Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Школа и детсад в одном здании


Школа и детский сад под одной крышей

Школа и детский сад под одной крышей

Минобрнауки планирует объединить начальную школу и детский сад – они должны находиться под крышей одного учреждения. В настоящее время решается вопрос о строительстве зданий, адаптированных под такие учреждения. Насколько целесообразным может быть подобное объединение, порталу «Слово» рассказала Мария Александровна Иншакова, директор МАОУ «Православная гимназия во имя преподобного Саввы Сторожевского» г. Звенигород.

- Полезно ли младшим школьникам находиться в едином пространстве с дошколятами, а не со старшеклассниками? Как это обусловлено психологически?

- Так как ничего конкретного, кроме общих слов, мы пока не слышали, сложно представить, во что это выльется. Самая прекрасная идея может быть загублена, если она реализована неправильно. А если не самая лучшая идея продумывается, и возможные ошибки тщательно рассматриваются заранее, то из нее может получиться что-то хорошее.

Существовать в одном здании дети могут при грамотном разведении дошкольного и школьного звена, при правильном размещении этих зон. Невозможно сливать их в одно целое, потому что у дошкольников и школьников совсем разный образ жизни, перед ними стоят разные задачи. Даже если не брать самую младшую группу детского сада и четвертый класс, сравнить шестилеток и семилеток, то окажется, что разница между ними колоссальна.

Для дошкольника естественным является пребывание дома, в семье, где он может вовремя и в полной мере созреть для постижения школьных знаний. И раз уж система детских садов возникла по необходимости, то наилучшим решением будет создание домашней обстановки с небольшим количеством детей и взрослых вокруг.

В школе у ребят начинается другая жизнь, по другим правилам, и ребенок должен это четко понимать. Соответственно и обстановка должна отличаться от привычной ему в детском саду. Всё вокруг него должно помогать осознать себя уже не «малышом», а «школьником», более самостоятельным, ответственным, собранным. Ребёнок должен тянуться к тем, кто старше, к средней школе, осознавать, что начальная школа – это подготовительный этап к ещё более серьёзной и интересной ступени. Когда он испытывает первые трудности в чтении или письме, полезнее увидеть старших товарищей, уже прошедших испытание «палочками и крючочками», представляющих теперь собой достойный пример для первоклашек. Соседство с дошкольной беззаботной жизнью может только усложнить этот переход в состояние «школьника», бесконечно напоминая ему, как хорошо жилось за соседней дверью. Но когда речь идёт об экономии бюджета, все доводы выглядят довольно бледно. Ведь экономия государственных денег куда важнее, а это, насколько я понимаю, основная причина введения данного новшества.

- Есть мнение, что такое слияние поможет избежать стресса семи лет у ребенка. Что вы думаете по этому поводу?

- Это оправдание наших немощей, неспособности взрослых на определенных этапах созревания ребенка правильно направлять и воспитывать. Стресс семи лет возникает, когда у ребенка не сформирована мотивация и понимание, зачем он идет в школу. Это вина взрослых. В советские годы никакого стресса семи лет у детей не было, они были рады и счастливы, что идут в школу, потому что они видели в этом смысл, понимали, зачем они это делают.

- Какими должны быть здания детского сада и начальной школы, чтобы это было удобно?

- Сейчас начальную школу стараются полностью отделить от среднего и старшего звена. Пространство младшей школы должно быть полностью изолировано от средней школы. У них должны быть даже разные входы. Это, в принципе, неплохо. Здесь вопрос, как это реализовать. Соединить дошкольное звено и начальную школу можно только таким же путем, чтобы они были изолированы друг от друга. Они не должны вообще никак пересекаться, даже видеть друг друга в течение учебного дня, потому что с педагогической точки зрения это неправильно.

Если они как-то общаются, то это должен быть исключительно поход друг к другу «в гости» с определённой для них педагогами целью. То есть встали, оделись, вышли и зашли заново с другой стороны. И точно также они собрались, оделись и ушли оттуда. А если они просто перешли в соседний класс, то это неправильно. Так не должно быть.

Что касается общего спортзала, столовой и прочего, то это допустимо в том случае, если дети посещают эти места в разное время. Эта ситуация имеет право на существование только в том случае, если она вынужденная.

Беседовала Анна Корзинкина

portal-slovo.ru

Присоединение детского сада к школе: плюсы и минусы

Присоединение детского сада к школе: плюсы и минусы

В последнее время массово обсуждается вопрос реорганизации образовательных учреждений. Так, ставится вопрос о том, что школы следует объединять с детскими садами, организовывая в них дошкольные отделения. Сотрудники отдела образования уверены, что таким образом качество образования детей намного улучшится и дети после окончания детского сада плавно перейдут в первый класс без стрессов и неврозов. Так ли это на самом деле? Какие преимущества и достоинства есть у присоединения детских садов к школам?

