Период привыкания к детскому садику — еще один сложный этап взросления в жизни ребенка. Помочь малышу привыкнуть к новому месту и новым людям, организовать для него мягкий вариант адаптации к саду — важная задача каждого внимательного родителя. Все люди разные и дети тоже. Кто-то быстро привыкает к детскому садику, спокойно машет маме по утрам и бежит в группу играть. А кто-то неделями плачет в раздевалке, не отпуская маму на работу, надрывая сердце и себе, и ей. Адаптация может выражаться не только в нежелании ребенка идти в детский сад. Некоторые дети начинают хуже спать ночью, кто-то беспричинно плачет или капризничает, у кого-то может пропасть аппетит или испортиться характер. Дорогие родители, будьте терпеливы! Нервная система ребенка переживает стресс, и вам нужно набраться сил и помочь ребенку пережить этот сложный период. По своей способности адаптироваться к новой ситуации дети делятся на разные группы. Как вы понимаете, быстрее всех жизнь наладится у детей с высокой способностью к адаптации. Уже за несколько недель ребенок привыкнет к новому образу жизни и спокойной будет идти в детский сад без слез. Дети со средним уровнем адаптации будут привыкать подольше. Им может потребоваться около месяца или двух на то, чтобы приспособиться к изменениям. Таким детям нужна помощь родителей и близких родственников. Есть и дети с низкой способностью к адаптации. Здесь уже все будет сложнее. Неважно, в чем причина — в воспитании или особенностях организации нервной системы — таким детям нужно много времени, чтобы справиться со стрессом и привыкнуть к изменениям в жизни. Помощь родителей должна быть всесторонней. Чтобы приучить ребенка к садику, нужно будет оказать ему и психологическую поддержку, и многому научить, и поиграть, и даже кое-где схитрить. Если вы решили, что ваш ребенок пойдет в детский садик, готовиться к этому событию придется сильно заранее. И мы не говорим о ранней записи в садик, что, конечно, тоже актуально в наше время. Вам нужно будет настраивать ребенка на то, что он пойдет в детский сад, с самого раннего возраста. Даже отправляясь в сад в 2 года, ваш ребенок должен иметь определенные навыки самообслуживания. В саду дети обычно сами едят ложкой, ходят на горшок и одеваются. Няня и воспитатель, конечно, смогут ему помочь, но ребенок будет чувствовать себя намного увереннее, если не будет на каждом шагу ощущать зависимость от других взрослых. Да и на фоне ровесников хотелось бы выглядеть наилучшим образом. Уточните режим дня, по которому дети живут в саду, и поддерживайте его дома. Учитывайте все моменты — подъем, принятие пищи, расписание прогулок и сон. Тогда для вашего ребенка режимные моменты в саду будут вполне привычны. Постарайтесь узнать меню в вашем садике и готовьте иногда те блюда, которые малыш будет там есть. Чем больше привычных моментов будет в саду, тем комфортнее ребенок будет себя там чувствовать. Никогда не говорите «Вот пойдешь в сад, там тебя научат дисциплине» или «Вот узнаешь в садике, как наказывают непослушных детей». Расскажите, что в садике дети играют, участвуют в праздниках, гуляют и учатся. Почитайте книжки, в которых главные герои ходят в детский сад. Приучайте ребенка оставаться не только с мамой, но и с другими родственниками и друзьями. Он должен знать, что и с другими родственниками можно быть в полной безопасности. Помочь вашему малышу адаптироваться к саду без слез помогут следующие нехитрые рекомендации: Уберите все, что может перевозбуждать нервную систему ребенка. Поменьше мультиков, побольше прогулок и домашних игр с родителями. Обязательно дайте возможность ребенку «перестроиться» после садика. Погуляйте подольше, пообщайтесь. Обязательно подробно расспрашивайте малыша о том, что происходило за день. Поначалу приводите ребенка в сад на пару часов. Постепенно удлиняйте время пребывания. Не торопитесь, пусть малыш привыкнет. Подберите для садика удобную одежду и обувь. Проверьте заранее, что ребенок успешно справляется с застежкам, и одежда не стесняет движений. Подскажите ребенку, как он мог бы подружиться с другими детьми. Придумайте с ним вместе новую игру, которую он бы мог предложить, дайте с собой интересную игрушку, чтобы он мог поиграть с ребятами. Она видит вашего ребенка днем и сможет вам подсказать, все ли в порядке. И кстати — никогда не обсуждайте воспитателя или других сотрудников сада при ребенке. Он не должен сомневаться в окружающих его взрослых. Ну как без этого? На что только не пойдешь, лишь бы ребенку было хорошо. Главное, чтобы все ваши хитрости были только честными. Никогда не обманывайте ребенка! Очень часто дети сильно плачут при прощании с мамой. Попросите провожать его в садик кого-то из других членов семьи. С папой или старшей сестрой прощание может быть намного более позитивным. В 3 года дети уже вполне хорошо разговаривают и могут очень хорошо передать вам все свои переживания и сомнения в процессе игры. Пусть игрушки идут в садик. Воспроизведите все — от утренних сборов до вечерней прогулки. Дайте ребенку побыть и детсадовцем, и воспитателем. Вы сможете не только узнать, как он себя чувствует в садике, но и проиграть какие-то сложные для него ситуации и найти решение. «Долгие проводы - лишние слезы» Не спешите сразу убегать утром из раздевалки. Понаблюдайте за ребенком, когда он вас не видит. Очень может быть, что он перестает плакать сразу же после вашего ухода. А вы переживали весь день. Подружитесь с родителями детишек, которые ходят в группу с вашим чадом. Если