Музыкальные занятия в детском саду. Музыкальные занятия в детсаде


примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством. Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Музыкальное занятие с самыми маленькими

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Музыкальное воспитание дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое» и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Музыкальное занятие в детском саду

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

Таблица: задачи музыкального воспитания в детском саду

Занятие «В прошлое музыкальных инструментов»

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

Виды музыкальных занятий

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

  • Типовое занятие. Это классическое форма организации, в которой участвуют все виды деятельности дошкольников: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыкальных композиций, распевка, речевая вокализация, разучивание песен, игровые и творческие задания. Примеры типовых музыкальных занятий: «Клоун в гостях у друзей» для средней группы (ребята показывают клоуну, чему они научились: выполнение упражнение, слушание песен и выражение эмоций от услышанного, сочинение продолжения песенной строки), «Музыка весны» в подготовительной группе (прослушивание фрагментов «Подснежник», «Вальс цветов» П. И. Чайковского, узнавание звучания музыкальных инструментов, выполнение двигательных упражнений под музыку, исполнение акапелло, музыкальная игра).Занятие «В гости к Солнечному клоуну»

    Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения

  • Доминантное занятие. Направлено на развитие конкретного вида музыкальной деятельности или музыкального навыка детей. Структура доминантного занятия может быть сохранена, как в типовом, но каждый элемент подчиняется основной развивающей задаче. Примеры: «Все нотки в гости будут к нам» в подготовительной группе (доминантное занятие по развитию певческих навыков, включает в структуру распевку, хоровое исполнение знакомых песен, синхронное исполнение песни и танца, разучивание новой песенной композиции), «Сказка-сказка, оживи!» в старшей группе (доминантное занятие по развитию музыкально-ритмических движений, с выполнением игр, имитацией движений сказочных персонажей под музыку, исполнением ритмического танца и танца-импровизации, выполнения движений партерной гимнастики).Доминантное занятие «Спасаем друзей с Марией Мирабеллой»

    Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики

  • Комплексное занятие. Музыкальное занятие этого типа содержит в структуре элемент из образовательных разделов «Развитие речи», «Изодеятельность: рисование, лепка, аппликация», «Экспериментирование», «Трудовая деятельность» и др. Комплексное занятие проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Примеры: «Музыка дождя» в первой младшей группе (включение в музыкальное занятие задания по нетрадиционному рисованию: пальчиковая живопись), «Зима» в средней группе (музыкальная деятельность сочетается с изучением и обсуждением наглядного материала: зимние пейзажи).Занятие «В гостях у зимы»

    Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем

  • Интегрированное занятие. Цель такого занятия состоит в раскрытии темы в нескольких видах деятельности: музыкальной и речевой, музыкальной и познавательно-исследовательской и т. д. Для проведения интегрированных занятий часто применяются ИКТ: просмотр презентаций, использование интерактивной доски, компьютеров. Примеры интегрированных занятий: «Музыкальная математика» в старшей группе (развитие музыкальных и математических способностей: соотнесение формы музыкальных инструментов с геометрическими фигурами, игровые задания на выполнение ритмических движений и счёт), «Музыка природы» (обучение видеть взаимодействие музыки и окружающего мира: изучение инструментов из природных материалов (из камешков, орехов, семян, кусочков дерева), прослушивание аудиозаписей с «голосами» природы и соотнесение их с инструментальными мелодиями).Интегрированное занятие «Музыка осени»

    Тема интегрированного занятие раскрывается в образовательных областях: «Художественно-эстетическое» и «Познание», например

  • Креативное занятие. Построение занятия по музыкальному воспитанию в нетрадиционной форме: путешествие, квест, спектакль-импровизация. Включение необычных видов творчества: пантомима, рисование песком, на молоке, через мокрую марлю и т. д. Примеры креативных занятий: «Музыка и театр» в старшей группе (знакомство с театром теней как уникальным видом искусства), «О чём поёт песок» в подготовительной группе (занятие включает творческую часть по рисованию на песке под музыку).Креативное занятие

    Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

Индивидуализация музыкальных занятий

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО. Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Личностный подход реализуется на фронтальных занятиях через индивидуализацию заданий. Любая форма учебного процесса имеет как результат положительное эмоциональное состояние воспитанников. Поэтому благоприятно для внутреннего фона ребёнка то задание, выполнение которого ему под силу и требует некоторого напряжения. Таким образом, отстающие получают задания упрощённые, преуспевающие — повышенной сложности. В современном образовании нет ориентации на «среднего» воспитанника, учитываются способности и потребности каждого.

Примеры дифференцированных заданий:

  • Игра «Море волнуется — раз!»: даётся задание во время проигрыша импровизировать в исполнении танцевальных движений, похожих на движения морских обитателей, слабые воспитанники выполняют волнообразные движения руками в такт музыке.
  • Творческое задание: воспитанники упражняются в придумывании колыбельной, сильные воспитанники сочиняют мелодию (напев) и слова к ней, другие — только мелодию, отстающие пробуют продолжить мелодическую фразу за педагогом.
  • Исполнение: задание в игровой форме по изображению оркестровой деятельности дифференцирует воспитанников по сложности исполнения мелодий на конкретных инструментах (погремушки, колокольчики — простые, дудочки, барабан, металлофон — сложнее).
Музыкальное занятие в ДОУ

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

  • Активное слушание музыки (пластическое интонирование) — восприятие музыкального образа через движение или жест. Дети при помощи движений рук, танцевальной импровизации показывают, что им «видится» в звучащей мелодии.Координационно-подвижная музыкальная игра

    Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

  • Фонопедические упражнения — упражнения по развитию вокальных навыков, голосовые игры.Фонопедические упражнения

    Такие упражнения являются частым приёмом развития голосовых способностей детей

  • Валеологические распевки — простые упражнения-песенки для разработки голосовых связок, создают хорошее настроение и подготавливают к пению.
  • Оркестровка — исполнение мелодий при помощи музыкальных инструментов.
  • Использование музыкального фольклора: народные песни-миниатюры («Сорока-сорока», «Ладушки-ладушки», «Заинька, попляши»), песни с припевом («Во поле берёзка стояла»), народные танцы (с платочком, хороводы, присядка), игра на народных инструментах (ложках, свистульках, трещотках).
  • Мнемотаблицы — схематические рисунки, в которых заложен песенный текст. Использование опорных рисунков делает заучивание песен увлекательным занятием, развивает внимание, слуховую и зрительную память.Мнемотаблица к песне «Кукла»

    Использование мнемотаблиц облегчает заучивание песенных текстов

  • Рефлексия — определение эмоционального состояния, настроения в музыкальной деятельности. Выражением рефлексии для дошкольников являются упражнения на передачу чувств при помощи рисования под музыкальное сопровождение, попытки показать внутреннее состояние в танце.
  • Нетрадиционные приёмы: поэтическое музицирование (придумывание мелодий для стихотворных текстов), дирижирование, театрализация песен.