Детский сад плюс школа: плюсы

На самом деле преимуществ данной реформы очень много. Начать следует с того, что многим детям достаточно тяжело и болезненно дается переход из садика в школу, меняется обстановка, педагоги и характер обучения, что конечно, может значительно усложнить процесс адаптации и привыкания к школе. Если же ребенок будет ходить в дошкольное отделение, расположенное в школе, для него ничего не измениться, он просто перейдет в другой кабинет и у него появится учитель.Детский сад

Учиться детям в садике будет намного интереснее, так как реформа предусматривает тщательную подготовку ребенка к школе, наличие программ, которые позволят детям быстрее выучить необходимую программу для поступления в первый класс. Во многом эффективность данной программы будет обеспечиваться тем, что воспитатели и учителя смогут сотрудничать и проводить заседания, главным вопросом которых будет как максимально улучшить процесс адаптации дошкольников к обучению в школе.

Взаимодействие между учителями и воспитателями будет иметь только преимущества, так как они будут обмениваться необходимым опытом, повышать квалификацию и анализировать результативность программ образования, внося свои поправки и изменения, которые должны будут обязательно рассмотрены министерством образования.

Взаимодействие между воспитателями и учителями также полезно и потому, что каждый ребенок индивидуален и у кого-то стартовых возможностей к обучению гораздо больше, чем у остальных и наоборот. Учителю гораздо проще будет учить ученика, зная о том, как он проявил себя во время обучения в саду, какие особенности речи и мышления у него есть и на что следует обратить особое внимание.

Объединение школы и садика также позволит проводить более масштабные мероприятия. Малышам будет интересно смотреть на выступления школьников, фестивали и конкурсы, это поможет им лучше развиваться.

С точки зрения укрепления отношений между ребенком и его семьей, присоединение садика к школе также имеет массу положительных моментов. Педагоги, учителя и воспитатели помогут родителям правильно наладить отношения с ребенком на разных этапах его взросления, координируя и дополняя работу друг друга. Это важно, потому что развитие талантов и способностей детей зависит от того, насколько своевременно они были выявлены.В детском саду

Линия образования и развития творческих, интеллектуальных и физических способностей становится целостной и последовательной, что имеет массу преимуществ для детей и также повышает качество услуг образования.

Плюсом присоединения детсада к школе также проявляется в повышении заработной платы учителям и всему персоналу школы, включая аппарат управления и ведения хозяйства.

Присоединение детского сада к школе: минусы

Несмотря на массу положительных моментов данной реформы, многие родители выступают против реализации данной программы, отмечая, что она имеет массу недостатков.

Так из-за объединения школ и детсадов увеличилось количество учащихся. Если раньше здание было рассчитано на 2000 учащихся, теперь оно должно вмещать на 500 больше. Естественно не каждая школа может похвастаться тем, что у нее есть дополнительные здания для проведения обучения, если же они есть, родители начинают жаловаться, что их детей переводят из одного здания школы в другое, то есть по факту снова появляется необходимость в адаптационном процессе. Игровая площадка, школьный стадион вынуждены делить на сад и школу, из-за чего могут возникать проблемы с проведением уроков физкультуры и прогулками дошкольников.Начальный класс

Минусом реформы является и то, что на директоров и учителей возлагаются большие задачи, чем прежде и вместо того, чтобы учить детей, организовывать более эффективный процесс обучения, трудовой коллектив школы вынужден заполнять бумаги, проводить конференции и различные заседания в то время, как главным заданием школы является не бюрократия, а именно обучение детей. Полномочия и обязанности директоров расширяются и неизвестно по силам ли руководящему звену будет управление и школой, и детским садом.

Реорганизация также вплотную связана с сокращением штатов, это главная задача реформы, так как чиновники уже заявляли о том, что присоединение детсада к школе позволит сэкономить немалые средства. Так, существует информация, что из детсадов увольняют логопедов и музыкальных руководителей, также из-за нехватки мест и средств для финансирования планируют убирать классы коррекции, предлагая ученикам заниматься на дому.

Выводы

Присоединение детсада к школе программа новая и потому потребуется несколько лет, чтобы проверить ее эффективность. На сегодняшний день чиновники уверяют, что реформирование положительно скажется на развитии и обучении детей и развитии их творческих способностей, однако вместе с тем существует много недостатков, касающихся материального обеспечения и управления реорганизованными учреждениями образования.

 

Похожие записи

plusiminusi.ru

детский сад превращается в школу — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

В Москве начали строительство зданий-трансформеров. Первые три учебных заведения, которые смогут трансформироваться из блоков начальных классов (БНК) в детский сад, появятся в районах Южное Бутово и Куркино.

Благодаря многофункциональности такие здания могут попеременно быть начальной школой, детским садом или комбинированным образовательным учреждением, сочетающим дошкольные группы и учебный корпус начальных классов.

Здание-трансформер будет менять назначение в зависимости от потребностей района. Переоборудование можно выполнить во время летних каникул. Оно обойдется гораздо дешевле, чем строительство еще одного здания.

 

Цитата

«Потребность в детских садах и школах постоянно растет, поэтому город ищет новые пути решения вопроса. Идея строительства зданий-трансформеров возникла несколько лет назад. По поручению мэра Москвы Сергея Собянина были разработаны типовые архитектурно-технические решения комбинированного блока начальных классов с дошкольным отделением», –

Марат Хуснуллин

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Например, детский сад на 300 малышей может вместить 12 дошкольных групп. При трансформации в начальную школу помещения групп превращаются в 12 учебных классов. Комбинированный блок позволит разместить четыре класса начальной школы и восемь дошкольных групп.

В 2018 году за счет бюджета планируется ввести три здания-трансформера.  

