Нужно ли отдавать ребенка в детский сад? Обязательно ли ребенка отдавать в детсад


Отдавать ли ребенка в детский сад? (личный опыт)

На очередном родительском форуме недавно прочитала выдержанное в довольно «истерических» тонах обсуждение на тему, стоит ли отдавать ребенка в детский сад. Вроде бы форум ориентирован на сторонников так называемого естественного ухода за ребенком (то есть нет памперсам, прививкам, обязательный совместный сон и т.д.), видимо, поэтому большинство участников высказалось категорически против детского сада. Основная мысль была такая: вы родили ребенка для себя, занимайтесь им сами, ни в коем случае не отдавайте во все эти ужасные учреждения, там ему внушат ложные ценности и сделают из него зомби!

Конечно, вопрос, отдавать ли ребенка в садик или нет, очень индивидуальный, и никаких общих рецептов быть не может. Я сама до определенного времени считала, что ребенок должен быть ТОЛЬКО на домашнем воспитании. Видимо, наталкивали меня на такие мысли тяжкие воспоминания детства, как я сижу вечером в пустом зале, плачу, а мамы все нет и нет. Такие картины я рисовала себе, глядя на своего двух-трехмесячного сынулю, который постоянно просился на ручки и жалобно рыдал, стоило маме пойти на 20 минут в ванную принять душ. «Ну какой ему садик, — думала я, — нет, никогда». Я предприняла массу усилий, чтобы договориться с работодателем о том, что теперь я постоянно буду работать в режиме хоум-офис, почти полностью обновила свой комп, чтобы он соответствовал нужным требованиям, и приготовилась следующие 7 лет провести дома, только бы не отдавать ненаглядного сынулю в цепкие лапы госсистемы.

И вот время шло, сначала сынуля научился ползать, потом ходить. Мы с ним подходили к детской площадке с коляской, из коей он с моей помощью выбирался и ковылял к другим детям. Сначала он просто стоял и часами смотрел, как они играют. Прошло несколько месяцев, и вот он уже мог подойти к кому-нибудь из играющих с ведерком и сказать «дежи» (держи)! Он лип к детям в парке, в гостях, и я с удивлением замечала, что общение не вызывает у него никакого стресса, скорее, наоборот. И вот, когда нам исполнилось два года, на семейном совете было решено, что мы сделаем первую несмелую попытку отвести дитятко в развивающую школу.

Я помониторила школы развития, которые были рядом с нашим домом, почему-то ничего меня особенно не зацепило. Зато я нашла монтессоровский детский сад, который в том числе принимал деток на несколько часов с утра на развивающие занятия. Мы с сыном Валеркой и его папой сходили на экскурсию, пообщались с воспитателями и с тяжелым вздохом я решилась. Два раза в неделю по три часа — это, конечно, много, думала я, он будет страдать… В первый день эти три часа я провела  как на иголках и все ждала звонка из садика, что Валера плачет. Но когда я пришла его забирать, он был весел, даже счастлив и абсолютно не хотел уходить… А со следующей недели мы начали ходить на полный день, по 5 дней в неделю — по желанию сына.

За те несколько месяцев, которые ребенок ходит в садик, он выучил кучу стихотворений, игр, стал намного более ответственным и самостоятельным. Любимая фраза у него теперь — «я сам». Да, в пятницу он стремглав бежит ко мне, когда я прихожу его забирать, но в субботу снова начинает спрашивать: «А когда в садик»?

Да, честно скажу, у меня был первое время элемент недоверия, я все думала что не может все быть так безоблачно. Я просматривала книжки и игрушки (на предмет нахождения «инструментов зомбирования и оболванивания»), общалась с родителями других детей. Никакого подвоха! Это оказался просто хороший садик с просто хорошими воспитателями, единственное — недешевый. А главное — ребенку там хорошо! Я понимаю, что многие «естественно родительствующие» набросятся на меня — ах она-такая, сидит дома, а сплавила ребенка чужим людям, самой надо заниматься развитием! Только вот один нюанс — я его не сплавляла, он сам захотел. И вообще, у ребенка всегда должно быть право выбора.

Повторюсь, я не агитирую за то, чтобы обязательно отдавать ребенка в детский сад. Есть дети, наверное, которым он в принципе противопоказан чисто психологически. Но если ваш ребенок не из таких, если он тянется к общению, а вы закрываете его в четырех стенах с посылом, что окружают тебя одни «гоблины», которых нужно бояться, — это первый шаг вырастить параноика.

Все истории в рубрике «личный опыт»

Также читайте:

detyvradost.ru

Нужно ли и когда отдавать ребенка в сад?

В прежние времена у нас в стране вопрос с детским садом даже не ставился. Декрет у женщины был до полугода, потом, хочешь — не хочешь, на работу, малыша в ясли. Теперь все иначе. Можно сидеть с ребенком хоть до 14 лет. Да и в детских садах такие очереди… Родители начинают  задумываться, в принципе отдавать ли ребенка в детский сад?

Содержание статьи

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад

Отдавать ли ребнка в детский сад

Большинство специалистов считают детский сад необходимым этапом

Конечно, детскому саду существует много альтернативных вариантом. Есть мамы, которые не работают, имеют надомную работу. С ребенком может посидеть бабушка, можно нанять няню. А чтобы обеспечить психическое,физическое развитие, есть разные детские центры.

Мнение специалистов однозначно – детский сад ребенку нужен так же, как в более старшем возрасте – школа.

Во-первых, в саду действуют выверенные образовательные программы. Когда ваш ребенок пойдет в первый класс, он не будет хуже остальных.

Во-вторых, в детском саду он получит лучшие возможности для общения со сверстниками. В 3-4 года любой здоровый ребенок нуждается в коллективе.

В-третьих, в садике создаются практически наилучшие условия для развития бытовых навыков, самостоятельности. Малыш не привыкает все время рассчитывать на помощь старших, потому что в детсадовской группе это невозможно, там только двое взрослых на 25-30 детей.

Предлагаю несколько советов, как облегчить ребенку период адаптации в детском саду.

В каком возрасте отдавать ребенка в сад

В каком возрасте отдавать ребенка в сад

В каком возрасте отдавать ребенка в сад, чтобы меньше его травмировать?

Если детскому саду быть, то когда лучше отдавать ребенка? Здесь существует несколько мнений.

У нас в стране чаще всего идут в сад после 2 – 2,5 лет. Или даже после 3. В первую это связано с нехваткой садиков. Некоторые не могут дождаться места до 6-7 лет.

Спору нет, в 2,5-3 года малыш вполне может сам кушать, ходить на горшок. Он уже разговаривает, способен сообщить о своих нуждах, проблемах. Считается, что ближе к 4 годам иммунная система в основном сформировалась.

Что показывает практика? К тому возрасту домашний ребенок привыкает все время находиться рядом с мамой. Он неуверенно себя чувствует в новой обстановке, не имеет навыков взаимодействия с другими детьми, особенно в конфликтных ситуациях.

Такие дети не только устраивают истерики при расставании в детском саду, они могут выражать свой негатив уже накануне. Причем эти эмоции глубоко врезаются в память на всю жизнь. Сама помню, как плакала, когда утром папа отводил меня в группу.

Что касается болезней… Болеют все дети, которые вышли из замкнутого домашнего круга во внешний мир. Организм встречается с незнакомыми инфекциями, учиться бороться. Избежать этого периода невозможно. Просто он будет в 1,5 года, в 3, 6, в первом классе. Смотря как родители затянут с социализацией ребенка.

Запираться в 4 стенах, изолировать себя от общества – это неправильно, просто нужно знать, как укрепить детский иммунитет, если ребенок часто болеет.

Отдавать ли ребенка в сад в 1,5 года

В каком возрасте отдавать ребенка в сад

В 1,5 года многие малыши с удовольствием ходят в садик

Конечно, все дети уникальны, все ситуации неповторимы. Но мой личный опыт и опыт мам на интернет-форумах говорит о том, что дети легче всего адаптируются к садику в 1,5 года. Речь именно о том, что ребенок с радостью идет в детский сад.