Фонопедическое упражнение «Утро»

Солнышко сказало:

— Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.

Травка зашептала:

— Мне пора расти! Произносят «ш-ш-ш» на длительном выдохе.

— Пчёлы загудели:

— Мёд пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж», делая glissando в пределах терции в среднем регистре.

— Птицы загалдели:

— Летать, летать, летать. Пропевают «чик-чирик» в высоком и среднем регистрах.

Т. Соколова

http://www.maam.ru/detskijsad/fonopedicheskii-metod-razvitija-golosa-detei-doshkolnogo-vozrasta-po-sisteme-v-v-emeljanova.html

Игра-распевка с артикуляционной гимнастикой «Рыбки»Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют волнообразные движения в воздухе.Пять маленьких рыбок играли в реке,Руки прижаты друг к другу. Переворачивают их с боку на бок.Лежало большое бревно на песке,Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют ими «ныряющее» движение.И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»Качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).А третья сказала: «Мне хочется спать!»Быстро качают ладонями (дрожь).Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).А пятая крикнула: «Здесь крокодил!Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).Плывите скорей, чтобы не проглотил!»

Г. Афанасьева

http://www.maam.ru/detskijsad/pesenki-raspevki-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Видео «Методы и приёмы развития музыкальности на музыкальных занятиях в ДОУ»
https://youtube.com/watch?v=5e-jJSfNZoYVideo can’t be loaded: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТИАНИЮ В ДОУ (https://youtube.com/watch?v=5e-jJSfNZoY)

Мотивирующее начало музыкального занятия

Перед музыкальным руководителем стоит задача по созданию заинтересованности детей в изучении музыки как особого вида искусства, мотивации к развитию творческих способностей. Результативность каждого занятия зависит от степени интереса в начале занятия. Для привлечения внимания детей к теме занятия педагог использует разнообразные приёмы:

  • привлечение сказочных персонажей к проведению занятия
  • создание проблемной ситуации
  • включение воспитанников в игровую ситуацию
  • изучение наглядных материалов: иллюстраций, игрушек, объектов мини-выставки
  • использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц
  • просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Выставка музыкальных инструментов

Изучение экспонатов музыкальной выставки вызывает интерес к знакомству со звучанием инструментов и способами игры на них

Музыкальное занятие в детском саду

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.

Таблица: картотека тем

Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:

  • младшие группы — 15 минут
  • средняя группа — 20 минут
  • старшая группа — 25 минут
  • подготовительная группа — 30 минут

Таблица: примерный временной план музыкальных занятий

Таблица: примеры вводного этапа музыкального занятия

Музыкальное занятие «Курочка Ряба»

Музыкально-ритмическое упражнение «Идём парами» настраивает ребят на позитивный лад

Н. Федоринина. Конспект музыкального занятия «Путешествие в весенний лес», старшая группа

Занятие «Путешествие в весенний лес»

Воспитанники повторяют движения воспитателя во время логоритмики «Идём со всеми звуками»

Музыкальное развлечение и досуг

Досуговые мероприятия содержат в основе развлекательный элемент и призваны расширять кругозор детей, создавать хорошее настроение и укреплять дружеские отношения внутри коллектива. Рекомендуется устраивать развлечения и праздники совместно с родителями и с воспитанниками других групп.

Музыкальный руководитель должен помнить, что праздник является не «восклицательным знаком» в образовательном процессе, а «точкой». Содержание музыкального воспитания дошкольников многопланово и разнообразно, развлекательные мероприятия — это особые включения, одни из которых требуют подготовки (выпускной, утренник), другие проводятся без репетиций (тематические досуги второй половины дня).

Длительность музыкального досуга:

  • в младших и средней группах — не более 30 минут;
  • в старшей и подготовительной группах — не более 50 минут.

Примеры тем для музыкальных развлечений и досугов:

  • мастер-классы по танцам народов мира (африканские, индийские, латиноамериканские и др.)
  • мастер-классы по игре на народных инструментах (балалайка, тамтамы, кастаньеты и др.)
  • исполнение колядок на Рождество, запевных святочных гаданий
  • тематические досуги по временам года: «Осенние посиделки», «Зимние фантазии», «Встреча весны»
  • досуги к государственным и международным праздникам: День народного единства, День защиты детей, День космонавтики, День Победы
  • спортивно-музыкальные досуги по правилам безопасности, ПДД
Т. Алексеева. Музыкальный досуг «Осенние фантазии»
Музыкальный досуг «Осенние фантазии»

Воспитанники исполняют ритмико-музыкальную композицию «Краски осени»

Открытое музыкальное занятие

Организация открытого музыкального занятия обуславливается методической значимостью: презентация инновационной работы, мастерства музыкального руководителя методическому сообществу, коллегам из других ДОУ, молодым специалистам. Занятие проводится без предварительных «репетиций» с воспитанниками, в рамках режимного расписания. Музыкальный руководитель учитывает эмоциональное состояние детей: в случае возникновения тревожности (из-за присутствия наблюдателей в зале) или риска переутомления у детей педагог отклоняется от планируемого сценария занятия, включает необходимые формы работы.