Комбинированный БНК с дошкольным отделением на 300 мест построят в составе школы № 1985 на северо-западе столицы в районе Куркино по адресу: ул. Воротынская, вл. 12, корп. 3.

Такой же блок начальных классов с возможностью трансформации возведут при гимназии № 1786 в районе Южное Бутово на юго-западе столицы по адресу: ул. Адмирала Лазарева, д. 77 (ЖСК «Альфа»).

На каждом этаже трехэтажных зданий расположатся по четыре класса. Если БНК будет трансформироваться в детский сад, то классы приспособят для 12 групп. На первом этаже обустроят гардероб, столовую на 150 мест, кабинеты логопеда, психолога и медицинский.

Также здесь появятся кружковая с возможностью трансформации в помещение для групп продленного дня и зал для музыкальных и физкультурных занятий.

Второй этаж займут спортзал с раздевалкой, душем и туалетами, помещения для групп продленного дня и актовый зал на 243 места.

На третьем этаже оборудуют библиотеку с читальным залом и медиатекой, учительскую, методический кабинет, кабинеты дополнительного образования, труда, технического моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы.

При трансформации в детский сад на 300 мест классы с зонами отдыха и туалетами превращаются в 12 групп по четыре на каждом этаже.

Столовая становится группой для кратковременного пребывания детей, актовый зал – музыкальным залом, помещения библиотеки – кружковой для занятий на компьютерах и залом для занятий хореографией.

Душевые и раздевалки при спортзале используют как технические помещения: кладовые, прачечные и др. Спортзал, медпункт и административные помещения сохранят свою функцию. Трансформация будет проводиться с помощью разборки и дополнительного возведения перегородок.

БНК на 300 мест с возможностью трансформации в детсад возведут для средней школы № 2109 на юго-западе столицы в районе Южное Бутово по адресу: мкр. Щербинка, мкр. 3, ул. Брусилова, д. 29, корп. 1.

Здание также будет трехэтажным. На каждом из этажей разместятся по четыре класса, которые смогут трансформироваться в группы для дошколят.

На первом этаже расположатся спальни для групп продленного дня, актовый зал на 243 места, столовая на 150 мест, медицинский кабинет и гардероб начальной школы.

Второй этаж займут спортзал с раздевалками, туалетами и душевыми и помещение для групп продленного дня, третий – библиотека с читальным залом и медиатекой, помещение для группы продленного дня, кабинет логопеда, психолога, учительская и кабинет администрации.

При трансформации в садик на 300 мест классы с зонами отдыха и туалетами также «превращаются» в 12 групп по четыре на каждом этаже.

Столовая станет музыкальным залом. Спортзал, библиотека, медицинский кабинет и административные помещения сохранят свое назначение. Трансформация осуществляется с помощью разборки и дополнительного возведения перегородок.

Напомним, с 2011 по 2017 год в столице было построено почти 300 детских садов и школ.

 

Цитата

«За последние годы значительно выросла доступность образования. Почти на 50% увеличилось количество дошкольников, на четверть – количество школьников. Исчезли очереди, которые были в прежние годы, когда десятки тысяч людей не могли попасть в дошкольные учреждения», –

Сергей Собянин

Мэр Москвы

 

В ближайшие три года в Москве планируется построить 129 объектов образования. Они смогут принять 14 тысяч детей.

stroi.mos.ru

Плюсы и минусы объединения детских садов и школ

Объединение школ и детских садов в Москве стало обычным явлением. Такой процесс был поддержан Департаментом образования еще в 2012 году. С того момента начали появляться новые виды учебных заведений – образовательные центры.

объединено

Инициатива была нерадостно принята общественностью, но все же было подано много заявок с разных учреждений. Только в первый год введения «эксперимента» было принято 1 411 заявлений на создания 445 образовательных комплексов. Но не все заявки были удовлетворены. Было создано только 300 таких центров, в состав которых вошли 849 учебных заведений.

Сразу следует отметить, что жестких принципов объединения детских садов, школ в Москве не отмечался. Чаще всего создавались образовательные центры на основе учреждений, которые имели территориальную скученность, не разделялись крупными дорогами. Кроме этого, была отмечена некоторая тенденция, объединялись слабые заведения с сильными. Нужно заметить, это было довольно рациональное действие.

Несмотря на то, что цель такого процесса – повышение уровня безопасности, есть противники такого слияния. С помощью статьи подробно разберемся со всеми подводными камнями такого процесса, укажем на плюсы.

Преимущества объединения

Новый эксперимент в нашей стране с созданием образовательных комплексов на базе учебных учреждений не новый.  Более того, в Европе и Америке подобные заведения давно, успешно функционируют. В чем же плюсы слияния? Перечислим ключевые преимущества:

сады и школы

  • экономия средств – в Москве давно действует подушевное финансирование, чем больше воспитанников, тем больше выделяется денег на развитие учреждения. Объединив учебные заведения, у центра будет большой бюджет. Дополнительные средства пойдут на улучшение оснащения, на бонусные выплаты педагогам, закупку методической литературы, дидактического материала. Если ранее небольшие ДОУ не могли позволить в штате иметь логопеда, инструктора по физическому воспитанию или плаванию, то после объединения детских садов и школ педагогический состав был расширен;
  • за счет такого слияния, отмечается улучшенная преемственность дошкольного, начального образования. Малыш легко, быстро адаптируется к учебному процессу. Это начинается еще до того, как он пойдет в первый класс;
  • большим плюсом для родителей является то, что им не придется искать место после выпуска ребенка из ДОУ. Выбрав такой образовательный комплекс, малыш уже прикреплен к нему. После дошкольного возраста пойдет учиться в стенах того же заведения;
  • положительные стороны существуют для педагогов. У них складывается диалог в профессиональной сфере. Это дает возможность обмениваться опытом, искать общие пути взаимоотношения со своими воспитанниками, будущими учениками.