у ребенка появится хороший друг, ему будет намного спокойнее в саду. К сожалению, бывает и так. Существуют дети, которые очень тяжело переносят привыкание к детскому саду. Проходят недели и месяцы, а адаптироваться к новому месту у них так и не получается. Как правило, это те ребята, которые привыкли все время быть с мамой. Обычно они и кушать умеют сами, и одеваться, и лепить из пластилина, а вот остаться в садике без мамы им очень тяжело. Так, какие действия предпринять по отношению к крохе, если он сильно плачет, идя в сад? В первую очередь мама должна обратиться к своим чувствам. Очень часто такой ребенок не ощущает в матери уверенности в том, что ему действительно нужно в садик. Потому что такие мамы сами переживают расставание ничуть не меньше, чем ребенок. Взвесьте все и возьмите себя в руки. Вы должны принять решение, научиться сдерживать свои эмоции при расставании, каким бы грустным вам не казался этот момент, и попытаться приучить кроху к саду еще раз. Пусть утром включается веселая музыка, в садик вы отправитесь другим маршрутом и может быть даже вдвоем с папой, а отводит в группу малыша не мама, с которой так привычно плакать. Вполне возможно, что снять излишнее перевозбуждение помогут успокаивающие капельки (маме они тоже пригодятся), а в процессе психологической игры вы найдете основную причину страхом ребенка. Дайте ребенку с собой что-то из дома, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Договоритесь с воспитателем, чтобы положить в шкафчик фотографию родителей, а в кроватку на дневной сон принести наволочку из дома. Обязательно говорите, когда вы придете забирать малыша. Чтобы он не боялся остаться в саду надолго, оставьте в шкафчике какую-то свою вещь, которая вам вскорости понадобится — заколку, ручку или другой предмет. Если ребенок категорически отказывается идти в сад — позвольте ему. Но сразу оговорите, что это всего на один день. И не «прогуливайте» часто. Очень редко, но все же встречаются дети, которых педиатры называют «несадовскими». Если вам кажется, что вы не можете приучить ребенка к садику, не считайте это своей виной. Может быть причина тому особенности психики ребенка, а может характер. В любом случае ищите другие варианты окружить своего ребенка товарищами, дать ему соответственное развитие и досуг. А может быть, просто ребенок еще не созрел для детского сада. Попробуйте еще раз попозже. Кстати, некоторые психологи считают, что в более старшем возрасте малыши адаптируются к садику гораздо легче. otvetprost.com Одним из первых испытаний, с которым придется столкнуться ребенку в жизни, станет адаптация к детскому садику. Утренний плач, крики и протесты многие родители считают практически нормой и стараются не обращать на них внимания. Но это неправильная позиция, малышу и так сложно, его необходимо поддержать и помочь ему. Поэтому каждая мама должна знать, как приучить ребенка к садику, чтобы оградить его от сильного стресса.Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду!!! (классная статья, рекомендую). Привыкание к детсаду
Как приучить ребенка к садику без слез и истерик?
Почему возникает проблема?
Уровни детской адаптации: как быстро малыш привыкнет к садику?
Как помочь ребенку безболезненно адаптироваться в саду?
Подготовка к детскому саду
Учите ребенка самостоятельности
Живите по режиму
Познакомьте с «садовским» питанием
Поддерживайте авторитет детского сада
Социализируйте малыша
Как облегчить крохе период адаптации?
Снизьте накал страстей
Давайте время на «переключение»
Приучайте к саду постепенно
Выбирайте для посещения сада максимально комфортную «экипировку»
Помогите наладить контакт с «коллективом»
Постарайтесь наладить контакт с воспитателем
Игры и маленькие хитрости
Смените «провожающего»
Поиграйте «в садик»
Общайтесь с родителями других малышей
Что делать, если кроха так и смог привыкнуть к саду?
Как помочь малышу, которому крайне сложно адаптироваться?
Кардинально измените сборы в сад
Обратитесь за консультацией к детскому психологу и педиатру
Позвольте малышу взять в сад что-то напоминающее ему о доме
Сообщайте ребенку, во сколько вернетесь за ним в сад
Изредка позволяйте совершать «прогулы»
А если не помогло и это?
Как приучить ребенка к садику? Сколько ребенок привыкает к садику и как сделать адаптацию в первые дни безболезненной? :: SYL.ru
Подготовка
Многие мамы делают большую ошибку, когда начинают знакомить малыша с садиком накануне первого дня. Задумываясь, как приучить ребенка к садику, разговоры нужно вести еще с того момента, как малыш начал говорить. Конечно, сын или дочка вряд ли поймут весь смысл сказанного, но такие беседы станут фундаментом. Нужно рассказать ребенку об окружающих людях, о целях, задачах и обязанностях.
Малыш должен хорошо усвоить то, что мама не пропадает навсегда, она обязательно вернется и заберет его домой. К тому же адаптация может проходить постепенно, нет необходимости отдавать ребенка сразу на целый день.
Мамам будет полезно заранее познакомиться и наладить контакт с будущим воспитателем. Вместе нужно выработать конкретную стратегию и понять, как адаптировать ребенка к садику. Мама должна сама доверять воспитателю и внушить это доверие малышу. Он должен четко знать, что пока мамы нет, по всем вопросам необходимо обращаться к воспитателю.
Примерно за три месяца до того момента, как малышу нужно будет идти в детский сад, мама должна подготовиться к этому действительно важному событию в жизни маленького человечка.
В каком возрасте идти в сад?