Я думаю что дело в следующем. Около года ребенок переживает особый возрастной кризис, первый «кризис самостоятельности». Многие это замечали. Поэтому малыш может пережить расставание с мамой более безболезненно.

Какие проблемы могут возникнуть? Самая острая проблема – это частые болезни. Это есть. Но я сравниваю свою старшую дочку, которая первый год болела просто беспрерывно, с другими детьми. Которые, видимо, пошли в сад позже. Через 3 года она практически не болеет, или в легкой форме, а другие дети частенько сидят на больничном.

Или соседский мальчик из нашей группы. Сидел несколько месяцев дома, пошел в сад — заболел через неделю. Мой вывод – если сидеть дома, иммунная система не формируется. Выше я даю ссылку на статью, где рассказала, как мы укрепляли иммунитет.

Другая проблема, что дети в 1,5 года не ходят на горшок, не умеют есть. Честно, это вообще не проблема. Ребенок очень быстро научится есть ложкой, глядя на других детей. Для себя я сделала только вывод, что к этому времени надо отучить от груди, бутылочки, соски. Не кусочничать. Для крохи кушать самому – это очень интересно. А если не очень получится, в садике его докормят воспитатели, обязательно. Голодным он не останется.

В каком возрасте отдавать ребенка в сад

Знакомство с горшком надо начинать прежде, чем ребенок пойдет в садик

С горшком тоже просто. В группе их кормят, садят на горшок по режиму, дети практически не писаются. Но даже если за день будет 2-4 мокрых колготок, это не проблема. Дома их было бы не меньше. А одноразовые подгузники в этом возрасте – вообще извращение. Вместо «памперсов» я предлагаю попробовать систему высаживания. Здесь наш опыт.

(Хотя даже это необязательно, старшая дочка – классический памперсный ребенок, проблем с горшком в садике не было. То есть, не больше и не меньше, чем у всех).

Ясно одно, чтобы было меньше проблем с адаптацией к детскому саду, нужно готовиться заранее. Познакомить с горшком. (Можно даже прикупить такой горшок, как в детском саду – у нас это железные эмалированные горшки, видимо, по санпину). Дать в руки ложку, пусть ест сам. Укреплять иммунитет закаливанием, витаминами.

Не знаю, смогла ли вас убедить, но для себя точно решила. Если Бог пошлет еще детей, то отдавать ребенка в сад в 1,5 года,а на работу не выходить хотя бы до 2, чтобы спокойно болеть, лечить, не мотать нервы ни себе, ни начальству.

Вместо заключения

Отдавать ли ребенка в сад

Настройте себя на позитив — вашему малышу тоже очень понравится в детском саду

Есть редкие случаи, когда ребенок имеет сложную психику, плохо воспринимает все новое, незнакомое. Чаще всего это пограничные состояния, может быть расстройство аутичного спектра. Таких детей сразу видно. Скорее всего, психиатр при первом же медосмотре вам прямо скажет, что ребенок к садику не готов. Что ж, тогда ищите другие варианты, центры развития, развивающие, коррекционные занятия у психолога. Дети очень пластичны. Если вовремя начать решать какую-то проблему, то от нее не останется и следа.

А как вы думаете, какой возраст самый лучший, чтобы отдать ребенка в детский сад? Может, 1,5 года все-таки рано? Пишите мне в комментариях.

Читайте также

pokamamadoma.ru

Нужно ли отдавать ребенка в сад?

Ответ

Родители всегда спорят друг с другом и много рассуждают на тему: отдавать ли ребенка в детский садик, или же нет?! Если нет, то возникает вопрос, а сможет ли ребенок в дальнейшем найти общий язык с другими ребятишками, а если отдавать то в каком лучше возрасте, в садик или же ясли?! Как он будет там без родителей обходиться и т.д.

Рассмотрим плюсы детского садика: Конечно же само собой разумеется, что малыш научится там самостоятельности, сам кушать, сам раздеваться и одеваться. Опять же общение со сверстниками, он сможет научиться находить с детками общий язык. А мама в свою очередь сможет спокойно выйти на работу или же просто заняться своими домашними делами. Малыша научат многим вещам в развивающих занятиях соответствующих возраста вашего ребенка.

Но и минусы детского садика тоже есть:

Во-первых, многие дети, проводя большую часть дня без мамы и других близких людей, испытывают чувство эмоциональной незащищённости. Для того чтобы ребёнок нормально рос, учился общаться и осваивал другие важные умения и способности, ему необходимы постоянное эмоциональное тепло, любовь и поддержка. И в этом отношении детский сад не может заменить семью - ведь воспитатели, какими бы хорошими они ни были, не могут любить всех.

Во-вторых, довольно многие дети психологически переутомляются от невозможности побыть одному и заниматься тем, чем хочется. А в результате они "устают" от детского сада, не хотят туда ходить и начинают часто болеть.

В-третьих, в "среднем" детском саду малыш чаще всего привыкает к определённому стилю отношений со взрослыми - а именно к отношениям подчинения. С одной стороны, это удобно, так как облегчает последующую адаптацию к школе. Однако, если ребёнок должен постоянно слушаться взрослого, он не научится сотрудничать со взрослыми и договариваться с ними.

Поэтому, когда он подрастёт, немного окрепнет и перестанет быть "послушным малышом" (нередко это происходит уже в начальной школе), вам гарантированы конфликты с ребёнком, его непослушание и отчуждённость.

В-четвёртых, в детском саду ребёнок обычно привыкает к достаточно диким нормам взаимоотношений с другими детьми. Если в группе 15-20 детей, одна воспитательница просто не в состоянии организовывать их общение друг с другом, поэтому более напористые ребятишки часто начинают притеснять робких (отнимать у них игрушки, пихать и отталкивать их и так далее), а не столь сильные, но более общительные учатся ябедничать и подлизываться ко взрослым.

Конечно, подобные отношения в обыденной жизни - не редкость, и можно сказать, что "всё равно он с этим столкнётся, так что пусть привыкает сразу". Однако именно с этой ситуацией ребёнку лучше столкнуться позже (например, в школе). Дело в том, что в семь-восемь лет ребёнок уже может относиться к поведению разных людей более осознанно и не перенимать негативные способы общения, а учиться отвечать на них конструктивно (если, конечно, вы будете обсуждать с ним разные ситуации общения с другими детьми и делиться своим жизненным опытом). А в три-пять лет малыш обычно либо перенимает эти способы поведения, либо привыкает подчиняться более активным и агрессивным детям. Так что в детсадовских группах нередко складывается "естественная иерархия" детей по степени наглости и напористости. И если ваш ребёнок не слишком напорист, достаточно велика вероятность того, что дети, обладающие этим свойством в избытке, будут подчинять его и он привыкнет быть неуверенным в себе аутсайдером. Не столь напористые, но более общительные дети часто подстраиваются под взрослого и могут становиться своеобразными "шестёрками", доносящими на других детей и помогающими их наказывать. Одни привыкают быть любимчиками, другие - изгоями, и ни то, ни другое не способствует нормальному личностному развитию детей.

Наконец, в-пятых, когда приходит время всевозможных обязательных развивающих занятий, у многих детей - прежде всего у тех, кто справляется с заданиями хуже других, - начинает складываться активное нежелание учиться.

Так что же делать?

Детям надо общаться со сверстниками - безусловно. Но им надо учиться общаться по-человечески, а для этого необходимо, чтобы взрослый в одних ситуациях организовывал их общение и совместную игру, а в других - не вмешивался бы в игру, пока всё идёт хорошо, но помогал бы разрешать споры и конфликты. В таком случае не должно быть слишком много детей на одного взрослого, не больше пяти-шести. Причём чем младше дети, тем меньше их должно приходиться на одного взрослого. И ещё - общение не должно быть вынужденным и чрезмерным.