Минусы объединения

Несмотря на множество преимуществ, плюсов слияния учебных заведений, отмечаются и недостатки. Они существенные. Перечислим ключевые минусы:

минусы объединений школ и садов

  • после того, как прошло объединение детского сада и школы, было отмечено большое сокращение кадров. Большинство учителей, воспитателей потеряли работу. А найти новую с каждым годом становится сложнее и сложнее;
  • на оставшихся учителей возложена большая нагрузка. Чем больше учебный комплекс, тем больше сложностей возникает у педагогического состава;
  • существует вероятность, что в таком заведении будет диктат со стороны школы. В некоторых центрах уже есть изменения, когда учителя вмешиваются в детсадовскую программу, настаивая на том, что игровой процесс должен стать второстепенным, а на первое место поставить подготовку к учебе.

На сегодняшний день остается неизвестным, чем завершится такой эксперимент. Несмотря на минусы слияния, с каждым годом количество заявок на объединение растет.

best-mother.ru

10. Условия размещения начальных классов общеобразовательной школы в зданиях детских садов

10.1 При демографических колебаниях, когда доля школьников увеличивается, а число дошкольников временно сокращается, по согласованию с органами Роспотребнадзора, допускается размещать часть начальных ученических классов общеобразовательной школы в зданиях ДОУ, имеющих для этого свободные групповые ячейки.

10.2 В одной групповой ячейке детей дошкольного возраста допускается размещать одно универсальное классное помещение и рекреацию. При этом в классном помещении следует обеспечить размещение грифельной доски и левостороннее естественное освещение.

10.3 В помещениях для использования в качестве классного, площадью 50 м2 допускается размещение не более 20 учащихся. При размещении более 20 учащихся следует исходить из расчета нормы площади на 1 учащегося - 2,5 м2. При размещении 25 учащихся площадь классного помещения должна быть 62,5 м2.

Расстановка двухместных столов (парт) может быть как 2-х, так и 3-х рядная. Первый вариант наиболее приемлем при габаритах помещения 6×9 м, второй - 7,2×7,2 м.

При расстановке мебели и оборудования следует обеспечить обзор грифельной доски под углом зрения 45º (МГСН 4.06-03).

10.4 Питание школьников допускается решать по аналогии с дошкольными группами, т.е. с доставкой готовой пищи в групповую ячейку. В этом случае мойка и хранение столовой посуды осуществляется в буфетной.

Допускается предусматривать общую столовую для школьников, организуемую на площади одной из групповых ячеек, изолированно от групповых ячеек, занимаемых ученическими классами. Пропускная способность такой столовой в две посадки - 8 ученических классов.

10.5 Раздевальная и туалетная используются по прямому назначению. Туалетная должна быть раздельной: для девочек и для мальчиков, при общей умывальной, как это предусматривается настоящими нормами для групповых ячеек для детей от 4-х лет.

10.6 При размещении в здании ДОУ первого класса (детей 6-7 лет), для него в групповой ячейке предусматривается спальня, а после окончания занятий групповая (ученический класс) становится игровой.

Для этого класса на участке следует предусмотреть групповую площадку.

10.7 Занятия физкультурой осуществляются в зале для физкультурных занятий и на общей физкультурной площадке на участке ДОУ.

10.8 В составе служебно-бытовых помещений следует предусматривать учительскую площадью 8-12 м2 (при норме 2-3 м2 на 1 учителя).

11. Требования к внутренней среде здания

11.1 Параметры предметно-пространственной среды, стационарное оборудование и отделка помещений

11.1.1 Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами. Остекленные проемы (двери, ширмы-перегородки, остекленные веранды-оранжереи) должны иметь защитные устройства на высоту до 0,9 м от пола и на расстоянии не более 0,15 м от стекла.

11.1.2 Высота ограждений лестниц, балконов, террас, переходов-мостиков, антресольных, этажей должна быть не менее 1,1 м.

Решетчатое ограждение должно иметь только вертикальные членения с расстоянием между рейками до 0,1 м. Ограждение не должно завершаться острыми торчащими элементами.

Вдоль всех лестниц в здании ДОУ, кроме технических, необходимо предусматривать поручни для взрослых (на высоте 0,85 м) и для детей (на высоте 0,5 м).

11.1.3 Игровое пространство групповой ячейки, состоящее из двух и более помещений, допускается проектировать с использованием перегородок в виде барьеров, а также с применением небьющихся светопрозрачных, сетчатых или декоративных решетчатых перегородок.