Раньше психологи настаивали, что ребенка лучше отдавать в садик после трех лет, когда он физически и морально окреп, а также готов «отпустить» от себя маму. Но в последние годы все большую популярность приобретает убеждение, что малыша нужно вести в сад до трех лет. В каком-то плане это удобно: он легко адаптируется к новой обстановке и нередко называет воспитательницу мамой. Но в этом случае есть определенная проблема: у ребенка нарушается развитие естественной привязанности к дому и родителям. В дальнейшем это может негативно сказаться на восприятии малышом взрослого мира.
Ребенку тяжело приспособиться к новым условиям и чувствовать себя уверенно без маминой поддержки, поэтому часто адаптация ребенка в садике проходит очень тяжело.
Если есть возможность, лучше побыть с ребенком дома до трех лет. Появление младшего – не повод вести старшего в садик. Нужно научить его быть помощником и опорой, подружить его с грудничком. Установленные с детства крепкие взаимоотношения между детьми станут хорошей базой для дальнейшей жизни.
Распорядок дня
Особое внимание нужно уделить режиму дня ребенка. Его необходимо выстроить таким образом, чтобы распорядок был максимально приближен к тому, который будет в саду. Если малыш уже не спит днем, стоит научить его хотя бы тихонько лежать в своей постельке в положенное время. Полезно будет рассказать ему о пальчиковых играх, объяснить, как сочинять стихи или сказки. Утренний подъем должен быть за час до предполагаемого выхода из дома.
Походы в туалет
Чтобы облегчить привыкание ребенка к садику, нужно научить его ходить в туалет на горшок или на унитаз. Такой навык поможет малышу увереннее чувствовать себя в незнакомой обстановке. Будет хорошо, если ребенок привыкнет ходить в туалет «по-большому» в определенное время.
Меню
Часто родители сталкиваются с такой проблемой, когда детки не хотят кушать в детском саду. Непривычная еда отталкивает малышей и не вызывает аппетита. Чтобы избежать подобной ситуации, нужно заранее приучать ребенка к вкусу детсадовской пищи.
Родителям необходимо исключить все перекусы и немного снизить калорийность ежедневного рациона. Это будет способствовать пробуждению чувства голода. Ребенок должен учиться кушать быстро и самостоятельно. Если это ему не под силу, стоит задуматься - возможно, малыш еще слишком мал для посещения детского сада.
Зная особенности своего ребенка, нужно поговорить с воспитательницей и попросить ее быть внимательнее и терпеливее с малышом, давая ему возможность закончить трапезу. Многие работники детского сада с пониманием относятся к просьбам родителей и стараются облегчить адаптацию малышу.
Закаливание и оздоровление
Каждый родитель должен закаливать своих детей, но в большей мере это касается тех, которые задумываются, как приучить ребенка к садику. Частые болезни неизбежны, так как малыш будет общаться с большим количеством деток в непривычной для него среде. Укрепление иммунной системы поможет избежать различных осложнений.
Полезны прогулки на природе в любую погоду, водные процедуры всех видов и прохладное питье. Так организм ребенка будет более устойчив к инфекциям и простудам, и малыш не будет страдать от постоянного насморка и кашля.
Расставание с мамой
Зачастую ребенок, расставаясь с мамой, начинает плакать. Если после долгих уговоров малыш все-таки остается с родственниками и хорошо себя чувствует, нужно менять «традицию» расставания. Можно привлекать ребенка к процессу ухода: просить его принести сумочку, помахать маме в окошко или провести до лифта. Такие «обязанности» помогут ребенку почувствовать себя взрослым.
Если малыш сильно нервничает без мамы, не хочет играть и кушать, стоит обратиться за помощью к психологу. Часто такое поведение является следствием ошибок родителей. Повышенная тревожность мамы перед расставанием и излишняя опека на подсознательном уровне беспокоят ребенка и мешают ему чувствовать себя комфортно.
В этом случае лучше всего создавать такие ситуации, когда малыш сам попросит маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для родителей подарок, или он заигрался с друзьями в гостях и не хочет уходить. Необходимо чаще просить малыша лично следить за порядком в отсутствие мамы, помнить о режиме дня. При встрече родители должны расспросить сыночка или доченьку об успехах и узнать, как они провели день. Похвала и одобрение станут для ребенка лучшим стимулом повторить такой подвиг еще раз.
Отношения со сверстниками
Перед тем как адаптировать ребенка к садику, нужно понаблюдать за тем, как он общается с другими детками. Научите его сотрудничать с людьми, предлагать сверстникам свои игрушки и правильно реагировать на нежелание общаться с ним. Можно водить его в детские комнаты, чтобы он умел занимать себя в течение оговоренного времени и не просился домой сразу же, как ему надоест.
Не волноваться!
Отводя в первые дни ребенка в детский сад, родители всегда нервничают. Но мамочка должна понять, что волнения и переживания – это естественно. Проецировать их на ребенка не стоит, так как он тонко чувствует настроение матери. Не нужно обсуждать при малыше возможные трудности, но и «рисовать» идеальные картинки тоже стоит. Оптимальная позиция – это осознание необходимости посещения детского сада.
Первый день в саду
Родители должны знать, что если ребенок пошел в садик, адаптация может начаться не с первого дня. Это связано с тем, что малыш просто не понял, что ему придется делать это каждый день и к тому же оставаться надолго. Поэтому мамам рано радоваться. Зачастую такая проблема возникает в том случае, когда затягивается процесс привыкания. В первые дни воспитатели разрешают мамам находиться в саду с ребенком, и он воспринимает это как должное. Лучше оставлять его на пару часов одного в группе и ждать в раздевалке, если ребенок не отпускает маму.
Сбежать или отпроситься?
