Все любящие родители и заботливые воспитатели знают, что знания ребенку лучше всего «подавать» в форме игры. И сегодня у нас в гостях — замечательная воспитательница Любовь Николаевна Шаврина со своими наработками обучения деток математике в детском саду. Девиз Любови Николаевны: «Учимся — играя, считаем сочиняя«. Статья «Математика в детском саду» участвует в конкурсе «Мама, подготовь меня к школе». Вы тоже можете присоединиться к нашему конкурсу — поделиться своим опытом и побороться за прекрасные призы. Как принять участие в конкурсе узнайте в этой статье, а посмотреть на призы можно — здесь. Я работаю воспитателем в детском саду. Для меня всегда стоял вопрос, как научить дошкольника азам математики самостоятельно, что бы ему было легко, занимательно и нескучно? Методической литературы много, но какую выбрать, что бы было понятно не только детям, но и мне, как педагогу? Не удивляйтесь, иногда, читая «умные» книги по воспитанию и обучению детей приходится напрягаться, что бы понять , чего хотел автор. Часто в погоне за деньгами издательства выпускают любое» чтиво». Как — то, в книжном магазине я опять стояла и перебирала пособия по обучению дошкольников и мне в руки попалась книга «Знакомство с математикой. Конспекты занятий» авторы О. Н. Крылова и Л. Ю. Самсонова от издательства «Сфера». Прочитав в содержании книги, что задания выполняются по «Рабочей тетради», к великой моей радости, нашла и её, правда в единственном экземпляре. Математика в детском саду: хорошее пособие Два года подряд я работала на подготовительной к школе группе и эти два года играли, считали, решали по этим прекрасным пособиям. Мало того, и другие воспитатели тоже стали заниматься с детьми по этим же книгам. Не смотря на то, что рабочая тетрадь была единственная, мы бережно копировали её страницы на каждого ребенка. Если ребенок не успевал выполнить задания во время занятия, то, с удовольствием, в вечернее время самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя или других детей доделывал работу. Что бы похвалиться своими знаниями дети брали копированные листы с выполненным заданием домой и показывали родственникам. Начну с того, что все ясно и понятно и взрослым и детям, задания даются конкретные и все в игровой форме. Воспитатель или родитель читает задания в конспектах, а дети выполняют в рабочих тетрадях. Занимаясь по этим рабочим тетрадям детки: Задания усложняются с каждым занятием, что способствуют пробуждению интереса к познанию, развитию кругозора, воображения, памяти. За год дети учатся: Приведу несколько примеров наших занятий по математике в детском саду. На занятиях я стараюсь поставить вопрос детям так, что бы они сами проявили инициативу и высказали свое мнение. Вот пример первого занятия по математике в детском саду. Итак, начнем. Создание игровой ситуации Под звуки песни «Чему учат в школе», веду с детьми беседу — диалог: Рассказ о Стране Знаний Я хочу рассказать Вам про чудесную страну, в которой живут замечательные жители: В этой стране добро побеждает зло. Каждый город в стране имеет свое название — «Математика», «Чтение», «Письмо». Страна эта — Страна Знаний. Знакомство Прежде чем отправиться в путь, давайте знакомиться. Называю свое имя, детям даю цветок они передают его друг другу и называют свое имя. Путешествие на волшебном поезде по Стране Знаний В Страну Знаний мы отправимся с Вами на волшебном поезде. Дети поют песню «Голубой вагон». Первая станция «Отгадай — ка» Здесь я загадываю загадки про школу и школьные принадлежности: карандаш, ручка, пенал, портфель. Предлагаю детям назвать все предметы двумя словами — (школьные принадлежности). Выполняют задание в Рабочей тетради — обвести только школьные принадлежности. Тетрадь для занятия в детском саду Вторая станция «Возьмем — не возьмем» Показываю картинки. Если дети видят школьные принадлежности им нужно хлопать в ладошки. Третья станция «Отвечай — ка» Четвертая станция «Узнавай — ка» Отгадывание детьми загадок сопровождающиеся рисунками. Выполняют задание в Рабочей тетради по сказке репка — » Из какой сказки этот рисунок» расскажите сказку «Репка» по цепочке. Математика в детском саду Пятая станция «Нарисуй — ка» Задание в Рабочей тетради — Нарисовать рисунок на тему «Страна Математики» Шестая