Примеры методичеких целей для открытого музыкального занятия:

  • расширение кругозора детей посредством знакомства с музыкальными традициями в мире: «О чём рассказывают индийские танцы», «Ритмы Африки», «Ковбойский танец-игра лимбо»
  • использование ИКТ: задания на интерактивной доске (дидактические игры, музыкальные викторины), включение презентации на занятии с дошкольниками
  • нетрадиционные формы занятия: «Музыкально-литературный квест», «Невероятное путешествие в страну Сольфеджио»
  • интересные интегрированные занятия: музыкально-художественные (с изучением изобразительных видов искусства), музыкально-спортивные, музыкально-речевые и т. д.
  • включение нетрадиционных видов изодеятельности: песочная графика на световых столах, пальцеграфия, пластилинография и др.
Открытое занятие «Путешествие на полянку дружбы»

Интегрированное музыкальное занятие включает в себя рисование ладошкой

Программа музыкального кружка в детском саду

Для развития музыкальной культуры дошкольников организуется кружок дополнительного образования соответствующей направленности. Занятия кружка проводятся в музыкальном зале во второй половине дня один или два раза в неделю (длительность и частота определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Для функционирования кружка музыкальный руководитель разрабатывает программу, которая утверждается администрацией ДОУ.

Содержание программы:

  1. Общие сведения о кружковой работе: какие нормативные документы взяты в основу разработки, кто является руководителем кружка и его обязанности, кто участники кружка, цели и задачи, содержание работы кружка, контроль.
  2. Пояснительная записка: актуальность организации кружка музыкальной деятельности, условия для реализации программы, формы занятий, ожидаемый результат работы музыкального кружка.
  3. Календарно-тематическое планирование.
Занятие «Весёлые нотки в гостях у ребят» в музыкальном кружке

Функционирование музыкального кружка направлено на расширение представлений о музыкальном искусстве, знакомству с нотной грамотой в т. ч

Фрагмент тематического планирования кружка «Весёлый нотки»:

Октябрь.Занятие 1. Познакомиться с понятиями f и рЗанятие 2. а) учимся хлопать, стучать ритмический рисунок слов, имён, стихов; б)учимся звукоподражать голосам животныхЗанятие 3. Знакомство с различными приёмами игры на детский музыкальных инструментах. игра в угадай мелодиюЗанятие 4. Знакомство с нотками, путешествие в страну «Нотляндию»НоябрьЗанятие 1. Познакомить с симфоническим оркестром (струнной и ударной группой).Занятие 2. Знакомство с понятиями сильная и слабая доли. с помощью попевок.Занятие 3. Знакомство с регистрами (мишки, зайки, птички)Занятие 4. Знакомство с понятиями: размер, пауза, гамма, тоника. с помощью попевок.

Ю. Чаринцева

http://www.maam.ru/detskijsad/programa-muzykalnogo-kruzhka-veselye-notki-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Примеры музыкального приветствия в детском саду

Приветствие «Здравствуйте!» Вариант приветствия для младших дошкольников: простые слова и мелодия Приветствие «Ну, здравствуйте, ребята!» Приветствие, построенное по принципу «вопрос-ответ», настраивает на взаимодействие с педагогом Приветствие «Здравствуйте, мальчишки!» Для старших дошкольников рекомендуются музыкальные приветствия с выполнением ритмических движений

Приветствия на музыкальных занятиях вызывает положительные эмоции у ребят и воспринимается ими как традиция. Для младших дошкольников подходят короткие музыкальные фразы с простыми слова. Закладывают позитивный настрой к взаимодействию с педагогом музыкальные приветствия в форме вопросов и ответов: музыкальный руководитель пропевает вопрос, ребята пропевают ответ. В старшей и подготовительной группах используются приветствия, синтезирующие в себе пений и выполнение ритмико-музыкального упражнения (дети пропевают приветственные слова и одновременно двигаются).

Анализ музыкального занятия

С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:

  1. Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
  2. Использованное оборудование и наглядные материалы
  3. Структура занятия
  4. Установление обратной связи с воспитанниками
  5. Содержание занятия, форма изложения материала
  6. Методы работы на занятии

Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:

  • «На занятии были достигнуты поставленные цель и задачи. Тема занятия послностью раскрыта в этой возрастной группе. Минусом является эмоциональное переутомление воспитанников, в следствие чего на последнем этапе занятия был потерян контакт между музыкальным руководителем и детьми. Причины такого состояния у детей видится в несоответствии использованного оборудования и формы изложения материала (просмотр слайдов на проекторном полотне). В конспекте занятия внесены коррективы: презентация заменена на рассматривание картинок с паралелльным обсуждением».
  • «Занятие по теме «Ударные музыкальные инструменты» в старшей группе вызвало положительные эмоции у воспитанников. Создание игровой ситуации в качестве вводного этопа занятия вызвало заинтересованность детей и желание активно работать с педагогом. Поставленные цели и задачи реализованы. Минус занятия заключается в однообразии материальной базы (инструменты: барабаны). Предполагается привлечь администрацию сада и родителей к пополнению инструментальной базы музыкального зала».

На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.

Обязанности музыкального руководителя в ДОУ и взаимодействие с воспитателями

  1. Организация и проведение музыкальных занятий различных видов в соответствии с образовательной программой детского сада
  2. Планирование и проведение мастер-классов и консультаций с воспитателями детского сада по развитию музыкальных способностей детей
  3. Взаимодействие с родителями воспитанников: приглашение на открытые занятия, привлечение к оформлению музыкального зала, проведение консультаций по музыкальному воспитанию в кругу семьи
  4. Планирование и организация музыкальных развлечений, досугов и праздников в детском саду
  5. Подготовка к детским утренникам, выпускному
  6. Выявление музыкально одарённых детей, подготовка к участию и сопровождение на конкурсы
  7. Самообразование, повышение исполнительского и педагогического мастерства: публикация методических разработок, проведение открытых занятий, участие в конференциях и семинарах

Постоянное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей способствует результативному проведению занятий и активному развитию музыкальных способностей детей. Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях со своей группой и выполняет организаторскую функцию:

  • во время ритмико-музыкальных упражнений выполняет движения вместе с детьми
  • выполняет показ танцевальных движений
  • проводит познавательную или эвристическую беседу при изучении наглядного материала (знакомство с внешним видом инструментов, рассматривание репродукций)
  • во время хорового пения исполняет (по просьбе музыкального руководителя) отдельные фразы или куплет, в которых воспитанники испытывают сложности
  • распределяет роли для музыкальной игры-драматизации, инструменты для оркестровки
  • выбирает ведущего для проведения музыкальной игры

Воспитатель осуществляет преемственность занятий в музыкальном зале с образовательным процессом во всех режимных моментах. Музыкальное сопровождение подбирается воспитателем для утренней гимнастики, подвижных игр, мотивирующего начала занятий НОД. Аудиозаписи включаются фоном во время прослушивания литературных текстов, изготовления поделок, тихих игр и досугов в вечернее время.