Вообще, утверждение, что если ребёнок ходит в детский сад и "растёт в коллективе", то он научится хорошо общаться, - это очень распространённая иллюзия. Что значит "хорошо общаться"? Это значит освоить эффективные стратегии взаимодействия с другими людьми, т.е. научиться знакомиться, вступать в контакт, договариваться, высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию и так далее. Однако сам по себе детский коллектив, без вмешательства взрослых, всему этому не учит. Ребёнок, который очутился в коллективе и не имеет возможности его покинуть, вынужден так или иначе приспосабливаться к существующим в данном коллективе отношениям и нормам взаимодействия, находить в нём свою "нишу".

У одного ребёнка это может привести к закреплению агрессивно-напористых форм поведения и неумению уступать, из-за чего впоследствии с ним не будут дружить. У другого, наоборот, к закреплению робости, застенчивости и готовности подчиняться чужой воле. У третьего - к формированию привычки отгораживаться от окружающих и прятаться в мире грёз и фантазий. При стихийном складывании отношений между детьми в детском саду нередко возникает "естественная" групповая иерархия, и не слишком напористые и общительные дети очень часто оказываются в самом её низу (Примечание: если аналогичная ситуация возникает в более старшем возрасте, например в школе, многие из них смогут поддерживать свой статус иным способом - с помощью интеллекта.).

Низкий статус в групповой иерархии выражается в том, что другие дети не считаются с ребёнком и относятся к нему пренебрежительно: толкают его, отбирают игрушки, не выполняют его просьбы, не обращают на него внимания. Но у любого ребёнка есть потребность в признании и уважении. И пренебрежение со стороны сверстников, в сочетании с потребностью в признании, может привести либо к замкнутости и уходу в мир воображения, либо к подспудной агрессивности и тихой "вредности" ("Я вам покажу!"). При этом ребёнок сам не понимает и не может объяснить, зачем он сочиняет, или вредничает.

Конечно, большинство детей со временем адаптируется к детскому саду. Но адаптация - это далеко не лучшая жизненная стратегия. Есть иной вариант - совладание с ситуацией. И если адаптация - это приспособление себя под требования ситуации, то совладание - это такое освоение ситуации, при котором человек может решать в ней свои собственные задачи, а не просто подстраиваться под окружение. Но для того, чтобы малыш мог не приспосабливаться к ситуациям общения, а успешно с ними справляться и получать удовольствие от общения, взрослые должны на первых порах помогать ему: показывать, как можно себя вести в том или ином случае, помогать договориться в спорной или конфликтной ситуации, поддерживать и поощрять робкого, останавливать задиристого и так далее. "Адаптированные" же к детскому саду ребятишки нередко просто привыкают подчиняться взрослому либо более напористому сверстнику или же приучаются держаться в сторонке. И эта сложившаяся в детском саду установка мешает им в более старшем возрасте овладевать более зрелыми способами общения.

Так что проблема, встающая перед родителями, состоит в том, чтобы найти способ совместить эмоциональную домашнюю атмосферу с постепенным расширением круга общения и социальной самостоятельности ребёнка. Совместить эмоциональную защищённость, которую создаёт близость мамы или другого родного человека, и опыт общения в различных социальных ситуациях.

Проблема эта не имеет универсального решения "для всех". И каждой семье надо искать свой ответ, исходя из особенностей ребёнка, из общей семейной ситуации и из качества тех садиков, в которые вы реально можете отдать малыша. Оба крайних варианта - сидеть до школы дома и не общаться ни с кем, кроме близких, или с трёх лет отводить малыша на целый день в детский сад - чреваты серьёзными осложнениями. В одном случае ребёнку будет очень трудно привыкать к общению с одноклассниками и есть риск, что он станет постоянной жертвой маленьких наглецов, которые есть почти в любом классе. В другом - ребёнок, с малолетства привыкший добиваться своего наглостью и кулаками или, наоборот, подчиняться чужой силе, может так и не научиться строить более конструктивные - прежде всего дружеские - отношения со сверстниками.

Гораздо более благоприятны для развития малыша всевозможные промежуточные варианты. Например, отдавать ребёнка в детский сад с четырёх или пяти лет, и сначала только на полдня (и лишь в случае, если он ходит туда с удовольствием, увеличить его пребывание там до полного дня). Или, если есть возможность, найти детский сад с небольшим количеством детей в группе (не более 6-7 на одного воспитателя). Наконец, если у вас в семье несколько детей, достаточно близких по возрасту, вы можете вообще не отдавать их в детский сад, но тогда, начиная по крайней мере с четырёх-пяти лет, им стоит ходить в различные кружки, детские студии или спортивные секции, где они будут привыкать общаться и со взрослыми, и с другими детьми.

В идеале, ребёнку нужно быть в детском саду не очень много: от одного-двух часов вместе с мамой и до половины дня. Иначе говоря, оптимальный для развития ребёнка детский сад может быть очень не похож на то введённое в обиход учреждение, которое так удобно для работающих мам.

Но ко всему прочему хочу заметить, что все описанные минусы не всегда отражаются на всех наших детях. Вот например если ребенок был слишком замкнут, не общителен, и гуляя на детской площадке малыш не находил общего языка с детьми……Но стоило ему пойти в детский садик и буквально его поведение изменилось на глазах. Уже через пару месяцев ребенок подружился с кучей детей на площадке и ему стало гораздо проще общаться с ребятишками.

Так что по сей день существует двоякое мнение о том стоит ли отдавать ребенка в садик или же нет?! Вредит ли это детское учреждение вашему малышу или же наоборот приносит неоценимую пользу?! А Вы как думаете?!

Источник: http://detkin.ru/note/149.html

www.moscow-faq.ru

Нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

Мы все родом из детства. А значит - из детского сада. Пожалуй, нашим родителям жилось в определенном смысле проще, чем нам сейчас. Во всяком случае, слова "детский сад" ни у кого не вызывали сильных сомнений и такого шквала вопросов, какой мы наблюдаем сегодня.

Посещение детского сада представляло собой не что иное, как "обязательную программу" для большинства детишек. "Домашние" дети, которые находились под присмотром заботливых бабушек, были исключением из правила. Более того, обычно общественная жизнь малышей начиналась даже не с садиков, а с яслей. Не будем забывать и о том, что декретный отпуск длинною в целых три года - сравнительно недавнее завоевание.

Проблема выбора детского сада (и яслей) возникала лишь у немногих родителей, располагавших реальной возможностью хоть что - то выбирать. Подавляющее большинство было "свободно" от таких хлопот: ясли и садик во дворе, по месту прописки - и никаких изысков.

Нынче ситуация совсем иная - сложнее и в то же время интереснее. Возросли возможности, а самое главное - потребности родителей. Мы уже не хотим отдавать своего ребенка в "какой попало" садик, а хотим найти такой, где к нашему малышу отнесутся с уважением, где для него найдут интересные занятия, где его будут учить и развивать, - не правда ли? И садики-то появились разные: помимо стандартных государственных есть сады, ориентированные на вальдорфскую педагогику, систему Монтессори, есть просто разнообразные развивающие центры. Да и обычные государственные садики, как кажется, участвуют в негласном конкурсе на самое пышное и завлекательное название: был простой дворовый детский сад - а теперь стал "с преимущественным нравственно-эстетическим развитием воспитанников" или еще что-нибудь в этом роде...

В наше время о садике начинают задумываться, едва малыш появится на свет. Нужен ли ребенку детский сад? И если нужен, то какой - "художественно - эстетический " или " физкультурно - оздоровительный"? Как сделать так, чтобы ребенок ходил в этот садик с удовольствием? И стоит ли вообще усложнять ситуацию, поднимать такой шум вокруг проблемы выбора детского сада?

Ведь как ни крути, а для большинства мам вопрос решается просто: в садик ребенку нужно ходить потому, что маме необходимо выйти на работу. Можно очень хорошо все понимать про психологические особенности ребенка, недостатки детского сада и т. д., но далеко не у всех родителей есть реальная возможность сидеть дома с малышом, оплачивать услуги квалифицированной няни, детские центры, клубы и школы раннего развития.