станция «Ворота «Страны Знаний» Ребята, посмотрите у ворот Страны Знаний нас ждет «Мудрая Сова», она поможет вам во всем: А что бы вам было легко, «Мудрая Сова» будет вам подсказывать, какое задание и как вы должны выполнить. Работа в Рабочих тетрадях с условными обозначениями. Подводим итог: Математика в детском саду — занятие №22: А вот так выглядит занятие 22 в «Рабочей Тетради» Математика в детском саду Для лучшего усвоения «Состава числа» я использовала таблицы, которые нетрудно смастерить самим. На крыше дома живет «хозяин» с определенным именем (цифра). На каждый этаж в две комнаты «хозяин» может заселить столько «гостей», какой цифрой он называется, то есть в доме хозяина 5 на каждом этаже, в двух комнатах живут гости: 1 и 4; 2 и 3: 3 и 2; 4 и 1. Состав чисел до 10 Ребенку будет удобнее запомнить «гостей» начиная с цифры «1», потом 2, 3 и т. д. Я очень гожусь, что мои выпускники в школе легко усваивают материал по математике и среди них нет отстающих. Надеюсь, что родителям будущих первоклашек пригодится мой опыт и их дети будут учиться с желанием и удовольствием, радуя родителей и принося им массу положительных эмоций!Математика в детском саду: как заинтересовать детей? Детсад математика
учимся — играя, считаем — сочиняя
Математика в детском саду: учимся играя, считаем — сочиняя
Что же хорошего и прекрасного в книжках «Знакомство с математикой»?
Занятие в подготовительной группе
Математика в детском саду: состав числа
Математика детям
Дошкольник.ру
Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. дошкольник.рф - журнал воспитателя.
Размещаем статьи
Фейсбук
Математика детям
Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по математике, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале "Дошкольник.рф". Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: [email protected] Мы соцсетях - вступайте в группы - будем рады видеть Вас в наших рядах! Условия выдачи Сертификата публикации Условия выдачи Свидетельства публикации Как попасть в журнал
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >> | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 1 из 59 |
Журнал
Как попасть в журнал Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: [email protected] |
"Дошкольник.РФ"
doshkolnik.ru
Учим математику играя в детском садике
Почему необходимо учить математику в детском саду
Математика в детском саду помогает юным умникам развить их способности. Многие родители ошибочно полагают, что люди делятся на два типа -гуманитариев и математиков – и искренне недоумевают, зачем их умнику корпеть над решением задачи, если он отлично рисует или танцует. Но это ошибочное мнение. Даже если у вашего чада есть ярко выраженный талант, знание математических основ только поможет ему раскрыться. Научно доказано, что дети, которые тренируют логическое мышление или решают развивающие математические задачи, лучше ориентируются в материале других предметов в школе, могут найти выход из сложной ситуации, а также развивают в себе новые таланты.Если вы все равно настроены скептически и думаете, что многие математические знания, которыми вы овладели во время учебы, вам так и не пригодились, то вспомните основы. Наверняка вы не жалеете, что научились считать, определять время по аналоговым часам. Знания о процентах необходимы вам в банке, когда берете кредит, а умение вычитать и складывать пригодится в магазине, когда вы расплачиваетесь за покупки.
Поскольку в дошкольном возрасте лучше всего усваивается новая информация, уроки математики в детском саду имеют место быть. Многим эта наука дается тяжело: они капризничают и отказываются выполнять упражнения. Расскажите крохе о том, что с элементарными основами математики она будет сталкиваться каждый день во взрослой жизни, потому эти знания ей остро необходимы. Объясните, что каждая задача имеет решение, нарисуйте картинку, чтобы малышу было интереснее найти правильный ответ. Настроить чадо на изучение математики довольно просто. Не стоит думать, что в садике это сделают за вас, поскольку руководитель не может уговорить каждую непоседу и заниматься с ней индивидуально. Спрашивайте вечером у карапуза, чем он занимался сегодня в детском саду, а если тема была ему непонятна, объясните и помогите разобраться.