Предметно-развивающая среда группы обязательно включает центр музыкальной активности, в котором воспитатель проводит индивидуальные занятия с детьми, корректируя и закрепляя музыкальные навыки воспитанников. Музыкальный уголок должен быть уютным, побуждать детей к самостоятельному изучению мини-выставок, стенгазет и плакатов. В зоне музыкальной деятельности воспитанниками осуществляется самостоятельная деятельность: придумывание мелодий, изучение дидактических и настольных игр, сюжетно-ролевые игры «Оркестр», «Музыкальный театр».

Развитие музыкальных способностей ребёнка зависит от степени его вовлечённости в образовательный процесс. Мир звуков, мелодий и песен должен захватывать и звать в сферу прекрасного. Умение эмоционально ощущать музыкальные образы и понимать структуру песенных и танцевальных композиций свидетельствует о высокой степени развития мыслительных способностей ребёнка.

Мария Скопина Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Елькина Анджела Валентиновна » Музыкальные занятия в детском саду

Музыкальные занятия позволяют ребёнку не только в увлекательной игровой форме войти в мир музыки, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка. Весёлые песенки, упражнения под музыку, потешки, народная и классическая музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности ребёнка, формирование его творческих способностей.

Занятия развивают двигательные навыки, координацию, концентрацию внимания, речь (подпевание), дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух, а также в доступной игровой форме обучаются игре на музыкальных инструментах (металлофонах, ксилофонах).

От форм организации зависит обучение и музыкальное развитие детей, так как каждая форма несёт свою нагрузку. I. Главная и первая форма организации — музыкальные занятия, которые можно разделить по разным параметрам: 1. По составу и количеству детей: — фронтальные — присутствует вся группа; — по подгруппам (групповые) — 6-8 человек; — индивидуальные; — объединённые — 2-3 группы. Групповые занятия.

Включаются разные виды деятельности с отстающими и развитыми детьми, а также разучивание танцев, композиций. Индивидуальные занятия. Подготовка детей к праздникам, работа с отстающими или одарёнными. Объединённые занятия. Проводятся 1-2- раза перед праздниками, чтобы отрепетировать начало праздника, общие построения, познакомить детей с ведущим. 2. По видам и содержанию: — типовые, — доминантные, — тематические, — комплексные. Типовое фронтальное занятие объединяет все виды деятельности, творчество и имеет традиционную структуру. Если структура не сохраняется — это вариативное занятие. Структура типового занятия: 1. Вход в зал. 2. Музыкально — ритмические движения в виде упражнений. 3. Слушание музыки. 4. Пение, включающее: распевание, речетация с речевой вокализацией, разучивание песен. 5. Музыкально-ритмические движения в виде игр, танцев, хороводов. 6. Игра на д.м.и. 7. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности). Доминантное занятие. Проводится по двум причинам: развитие какого-либо вида музыкальной деятельности или развитие какой-либо музыкальной способности. Включает в себя все виды деятельности. Например, доминантное занятие по пению имеет следующую структуру: — Вход в зал под маршевую песню. — Слушание вокальной музыки, песни. — Пение — расширенный раздел. — Игра, хоровод с пением. — Д.м.и. — попевки. Планируя доминантное занятие по развитию чувства ритма, необходимо хорошо продумать музыкальный репертуар, например, для слушания предложить детям песню с интересным ритмом («Неаполитанская песенка» П.Чайковского). Тематические занятия могут быть: собственно тематические («Зима в лесу»), музыкально-тематические («Шутка в музыке», «Творчество композитора»), сюжетные (всё занятие связано единым сюжетом). Комплексные занятия. Цель: дать детям представление о специфике различных видов искусства: о музыке, живописи, поэзии, театре, хореографии и т.д. В комплексном занятии может присутствовать как часть занятия раздел: развитие речи, ИЗО, лепка, труд, театральная деятельность и т.д. Используются не только музыкальные виды деятельности. Это занятие проводит воспитатель с участием муз. руководителя.

II. Музыка в быту детского сада. 1. Слушание в грамзаписи, на прогулке. 2. Фон для игр, во время приёма, укладывания спать. 3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей. 4. Упражнения, игры, утренняя гимнастика. 5. Музыка на занятиях в группе. III. Развлечения. 1. Тематические музыкальные вечера. 2. Беседы-концерты. 3. Все виды театров. 4. Игры-хороводы, забавы. IV. Праздники. Народные («Масленица»), календарные («Новый год», «День Победы»), тематические (Выпускной», «8 марта», «День зашиты детей», «День знаний» и т.д.)

Требования, предъявляемые к содержанию и структуре занятия:

— реализовать идейно-нравственное воспитание детей средствами искусства; — приобщить детей к жизни детского сада, к общественным природным явлениям; помочь сплочению детского коллектива; побудить к активному, но посильному участию в преобразовании жизни детского сада, стремясь сделать её привлекательной и радостной; — обеспечить поступательное движение в развитии музыкальных способностей, а также в формировании навыков и знаний в исполнительской и творческой деятельности; — сделать занятия вариативными, чтобы дети приучались действовать в новых условиях, соответствующих их возрастным особенностям; — сочетать индивидуальный, дифференцированный и фронтальный подход, который делает учебный процесс экономным и обеспечивает оптимальное развитие всех детей.

