подходит, и помещает туда магнитик со своей фотографией Забавная шапочка поможет малышу лучше понять своё эмоциональное состояние или попробовать почувствовать какую-то эмоцию Основные виды деятельности в уголке уединения
Фотогалерея: работа в уголке уединения
Чтобы дать выход негативным эмоциям, дошкольник может нарисовать свой страх или гнев Манипуляции с лучиками-ленточками помогут успокоить или помирить поссорившихся ребят Ребёнок рассказывает о своём хорошем поступке и кладёт фишку в специальную коробочку Игра поможет разобраться в положительных и отрицательных поступках и оценить своё собственное поведение Уголки уединения в детском саду: особенности оформления, назначение
Что такое уголки уединения в детском саду
Как оформлять уголки уединения в детском саду
Особенности в оформлении
Игрушки для психического равновесия
«Домашний» уголок
Отношение родителей и воспитателей
Уголок уединения в детском саду – Ребенок в детском саду
Как выглядит уголок уединения в детском саду
Что может быть размещено в уголке уединения
Смотрите также