И это вовсе не повод переживать, винить себя за свою финансовую несостоятельность и страдать от того, что драгоценное дитятко будет лишено счастливого детства. Все-таки садик - штука нужная (есть, правда, исключения, но о них чуть позже). Однако нельзя и пренебрегать индивидуальными особенностями и интересами ребенка, "сдавая" его в первый попавшийся садик, отказываясь видеть проблемы адаптации, рассчитывая на то, что "привыкнет - крепче станет". Чтобы детский сад действительно оказался приятным и полезным местом для вашего малыша, нужно хорошо подумать и понять, для чего именно он нужен вам и вашему ребенку, спокойно оценить все плюсы и минусы того или иного решения, настроиться на то, что выбор детского сада и адаптация к нему малыша - значительная и важная работа, которая может и должна закончится успехом.

Успех - это не значит "ходит, как все нормальные дети и ни на что не жалуется". Успех - это условия развития, оптимально подходящие именно для вашего ребенка и соответствующие вашим возможностям. Создать такие условия реально, хотя и не всегда очень просто. И в наши дни, отмеченные постоянным ростом цен, при желании можно найти такой детский сад, который будет радовать вас и малыша.

Точно так же, даже ребенку, который очень трудно адаптируется в детском саду, можно наладить такой образ жизни, при котором будет достаточно общения с другими детьми и взрослыми, развивающих и спортивных занятий.

Что хорошего в детском саду?

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, "домашние" дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, "домашние" детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно "садиковые" дети. Зачастую дети переходили целыми группами из "дворового" детского сада в такую же "дворовую" (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие "детский сад" в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов "трудоустройства" дошколенка. Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным "багажом": кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: "домашние" дети ничуть не хуже "садиковых". Конечно, везде есть свои исключения, но в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в "учреждении", вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Другое дело, что для этого родители должны не просто "хранить" драгоценное чадо дома, а работать над развитием в нем всех этих качеств.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего - возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.

Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.

С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово "дисциплина" у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с "уравнительной" муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом "дисциплина" всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских садах, оставляют желать лучшего: во многих обычных садиках занятий маловато, да и проводятся они далеко не на высшем уровне. Одного лишь "садикового" образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура - этот минимальный "джентльменский набор" обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно.

Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития.

Выше мы уже говорили о главных плюсах детского сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, учится вести себя "в обществе", соблюдать правила. И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

"Домашний" ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте - общении ребенка со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему (причем в категорию "посторонних" нередко попадают вообще все другие люди - в том числе и ближайшие подруги, и бабушки с дедушками).

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Конечно, ребенка нельзя отдать в первые попавшиеся руки. Но и ограничивать его мир лишь своей собственной персоной нельзя тоже. Вам нужно понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу. Договоритесь с кем-нибудь из своих подруг, что время от времени ваш ребенок будет проводить денек у нее. Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить "график посещений", по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный "детский сад" "работает" всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю: это уже принесет малышам большую пользу. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Обращайте больше внимания на то, как ваш ребенок общается с другими детьми на площадке, в гостях. Легко ли он знакомится. Умеет ли играть, соблюдать очередность и правила игры. Может ли поделиться игрушками и при необходимости отстоять свою собственность и свои интересы. Это очень важные критерии его социального развития, и если годам к пяти ребенок так и не приобретает соответствующих коммуникативных навыков, стоит посоветоваться с детским психологом и подыскать какую-то замену детскому саду - группу развития, игровую группу, детский клуб и т. п.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода "в свет" - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что "чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет"! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз, конечно, может "привыкнуть" к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать, реагируя на стресс "всего лишь" частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Ни для кого не секрет, что лучше всего в яслях адаптируются "неблагополучные" детки, то есть те, кому не слишком хорошо живется дома. Об этом прекрасно знают воспитатели детских садов. Они с грустью рассказывают о том, что в каждой группе найдется один-два малыша, которые не хотят уходить из детского сада по вечерам: родители приходят, зовут с порога группы, а ребенок... поворачивается спиной, прячется за полкой с игрушками. И дело тут совсем не в том, что малыш "заигрался", слишком увлекся какими - то своими важными малышовыми делами.

Для полуторагодовалого карапуза встреча с мамой, возможность уцепиться за нее покрепче и никуда не отпускать - самое важное дело, по определению, в силу возрастных особенностей. Начиная с этого возраста страх перед незнакомыми взрослыми постепенно сглаживается, но до конца не исчезает еще довольно долго (хотя разные детишки в этом сильно отличаются друг от друга). Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.

Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью. Прежде чем решаться отдавать ребенка в ясли, нужно перебрать все возможные варианты, позволяющие оставить малыша дома. Поищите надомную работу, попробуйте договориться со знакомыми мамами о том, что будете по очереди "пасти" ваших детишек. Поверьте, безвыходных ситуаций не бывает и при желании всегда можно наши какую-то альтернативу яслям.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! Но из этого правила уже есть довольно много исключений. К двум годам малыш может быть действительно очень общительным, и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья. Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к "учреждению" прямо сейчас. Поговорка "стерпится - слюбится" в данном случае не срабатывает! Негативный опыт посещения яслей скажется в дальнейшем: через год-другой, когда в группу придут "домашние" детки и адаптируются к садику без особых проблем, ваш малыш по-прежнему будет воспринимать детский сад как место заточения, будет часто болеть, плакать по утрам и вечерам.

В нашем случае применима такая народная мудрость: "Скупой платит дважды". Отправив в ясли двухлетнего малыша, который к этому не готов, вы ничего не выиграете. Выход на работу обернется регулярными больничными. Гораздо разумнее потратить время с толком: постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовьте малыша к детскому саду. Такое "вложение" вашего времени, вашей заботы окупится в полной мере. Пусть это прозвучит банально, но все-таки: что может быть дороже здоровья любимого ребенка - как физического, так и психологического?

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из "педагогических" соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его "домашние" сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности, осваивает все эти необходимые бытовые навыки - а как же иначе? Это, конечно, требует вашего внимания, вашей работы и вашего терпения.

Давайте говорить честно. Приводя малыша в ясли, мы не можем даже мечтать о каком-то индивидуальном подходе, уважении личности ребенка и т. д. С детскими садами дела обстоят получше, а вот ясли никак не могут считаться местом, полезным для ребенка.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.

Маме на заметку

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие "прелести", как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться "нормальными". Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.

Эти рекомендации могут показаться не слишком реалистичными. Тем не менее опыт многих мам показывает, что при желании их можно выполнить. И старания оправдывают себя, ведь в результате вы сохраняете душевное благополучие ребенка, а значит, и свое собственное.

В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по "щадящему" режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.

Маме на заметку

Вот очень важное, хотя и чисто "техническое" предупреждение. Все советы, которые дают психологи, авторы различных книг и пособий (в том числе и автор этой статьи) относительно детского сада несколько теоретичны. Плавная, мягкая и неспешная адаптация к детскому саду - идеал, к которому можно стремиться. Но на деле, если только вы не обладаете достаточными финансовыми возможностями, чтобы определить свое чадо в частный "семейный " детский сад (а у большинства из нас таких возможностей как раз и нет), будьте готовы к тому, что жизнь внесет свои коррективы в вашу идеальную схему.

И первое, с чем вы столкнетесь, - это очередь. Да-да, старая "добрая" очередь в детский сад времен вашего собственного детства. Еще лет семь-восемь назад мамы действительно могли неспешно переходить от одного садика к другому, сравнивать и выбирать тот, что получше.

Рождаемость в стране была низкой, детские сады пустовали и закрывались, а те, что оставались на плаву, готовы были принимать в свои стены едва ли не всех желающих, независимо от прописки в нужном микрорайоне. (Ясли, кстати, всегда оставались переполненными, но их и гораздо меньше, чем детских садов.) Сегодня детей стало больше, а количество детских садиков сократилось - как раз в те "бездетные" годы. И в самый простой, "дворовый" садик нужно записываться по крайней мере за год до того, как ребенок туда пойдет. С теми же садами, которые в вашем районе пользуются особой популярностью, можно смело начинать "дружить" еще во время беременности.