Фронтальный подход позволяет сократить срок выполнения учебных заданий, так как даются общие методические указания, демонстрируется общий показ (исполнение музыкального произведения, рассматривание художественной картинки, объяснение тех или иных приёмов исполнения). Обычно за демонстрацией и общим пояснением следует исполнение детьми тех или иных действий. Дифференцированный подход осуществляется путём выполнения одинакового задания небольшой группой детей (5-8чел.), сходных по уровню подготовленности, развитию, возрастным возможностям. Это позволяет разнообразить, дифференцировать и учебные задания: одним детям предлагается выполнить их сразу, другим — постепенно. Все дети усваивают материал, но темп и качество его усвоения различны. Например, разучивается один и тот же репертуар, но задания для детей разные. Старшие выразительно исполняют песню, одновременно подыгрывая на детском инструменте, а младшие слушают их пение и игру. Или же младшие выполняют сравнительно лёгкие задания, а старшие – более сложные, например, поют более сложную часть песни. Индивидуальный подход — требует от педагога предварительного знакомства с особенностями музыкального развития каждого ребёнка. Выводы о различном уровне развития музыкальной деятельности детей можно делать, наблюдая за ними лишь в процессе постоянного общения. Таким образом, суть индивидуально-дифференцированного подхода к детям на фронтальных занятиях в том, чтобы обеспечить каждому ребёнку соответствующую нагрузку, с тем, чтобы все нужные ступеньки были освоены.

На музыкальных занятиях, как и на других занятиях, осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам деятельности (пению, движению и т.д.), чего нет на других занятиях. На физкультурные занятия тоже включают различную детскую деятельность – упражнения гимнастического типа, игры, перестроения, но они направлены только на развитие движений. Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъёма, когда звучат произведения, различные по тематике, настроению. Другая трудность – последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трёх песен, над которыми ведётся работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается. Аналогичен процесс обучения ритмики – в новой пляске дети постепенно усваивают отдельные её элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют. Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивание музыкального репертуара; вариативность и соответствие возрастным возможностям детей. Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку. Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Весёлая, интересная игра повышает активность, поэтому её лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий. В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности. Вначале занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2-3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, весёлой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуются с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно. Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена определённая тема, например, знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности, например, с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приёмы, которые подчёркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятия можно назвать тематическим. Ещё один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача («знакомство с космосом», «проводы зимы», «родная армия2 и т.д.). Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребёнка. Структура занятий должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринуждённый, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.

Это сообщение было написано Пятница, августа 24, 2012 в 15:59 в разделе Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Музыкальные занятия, Ранний возраст, теория и методика. Вы можете получать сообщения подписавшись RSS 2.0 на ленту. Вы можете оставить комментарий, or trackback на Вашем сайте.

www.2099.ru

Елькина Анджела Валентиновна » Музыкальные занятия в детском саду

Содержание и структура музыкальных занятий в детском саду Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей.

Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества.  Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно.  Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Первый год жизни рассматривается как подготовительный этап к обучению, основанный на активном общении взрослого и малыша. Начиная со второй группы раннего возраста (и во всех последующих группах) музыкальные занятия проводятся сначала небольшими подгруппами, а затем со всеми вместе по 10 — 13 минут два раза в неделю. Содержание занятий включает обучение пению, слушанию музыки, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Остановимся на некоторых общих вопросах, раскрывающих содержание занятий. На музыкальных, как и на других занятиях осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т. д) чего нет, скажем, на занятиях по рисованию, лепке, математике и др. Отметим, что физкультурные занятия тоже включают различную детскую деятельность — упражнения гимнастического типа, игры перестроения, но они направлены только на развитие движений. Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, -различные по тематике, настроению. Другая трудность — последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается. Аналогичен процесс обучения ритмике — в новой пляске дети постепенно усваивают отдельные ее элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют. Требования к построению занятия Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара. преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара; вариативность и соответствие возрастным возможностям детей. Рассмотрим эти требования. Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку. Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий. В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности. Вначале занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2—3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно. Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена какая-либо определенная тема, например знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности, например с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приемы, которые подчеркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятий можно назвать тематическим. И наконец, еще один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача («знакомство с космосом», «проводы зимы», «родная армия» и т. д.). Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребенка. Структура занятия должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.   Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.Источник: Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной.

Это сообщение было написано Вторник, ноября 8, 2011 в 23:10 в разделе Музыкальное развитие детей. Вы можете получать сообщения подписавшись RSS 2.0 на ленту. Вы можете оставить комментарий, or trackback на Вашем сайте.

www.2099.ru

Сообщение:" Виды музыкальных занятий в детском саду"

Музыкальные занятия в детском саду.

Подготовила: Кубасова Е.Ф. – музыкальный руководитель МАДОУ № 82 «Гусельки» г. Северодвинска

Виды музыкальных занятий в детском саду: Традиционное. Доминантное. Тематическое. Комплексное.

Традиционный урок – урок, в ходе которого объединены все, предлагаемые программой, виды детской художественной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах в детском саду. В практике обучения во время традиционного занятия считают делимым распределение различных видов деятельности в такой последовательности. В начале занятия дают небольшие упражнения тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для нового танца, хоровода, праздничного марша). Эти движения организуют внимание детей в детском саду и готовят их к задачам, требующих слухового внимания. После упражнений дети слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих задач, и прав на развитие слуха, разучивание 2-3 песен.

Следующим этапом обучения является ритмическая деятельность в форме игры, веселого танца, хоровода. Спокойные задачи позволяют равномерно распределять физическую нагрузку на детей. Музыкальные занятие в детском саду по структуре  должна быть гибкой и, соответственно возрасту детей, содержания, особенностей материала, видоизменяться. Можно начать уроки не из ритмических упражнений, а по пению или слушание музыки, а также по выполнению новой песни или пьесы для движений. Начиная со средней группы, применяют задачи на развитие детского творчества в движениях и пластике. В старшей группе - песни на творчество. Важным компонентом урока являются дидактические игры. Задача традиционного музыкального занятия в детском саду: Раскрытие разновидностей  музыкального искусства, практики человека.

Тематическое занятие - это урок, в который, в его содержании интегрируют музыкальную деятельность, во время которой дети в детском саду учатся понимать художественные произведения в трех ведущих темах: Какие эмоции и чувства передает и вызывает музыка? О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка? Эти три темы определяют последовательность овладения музыкального произведения. Вместе с этим воспитательный смысл тематических занятий в детском саду может быть обогащен жизненной тематикой. В младших и средних группах рекомендуют такую тематику. Например: Игрушки: "На гостях у игрушек", "Праздник Новогодних игрушек". Природные явления: "К солнышку в гости", "Солнышко и дождик". Времена года: "Призываем птиц к родному краю", "Приключения осеннего листочка". Старшим дошкольникам желательно предложить темы социального направления. Например: "Песни любимого композитора", "Яркий мир музыкальных звуков", "Что мы знаем о инструментах", "Танцевальные жанры в музыке" и т.п.. Задача тематического музыкального занятия в детском саду: Познакомить детей с широкой культурной и специальной информации.