Первый вопрос, интересующий всех мам, которые переживают привыкание ребенка к садику – это процесс ухода. Как лучше уйти: тайно сбежать или получить разрешение у малыша? Из-за этого ведутся постоянные споры и дискуссии, но самое умное – это изучить особенности характера ребенка и выбрать собственную стратегию. Можно попросить воспитателя помочь и отвлечь малыша.
Освободите утро!
Утро должно быть временем мамы и ребенка. Никакие проблемы и заботы не должны мешать им наслаждаться обществом друг друга. Все вопросы и дела лучше оставить на вечер. С утра мама должна быть решительной и нежной, чтобы передать малышу соответствующий настрой.
Каждый вечер, переступая порог детского сада, необходимо оставлять позади все хлопоты и уделять время исключительно ребенку. Всем видом мама должна показывать, как она рада встрече и как ждала этого момента воссоединения.
Ни в коем случае нельзя жалеть ребенка из-за того, что он целый день в саду. Лучше подчеркивать, как ему там весело, сколько у него друзей и какая вкусная еда. Весь негатив, даже если он есть, и собственные переживания не стоит передавать малышу. Покажите ему пример собственным отношением к жизни – это будет лучший вклад в его взрослую жизнь.
Работа – это не навсегда!
Разрабатывая план того, как приучить ребенка к садику, нужно сформировать положительное отношение к работе и обязанностям. Необходимо объяснить малышу, что все и всегда возвращаются с работы, а также то, что в садике не живут. Каждый раз нужно подчеркивать это на примерах: папа ушел на работу, он поможет другим людям и вечером обязательно придет домой. Со временем ребенок привыкнет к этому и будет уверен, что и мама всегда вернется и заберет его из сада.
Только позитив!
Все жалобы и недовольства ребенка необходимо обыгрывать и представлять в выгодном свете. Мама должна помочь малышу посмотреть на ситуацию под другим углом и с позитивом. Нужно чаще восторгаться детским садом и убеждать ребенка, что ему очень повезло, что он может туда ходить. По дороге в сад нужно в красках описывать все прелести общения с детками и концентрировать его внимание на приятных мелочах: интересных игрушках, увлекательных занятиях и любимых блюдах.
В какое время года лучше идти в сад?
Мамы часто задумываются о том, сколько ребенок привыкает к садику и когда лучше начинать его водить. Психологи и педиатры уверяют, что лучшее время – это конец лета и начало весны, а худшее – конец осени и зима. Это связано с тем, что ребенок должен привыкнуть к садику до начала учебного года. К тому же пик заболеваний приходится на осенне-весеннее время.
Если ребенок плачет…
Все дети адаптируются по-разному: один привыкает быстро, а другой ребенок плачет в садике и зовет маму. Слезы в раздевалке – дело обычное, и родители не должны по этому поводу сильно переживать. Важно обратить внимание на то, как ведет себя малыш после того, как заходит в группу. Если он отвлекается и начинает играть, значит, адаптация проходит нормально.
Но если ребенок плачет в садике целый день, отказывается играть и кушать, то ему нужна помощь. Тяжелая адаптация может сопровождаться регрессом: малыш мочится в штаны, плохо спит по ночам и не отпускает маму ни на шаг. В этом случае все нагрузки на нервную систему крохи необходимо свести к минимуму, окружить его заботой и теплом. Ребенок должен иметь четкую уверенность, что он любим, и мама никогда его не бросит.
Приучить ребенка к садику быстро и безболезненно вряд ли получится, потому что дети тяжело воспринимают новую обстановку без мамы. Родителям стоит запастись терпением, и тогда малыш обязательно будет их радовать своими успехами.
www.syl.ru
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам, родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.
Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад - это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.
Бесспорные плюсы
Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.
Неизбежные минусы
Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие - командовать и указывать, третьи - подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды - неизбежный спутник детсадовского ребенка.
Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.
Готовимся к первому дню
Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.
Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Зайдите в детский магазин игрушек, купите игрушку и скажите, что в детском садике очень много игрушек. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.
До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с ребенком в игру «Давай познакомимся, поиграем», ролевые игры учат малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как сложится этот непростой период в его жизни. Â
Как скоро ребенок привыкнет к садику?
Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее - флегматики и меланхолики.Â
Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.
Почему дети так часто болеют в детском саду?
Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют "третьим состоянием" между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.
Как укрепить защитные силы ребенка?
Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.
Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. 2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой. 3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. 4. Щадить его ослабленную нервную систему. 5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач. 6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша. 7. Не кутать своего ребенка, а одеватт его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. 8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. 9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.
В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом .
Истории первых дней, или Как мы пошли в детский садÂ
«Чтобы облегчить минуты прощания и настроить дочку на радостную встречу с детским садом, я в течение первых недель придумывала различные «поручения» и дела. Воспитатель выдал нам список предметов, необходимых садику (стиральный порошок, мыло, салфетки, канцелярские принадлежности и другое). И вот я говорю своей рёвушке: «Любовь Николаевна просила нас принести стиральный порошок, если мы его не принесем, чем же они будут стирать ребятам простынки и полотенца?», потом «Чем же они будут мыть руки?», далее «Без салфеток никак нельзя кушать!» и так, пока список не подошел к концу. Потом мы решили угостить ребят печеньем. Так я придумывала разные дела в детском саду. Конечно, не всегда эта моя хитрость «работала», бывали и беспросветно плаксивые дни. Но их всё же было меньше». Лариса Ч.  Â
doctoralvik.ru
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду!!!
Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.
Бесспорные плюсы
Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.
Неизбежные минусы
Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие – командовать и указывать, третьи – подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник детсадовского ребенка.
Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.
Готовимся к первому дню
Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.
Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.