11.1.4 В проектах ДОУ встроенную мебель рекомендуется предусматриваться в следующих помещениях:

в групповых - ленточные столы под окнами и шкафы для игрушек и пособий;

в спальнях - трансформируемые кровати (встроенные откидные, выдвижные, выкатные кровати), шкафы для облегченных кроваток, шкафы для постельного белья;

между групповыми и спальнями - шкафные перегородки, заменяющие в групповых шкафы для пособий и игрушек, в спальнях - шкафы для одежды детей, постельного белья, трансформируемых или облегченных кроваток;

в раздевальных - шкафы для верхней одежды детей (с подогревом и вытяжной вентиляцией для сушки), шкафы для одежды персонала;

в туалетных - хозяйственные шкафы и стеллажи;

в кабинете заведующего, методическом кабинете - шкафы и стеллажи для книг и пособий;

в кладовых - стеллажи;

в общей комнате персонала, комнате персонала пищеблока и прачечной - шкафы для одежды персонала.

Примечание. Трансформируемые кровати (встроенные откидные кровати, выкатные, выдвижные кровати или облегченные кроватки, применяемые в сочетании со встроенными шкафами для их хранения), другие виды встроенной мебели могут быть применены только при наличии сертификатов - гигиенического и соответствия.

11.1.5 Все виды новой мебели промышленного изготовления могут быть применены только при наличии сертификатов (гигиенического и соответствия).

11.1.6 Стены помещений ДОУ должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.

Отделочные материалы и краски должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

11.1.7 Покрытие пола групповых (и других помещений игрового пространства групповой ячейки), раздевальных, туалетных, залов, кружковых комнат, комнаты коррекции следует предусматривать на теплозвукоизолирующей подоснове.

11.1.8 Стены игровых и спален должны окрашиваться в светлые тона. Могут применяться яркие цветовые акценты, не превышающие по площади 25% от всей площади помещения. В помещениях ДОУ, ориентированных на южные румбы горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов с коэффициентом отражения 0,7-0,8, на северные румбы - теплые тона с коэффициентом отражения 0,7-0,6.

Поверхности стен помещений для музыкальных и гимнастических занятий следует окрашивать в светлые тона с коэффициентом отражения 0,6-0,8.

11.1.9 Стены в буфетных, туалетных и помещениях с ванной-бассейном в групповых ячейках, в постирочной и гладильной, в помещениях пищеблока, охлаждаемых камерах, кладовой для овощей, моечной кухонной посуды и моечной оборотной тары следует облицовывать керамической плиткой на высоту не менее 1,5 м.

В туалетных групповых ячеек, в помещениях с ванной-бассейном при облицовке стен допускается применение других материалов, допускающих влажную убору и дезинфекцию.

В заготовочной пищеблока, в залах с ваннами бассейна высота облицовки должна быть не менее 1,8 м.

11.1.10 Для отделки потолков в помещениях с обычным режимом эксплуатации, как правило, используются водоэмульсионные краски, а также меловая или известковая побелка.

Потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха (производственные цеха пищеблока, душевые, постирочные. умывальные туалеты и др.) окрашиваются масляной или эмалевой краской.

11.1.11 Полы помещений должны быть гладкими и нескользкими.

В ДОУ общего типа полы в помещениях групповых (игральных), в залах для музыкальных и физкультурных занятий, размещаемых на первом этаже, следует делать утепленными и обогреваемыми до 22° С. В основных помещениях в качестве материалов для пола, как правило, используется дерево (дощатые полы, паркетные полы), а также полы с применением ламината или линолеума, прочих полимерных материалов, допускающих влажную уборку и дезинфекцию.

В ДОУ для детей с нарушениями развития в групповых, приемных, раздевальных и спальнях, в залах для музыкальных и физкультурных занятий, в комнате для коррегирующей гимнастики, в залах для занятий лечебной физкультурой, в комнате для массажа и индивидуальных занятий механотерапией, в комнате гидротерапии и подводного массажа, в ванной комнате, расположенных на первом этаже здания следует предусматривать подогрев поверхности пола в зимний период до температуры 22° С.

Полы в помещениях туалетных, пищеблока, постирочной, гладильной, подсобных помещениях выстилают керамической плиткой.

11.1.12 В помещениях с пребыванием детей приборы отопления, имеющие острые кромки, должны быть защищены экранами или решетками.

При установке радиаторов в подоконном пространстве групповых помещений расстояние от низа прибора до уровня пола следует принимать 0,05 м.

11.1.13 Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, в помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе - не менее 1,5%, в раздевальной - не менее 1%.

Неравномерность естественного освещения основных помещений не должна превышать 3:1.

В помещениях групповых не менее 50% оконных проемов должны быть оборудованы открывающимися верхними фрамугами или оконными блоками с поворотным устройством, обеспечивающими естественное проветривание (СНиП 23-05-95, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03).

11.1.14 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений зданий дошкольных образовательных учреждений определяются в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.

11.1.15 Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в групповых в составе групповых ячеек должен быть не менее 2% на уровне пола на глубине 2/3 от наружной стены с окнами; угол зрения - не менее 45º (горизонтальный угол между лучом зрения крайнего ребенка, сидящего на первом ряду, направленным на удаленную вертикальную кромку меловой доски, и горизонтальной линией на плоскости доски, проведенной на уровне глаз этого ребенка).