Приемы обучения математике
Изучение математики начинается еще с младшей группы детского сада. Новые знания умник получает наглядно-действенным образом: слушает воспитателя, работает с дидактическим материалом. Уроки проходят в игровой форме с помощью игрушек, окружающих предметов. Такие занятия притягивают внимание. Некоторые темы объясняются на примерах – сравнение вещей (длинная и короткая, широкая и узкая).Для того чтобы развить точность восприятия, воспитатели используют движения, например, описывают рукой форму той или иной фигуры. Чтобы ученики могли сравнить два предмета и знали их общие признаки и различия, преподаватели задают вопросы.Работа с дидактическим материалом помогает дошкольнику наглядно усвоить изученный урок. На первых порах педагог показывает деткам, как необходимо работать с карточками или счетами, а потом дает задание и помогает дошкольнику с решением. Для того чтобы юным умникам было понятно, что от них требуется, преподавателю необходимо повторить демонстрацию работы со вспомогательным материалом несколько раз. Если в рассказе педагога появляются незнакомые для крошек слова, он четко и медленно повторяет их несколько раз, а потом все хором повторяют термин за ним.
Важно! Если чадо не умеет формировать сложноподчиненные предложения с союзами «и» или «а», не задавайте ему вопросов типа «Сколько камешков находится в желтой корзинке, а сколько в зеленой?». Разделите вопрос на два предложения, а когда кроха ответит, помогите ей соединить ответы в одно целое.
Вместе с этим ищут и читают:
Видео: Арифметика для дошкольника
Формирования начальных навыков учебной деятельности
Для того чтобы карапузы в младшей группе детского сада освоили навыки учебной деятельности, их приучают сидеть на своем месте, слушаться воспитателя, отвечать на вопросы, учиться вместе с другими непоседами, одновременно с другими детьми начинать и заканчивать определенные действия, терпеливо дожидаться своей очереди в случае занятости преподавателя. Хороший педагог всегда похвалит детвору, которая делает успехи, и утешит, расстроенного отсутствием прогресса, кроху.
Так как отпрыску тяжело долго сидеть в одной позе, воспитатель устраивает частые перерывы в учебном процессе, а не одергивает маленьких непосед замечаниями.
Для того чтобы избежать детских обид, каждый умник получает индивидуальный дидактический материал. Выдаются учебные принадлежности перед началом занятий, чтобы малыши могли изучить и потрогать то, с чем они будут иметь дело. Перед уроком проводится инструктаж, в котором акцентируется бережное обращение с выданным материалом, а также правильное использование.
Счет для детей
Для того чтобы научить малютку счету, воспитатели используют вспомогательный материал. Для начальных уроков необходимы пронумерованные от одного до пяти кубики и карточки. Карточки с цифрами раскладываются на дне коробки, а кубики укладываются поверх. Далее, преподаватель показывает на каждый кубик и четко произносит соответствующую ему цифру и просит крошку повторить за ним. Далее, воспитатель просит кроху показать ему кубик с цифрой «Один» или положить в коробку кубик с цифрой «Три».
Важно! Для того чтобы юный умник запомнил цифры на кубиках, используйте кубики разных цветов. Кроха будет акцентировать свое внимание на определенном цвете, и связывать его с цифрой. Так, ей будет легче дать ответ на ваш вопрос или положить кубик на правильное место в коробке.
Чадо лучше всего запомнит цифры в том случае, если будет как можно чаще сталкиваться с ними. Воспитателям необходимо просить малышей считать все, что их окружает на территории детского сада: цветы, кровати, тарелки… С каждой последующей тренировкой крошке будет легче считать, а в дальнейшем называть точное количество объектов (то есть считать она будет уже в уме). Отличные результаты дают считалочки для запоминания цифр:
Все, что нужно знать о геометрических фигурах
Детям понравится изучать геометрические фигуры, если обучение будет представлено в форме игры. Психологи утверждают, что в двухлетнем возрасте карапуз должен знать три формы: квадрат, треугольник и круг, а в трехлетнем возрасте – шесть (к перечисленным выше, добавляются прямоугольник, овал и ромб). Для того чтобы ученикам было проще различать фигуры, воспитатели должны следовать следующим рекомендациям:
- Показывать ребятам необходимо крупное изображение фигур или их макет, чтобы было нагляднее.
- Название повторяйте несколько раз – так чадо быстрее запомнит.
- Акцентируйте внимание на форме.