До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с ребенком в игру «Давай познакомимся, поиграем», ролевые игры учат малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как сложится этот непростой период в его жизни.
Как скоро ребенок привыкнет к садику?
Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.
Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.
Почему дети так часто болеют в детском саду?
Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют «третьим состоянием» между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.
Как укрепить защитные силы ребенка?
Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.
Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. 2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой. 3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. 4. Щадить его ослабленную нервную систему. 5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач. 6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша. 7. Не кутать своего ребенка, а одеватт его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. 8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. 9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.
В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом .
Истории первых дней, или Как мы пошли в детский сад
«Чтобы облегчить минуты прощания и настроить дочку на радостную встречу с детским садом, я в течение первых недель придумывала различные «поручения» и дела. Воспитатель выдал нам список предметов, необходимых садику (стиральный порошок, мыло, салфетки, канцелярские принадлежности и другое). И вот я говорю своей рёвушке: «Любовь Николаевна просила нас принести стиральный порошок, если мы его не принесем, чем же они будут стирать ребятам простынки и полотенца?», потом «Чем же они будут мыть руки?», далее «Без салфеток никак нельзя кушать!» и так, пока список не подошел к концу. Потом мы решили угостить ребят печеньем. Так я придумывала разные дела в детском саду. Конечно, не всегда эта моя хитрость «работала», бывали и беспросветно плаксивые дни. Но их всё же было меньше». Лариса Ч.
www.baby.ru
Проблемы с привыканием к детскому саду
Здравствуйте, Елена! Проблема адаптации ребенка к детскому саду иногда очень остро стоит перед некоторыми родителями.
В первую очередь, необходимо понимать, что каждый ребенок – индивидуален и приемы, подходящие одному, совершенно не годятся для другого.
Как правило, продолжительность адаптационного периода равняется примерно одному месяцу. Но, естественно, она может очень сильно варьироваться – от недели и до нескольких месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Вероятно, вашему мальчику понадобится больше времени. Главное, вы сами запаситесь терпением и не форсируйте процесс привыкания. Пусть всё идет, как идет. А пока проанализируйте, те факторы, которые могут доставлять психологический дискомфорт ваешму ребенку, и по возможности, постарайтесь исключить их. Понятно, что всех рекомендаций исполнить нельзя, но некоторым из них можно следовать.
Кстати говоря, нежелание ребенка идти в детский сад, страх перед ним в первые дни, и даже недели, после начала посещения вполне понятны и естественны. Более того – они свидетельствуют о том, что психологическое развитие ребенка протекает абсолютно нормально. Существует несколько основных факторов, доставляющих ребенку наибольший психологический дискомфорт:
Окружающая обстановка
Как всем известно, самым главным условием для психологического комфорта и уверенности ребенку жизненно необходима стабильность. Однако окружающая обстановка в детском саду радикально отличается от домашней обстановки. Причем зачастую ребенка из душевного равновесия могут выводить такие мелочи, на которые взрослый человек даже и внимания никакого не обратил бы – цвет занавесок, постельного белья, освещение и прочее.
Режим дня
Существует одна избитая истина – перед тем, как отдать ребенка в детский сад, обязательно постепенно переводите его на тот режим дня, который будет в садике. Однако практически всегда родители игнорируют этот очень разумный совет. И в результате ребенок, который привык спать до 10 – 11 часов утра, неизбежно будет протестовать против того, что его в 7 утра насильно извлекают из теплой кровати и практически волоком тащат в детский сад. Да еще и любимая мамочка уйдет. Ну как тут горько не расплакаться?
Для того чтобы избежать лишнего раздражающего фактора для психики ребенка, необходимо заранее узнать распорядок дня в том детском саду, который будет посещать ребенок. И начинать, как минимум за месяц до предполагаемой даты первого посещения детского сада начинать приучать ребенка к нему. Этим самым родители в очень большой степени облегчат жизнь и себе, и своему малышу.
Ущемленное эго ребенка
Еще один фактор, против которого очень сильно протестуют очень многие дети – это коллектив. И в этом нет ничего удивительного – несколько лет весь мир крутился вокруг ребенка, его чувств, желаний и потребностей. А теперь ребенок окружен большим количеством детей, и он больше не является центром внимания, так как воспитатель при всем своем огромном желании просто физически не может отдавать все свое внимание каждому ребенку в отдельности.
Как правило, особенно сильным травмирующим фактором это является для тех детей, которые в семье одни, либо младшие. Ведь чего греха таить – младшие детки всегда бывают немного более избалованными, даже в том случае, если родители изо всех сил стараются ни в коем случае не разделять детей. Для того чтобы снизить степень тяжести данного травмирующего фактора, психологи советуют как можно чаще окружать малыша детьми – на детских площадках, детских праздниках.
Незнакомые люди
Достаточно большое количество незнакомых людей, которые начинают окружать ребенка, который пошел в детский садик. Воспитатели, няни, музыкальные и физкультурные работники – ребенку крайне тяжело привыкнуть к ним. Ребенок начинает испытывать серьезнейший психологический стресс, который и проявляется криками и плачем.
Для того чтобы избежать этого, необходимо своевременно озаботиться вопросом социализации малыша. Не стоит держать кроху дома, вдали от общества. Чем чаще ребенок будет общаться с взрослыми людьми, тем безболезненнее для него пройдет период адаптации в детском саду. Ребенок может общаться с дальними родственниками, друзьями мамы и папы, в конце – концов, с бабушками на лавочке у подъезда.
Кстати говоря, очень многие детские психологи советуют родителям изыскать возможность, и заранее познакомить ребенка с воспитателем в детском саду. Как правило, педагоги не бывают против подобного и с удовольствием разрешают приводить малыша немного раньше, чем он пойдет в детский садик.