11.1.16 Требования к оборудованию помещений приведены в СанПиН 2.4.1.1249-03.

studfiles.net

Зона школ и детских дошкольных учреждений

Поиск Лекций

Участки школ и детских дошкольных учреждений в целях создания лучших санитарно-гигиенических условий и изоляции от магистральных улиц рекомендуется размещать в середине микрорайона и по возможности вблизи микрорайонного сада.

Школы и детские сады-ясли следует размещать на отдельных участках и отделять их оградами. К каждому участку должен быть обеспечен подход, не проходящий через дворы жилых домов.

Размещение и ориентация зданий детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ должны обеспечивать непрерывную трёхчасовую продолжительность инсоляции в помещениях, предусмотренных строительными нормами и правилами [1, п. 9.19; 4, п. 1.156, п. 1.161, п. 1.162].

Приемы размещения школ и детских учреждений используются в зависимости от местных условий. Эти здания могут находиться вокруг сада, расположенного в центре микрорайона, могут рассредоточиваться и размещаться в непосредственной близости к жилым территориям либо у границ микрорайона, выходящих в сторону городского зелёного массива или тихой жилой улицы. Радиус обслуживания населения принимается 750 м для общеобразовательных школ и 500 м для начальных школ [1, п. 5.4*, табл. 5*].

Если школьный участок выходит на жилую улицу, то здание школы рекомендуется размещать с отступом не менее 25 м от красной линии. При расположении школьного участка внутри микрорайона необходимо соблюдать разрыв от его границ до стен жилых домов не менее 10 м, до зданий коммунального назначения и пожарных депо – не менее 50 м [1; п. 55, табл. 6]. Окна классных помещений школ допускается ориентировать на все стороны горизонта кроме северной – в I, II, III климатических районах и кроме западной – в IV климатическом районе, причем не более 50 % учебных кабинетов могут быть ориентированы на северную сторону горизонта [4, п. 2.9, табл. 3]. Приложение 3

Требования к земельным участкам школ.На земельных участках школ должны предусматриваться следующие основные зоны: физкультурно-спортивная, начальной военной подготовки, учебно-опытная, отдыха и хозяйственная.

Состав и площади основных зон земельных участков школ должны приниматься по табл. 4.6.

Как физкультурно-спортивную, так и зону начальной военной подготовки не допускается размещать со стороны окон классных помещений зданий школ и школ-интернатов. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон других помещений здания, при наличии ограждения высотой 3 м – не менее 15 м, а площадки для занятий другими видами физкультурно-спортивных занятий – на расстоянии не менее 10 м.

Рис. 4.7. Генплан участка школы на 464 учащихся (12 классов): 1 – здание школы; 2 – теплица; 3 – парники; 4 – мусоросборник; 5 – навес для занятий на воздухе; 6 – хозяйственный сарай; 7 – участок овощных и полевых культур; 8 – участок плодового сада и ягодника; 9 – участок цветочно-декоративных растений; 10 – участок питомника плодово-ягодных и декоративных растений; 11 – участок коллекционно-селекционной работы; 12 – метеорологическая и географическая площадка; 13 – участок начальных классов; 14 – площадка для подвижных игр I–II классов; 15 – площадка для подвижных игр III–IV классов; 16 – площадка для подвижных игр V–VII классов; 17 – площадка для тихого отдыха V–VII классов; 18 – легкоатлетическая площадка; 19 – площадка для спортивных игр; 20 – площадка для гимнастики; 21 – площадка для волейбола и баскетбола; 22 – площадка для тенниса$ 23 – площадка комбинированная (баскетбол, волейбол и др.)

На земельных участках детских дошкольных учреждений следует размещать площадки: групповые, для занятий физкультурой, для выращивания овощных и ягодных культур, хозяйственную. Состав и площади земельных участков детских садов-яслей приведены в табл. 4.8.

Таблица 4.8

Состав и площади земельных участков детских садов-яслей

Наименование Площадь участков, м2, при количестве мест
1. Площадь застройки              
а) зданий В соответствии с проектами зданий
б) теневых навесов 40´ 4 40´ 6 40´ 7 40´ 12 40´ 14 40´ 24 40´ 28
2. Детские площадки, в том числе:
а) групповые – для детей ясельного возраста 150´ 2 150´ 2 150´ 3 150´ 4 150´ 6 150´ 8 150´ 12
б) групповые для детей дошкольного возраста 180´ 2 108´ 4 180´ 4 108´ 8 180´ 8 180´ 16 180´ 16
в) общая физкультурная 200´ 2 200´ 2
г) плескательный бассейн 21´ 2 21´ 2
д) огород-ягодник 15´ 2 15´ 4 15´ 4 15´ 8 15´ 8 15´ 16 15´ 16
е) для животных и птиц
3. Хозяйственная площадка
4. Зеленые насаждения Как правило, не менее 50 % площади участка
Общая площадь земельного участка

Примечание.В площадь зеленых насаждений включаются зеленые защитные полосы, живая изгородь, газоны, цветники и зеленые насаждения на групповых и общих площадках участка.

Площадка озеленения участков детских дошкольных учреждений общего типа должна составлять не менее 16 м2 на 1 место, в том числе зеленых насаждений, газонов и цветников не менее 7 м2, в комплексах детских садов-яслей не менее 14 м2.