Доминантное занятие – урок, в котором доминирует один из видов детской деятельности. Задача доминантного  музыкального занятия в детском саду - создать атмосферу для урока по определенному виду искусства. Обогащать представления детей об особенностях определенного вида искусства. Проверять навыки, развивать творческие умения. Разучивать репертуар к праздникам и развлечения. В ходе урока в детском саду целесообразно: варьировать детскую  восприимчивость; практиковать коллективное и индивидуальное исполнение песен или движений с творческим исполнением, осуществлять поочередное исполнение детей и взрослых.

Комплексный урок.  

В нем интегрируют несколько видов деятельности (в основном художественных): песенную (или танцевальную), художественно-речевую, изобразительную. Определенную тему раскрывают через эти виды художественной деятельности. Тематикой для построения комплексного занятия в детском саду музыкального может быть: итог о временах года, народный фольклор, народное искусство, народные праздники, классическая музыка и т.д.. Под влиянием прослушанной музыки кто-то из детей демонстрирует способности в словотворчества, кто-то в рисовании, аппликации, лепке или придумывают движения для игры. Проведение этих уроков требует серьезной подготовки всех воспитателей детского сада, работающих с данной группой детей. Комплексные уроки в детском саду проводятся после того, как дети на занятии по рисованию (аппликации), музыки, художественной литературы (развития речи) усвоили ряд программных знаний. Задача комплексного занятия - развитие различных творческих способностей у детей детского дошкольного возраста в саду (изобразительных, музыкальных, театральных, литературных) средствами музыки.

infourok.ru

Музыкальное занятие в детском саду

Конспект музыкального занятия в старшей группе

« Приключения Кота Рыжика»

Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи:

v Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;

v Воспитывать в детях любовь к окружающим. Дружеское отношение к сверстникам;

v Познакомить детей с новыми элементами артикуляционной гимнастики, движениями оздоровительных упражнений;

v Развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики; соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх, самомассажах;

v Подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией.

Наглядный и дидактический материал: осенний лес, домик, зеркальные цветочки, маски кота  и мышки, нотки Мажор и Минор, ТСО, музыкальное оформление.

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 

Муз.рук. Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Так и хочется пожелать всем-всем: «Доброе утро!» Поэтому давайте пожелаем доброго утра нашим гостям веселой песенкой.

Дети исполняют валеологическую песенку-распевку с оздоровительным массажем «Доброе утро» О.Н. Арсеневской

 

Доброе утро                                  

Улыбнись скорее

И сегодня весь деньХлопают в ладоши

Будет веселее.

 

Мы погладим лобик,                    Выполняют движения по тексту

Носик и щечки

Будем мы красивыми,                 Постепенно поднимают руки вверх, выполняют фонарики

Как в саду цветочки.

 

Разотрём ладошки                         Движения по тексту

Сильнее-сильнее,

А теперь похлопаем

Смелее-смелее.

 

Ушки мы теперь потрем,

И здоровье сбережем

Улыбнемся снова

Будьте все здоровы!                     Разводят руки в сторону.

 

Муз.рук. Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку, чтобы стало ещё веселей. Присаживайтесь ребятки.

Открываю ноты и вижу пустые листы с дырками.

— Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете?

Ответы детей.

Муз.рук.  Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать? (Задумываюсь.) Придумал! Нужно позвонить в музыкальное справочное бюро.

Звоню по телефону:

— Алло! Справочное? Помогите!

Нам помощника пришлите!

Надо нотки нам найти,

Чтоб занятье провести.

Голос из телефонной трубки (запись на кассете)

— Мы сейчас кота пришлём.

 

Муз.рук.  Вот спасибо! Очень ждем!

                   Про кота игру мы знаем

                   И сейчас в неё сыграем!

Речевая игра-диалог «Тра-та-та» (модель Т. Тютюнниковой)

Дети встают по всему залу парами, рассказывают потешку, сопровождая движениями: покачивания головой, изображение полосок у кота, длинных усов, кисточек на ушах. На слова последней строчки дети обнимаются и поворачиваются к зрителям, выставив ногу на пятку.

Девочки:     Тра-та-та! Тра-та-та!

    Вышла кошка за кота!

Мальчики: За кота-котовича?

Девочки:     За Петра Петровича!

Вместе:        Он усат, полосат,

    В ушах кисточки висят.

    Ну, не кот, а просто клад!

В это время музыкальный руководитель надевает шапочку  кота.

Кот Рыжик:

Мяу-Мяу! Да, я такой!

Я просто клад для всех ребят!

Мяу! Всем привет, друзья!

Как же рад вас видеть я!

Кот Рыжик:  Меня зовут кот Рыжик. Я ученый кот из великой кошачьей страны Мурляндия.

 Песенку вы про меня слушайте скорее

И, конечно, подпевайте «мяу» веселее!        

Кот Рыжик исполняет песню «Диис» г.Ховалыгныы

 

Кот Рыжик:Рыжик, где же нам нотки найти?

Все мыши живут в Мышином королевстве. А правит там королева Мышильда – злая и коварная. Но мы не знаем дороги. Как же в это королевство попасть?

Кот Рыжик: Только настоящие коты могут найти мышь. А я ведь – супер-кот! Вперед, мои друзья!

Выполняем динамическое упражнение «По дорожке»(модель В.И. Ковалько, «Азбука физкультминуток»).

По дорожке, по дорожке                             Подскоки на правой ноге.

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке                                 Подскоки на левой ноге.

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,                                  Легкий бег на носках.

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке                                Прыжки на месте.

Мы попрыгаем, как зайки.

Сладко потянулись,                                       Руки вверх, потягиваются.

Всем улыбнулись.

 

Кот Рыжик: (принюхивается). Ребята, смотрите, впереди домик!  Это уже Мышиное королевство?Нет! Здесь мышами не пахнет. Прислушайтесь, в домике кто-то песенку поёт.