В последние годы все более распространенной становится такая практика. Ребенка в два года отдают в ясли, он к ним привыкает с трудом, и родители решают еще на год оставить его дома. Но при этом ни в коем случае не забирают документы! Уговаривают администрацию "придержать местечко", исправно оплачивают ежемесячные квитанции, чтобы сохранить возможность без проблем отправить ребенка в садик через год или даже два.

Так что делайте выводы. Детский сад нужно подыскивать заранее, по крайней мере за год, в идеале - еще раньше. Проявляйте активность, не ждите подарков от судьбы. Гуляя по улицам с колясочкой, в которой лежит ваш новорожденный, знакомьтесь с мамами детишек постарше, выясняйте, в какие сады они ходят, довольны ли они ими.

Кроме того, большую помощь в поисках хорошего детского сада может оказать Интернет. На многочисленных "родительских" сайтах существуют рейтинги школ и детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития. К тому же у вас появится возможность задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Ребенок совсем не хочет идти в садик...

Любого ли ребенка можно приучить к детскому саду?

Некоторых детей врачи, психологи и родители так и называют - "несадиковые". Что стоит за этим определением? Действительно ли бывают дети, которые ни при каких условиях не могут адаптироваться к детскому саду?

Честно говоря, таких детей, наверное, нет. Вопрос лишь в том, сколько усилий нужно приложить самому ребенку и его родителям, чтобы адаптация к детскому саду состоялась, и оправданы ли эти усилия, то есть нужно ли их совершать.

По тому, как малыши приспосабливаются к детскому саду, их можно разделить на три группы.

Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки настоящим нервным срывом. К этому почти всегда добавляются частые простудные заболевания.

Вторая группа - дети, не проявляющие признаков нервного перенапряжения, "всего лишь" начинающие часто болеть.

Третья группа - это детишки, привыкающие к садику без особых проблем и сложностей.

Так вот, каждый второй ребенок относится к первой или ко второй группе. Значит ли это, что только половина детей, которые ходят в садик, имеет шанс "прижиться" там, а все остальные должны сидеть дома до школьного возраста? Конечно нет.

В большинстве случаев проблемы адаптации разрешимы, причем на это не требуется очень слишком много времени. Детский сад - стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только малышу обязательно нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Столь большое число детей, испытывающих трудности в адаптации к детскому саду, во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни. Нельзя бросать ребенка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он немедленно научится "плавать". Стоит заранее уделить время и внимание подготовке к посещению садика, и тогда ваш малыш, скорее всего, окажется в третьей, благополучной группе.

Несмотря на все мои старания, ребенок так и не может привыкнуть к садику. Чем это объясняется и что можно сделать?

Действительно, в некоторых случаях не помогает даже тщательная предварительная работа. Вопреки всем вашим усилиям и благим намерениям, ребенок продолжает в той или иной форме выражать протест против посещения детского сада. В чем же дело?

Прежде всего, малыш, возможно, еще не достиг подходящего возраста (этот вопрос мы подробно обсудили выше). Кроме того, как уже упоминалось, отношение ребенка к детскому саду может быть сильно испорчено неудачным опытом посещения яслей. Тут может срабатывать условный рефлекс: даже маленький ребенок помнит (по крайней мере, на подсознательном, эмоциональном уровне), что в этих стенах он уже был и чувствовал себя плохо. Если причина именно такова, то лучше всего отложить выход "в свет" еще на какое-то время (хотя бы на полгода), продолжая в этот период поддерживать связь с садиком - ходить на прогулки, подружиться на "нейтральной территории" с кем-то из детишек, которые ходят в ту же группу.

Трудности в приспособлении к детскому саду могут быть обусловлены и темпераментом ребенка. Темперамент - врожденная характеристика, его нельзя изменить, но "зато", к сожалению, можно подавлять, насильственным образом искажать. Малыши-сангвиники обычно адаптируются к новой обстановке вполне благополучно, а вот холерикам и флегматикам часто приходится нелегко. Детишки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать медлительные флегматики - они просто не успевают за остальными. А в садике это важно - шагать в ногу: вовремя поесть, вовремя одеться или раздеться, выполнить какое-то задание...

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, расспросите воспитателя о том, как именно ребенок проводит день в группе. И если вы решите, что сложности в адаптации связаны именно с "неудобным" для садика темпераментом, обязательно обсудите это с воспитателями. Объясните им, что малыш ведет себя "неподобающим" образом не потому, что в чем-то виноват, а потому, что не может по-другому.

Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, сообщая воспитателям, что вашего карапуза-флегматика ни в коем случае нельзя постоянно теребить, подгонять, а уж тем более ругать за медлительность. Расскажите им (и, конечно, имейте в виду сами), что под давлением со стороны взрослых ребенок-флегматик лишь становится еще более медлительным и пассивным.

Его нервная система функционирует таким образом, что при избыточной стимуляции вообще включается "аварийное торможение", и ребенок впадает в настоящую прострацию. Зато, если такого ребенка не тревожить, он умеет доводить начатое до конца, спокоен и уравновешен, аккуратен и надежен. Что же касается медлительности, то по мере роста и развития ребенка она будет постепенно сглаживаться. Темп деятельности флегматика все равно будет несколько снижен по сравнению с сангвиниками и особенно холериками - темп, но не результативность! В то время как торопливый холерик дважды натянет на себя все одежки наизнанку и кверх ногами, а воспитательница наконец переоденет его правильно, ребенок-флегматик как раз успеет один раз, но верно и аккуратно застегнуть все пуговицы и даже, может быть, завязать шнурки.

Все это непременно нужно объяснить воспитателям, чтобы они запомнили: чем меньше они будут дергать и торопить вашего "тихохода", тем быстрее он "выровняется", привыкнет к обстановке детского сада и начнет успевать делать все, что нужно.

А что же делать с теми самыми торопливыми холериками, которые ни секунды не сидят на месте и вообще часто напоминают маленький смерч? Понятно, что такой темперамент не вызывает особых восторгов у воспитателей в садике. Но опять же необходимо поговорить с персоналом и объяснить, что малыш "буйствует" не из-за недостатка воспитания, а в силу врожденных особенностей личности. Подскажите воспитателям, что вашего "ураганного" ребенка хорошо бы по возможности занимать какой-то активной деятельностью. Если он разбрасывал игрушки, то наверняка с тем же удовольствием и быстротой соберет их - если его попросить, а не заставлять. Как правило, в детских садах детям все-таки разрешают довольно свободно двигаться - бегать и прыгать (разрешают хотя бы потому, что невозможно заставить двадцать трехлеток долго и тихо сидеть на стульчиках!).

Если же вам попадутся очень строгие воспитатели, которые требуют от детей, чтобы те и на прогулке стояли на одном месте или ходили взад-вперед парами, - что ж, в этом случае лучше всего поискать других воспитателей. (Это, кстати, относится не только к проблемам детей-холериков! Муштра, подавление, жесткое ограничение естественной активности вредны для любого ребенка, независимо от темперамента.)

Наконец, в поисках причин плохой приспособляемости ребенка к садику подумайте еще вот о чем: а легко ли вы сами адаптируетесь к новым условиям? Любите ли вы находиться в шумных компаниях? Если ребенок растет в обществе замкнутых, мало общительных родителей, то, скорее всего, и сам он будет предпочитать тихие игры в одиночестве. Такому малышу обычный многолюдный садик действительно может быть противопоказан, но в то же время его ни в коем случае нельзя оставлять в изоляции! Его непременно нужно "выводить в свет", хотя и делать это ненавязчиво и аккуратно, малыми "дозами". Очень неплохо определить такого "затворника" в игровую группу, в которой мало детей и где не нужно проводить целый день.