Кроме того, ни в коем случае нельзя игнорировать во время адаптационного периода и так рекомендуемое и психологами, и педагогами совместное пребывание в группе мамы и ребенка. Оно в значительной степени облегчает течение адаптационного периода. И это неудивительно: с одной стороны, ребенок постоянно находится с мамой, а с другой стороны – он имеет возможность знакомиться с коллективом, окружающей обстановкой. И те родители, которые сразу же приводят ребенка на весь день, сталкиваются с гораздо большим количеством проблем, чем те, кто был в это непростое для ребенка время адаптации к детскому садику рядом с ним.
Отсутствие рядом мамы
Для любого ребенка мама – это даже не центр вселенной, это вся вселенная. А в садике ребенок вынужден расставаться со своей горячо любимой мамочкой. И это не удивительно – ведь раньше – то вы были вместе неразлучно практически все время. Зачастую этот стрессовый фактор является одним из наиболее тяжелых в период адаптации ребенка.
Не стоит злиться на плачущего ребенка, который отчаянно хватает вас за одежду – он действительно искренне верит в то, что мама может уйти и не вернуться за ним. И тот факт, что и вчера, и позавчера вы возвращались за ним, и сегодня тоже вернетесь, и любые другие разумные доводы не в силах унять панический страх ребенка.
Для того чтобы облегчить моральное состояние ребенка, необходимо заранее приучать ребенка к тому, что мама иногда уходит. Но всегда возвращается обратно. С самого раннего оставляйте кроху хотя бы на короткий промежуток времени – с папой, бабушкой, подругой. И во время адаптационного периода в детском саду ребенку будет гораздо легче.
Кстати говоря, детские психологи дают родителям еще один очень полезный совет. Зачастую бывает так, что воспитатель отвлекает ребенка разговорами, либо игрушками. И когда внимание малыша переключится с мамы на что-либо другое, дает ей знак, чтобы она незаметно уходила. Однако этого делать ни в коем случае нельзя. Подумайте сами – ведь ребенок очень быстро снова вспомнит о вас. И какие чувства испытает ребенок, обнаружив, что мамы нет рядом? Разочарование, обида, а в худшем случае горькое чувство того, что его предали. И что самое страшное – ребенок с очень высокой долей вероятности перестанет вам доверять. И уж поверьте – это приведет к возникновению огромного количества проблем, причем на всю оставшуюся жизнь. Ведь не зря психологи утверждают, что абсолютно все психологические проблемы людей берут свои корни именно из детства.
Неизвестность
Еще одной причиной того, почему ребёнок не хочет идти в детский сад, является банальный страх перед неизвестностью. Ребенок просто – напросто боится того, чего он не знает. Зачастую родители, слыша об этом от психологов, удивляются и возражают – но ведь ребенок ходит в детский сад уже неделю – две! Однако помните о том, что для ребенка крайне важна стабильность? А ощущение стабильности у любого человека, а не только у ребенка, вырабатывается примерно через месяц после радикальных изменений в жизни.
Так неужели же в этом случае нельзя ничего поделать? Конечно же, можно. Родители должны заранее, накануне, узнавать у воспитателя о том, что ожидается на следующий день – какие занятия, какие игры, меню. И обязательно очень подробно рассказывайте ребенку обо всем вечером, перед сном. А по дороге в садик еще раз расскажите об этом. Спустя несколько дней, когда ребенок убедится в том, что он заранее точно осведомлен о том, чего ему ожидать, он перестанет бояться неизвестности в детском саду.
-Попробуйте также устроить так, чтобы ребенок мог общаться с некоторыми детьми из своей детсадовской группы, у себя во дворе в выходные дни, или встречался с ними на детской площадке в парке по вечерам. Таким образом, он будет видеть их не только в детсадовской атмосфере, но и в другой обстановке, что возможно, скажется положительным образом на его восприятии детского сада.
Надеюсь, что все эти советы, а также ваше терпение и разум, смогут помочь вашему малышу быстрее привыкнуть к детскому саду. Удачи!
Дополнительно по теме: www.jlady.ruwww.domotvetov.ru
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду!!! (классная статья, рекомендую)
Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.
Бесспорные плюсы
Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.
Неизбежные минусы
Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие – командовать и указывать, третьи – подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник детсадовского ребенка.
Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.
Готовимся к первому дню
Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.
Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.
До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с ребенком в игру «Давай познакомимся, поиграем», ролевые игры учат малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как сложится этот непростой период в его жизни.
Как скоро ребенок привыкнет к садику?
Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.
Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.
Почему дети так часто болеют в детском саду?
Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют «третьим состоянием» между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.
Как укрепить защитные силы ребенка?
Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.
Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. 2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой. 3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. 4. Щадить его ослабленную нервную систему. 5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач. 6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша. 7. Не кутать своего ребенка, а одеватт его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. 8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. 9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.
В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом .
Истории первых дней, или Как мы пошли в детский сад
«Чтобы облегчить минуты прощания и настроить дочку на радостную встречу с детским садом, я в течение первых недель придумывала различные «поручения» и дела. Воспитатель выдал нам список предметов, необходимых садику (стиральный порошок, мыло, салфетки, канцелярские принадлежности и другое). И вот я говорю своей рёвушке: «Любовь Николаевна просила нас принести стиральный порошок, если мы его не принесем, чем же они будут стирать ребятам простынки и полотенца?», потом «Чем же они будут мыть руки?», далее «Без салфеток никак нельзя кушать!» и так, пока список не подошел к концу. Потом мы решили угостить ребят печеньем. Так я придумывала разные дела в детском саду. Конечно, не всегда эта моя хитрость «работала», бывали и беспросветно плаксивые дни. Но их всё же было меньше». Лариса Ч.
www.baby.ru
Как сделать адаптацию ребенка к детскому саду безболезненной?
