7.4. Логопедическая документация детского сада для детей с нарушениями речи. Детсады для детей с нарушением речи


Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи. (Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида — ДОУ)

Научными исследованиями в области дефектологии до­казано исключительно важное значение раннего распозна­вания дефекта и его ранней коррекции. В большинстве случаев специальное дошкольное обуче­ние и воспитание корректируют нарушения в развитии и тем самым предупреждают затруднения детей при обучении в школе (Т. А. Власова, 1972).

При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа с детьми приводит к значитель­ной компенсации дефекта.

Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи начала развиваться с I960 г. Вначале это были отдель­ные экспериментальные группы, организованные при мас­совых детских садах, а затем — отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи.

Первоначально в детских садах открывались группы для детей только с легкими нарушениями речи (недоразвитием фонетической стороны речи). Затем были организованы группы для детей с более сложными нарушениями (заика­ющихся детей, для детей с общим недоразвитием речи). На основании приказа МП СССР от 21 ноября 1972 г. № 125 утверждена номенклатура специальных дошкольных уч­реждений для аномальных детей системы просвещения.

1 июля 1995 года выходит постановление правительства РФ № 677, в котором утверждается «Типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях». В соответ­ствии с этим положением организуются детские сады (ДОУ) компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Детские сады, ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа комплектуются непос­редственно теми отделами народного образования, в ве­дении которых находятся указанные дошкольные учреж­дения.

Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончив­шие обучение и не достигшие 7-летнего возраста, перево­дятся в дошкольные учреждения общего типа.

Основные задачи логопедического обучения детей с раз­личными видами речевых аномалий в условиях специаль­ных дошкольных учреждений включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой и школьному обучению.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

• своевременным обследованием детей;

• рациональным составлением расписания занятий;

• планированием индивидуальной работы с каждым ре­бенком;

• наличием планов фронтальных занятий;

• оснащением их необходимым оборудованием и нагляд­ными пособиями;

• совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных тре­бований. Для дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Пре­дусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделя­ются в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по кор­рекции речи (по заданию логопеда). Воспитатель планиру­ет свою работу с учетом программных требований и рече­вых возможностей детей. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефек­ты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учиты­вать речевые возможности каждого ребенка. Совместно с логопедом (в группах ОНР, ФФН) планируются занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, подготовке к письму и т. д. Преемственность в работе логопеда и воспи­тателя фиксируется в специальной тетради.

По мере развития сети дошкольных учреждений, обеспе­чивающих потребность в логопедической помощи, осуществ­ляется их дальнейшая дифференциация для детей с различ­ными речевыми аномалиями (заикающиеся с нормальным уровнем речевого развития — заикающиеся с недоразвитием речи; дети с легкой степенью дизартрии; дети с ринолалией и др.).

В последнее время в ряде регионов страны открываются дошкольные логопедические кабинеты в детских садах об­щего типа. Логопед оказывает консультативную и коррекционную помощь по типу амбулаторного приема детям пре­имущественно с нарушениями произношения.

В логопедической помощи в условиях специальных дош­кольных учреждений нуждаются дети, имеющие недостат­ки речи при других нозологических формах (олигофрения, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата), а так­же дети с задержкой психического развития.

Согласно положению «О типовых штатах дошкольных учреждений специального назначения для детей с дефек­тами умственного и физического развития и об оплате тру­да учителей-дефектологов и учителей-логопедов» (из при­каза министра просвещения от 14 октября 1975 г. № 131) в детских садах (яслях-садах) для детей с нарушением зре­ния, опорно-двигательного аппарата и интеллекта вводит­ся должность учителя-дефектолога из расчета 1 единица на группу.

pdnr.ru

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи — Мегаобучалка

Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции.

В значительном ряде случаев специальное дошкольное обучение и воспитание корригируют нарушения в развитии и тем самым предупреждают затруднения детей при обучении в школе (Т. А. Власова, 1972).

При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа с детьми приводит к значительной компенсации дефекта.

Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи начала развиваться с 1960 г. Вначале это были отдельные экспериментальные группы, организованные при массовых детских садах, а затем — отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи.

Первоначально в детских садах открывались группы для детей только с легкими нарушениями речи (недоразвитием фонетической стороны речи). Затем были организованы группы для детей с более сложными нарушениями (заикающихся детей, для детей с общим недоразвитием речи). На основании приказа МП СССР от 21 ноября 1972 г. № 125 утверждена номенклатура специальных дошкольных учреждений для аномальных детей системы просвещения.

Детские сады, ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования, в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.

Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие обучение и не достигшие 7-летнего возраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа.

Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специальных дошкольных учреждений включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

своевременным обследованием детей; рациональным составлением расписания занятий; планированием индивидуальной работы с каждым ребенком; наличием планов фронтальных занятий; оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями; совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.

Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрастных группах лиц с нарушениями речи зависят от своевременного и адекватного применения комплекса медицинских и психолого-педагогических воздействий.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделяются в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда). Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребенка. Совместно с логопедом (в группах ОНР, ФФН) планируются занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, подготовке к письму и т. д. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи являются перспективным звеном в общей системе воспитания и обучения аномальных детей, обеспечивающим предупреждение дальнейшего развития дефекта.

Слабым звеном в деятельности специальных детских садов является недостаточное медицинское обслуживание детей, несогласованность в сроках логопедических и оздоровительных мероприятий, позднее выявление детей, неполный их охват.

По мере развития сети дошкольных учреждений, обеспечивающих потребность в логопедической помощи, необходима дальнейшая дифференциация детей с различными речевыми аномалиями (заикающиеся с нормальным уровнем речевого развития — заикающиеся с недоразвитием речи; дети с легкой степенью дизартрии; дети с ринолалией и др.).

В последнее время в ряде регионов страны открываются дошкольные логопедические кабинеты в детских садах общего типа. Логопед оказывает консультативную и коррекционную помощь детям преимущественно с нарушениями произношения по типу амбулаторного приема.

Логопедическая помощь в условиях специальных дошкольных учреждений оказывается детям, имеющим недостатки речи при других нозологических формах (олигофрения, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата), а также детям с задержкой психического развития.

Согласно положению «О типовых штатах дошкольных учреждений специального назначения для детей с дефектами умственного и физического развития и об оплате труда учителей-дефектологов и учителей-логопедов» (из приказа министра просвещения от 14 октября 1975 г. № 131) в детских садах (яслях-садах) для детей с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта вводится должность учителя-дефектолога из расчета 1 единица на группу.

megaobuchalka.ru

7.4. Логопедическая документация детского сада для детей с нарушениями речи

 

В первые две недели пребывания детей в группе проводится логопедическое обследование их речи. Выявляется наличие у детей фразовой речи, обращается внимание на понимание речи, на правильность лексико-грамматического анализа, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, на фонетическое оформление, сформированность слоговой структуры, строение " сохранность артикуляционного аппарата. В речевой карте приводятся примеры образцов детской речи с лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками.

Речевая карта № 1 (для детей с общим недоразвитием речи)

1.      Дата поступления ребенка в группу

2.      Фамилия, имя

3.      Месяц, число, год рождения

4.      Домашний адрес

5.      Из какого детсада направлен ребенок

6.      Жалобы родителей

7.      Слух

8.      Интеллект

9.      Данные о ходе речевого развития (гуление, лепет, первые слова и предложения. Прерывалось ли речевое развитие ребенка, по какой причине, как длительно)

10.  Раннее физическое развитие ребенка

11. Связная речь:

·         беседа           

·         составление рассказа по сюжетной картинке

·         составление рассказа по серии картинок

·         пересказ

·         составление рассказа-описания предмета

12.  Словарь (активный и пассивный)

13.  Грамматический строй речи (понимание грамматических форм и употребление их в активной речи)

14.  Состояние артикуляционного аппарата

15.  Произношение и различение звуков

16.  Готовность к звуковому анализу и синтезу слов

17.  Произношение слов сложного слогового состава

18.  Заключение

 

Речевая карта № 2 (для детей с недоразвитием фонетического строя речи)

1.      Дата поступления ребенка в группу

2.      Фамилия, имя

3.      Возраст

4.      Домашний адрес

5.              Из какого сада направлен (№, дата, адрес)

6.      Жалобы родителей

7.      Данные о ходе речевого развития

8.      Состояние общей моторики

9.      Слух физиологический фонематический

10.  Общее развитие ребенка

11.  Внимание           

12.  Работоспособность

13.  Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание)

14.  Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)           

15.  Произношение и различение звуков

16.  Анализ и синтез звукового состава речи

17.  Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты и т. п.)

18.  Грамматический строй речи

19.  Словарь _______ навыки словообразования

(В карте приводятся образцы высказываний ребенка) Закончив обследование, логопед (на основе речевой карты) рассказывает воспитателям об основных дефектах речевого развития каждого ребенка, показывает, в чем они состоят, особенно подробно говорит о содержании коррекционного обучения детей, имеющих наиболее серьезные отклонения в речевом развитии. Логопед определяет требования, которые будут предъявляться к речи отдельных детей на разных этапах обучения. Каждый педагог должен хорошо понимать, в чем состоит дефектное произношение звуков, аграмматизм в речи детей, четко представлять картину речевого нарушения, динамику речевого развития, у кого какие звуки в настоящее время находятся в стадии постановки, закрепления или дифференциации, что позволяет контролировать речевые навыки не только на занятиях, но и в повседневной жизни, учитывая при этом индивидуальные компенсаторные возможности каждого ребенка в отдельности.

studfiles.net


Смотрите также

НАШИ НОВОСТИ
05.05.2017

Утренник

04.05.2017

Фото-выставка

03.05.2017

Просмотр видео роликов "Прикоснись к подвигу сердцем"

21.04.2017

Конференция

14.04.2017

Волонтерская акция

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930