Кому лучше остаться дома

В обычный, стандартный садик не следует отдавать ослабленных, часто болеющих (еще и до всякого садика!) детишек, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Это не значит, что таких детей вообще никуда нельзя отправлять. Просто нужно учитывать, что если ваш малыш не слишком здоров, это означает его повышенную чувствительность, уязвимость. К нему нужно подходить с особой осторожностью, а садик выбирать еще более тщательно, чем в случае с "обычным" (если только такие бывают на свете!) ребенком. Существуют специальные оздоровительные детские сады, но на одно лишь название полагаться не следует: если в группе пятнадцать человек и один воспитатель на две смены - большого оздоровительного эффекта посещение такого сада вашему крохе не принесет.

Если вы не планируете провести ближайшие годы на больничном по уходу за ребенком, отложите до поры мечты о садике и начинайте самостоятельно "оздоравливать" малыша: следите за его режимом и питанием, побольше гуляйте, если позволят врачи - начинайте закалять. Попробуйте изыскать возможности для того, чтобы ребенок хотя бы пару раз в неделю посещал какую-нибудь "школу развития", игровую группу. Если это никак невозможно, по крайней мере выбирайтесь с ним в гости, чтобы он понемножку "отрывался " от вас, узнавал, что мир вокруг широк и не опасен.

Источник: www.prodetey.ru

www.my-article.net

Отдавать ли ребёнка в детский сад

Здравствуйте, дорогие родители. Ваши детки растут, наступает время идти в садик, а там и школа не за горами. В этой статье мы поговорим о том, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, взвесим все «за» и «против», узнаем, может ли мама самостоятельно подготовить карапуза к школе.

Положительные стороны посещения

Многие родители сомневаются, можно ли отдать свою кроху в детский сад, ведь там не будет маминой заботы и пристального взгляда. Их сомнения могут развеяться за счёт ряда преимуществ посещения дошкольного заведения:

  1. Распорядок. Именно в детском саду малыш начинает жить строго по часам, что является очень полезным. Весь день у карапуза распланирован, кушает он по часам, что благоприятно влияет на процесс пищеварения. Конечно, рекомендуется приучать ребёнка к режиму задолго до попадания в дошкольное учреждение, ведь так малышу будет привычнее адаптироваться к новой обстановке, хоть далеко не всегда суточный распорядок, придуманный мамой, совпадает с тем, что в садике. Однако таким деткам всё равно легче адаптироваться, чем тем, кто привык всё получать по первому требованию.
  2. Правила и дисциплина. Малыш привыкает, что нужно всё делать правильно, вместе с остальными карапузами, слушаться старших. Происходит воспитание ребёнка.
  3. Малыш учится быть самостоятельным. Теперь он не один карапуз у мамы, вокруг много сверстников, и каждый учится совершать элементарные действия без чьей либо помощи, например, убирать за собой игрушки, самостоятельно кушать с ложечки.
  4. Расширение круга общения. Вокруг малыша теперь не только родственники. Каждый день он находится в коллективе, в котором присутствуют, как его сверстники, так и взрослые люди (воспитатели, нянечка). Ребёнок осознаёт, что существуют и другие взрослые, которых нужно слушаться.
  5. Повышение иммунитета. Это достигается путём частых вирусов и инфекций, возможных в детском коллективе. Малыш переболел – организм выработал антитела. К тому же именно благодаря садику у ребёнка появляется возможность переболеть инфекциями типа краснухи, ветрянки или паротита в столь юном возрасте. Дети до семи лет значительно легче и без осложнений переносят эти болезни, чем в старшем или взрослом возрасте.
  6. В дошкольном заведении с ребёнком ежедневно занимаются творчеством, ближе к школе начинается подготовка интеллектуального уровня, приучают делать по утрам зарядку. Таким образом, при посещении детского сада ребёнок развивается физически и умственно.

Игры в саду с детками

Что плохого в детском саду

Из-за достаточно серьёзных минусов многие родители не решаются отдать своего малыша в дошкольное учреждение. Давайте их рассмотрим:

  1. Малыш переживает сильнейший стресс. Всю свою сознательную жизнь он был рядом с мамой, а теперь её нет рядом. К тому же он привык, что находится под постоянной опекой, о нём заботятся, любят, а тут чужие тёти, у которых таких, как он, ещё полно.
  2. Ребёнку хочется побыть одному, как раньше. А тут постоянно вокруг полно детей, они шумят, верещат. Это может серьёзно переутомлять малыша.
  3. В группе может найтись ребёнок, который будет себя неправильно вести, не слушаться, обижать других малышей. Он может навредить вашему карапузу или показать плохой пример своими действиями.
  4. Многие дети, попадая в сад, начинают часто болеть. У некоторых всё нормализуется за пару недель, а другие – не вылезают с больничного, и вынуждены переставать посещать детский сад.
  5. В садике нет возможности уделять внимание каждому малышу индивидуально. За счёт этого ребёнок не может правильно развиваться с учётом всех индивидуальных особенностей.
  6. В группе много детей, воспитатель не способен, даже на пару с нянечкой, на все 100% следить за малышами. Из-за этого возникает риск, что ваш карапуз упадёт или травмируется другим способом.

Прогулки с воспитателем

Однажды, когда я забрала с садика сына (ему было 4 года), увидела, что на спине у него счёсанный след. Оказалось, это он так неудачно съехал с горки.

  1. Многим карапузам бывает скучно в дошкольном учреждении. Хорошо, если вам достался толковый воспитатель, и он действительно занимается с детьми. А бывают случаи, когда детей выводят во двор и предоставляют самим себе. Кто-то обязательно найдёт себе занятие, а кто-то будет просто сидеть на скамейке.
  2. Малышу может не подойти тип питания и пища, которой его будут пичкать в саду.

Еда в детском саду

Заботимся о психологическом здоровье

Нужно понимать, что малыш, который попадает в детский сад, может по-разному реагировать на смену обстановки. По варианту адаптивных процессов различают три типа детей:

  1. Малыши, легко входящие в новый коллектив. Такие дети спокойно переносят смену обстановки, для них она проходит незаметно.
  2. Дети, которые реагируют на смену места регулярными болезнями. Это не всегда потому, что у крохи слабый иммунитет. Чаще это продиктовано нервными переживаниями ребёнка, просто на виду он их не показывает, держит всё в себе, из-за чего и стаёт более восприимчивым к различным вирусам и инфекциям.
  3. У таких карапузов целая трагедия пойти в садик, возможны реальные нервные срывы. Малыш с истерикой идёт в дошкольное учреждение, без конца плачет. Смена обстановки оказывает тяжёлую психологическую травму на здоровье крохи.

Первый день в саду

Для ребёнка, который постоянно общался только с родственниками, был единственным малышом в семье, теперь сложнее всего влиться в детский коллектив без стресса. Кроме того, что вокруг много таких же малышей, как он, так ещё и мама куда-то пропала. Поэтому важно проводить с крохой подготовительный этап. Вы должны водить его на детские площадки. Объяснять, что нужно делиться своими игрушками с другими. Неплохо было бы оставлять малютку на день с бабушкой или папой, а потом можно с подругой, чтоб карапуз понял, что мама не всегда должна быть рядом с ним.

Родители должны быть готовы, что для любого, даже максимально приспосабливаемого малыша, садик может стать стрессом. Ваша задача не ругать кроху и насильно тащить в дошкольное учреждение, а попытаться с ним поговорить, объяснить ситуацию. Иногда может понадобиться помощь психолога. Главное, заметив, что у вашего карапуза неприятности, страх, нельзя складывать руки и надеяться, что всё как-то рассосётся, наладится. Так вы ещё глубже похороните проблему, что потом приведёт к серьёзным последствиям.

Помните, что в садиках не редкость возникновение конфликтов между детьми и даже ребёнком и воспитателем. Малыша могут элементарно наказать за проступок другого ребёнка. Или просто вашему карапузу попадётся злой педагог, к сожаленью, в государственных учреждениях и такое случается, он будет кричать на малыша, срывать на нём свою злость.