- Чередуйте просьбы назвать и показать ту или иную форму.
- Развивающие мультфильмы на данную тематику помогают крохе лучше понять геометрию.
- Объясните, почему фигуры имеют такое название, посчитайте вместе с ним углы.
- Отличный помощник – сортер. Данная игрушка создана для того чтобы карапуз мог научиться вставлять определенный геометрический объект в специальную форму.
- Рисуйте фигуры и просите ребенка повторить за вами. Если у карапуза плохо получается, держите его ручку в своей руке и проводите линии.
- Делайте аппликации из геометрических фигур.
Учимся с палочками Кюизенера
Палочки Кюизенера имеют четыре грани и длину от одного до десяти сантиметров. Они представлены в десяти цветах, каждый из которых приходится на определенную длину. Пособия Кюизенера помогают деткам выучить цвета и оттенки, научиться считать, а также понимать соотношение размеров (палочка красного цвета больше, чем палочка синего цвета и т.д.).
Для начала воспитатели предлагают палочки Кюизенера в качестве игрового материала, чтобы дошкольники выучили цвета, размеры и форму. Далее, педагог начинает давать несложные задания, ученики, которые уже знакомые с материалом, смогут легко решить.
Для того чтобы занятия прошли плодотворно, с ребятами необходимо провести следующие занятия:
- Рассказать подробнее о палочках, их цвете и параметрах.
- Попросить юного умника взять в каждую руку определенное количество палочек.
- Выкладывайте разнообразные фигуры вместе с ребенком.
- Постройте лесенку, начиная от палочки меньшего размера и заканчивая самой большой. Посчитайте ступеньки у лесенки, просите умника отчетливо называть каждое число.
- Раскладывайте предметы в ряд по цвету или параметрам.
- Достаньте любую палочку и попросите ученика подобрать такую же (или меньшим размером, большим).
Обучение математике в детском саду помогает малышу найти следственно-причинные связи, понять элементарные законы, на которых построена наша жизнь. Чем раньше кроха начнет изучать математику, тем больше вероятность, что у вас вырастет маленький вундеркинд.
Веселые обучающие игры
Дошкольнику намного проще учить математические через забавные задания и развлечения. Мы подобрали несколько простых задач и игр, которые помогут раскрыть понятие «размер» и «измерения».Неумелый строительЗадачка-история на логику и понимание измерений. Расскажите историю, сопровождая ее иллюстрациями или жестами:«В древние времена жил пожилой строитель и работал он с молодым помощником. Пришел мужчина и дал строителю задание на постройку дома. Параметры двери должен был подходить по росту и ширине хозяина. Старый строитель измерил заказчика и получилось 20 ладошек в высоту, но дверь должен был делать помощник. После тяжелой работы строители построили дом и установили дверь, но она была слишком низкая для хозяина. Почему так случилось? »Если дошкольник не смог ответить на вопрос, предложите ему башню из конструктора, а потом измерьте ее высоту своими ладошками, а потом ручками малыша. Спросите сошлось ли количество и почему.Вагончики-платочкиЭта игра позволяет измерить расстояние и примерно понять, что такое траектория и маршрут.Для развлечения вам понадобиться несколько платков, шарфов или наволочек (желательно разного цвета). Связываем их вместе и цепляем прищепкой сзади к штанам или кофточке малыша, делая таким образом, чтоб выглядело как хвостик или вагончики. Ребенок бегает от одного указателя к другому, а мама обращает внимание карапуза на траекторию движения вагончиков. Также можно предложить посчитать, сколько вагонов от стула к столу и т.п. Магазин напитковЕсли кроха обожает переливать водичку с одной емкости в другую, то можно это обыграть с пользой. Предложите малышу открыть ларек с лимонадом. В тазик с водой можно добавить немного пищевого красителя желтого цвет. Пусть игрушки приходят в магазин за вкусным напитком и покупают жидкость в разной таре: бутылки, банки, стаканы. Маленькому продавцу скажите, что стакан стоит 1 рубль и пусть считает сколько стаканов помещается в литровую банку, в 1,5 литровую бутылку и т.д. Так дошкольник познает понятие вместимости и практикуется в счете.Изменения предметовПредложите малышу ответить на вопрос: «Может ли измениться размер предмета?». Если он ответит утвердительно, пусть приведет пример такой вещи. Если же отрицательно, покажете ему жевательную резинку, а потом растяните ее, чтобы параметры изменились. После предложите маленькому исследователю найти в доме предметы, которые могут изменить свой размер.Также можно поиграть в игру с мячом. Игрок ловит мяч лишь тогда, когда ведущий называет предмет, меняющий размер и отбивает, когда предмет остается неизменным. Обратите внимание крохи на растения и проследите как меняется их размер со временем.Главное, чтобы игры проходили весело и малышу хотелось возвращаться к такому виду обучения. Лучше поочередно менять развлечения и находить другие, чтобы они не успели наскучить дошкольнику или вносить, что-то новое в их содержание.