Адаптацию ребенка к детскому саду я пережила трижды, поэтому сегодня готова поделиться своими наблюдениями и советами с читательницами женского сайта «Красивая и Успешная».
Адаптация №1 – ужасная
Старший сын Влад пошел в сад в далеком 1997 году. Было ему тогда 2 года, а мне, ну очень молодой мамочке, был всего 21 год. Я уже имела педагогическое образование в виде училища и знала, что есть такое понятие, как адаптация – некое время, которое нужно ребенку, чтобы он привык к новой обстановке.
Как это происходило?
Привыкал Владик ужасно. Сына забрали, а меня с другими мамочками отправили гулять 2 часа. Мы и попрощаться-то не успели как следует.
Я доверилась опыту воспитателей, которые уверили, что так для ребенка будет лучше всего. Как и большинство других мамочек, которые «поставили своих детей на новую ступеньку жизни», мы ходили под окнами и прислушивались к плачу детей.
Какой методикой руководствовались воспитатели, я не представляю. Но через 2 часа мы забирали домой испуганных, заплаканных детей.
На второй день Владик согласился пойти еще раз «к деткам». Картина повторилась. Плакал все 2 часа.
Изо дня в день мы тащили орущего ребенка в сад, мужественно проживая адаптацию. Так продолжалось почти месяц!
И когда я уже решила, что сын – несадиковский ребенок и никогда не привыкнет к детскому саду, он плакать перестал и начал оставаться в группе на целый день. Смирился. Сломали.
Адаптация №2 – нормальная
Второй раз я прошла адаптацию ребенка к детскому саду со своей средней дочкой Машей – «девочкой с моторчиком» 2 лет. Воспитатели те же. Сад тот же. Группа та же. Мама – повзрослевшая и поумневшая.
Помня страдания сына, я сразу сказала воспитателям, что хочу остаться в группе с ребенком. Если я увижу, что с ней все нормально, уйду. Воспитатели согласились. Мы зашли в группу, Машка сразу принялась играть, усадив меня на стульчик.
Через полчаса я позвала ее и сказала, что маме нужно быстро сходить в магазин, пойдет она со мной или подождет, пока я вернусь? Она меня отпустила. Я пришла быстро. Забрала Машу, и мы пошли домой.
На второй день все было так же. Маша меня отпускала, я возвращалась и забирала ее домой. Гордая за себя, за свою дочь, я уже было обрадовалась, что период адаптации ребенка к детскому саду прошел идеально, но вторая неделя принесла свои сюрпризы. Маша не захотела после выходных идти в садик, потому что:
- Новые игрушки уже не новые.
- Новое место уже не интересно.
- С детками прекрасно играть можно и на детской площадке.
Вопрос: зачем ей ходить в садик?
Начала объяснять дочери, что родителям нужно на работу, зарабатывать денежки, чтобы ей что-то купить. С утра начал водить в детский сад папа, чтобы ритуал прощания не затягивался. Девочка вскоре адаптировалась и с радостью посещала детский сад до школы.
Адаптация № 3 – идеальная
Многое в том, как ребенок адаптируется к детскому саду, зависит от самого ребенка. В этом я убедилась с младшей дочкой. Саша всегда была спокойной и рассудительной девочкой. Я была уверена, что к саду она привыкнет хорошо.
Спасибо нашей крестной, которая нам подарила книжечку «Я иду в детский сад». Мы ее начали читать за 1,5 – 2 месяца до нашего первого посещения сада. Из книги мы узнали, что такое детский сад, чем там занимаются детки, кто такие воспитатели.
Самое главное, Саша четко уяснила, что вечером всех деток забирают домой.
- Книжечку мы читали часто – готовились.
- Иногда ходили в садик на площадку, немного играли там.
- Однажды нас пустили в группу. Саша все там рассмотрела, и ей очень захотелось пойти к деткам. Время как раз подошло. Тогда ей было почти 3 годика.
Первый день похода в садик мы сделали праздником! Купили воздушные шары, цветы и отправились покорять первую ступеньку образовательной системы. В первый день я пришла за Сашей в обед. Она расстроилась, так как знала о режиме садика из книги и была уверена, что ее оставят спать.
На второй день мы решились остаться на целый день. О чудо! Саша спокойно осталась на дневной сон, и мы стали оставаться в садике на целый день. Ребенок не плакал ни разу и до сих пор с удовольствием посещает детский сад.
Опираясь на собственный опыт и на мнения психологов, осмелюсь дать несколько ответов читателям sympaty.net на вопросы, которые касаются адаптации ребенка к детскому саду.
Сколько нужно времени, чтобы ребенок привык?
По наблюдениям психологов, маленькие дети до 2-х лет привыкают к саду лучше, чем детки 3–4-летнего возраста.
- В среднем малыши ясельного возраста адаптируются за 2 недели, а дети от 3 лет привыкают к новой обстановке дольше – около месяца.
Психологическая адаптация ребенка к детскому саду зависит не только от возраста ребенка, но и от типа его темперамента. Замечено, что лучше всего к саду адаптируются флегматики (как моя младшая дочь), а вот холерикам (моя Маша) и сангвиникам (мой сын) привыкнуть к новым условиям сложнее. Их вначале привлекает все новое, но очень быстро оно надоедает.