Количество групповых площадок на земельных участках детских дошкольных учреждений должно соответствовать количеству детских групп в здании. Количество групп и мест в них для различных типов зданий детских садов-яслей указано в табл. 4.9.

Таблица 4.9

Типы зданий детских садов-яслей, количество групп и мест в них

Тип здания Количество групп и мест в них Общее количество групп
ясельного возраста дошкольного возраста
1. Детский сад-ясли на 90 мест 2 группы по 20 мест 2 группы по 25 мест
2. Детский сад-ясли на 140 мест 2 группы по 20 мест 4 группы по 25 мест
3. Детский сад-ясли на 160 мест 3 группы по 20 мест 5 групп по 25 мест
4. Детский сад-ясли на 280 мест 4 группы по 20 мест 8 групп по 25 мест
5. Детский сад-ясли на 320 мест 6 групп по 20 мест 9 групп по 25 мест

Площадь групповых площадок в расчете на 1 место в детских дошкольных учреждениях общего типа должна составлять в ясельных группах 7,5 м2, дошкольных – 7,2 м2.

Групповые площадки должны соединяться кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, которую можно совмещать с проездом к зданию.

На земельных участках детских дошкольных учреждений вместимостью до 150 мест следует размещать одну физкультурную площадку, свыше 150 мест – две физкультурные площадки: для ясельных и дошкольных групп. Площадь физкультурной площадки следует принимать из расчета 10 м2 на одно место в группе.

На физкультурной площадке для дошкольных групп необходимо предусмотреть: беговую дорожку не менее 30 м; яму для прыжков 4´4 м; зоны для гимнастических снарядов и спортивных игр.

На участках детских дошкольных учреждений, за исключением размещаемых в IА, IБ, IГ и IIА климатических подрайонах, следует предусматривать площадку для выращивания овощных и ягодных культур из расчета 0,6 м2 на ребенка.

На земельных участках детских дошкольных учреждений всех типов следует размещать хозяйственную площадку. Площадь хозяйственной площадки следует принимать для детских учреждений вместимостью до 50 мест – 70 м2, от 50 до 150 мест – свыше 100 м2, свыше 150 мест – 150 м2.

Территория земельного участка детских дошкольных учреждений общего типа должна иметь ограждение высотой 1,6 м.

Участок детского учреждения должен быть огражден по периметру зеленой защитной полосой шириной до 5 м. Подробные требования к решению генерального плана участка детского дошкольного учреждения приведены в [1, прил. 6, 7]. Примеры решения генеральных планов детских садов-яслей различной вместимости показаны на рис. 4.9 и 4.10.

Рис. 4.9. Генплан участка детсада на 320 мест: 1 – здание сада на 320 мест; 2 – групповая площадка для детей ясельного возраста; 3 – групповая площадка для детей от 3–7 лет; 4 – спортивная площадка; 5 – бассейн; 6 – хозяйственный двор; 7 – огород-ягодник; 8 – площадка для животных

Рис. 4.10. Генплан участка детсада на 280 мест: 1 – здание сада на 280 мест; 2 – групповая площадка для детей ясельного возраста; 3 – групповая площадка для детей 3–7 лет; 4 – спортивная площадка; 5 – бассейн; 6 – хозяйственный двор; 7 – площадка для животных; 8 – огород-ягодник

В курсовой работе необходимо на миллиметровке выполнить генплан подобранных школ и детских садов-яслей с экспликацией (М 1:1000), которые в дальнейшем будут использованы при комплексном решении микрорайона.

poisk-ru.ru

как архитектура влияет на образование — Большая Деревня

В прошлом единообразное обучение требовало неизменной и повторяемой организации школьного пространства. Современное образование отличается гибкостью и ведет каждого ученика по индивидуальному маршруту, а значит, и само школьное здание должно стать другим: способным к изменениям, многофункциональным и комфортным. В Институте «Стрелка» прошла дискуссия о том, как архитектура влияет на образование. «Городской конструктор» публикует часть выступления норвежского архитектора Кристин Ярмунд, которая рассказала, почему школы должны быть одноэтажными, нужны ли в них стены и коридоры и как они влияют на детское восприятие мира.

После Второй мировой войны в Норвегии начался бум рождаемости, который привел к тому, что архитекторам надо было строить очень много школ. Это были скучные официальные здания с длинными коридорами, что-то вроде заводов для массового производства учеников. В 70-80-е годы началась обратная реакция — архитекторы стали ломать стены, превращая строгие государственные учреждения в открытые пространства. Прошло еще пятнадцать или двадцать лет, прежде чем они поняли — отсутствие стен не решает все проблемы. Так что теперь архитекторы пытаются найти баланс между открытыми и изолированными пространствами.

 

В последние годы я много работала над проектированием зданий школ и детских садов. И чем больше я этим занимаюсь, тем больше убеждаюсь, что самое главное в этих проектах — соблюдать правильные масштабы. Масштаб очень сильно влияет на восприятие мира маленьким ребенком. Представьте, если вы будете учить ребенка верховой езде, вы же вряд ли сразу посадите его на большую лошадь. Тоже самое и со зданиями. Проектируя детский сад или младшую школу, надо понимать, что интерьер должен быть пропорционален росту ребенка.