Звучит вступление к «Частушкам»

Кот Рыжик: Ребята, давайте я посмотрю, что находится в домике. (Протягивает в домик руки и достаёт карточки с изображением рожиц весёлого и грустного характера).

Кот Рыжик: Посмотрите ребята, самих гномиков дома нет, но они оставили нам свои фотографии.

(Музыкальный руководитель показывает и спрашивает у детей какие храктеры изображены. Объясняет, что один из них весёлый – это братец мажор, а другой грустный – это братец минор)

 

Частушки:

(Весело)  В доме До Мажор живёт,

Звонко песенки поёт –

Добрые, мажорные.

Весёлые, задорные!

(Грустно)  Ре Минор к реке пошёл,

Песню грустную завел:

— Ох! Река проворная.

Ох! Судьба минорная!

Кот Рыжик:Ребята, это же домик где живут братцы-гномики: Мажор и Минор!

Кот Рыжик: Но мы ищем мышиное королевство. Мыши украли наши нотки. А наши ребята так любят петь, танцевать и под музыку играть.

 Ребята, а хотите  поиграть? Внимательно слушайте музыку и передавайте её настроение движениями, мимикой, жестами.

Активное слушание музыки «Мажор или минор?».

Под весёлую музыку дети прыгают, танцуют, смеются, а по грустную – ходят с опущенными головами.

Кот Рыжик:  Дети, очень грустно мне!

Что-то хрумкает в спине.

В горле всё болит, горит,

Нос мой булькает, сопит.

Кот Рыжик:  Дети сейчас  вмиг вылечат меня!Давайте сейчас  выполним  игровой массаж «Дружок»

Дети и  Кот Рыжик  выполняют комплекс игрового массажа «Дружок».

Дети стоят парами по всему залу.

У меня такие ручки!                      Стоят спиной друг к другу, гладят свои руки.

По-смо-три!

Звонко хлопают в ладоши.            Хлопают.

Раз, два, три!

Твои ручки тожеПоворачиваются  друг к другу, гладят по ручкам друг друга.

На мои похожи.                              

Хорошо с тобой, дружок,               Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

 

У меня такие щечки!                      Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки.

По-смо-три!

Я пощиплю их немножко.              Легко щиплют щечки.

Раз, два, три!

Твои щечки тожеПоворачиваются, растирают щечки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок.               Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

 

У меня такие ушки!                        Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей.

По-смо-три!

Разотру их потихоньку.                  Растирают уши с усилием.

Раз, два, три!

Твои ушки тожеПоворачиваются друг к другу, теребят ушки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,                 Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

Кот Рыжик:  Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду делать эту          замечательную зарядку!

 

                       Все пойдемте танцевать!

Кот Рыжик: А давайте станцуем танец, который очень любят в моей стране Мурляндии. Я буду вам показывать, а вы не зевайте за мной все дружно повторяйте!

Дети с Котом Рыжиком исполняют «Кошачью пляску»

(песня «Мурляндия» муз.и сл. Н Тимофеевой)

Кот Рыжик:  Как с вами весело! А вы знаете, что музыка и смех продлевает жизнь. И за это я подарю вам разноцветные смешинки. (Дарит детям баночку разноцветных конфет-драже)

(Вновь идут далее под музыку по кругу)

 

Дети останавливаются возле зеркальных цветов – на картонные или пластиковые цветы наклеены зеркальца в пластмассовой оправе.

 

Кот Рыжик:Что за чудо? Я таких цветов никогда не видел! А вы, ребята? Это же поляна зеркальных цветов!

Дети:  А для чего они?

Кот Рыжик:  Чтобы удобнее было гимнастику для наших язычков делать!

                         Мы цветы сейчас возьмём

                        И гимнастику начнём!

Дети садятся на ковер и выполняют движения по тексту, смотрят в зеркальца, следя за правильным исполнением упражнения.

Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Рыжиком»

Котик Рыжик утром встал,          Дети потягиваются.

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево –     В улыбке открыть рот и кончиком языка сильно «почистить»

Чистим зубки мы умело.за нижними зубами 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6 раз.

Пополощем ротик,                        Имитация полоскания ротика.

Как чистюля котик.

Рыжик наш расческу взялВ улыбке закусить язык зубами, «протаскивать» язык между

И причесываться стал.зубами вперед-назад.

Мы за ним не отстаем –

Все покажем язычком.

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Рыжик спинку выгибает,             Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы,

                                                                       спинку языка выгнуть, удерживая под счет до восьми.

Рыжик спинку прогибает.            Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы.

А теперь язык наш – мяч.             Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну

Начинаем футбольный матч!       то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Гол забили мы! Ура!

Вот и завтракать пора:                  Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на Котик нам напек блины.нижнюю губу и удерживать под счет до пяти.

Со сметаною они.

Как сметану любит Котик?          Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем

Оближи скорее ротик.нижнюю губу.

А теперь чаек попьем,                   Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его  к

Чай мы в чашечку нальем.носу, загибая боковые стороны язычка в виде чашечки.

Рыжик сыт, Рыжик рад!                Ритмично хлопать в ладоши.

Рыжик любит всех ребят!

Звучит музыка «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Появляется Мышильда.

 

Мышильда:  Тиш-ш-е! Тиш-ш-е! Расш-ш-шумелись тут!

Кот Рыжик:  Кто ты такая?

Мышильда:  Я великая королева Мышильда. Я терпеть не могу музыку и смех, особенно детский. Я даже прогрызла ваши ноты с песенками, чтобы было тихо. А вы опять нарушили тишину. Я сейчас вмиг превращу детей в мышей.

Кот Рыжик:  Мяу! Ничего ты не сделаешь, ведь наши дети могут так весело смеяться. Ребята, давайте громко-громко засмеёмся!

Дети смеются.

Мышильда: Нет! Не надо! Спасите! Помогите! Тише! Тише! (убегает)

Раздается звук лопнувшего шарика, и из-за ширмы летят листочки с нотами.

Кот Рыжик:Ребята, смотрите, это же наши нотки!

Ура! Мы победили злуюМышильду!