Тем более, в саду есть свои рамки, к которым сложно приспосабливаться холерикам и сангвиникам. У меланхоликов, с их сентиментальностью и восприимчивостью, тоже сложно проходит психологическая адаптация ребенка к детскому саду.
В общем, психологи выделяют 3 степени адаптации ребенка к детскому саду: легкая, средняя и тяжелая.
- При легкой степени адаптации малыш привыкает к новым для него условиям в течение двух недель. При этом у ребенка аппетит не нарушается, сон хороший, эмоциональное состояние привычное. Ребенок в этот период не болеет. Как правило, легкая адаптация характерна для здоровых деток, которые живут «по Комаровскому»: сквозняков не боятся, ходят босиком по полу, сопли для них чуть ли не показатель здоровья.
- Средняя адаптация характерна для большинства детей. Привыкание проходит не так гладко, как хотелось бы родителям. В основном ребенок устраивает истерики по утрам, когда нужно собираться в сад. У него может нарушиться сон и аппетит, он может стать более капризным, начать разговаривать во сне. Период адаптации ребенка к детскому саду в этом случае длится около месяца. За этот период ребенок привыкает к новой обстановке, эмоциональное состояние стабилизируется.
- О том, что привыкание ребенка к детскому учреждению проходит тяжело, говорят в том случае, если адаптация длится более 2 месяцев или ребенок так и не привык к детскому саду. Эмоциональное состояние таких деток нарушено, ребенок болеет чаще, становится капризным и неуправляемым, может замкнуться в себе. Случается так, что ребенок может не привыкнуть к детскому саду вообще.
Можно ли помочь ребенку лучше адаптироваться?
Задача родителей – настроить и подготовить малыша к этому периоду в его жизни.
- Приучайте ребенка к режиму садика заблаговременно (научите его заранее сообщать, что он хочет в туалет, пить и т.д.).
- Играйте с ребенком в садик. Разыгрывайте сценки, которые могут быть в детском саду. Обязательно заканчивайте игру тем, что взрослые всегда забирают деток из садика домой.
- Приобретите прекрасные книги из серии «Я иду в детский сад» (про Аню или Ваню), «Как Зайка пошел в детский сад», «Как вести себя в детском саду» и пр.
- Не переусердствуйте с рассказами о садике, чтоб ребенок не нарисовал себе очень радужную картину и потом не разочаровался. Все в меру.
- Приводите ребенка сначала на прогулку в сад. Когда детки будут уходить в группу, скажите, что скоро ты подрастешь, пойдешь в сад и тебя тоже поведут в группу к деткам.
- Как правило, воспитатели не против того, чтобы ребенок в первые дни брал из дому любимую игрушку. Некоторые мамочки брызгают на игрушечку свои духи – оставляют «запах мамы».
- Делайте с ребеночком маленькие сюрпризы, которые вы подарите деткам в саду или воспитателям.
- Не уходите утром из садика «по-английски», но и ритуал прощания не затягивайте. Договаривайтесь с ребенком, что мама целует его в щечку, и он идет в группу, а мама – на работу.
Когда лучше приводить ребенка в сад в период адаптации?
Чтобы ребенку было комфортнее в саду, некоторые психологи советуют приводить ребенка рано, чуть ли не первым. Чем они это объясняют?
Представьте себе, что вам нужно выступать перед большой аудиторией. Вам будет комфортнее, когда вы придете раньше всех и будете встречать слушателей или же зайдете в зал, где уже полно людей?
Но с другой стороны, не каждый ребенок выдержит плач других детей, которые тоже только начинают посещать детский сад.
Что делать родителям, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду?
- Возможно, ребенок не может привыкнуть к детскому саду, так как он еще совсем маленький. Так было с моими знакомыми. Пришлось переждать год, чтобы дочка начала заново ходить в детский сад, подзабыв неудачную адаптацию к детскому саду.
- Не могут долго привыкнуть к детскому саду дети, которые очень привязаны к маме. Находите возможность оставлять на некоторое время малыша с каким-то другим человеком.
- До садика водите ребенка в детские центры, кружки, где у него будет возможность социализироваться в обществе сверстников.
- Не подходят воспитатели – тоже одно из объяснений, почему ребенок не может долго привыкнуть к детскому саду. Не у всех найдется возможность подыскать другой садик, но попытаться перевести малыша в другую группу можно.
Никогда не обсуждайте при ребенке, как ему трудно было в садике и как тяжело он привыкал. Такие разговоры дети улавливают моментально. Наоборот, говорите при ребенке, что он уже стал взрослый и даже начал (начинает) ходить в детский сад.
Почему ребенок в период адаптации в саду часто болеет?
Попадая в сад, организм ребенка переживает стресс. Это сказывается на работе иммунной системы. Находясь дома, ребенок окружен микроорганизмами, к которым организм привыкает. В саду ребенка начинают окружать другие дети со своими микроорганизмами.
Пока микроорганизмы разных детей «не перезнакомятся» и «не привыкнут» друг к другу, малыши будут болеть. Поэтому в первые недели или даже месяцы пребывания в саду дети часто болеют.
Как показывает практика, у большинства детей адаптация носит средний характер тяжести. Утренние капризы и нежелание идти в сад наблюдается у многих деток. В саду же малыши ведут себя хорошо и не плачут. Это типичная картина. Было бы странно, если бы дети бежали с первых дней в детский сад. Выходит, что в саду им лучше, чем дома с родными?
Так что важно успокоиться и настроиться воспринимать адаптацию как естественный период в жизни ребенка, который нужно пережить и по мере возможности облегчить, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду длительное время.
---Автор - Юлия Спиридонова, сайт www.sympaty.net – Красивая и УспешнаяКопирование этой статьи запрещено!
www.sympaty.net