Знаю из личного опыта. Мою двоюродную сестру отдали в детский сад, когда ей было четыре года. Воспитательница всегда была такой приветливой с родителями, никто и подумать не мог, как она ведёт себя с детьми. Моя сестричка уже умела разговаривать, поэтому придя из садика, пожаловалась, что воспитательница сильно кричит на деток, а иногда и бьёт. Папа сказал, что то такие дети и, видимо, они этого заслуживают (он думал, что малыши легонько получают по попе за плохое поведение). И тут произошёл случай, без которого ещё долго могли ничего не узнать. Моей тёте неожиданно предложили отправиться в частный детский театр, и она пришла сразу после обеда в садик, чтоб забрать дочку. То, что она там увидела, повергло её в шок. Воспитательница не кричала на карапузов, она их открыто ненавидела, говорила всякие гадости, обзывала, пристыжала, при этом высказывалась довольно тихим голосом. Малышу, который уронил ложку под столик и разбрызгал при этом суп, дала подзатыльник. Бесспорно, это скорее исключение, чем правило, но нужно быть готовым и к «плохому» воспитателю. Поэтому не думайте, что ваш карапуз выдумывает, когда жалуется на воспитателя. Да, в половине случаев ребёнку просто не понравится, что его кто-то, кроме мамы начал ругать и наказывать, но ведь не исключено, что воспитатель действительно превышает свои полномочия и это нельзя так оставлять.

Вам необходимо знать, что ребёнок, попадая в детский сад, может начать кого-то копировать, чаще всего он берёт пример не с хороших деток.

Также в коллективе обязательно найдётся агрессивный малыш, хулиган, который будет обижать других карапузов. Нужно учитывать и это, когда ведёте ребёнка в дошкольное учреждение.

Подходящий возраст

Тут, в некотором смысле, всё зависит от индивидуальных особенностей малыша. Некоторые детки раньше взрослеют, раньше обучаются быть самостоятельными, спокойно переносят разлуку с мамой, а поэтому вполне готовы посещать дошкольное учреждение.

Однако большинство специалистов склоняется к мысли, что оптимальным возрастом для посещения сада будет четвёртый год жизни. После трёх лет дети уже много чего понимают и умеют делать. Как показывает практика, дети такого возраста, попадая в детский сад, значительно реже болеют и проходят период адаптации без лишнего стресса.

Родители в саду с ребенком

Также нужно учитывать, в каком бы возрасте вы не отвели малыша впервые в дошкольное учреждение, не оставляйте его там сразу на весь день. Пусть первую неделю идёт адаптация и знакомство с новым местом. Приводите кроху буквально на час – два, а потом забирайте домой. Потом попробуйте оставить его до обеда, забирайте его в такое время также в течение нескольких дней. А потом и на весь день можно будет оставить. Смотрите по ощущениям малыша.

Я отдала своего сына в детский сад первый раз, когда ему было полтора года. Нужно было выходить на работу. Он у меня уже был достаточно самостоятельным, ходил на горшок, сам кушал. Однако малыш начал часто болеть, а кроме этого, выяснилось, что у него образовалась пахово-мошоночная грыжа, необходима операция. Пришлось забирать его домой. Вторая попытка была проведена, когда сынишке исполнилось два с половиной года. На этот раз без конца и края нас сопровождали ОРВИ, бронхиты и даже ветрянка. Воспитатели начали мне намекать, что незачем мучать малыша, он у меня ещё слишком слаб, плохой иммунитет. Я решила снова забрать его домой. Хорошо, что я могла с ним сидеть. Каждый день у нас были творческие занятия и зарядка, мы продолжали соблюдать режим, кушали по часам. Решила, что в садик нужно будет отправиться ближе к школе, ребёнка там должны подготовить интеллектуально. Так и вышло, когда сыну было 4 года, он вернулся в дошкольное учреждение. Я никого не удивлю, если скажу, что заведующая уже не хотела нас принимать, пришлось обратиться в вышестоящие органы. Теперь малыш смог спокойно посещать сад, он не плакал и практически не болел (не чаще, чем обычный карапуз). Так что, я соглашусь с мнением, что лучше не отдавать детей в садик до трёх лет, а ещё лучше повременить до четырёх.

Нужно ли отдавать в садик перед школой

Посещение дошкольного учреждения в последний год перед школой не только интеллектуально подготовит вашего малыша, также это позволит приучить ребёнка к дисциплине, к слушанию старшего в виде воспитателя, научит усидчивости и групповой работе. Эти навыки помогут малышу легче адаптироваться к школе.

Занятия в саду

Если вы не хотите, чтоб малыш посещал дошкольное учреждение, позаботьтесь о том, что потребуется много сил и терпения, и работа по интеллектуальной подготовке упадёт на ваши плечи. На самом деле, это будет очень ответственный момент. Но вам обязательно нужно отдать малыша на какой-то кружок перед школой. Там он сможет влиться в коллектив и получить общение с педагогом. Это могут быть, как секции по творчеству, например, кружок изобразительного искусства, так и специальные кружки по подготовке к школе. Также не забывайте посещать с карапузом детские площадки, рассказывать малышу, что плохо, а что хорошо, объяснять, что с другими детками нужно делиться.

Решать вести малыша в детский сад или нет, дело каждого. Родители обязательно должны обдумать, какую пользу и вред может нанести посещение детского сада, и можно ли заменить его альтернативой. Также вы сами решаете, когда пришло время вашему сыну или дочке отправится в садик. Помните, что можно и вовсе не посещать дошкольное упреждение, однако, тогда вся ответственность ложится на вас и от вас теперь полностью зависит физическое, психологическое и умственное развитие крохи.

zdorovyemalisha.ru

Отдавать ли ребенка в детский сад?

Первый вопрос, на который нужно себе ответить — а уверены ли вы, что хотите отдать ребенка в детский сад? Может быть, пусть сидит дома с бабушкой или няней? Пусть они за него все делают и не мучают ребенка самостоятельностью. Пусть развлекают, кормят, одевают, сажают на горшок и решают — с кем из детей на площадке ему можно играть, а с кем – нет. А если что-то случится, пусть немедленно бегут на помощь и прогоняют обидчика. И к школе ребенок вырастет образцово избалованным и несамостоятельным.Но кто сказал, что это плохо? Вопрос только в том, каким вы хотите видеть своего ребенка. Ответив на этот вопрос, будьте последовательны и непоколебимы. Ведь без твердой уверенности в своем решении будет довольно сложно справляться с теми сложностями, которые могут вам встретиться на пути к цели.

Зачем нужен детский сад? Он освобождает вас от ребенка на весь день, способствует социализации маленького человека, укрепляет иммунитет (как это не странно, но приходя в сад ребенок встречается с множеством ранее не знакомых вирусов, болеет многими детскими болячками и его организм учится сопротивляться разным чужеродным бактериям), развивает как в интеллектуальном, так и в моральном плане, ну и, конечно, помогает стать самостоятельным и уверенным в своих силах.

Вы можете спросить, зачем нужна эта уверенность? Я отвечу: может так случиться, что у вашего ребенка будут сложности с адаптацией. Вот тогда-то вам и понадобится вся ваша сила воли и уверенность. В моей практике было несколько случаев, когда родители сначала приводили ребенка в сад, но потом примерно через месяц забирали. По разным причинам. Так вот, это намного хуже для ребенка, чем дать ему пережить адаптацию или просто никуда не водить. Поэтому важно понимать, зачем вы отдаете ребенка в сад и хотя бы примерно представлять, чего вы ожидаете от этого мероприятия. Тогда, вероятно, вы не разочаруетесь.

Если у вас нет выбора, отдавать или не отдавать ребенка в сад, то важно помнить о той пользе, которую может получить ваш ребенок, посещая группу. Если же у вас есть возможность оставить малыша дома, но вы решили отдать его в детский сад, вы сможете первое время забирать его пораньше, чтобы ему легче было привыкнуть к новым людям, новому графику, и, конечно же, к отсутствию родителей.