 Второе — мы всегда стараемся использовать яркие цвета. Причем не просто синий или красный, а их оттенки: розовый, сине-зеленый и так далее. Это такие мягкие «конфетные» оттенки, которые всем нам так нравились в детстве. Цвета помогают не только создать нужную дружелюбную атмосферу, но решить некоторые другие задачи. Однажды мы работали над проектом одной школы, это была большая территория площадью где-то между 20 и 30 тысячами квадратных метров. И чтобы такая школа не выглядела грозным исполином, заставляющим чувствовать себя маленьким и ничтожным, мы разбили его на множество небольших зон с помощью цветов.

 Другое ключевое качество для школ и детских садов — это открытость и дружелюбие, которое создается за счет внутренней планировки. Мы должны строить не просто бетонную коробку, а что-то вроде мини-поселения. Здесь не коридоры, а улицы, не холлы, а небольшие площади и сады. Поэтому вместо того, чтобы строить одно монолитное здание, мы проектирует несколько построек, разных форм и размеров.

 

Но тут мы сталкиваемся с проблемой сурового климата, вам она тоже хорошо знакома. Проектируя несколько небольших зданий вместо одного, нам надо придумать, как сделать переход из одного корпуса в другой более комфортным. Зимой, при температуре минус сорок градусов, это может стать очень непростой задачей. Одним из решений такой проблемы могут быть стеклянные переходы. Мы спроектировали их для одной из школ. Такие переходы позволяют, с одной стороны, как бы гулять по улице, с другой стороны, не мерзнуть.

 А еще Норвегия, как и север России, — это место, где всегда темно. В период с октября по апрель у нас почти не бывает солнца. Мы должны получать максимум от того, что дает нам природа, и учитывать тот факт, что чем выше мы строим здания, тем больше тени они отбрасывают. Совсем другое дело, если это длинное одноэтажное здание, как одна из наших школ. Кроме этого, прямо посередине здания, мы спроектировали открытую игровую площадку. Это позволяет солнечному свету проникать внутрь здания не только по периметру, но и по центру.

 Я верю в то, что архитектура играет большую роль в самоопределении ребенка. Она помогает группе найти свое место внутри большого сообщества, а человеку — внутри группы. Поэтому в детском саду, сделанном по нашему проекту, два вида входных дверей: одна стандартная для взрослых, рядом — поменьше, для детей, то же самое с окнами — есть маленькие окна в нижней части стены.

«Городской конструктор» выбрал четыре примера других экспериментальных школьных зданий, построенных по тем же принципам, что и проекты Кристин Ярмунд.

Гимназия Орестад (Дания)

 Здание гимназии Орестад в Копенгагене, спроектированное компанией 3XN, стало первым учебным заведением, открытым в Дании в рамках реформы школьного образования. Главная особенность школы в том, что она построена по принципу open space, то есть представляет собой одно большое пространство, практически без перегородок и дверей. Один класс плавно переходит во второй, второй — в третий, а третий — в зону отдыха. По задумке проектировщиков, такая архитектура помогает развивать креативность, стремление к самообразованию, междисциплинарный поход и социальные навыки.

Младшая школа Crèche Rue Pierre Budin (Франция)

 

 Небольшая двухэтажная школа в одном из старых кварталов Парижа спроектирована французским бюро ECDM и предназначена для детей младшего школьного возраста. Она построена в соответствии с пропорциями школьников: то есть двери, окна, интерьер, различные архитектурные элементы — все здесь рассчитано на детей невысокого роста.  Северный фасад покрыт окнами разных размеров, расположенными под разным углом, чтобы собирать как можно больше солнечного света. Двор в центральной части школы, также предназначен не только для того, чтобы у детей было пространство для игр, но и для того, чтобы собирать дополнительный солнечный свет для естественного освещения здания.

Младшая школа Galjoen School (Нидерланды)

 

Голландской архитектурное бюро Rocha Tombal придумала проект здания младшей школы в Гааге. Оно сделано в форме крокодила, что, по мнению дизайнеров «делает его, во-первых, более привлекательным для детей а, во-вторых, украшает улицу. Здание школы специально сделано невысоким, чтобы детям было проще переходить из класса в класс. В нем нет лестниц, но покрытие на первом этаже установлено под наклоном, так чтобы было легче попасть на второй этаж.

 

Школа Sarreguemines Nursery (Франция)

Эта школа была спроектирована как модель клетки организма, сад — это цитоплазма, а стена, построенная вокруг здания, — мембрана. Особенно интерьера в том, что архитекторы попытались полностью избавить от коридоров, поэтому классы, холлы и игровые пространства плавно переходят один в другой и отличаются друг от друга высотой потолков (в классных комнатах она чуть выше двух метров, в холлах доходит до четырех) и способом освещения.

 

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка».

Фотографии: Benoit Fougeirol, Michel Grasso + Paul Le Quernec, Christian Richters, oerestadgym.dk, iStock, http://www.kjark.no.

bigvill.ru


Смотрите также

НАШИ НОВОСТИ
05.05.2017

Утренник

04.05.2017

Фото-выставка

03.05.2017

Просмотр видео роликов "Прикоснись к подвигу сердцем"

21.04.2017

Конференция

14.04.2017

Волонтерская акция

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930