Кот Рыжик.  Спасибо вам дети! Без вас мы никогда не нашли бы свои ноты. Теперь мы сможем сыграть нашим добрую музыку. Ребятки, ну что, возвращаемся в наш детский сад?

Кот Рыжик: Вы проделали такой длинный путь, и, наверное, очень устали, а я знаю отличное заклинание, чтобы вам быстрее вернуться в детский сад.

— Глазки закрывайте,

Ручки опускайте,

Вправо-влево повернитесь,

В детском садике очутитесь!

Дети открывают глаза. Музыкальный руководитель снимает шапочку кота.

Муз.рук: Ну, вот мы с вами и вернулись, присаживайтесь скорее на стульчики и я вам сыграю добрую музыку, которую мы с вами нашли у злой Мышильды.

 Дети рассаживаются на свои места.

Исполняю песню «Улыбка» В. Шаинского.

 

Муз.рук:  Ну, вот, ребятки, наше занятие окончено, большое вам спасибо, за то, что вы были такими смелыми и активными и не испугались злой Мышильды, и спасли мои ноты! Забирайте в группу свои разноцветные смешинки, которые вам подарили гномики. До свидания!

Включаю песенку «Улыбка», дети идут в группу.

 

 

 

Самоанализ  музыкального  занятия:

Тема моего занятия «Приключения Кота Рыжика»

Целью  данного  занятия  стало:  формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности.

На  занятии   решались следующие задачи:

Образовательные:

v Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;

v Воспитывать в детях любовь к окружающим. Дружеское отношение к сверстникам;

v Познакомить детей с новыми элементами артикуляционной гимнастики, движениями оздоровительных упражнений;

Развивающие:

v Развивать чувство ритма, упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально-ритмичных движений;

v Развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики; соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх, самомассажах;

Воспитательные:

v Подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией.

v -воспитывать эстетический вкус в передаче образа

v -совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка

v — воспитывать умение общаться через песню

4. Оздоровительная:

— с помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологическойраспевки, музыкотерапии, динамических и музыкально-ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье

— с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)

— слушание классической музыки стабилизирует эмоциональное состояние;

— формировать произвольное внимание памяти; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.

Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи. При планировании данного  занятия, я постарался учесть особенности и возможности детей,   находящихся  в  детском саду: показать культуру слушания музыки и образного ее описания, представления, отгадывания образов; способность и желание импровизировать танцевальные движения под музыку; любовь детей к игре, пению, валеологическихраспевок, психогимнастики.

   Структура занятия:1. Приветственнаявалеологическая песенка-распевка «Доброе утро!», своеобразный психотренинг, настраивающий с первых секунд занятия на положительное восприятие происходящего.

2. Речевая игра-диалог «Тра-та-та» (Модель Т.Тютюнниковой)

3. Динамическое упражнение «По дорожке» (Модель В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток»)

4.Объяснение Мажора и Минора

5. Игра «Громко, тихо»

6.Активное слушание музыки «Мажор или Минор?»

7. Игровой массаж «Дружок»

8. Музыкально-ритмические движения «Полька»

9. Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Рыжиком»

10.Исполнение песни «Улыбка» В.Шаинский

По требованию ФГОС :  занятие проводилось в музыкальном зале в первой половине дня, с детьми  старшей группы.  Музыкальный зал  имеет все необходимое музыкально-техническое обеспечение – музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр.

Для проведения  занятия, музыкальный зал был разбит на зоны:— зона для слушания – восприятия музыки и просмотра изображений -зона для музыкально-двигательных упражнений и игр-зона для  размещения  наглядностей.

Такое зонирование или пространственная среда  помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно.Большое значение для решения задач я отвожу подбору репертуара. Главным критерием значимости любого произведения является его содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционального воздействия исполняемого произведения во многом зависит от того, как мы сумеем подать ее, что скажем о ней, как направим внимание детей, чтобы произведение дошло до их сердца, вызвало заинтересованность. На занятии я использовал классическую и русскую народную музыку русских и зарубежных композиторов, использовал национально-региональный компонент.

Р.Н.П «Частушки»

Песня «Диис» Г.Ховалыгныы

песня «Мурляндия» муз.и сл. Н Тимофеевой

музыка «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.

«Полька» М.Глинка

Качество фонограмм и репродукций было высоким и соответствовало программным задачам и уровню развития детей. Кроме того я постарался исполнить произведения на фортепиано хорошо, предварительно отработав их.На занятии я реализовал следующие принципы федерального государственного образовательного стандарта:

Принцип создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.Принцип от игры – к сознательности предполагает моделирование игровой ситуации и через игру — формирование сознательного отношения к музыкальной деятельности, освоения знаний, умений и навыков. Задача педагога – научить ребенка сознательно анализировать музыкальные произведения, контролировать звучание голоса,  определять его достоинства и недостатки.Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара. Использовал  следующие методы и приемы:

По требованию ФГОС я старался составить конспект и использовать наглядный материал, чтобы соответствовать современным информационно-коммуникативным технологиям.

— прием придумывания сюжета и создание игровой ситуации. здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения;— прием активного слушания музыки. Я построил занятие так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия.Так пение сменилось игрой на  слушание музыки,  ритмопластические упражнения и танцевальное творчество. Занятие получилось насыщенным разными видами деятельности. Музыкальный руководитель и воспитатель выступали в роли не только наставников, но и непосредственных участников: вместе с детьми пели, делали артикуляционную гимнастику,упражнения, играли, общались с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне со взрослыми, быть соавторами происходящего. Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Такие  занятия положительно влияют на развитие музыкальных и художественных, физических способностей детей,  находящихся  в детском саду.

Я старался создать у детей эмоциональное, радостное  настроение. Думаю, что моим детям сегодняшнее занятие было интересным.

Считаю, что мне, удалось реализовать поставленные задачи. Соблюдал санитарно-гигиенические требования, произведено перед занятием проветривание зала. 

 

 

 Методическая литература:

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду. / О.Н.Арсеньевская/.

infourok.ru


Смотрите также

НАШИ НОВОСТИ
05.05.2017

Утренник

04.05.2017

Фото-выставка

03.05.2017

Просмотр видео роликов "Прикоснись к подвигу сердцем"

21.04.2017

Конференция

14.04.2017

Волонтерская акция

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930