Детский сад – первое место, где ребенок надолго остается один — в новом детском коллективе, с чужими взрослыми. Родители не могут там помочь ему поесть, одеться, познакомиться с другими ребятами. А вдруг он испугается? Соскучится? Вдруг кто-то обидит его или не поймет, чего он хочет? Конечно, очень страшно оставить малыша одного, без мамы. Иногда, мне кажется, что мамы волнуются даже больше, чем дети. Ведь до этого они всегда были рядом, все делали вместе. Волнение — это совершенно оправданно. Все мамы, проходят через это, всем кажется, что их малыш еще не готов остаться один. В такие минуты главное — помнить, что ребенок растет, он уже не тот беспомощный, пищащий комочек, каким был сразу после рождения. Именно в этом возрасте ребенок очень хочет быть самостоятельным, все делать сам! И очень важно для формирования его личности дать ему это попробовать. Если ребенок в детстве получил достаточно поддержки своей самостоятельности, он и в дальнейшем сможет проявлять инициативу, не боясь последствий. А это очень важное качество для человека, который хочет преуспеть в современном мире.

Кроме того, важно подумать о возрасте и ситуации, благоприятных для начала посещения детского учреждения. Конечно, это сильно зависит от ребенка и от той ситуации, в которой он находится на момент начала посещения сада. Можно выделить факторы, благоприятствующие отрыву от мамы и домашней ситуации и те, которые можно считать временным противопоказанием. Важно понимать, что принятие решения зависит только от вас. Вы можете составить свой собственный список плюсов и минусов и посмотреть, что перевешивает. Если же поход в сад — дело решенное, важно оценить ситуацию просто для того, чтобы найти способ сделать ее наиболее благоприятной, облегчить ребенку отрыв от дома.

Благоприятствующие факторы:— самостоятельность в еде, умения одеваться, умение проситься на горшок или самому ходить в туалет, умение выразить свои потребности;— общительность ребенка;— возможность забирать ребенка пораньше в первое время;— наличие опыта посещения детских развивающих групп.

Противопоказания:— развод родителей;— переезд в новый район;— недавнее рождение второго ребенка;— частые болезни малыша.

_____________________________

Анна Безингер, Монтессори-педагог, психолог Школы для малышей

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

mama.ru

Зачем отдавать ребенка в детский сад

Почему нужно отдавать ребенка в детский садик Почему нужно отдавать ребенка в детский садик

Несмотря на то, что сейчас много частных групп кратковременного пребывания ребенка в саду, школ раннего развития и тому подобных организаций, любой педагог скажет, что все-таки полезнее посещать дошкольное образовательное учреждение (детский сад). Почему?

Во-первых, именно находясь в условиях общей группы, дети раньше приучаются к самостоятельности. Дети гораздо легче осваивают навыки самообслуживания: учатся самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, соблюдать личную гигиену (См. « Когда и как приучать ребенка к горшку »), прибирать за собой .

Во-вторых, дети гораздо больше играют в саду, у них больше игрового пространства и больше партнеров для игр. Помимо просто ролевых игр, дети осваивают такие занятия, которые способствуют их физическому развитию, а также логическому мышлению, речи, развитию художественных и музыкальных способностей.

Наконец, посещение группы детского сада формирует у ребенка умение общаться в коллективе, учит взаимодействию друг с другом, умению договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы. Особенно это важно для тех детей, кто является единственным ребенком в семье.

Детский сад: за и против

Как ни крути, именно детский сад – первая в жизни ребенка школа коллективного общения. Если бы в каждой семье было по 4-6 детей, как в прежние времена в крестьянских семьях, то в домашних условиях вполне можно было бы поработать над коллективизмом. А если у родителей единственное чадо, то как его воспитывать вне коллектива? Ведь человек – существо общественное, а значит, без общения ему в жизни будет очень тяжело.

Кроме того, ребенок, оторванный от семьи на весь день, становится более самостоятельным. Родители далеко, они не могут ему помочь ни одеться, ни поесть, ни поиграть с другими детьми. Вольно или невольно, но ребенку самому приходится решать все эти свои проблемы.

Противники детского сада приводят две главные проблемы: дети начинают часто болеть и учатся плохому. Действительно, на первый взгляд, все так и есть. Иногда уже на второй неделе после начала посещения детского учреждения отдельные дети начинают болеть. Это объясняется адаптацией, которую испытывают многие.

Однако некоторые медики склонны считать, что это даже способствует формированию иммунитета. Чем раньше, дескать, ребенок перенесет всевозможные инфекции, тем лучше ему будет дальше – в старшей и подготовительной группе, и уж тем более в школе. Что же касается дурного влияния... Порой наблюдаешь, как во многих очень благополучных семьях вырастают грубые и бессердечные дети. И дело здесь не в примере других. Может сработать и сила своего примера, когда отец кричит на мать, называет бранными словами.

Чаще же причина в другом – в так называемых СМИ. Обилие бессмысленных мультфильмов заполонило экраны телевизора. Многим мамашам вообще удобнее включить диск с мультиками часа на два и заниматься своими делами. Все замечательно: в доме тишина, никто не беспокоит. Но что получает для себя такой несчастный ребенок? Пару десятков дурацких шуток или бессмысленных выражений?

Что уж говорить об интернете! Когда пятилетний ребенок без ведома родителей посещает запретные сайты или общается в социальных сетях с незнакомыми людьми, что от этого можно ждать? Уж лучше в детском саду! По крайней мере, хороший воспитатель всегда одернет грубияна или сделает замечание тому, кто не слишком-то вежлив и воспитан.

Правила для родителей

Родителям, которые все-таки сделали свой выбор в пользу дошкольного образовательного учреждения, можно дать несколько правил, чтобы и для них адаптация проходила легче.

Правило 1. Ребенок должен ходить в детский сад с желанием. Он должен чувствовать, что это не тюрьма, не место лишения свободы на весь день, а радость общения, радость творчества и познания, знакомство с окружающим миром.

Правило 2. К посещению садика нужно готовиться заранее. Расскажите о своих воспоминаниях, связанных с этим временем. Возможно, у вас остались друзья, с которыми вы поддерживаете отношения с того периода. Постарайтесь заранее побывать недалеко от того места, куда скоро предстоит ходить ребенку. Понаблюдайте за тем, как весело ребятам на улице, как интересно проходят у них игры, соревнования. Тогда ребенок с нетерпением будет ждать начало новой жизни.

Правило 3. Приучайте ребенка к самостоятельности. Никто его не будет уговаривать есть с ложки, ему придется самому одеваться и раздеваться, и ваша подготовленная заранее почва для самостоятельности сослужит для него добрую службу и снимет лишние неврозы.

Правило 4. Любя своего ребенка, не воспитывайте из него эгоиста. Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не заронить в его сознание мысль о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что и родители, и все близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая в чем-то ребенку, иногда просите и его пойти вам на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится довольно нелегко. Не стоит забывать об этом.

Правило 5. Предоставьте ребенку возможность любой эмоциональной разрядки. В первые несколько дней ребенок ведет себя скованно, сдержанно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или очень быстро бегает – это ему необходимо.

В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, нужно обязательно посоветоваться с психологом.

Когда отдавать ребенка в садик

Самым благоприятным периодом для начала посещения детского сада принято считать возраст с трех до четырех лет. Каждый родитель знает психологические особенности своего ребенка. Наблюдая за его поведением в первые дни, выслушивая его впечатления, каждый родитель в итоге должен сам сделать окончательный вывод: нужно ли его сыну или дочери посещать детский сад или лучше посидеть дома до того времени, когда у самого ребенка возникнет потребность проводить больше времени со сверстниками, нежели с родителями?

© Тимошенко Елена, Dealinda.ru

dealinda.ru


Смотрите также

НАШИ НОВОСТИ
05.05.2017

Утренник

04.05.2017

Фото-выставка

03.05.2017

Просмотр видео роликов "Прикоснись к подвигу сердцем"

21.04.2017

Конференция

14.04.2017

Волонтерская акция

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930