Оценить:babybrainy.ru
Занятия математикой в детском саду
Математика в детском саду начинается во второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее развитие детей.
Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий в школьном курсе происходит на теоретико-множественной основе.
Выполнение детьми в ДОУ различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака - важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.
Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.) Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств).
Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей, и т. п.). В современном обучении математике в детском саду в основе формирования понятия о натуральном числе лежит установление взаимно-однозначного соответствия между элементами сравниваемых групп предметов.
Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.
Дочисловой период обучения является пропедевтическим не только для обучения счету. Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Детей учит ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.
Основная методика обучения в учреждение для дошкольников - обучение детей на занятиях. Занятия по математике в детском саду проводят с начала учебного года, т. е. с 1 сентября. В сентябре занятия целесообразно проводить с подгруппами (по 6-8 человек), но при этом охватить всех детей данной возрастной группы. С октября в определенный день недели занимаются сразу со всеми детьми.Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.
Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.
Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следя за его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре. Им предлагают не более 2- 3 однородных заданий. На одном занятии дают от 2 до 4 разных заданий. Каждое повторяется не более 2-3 раз.
Когда дети знакомятся с новым материалом, продолжительность занятия может быть 10-12 минут, так как усвоение нового требует от малыша значительного напряжения; занятия, посвященные повторным упражнениям, можно продлить до 15 мин. Педагог следит за поведением детей на занятии и при появлении у них признаков утомления (частое отвлечение, ошибки в ответах на вопросы, повышенная возбудимость и пр.) прекращает занятие. Следить за состоянием детей во время занятий очень важно, так как утомление может привести к потере интереса детей к занятиям.
Приемы обучения в детском саду
Обучение детей математике в младшей группы носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.
Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать. Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный - короткий, круглый - некруглый и т. п.). Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1-2 признаками. Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры (по контуру) помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки (при сравнении по длине) - установить соотношение предметов именно по данному признаку.
Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета? Какого размера?») Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения.
Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.). Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2-3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. В ходе работы педагог не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Все ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть назойливыми, многословными. В отдельных случаях ошибки малышей исправляются вообще без пояснений. («Возьми в правую руку, вот в эту! Положи эту полоску наверх, видишь, она длиннее этой!» И т. п.) Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным. Теперь им можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции. Начиная с января можно давать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания, и тренировать их в том, что усвоено ранее. («Посмотрите, какая елочка ниже, и поставьте под нее много грибков!»)
Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще и элементарной, но математической работы).
Пространственные и количественные отношения могут быть отражены на этом этапе только при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети вместе (хором) его повторяют.
Наиболее сложным для малышей является отражение в речи связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения, употребляя противительный союз А и соединительный И. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всем. Например: «Сколько камешков на красной полоске? Сколько камешков на синей полоске? А теперь сразу скажи о камешках на синей и красной полосках». Так ребенка подводят к отражению связей: «На красной полоске один камешек, а на синей много камешков».
Воспитатель дает образец такого ответа. Если ребенок затрудняется, педагог может начать фразу-ответ, а ребенок ее закончит. Для осознания детьми способа действия им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать предположение, что и как надо сделать. («Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать, хватит ли детям карандашей?») Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог не допускает употребления слов, смысл которых не понятен детям.
Воспитание элементарных навыков учебной деятельности
С первых занятий у детей младшей группы формируют навыки учебной деятельности: приручают занимать свое место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы; воспитывают умение вместе заниматься, не мешать друг другу, одновременно начинать и прекращать действие, в случае необходимости спокойно ждать своей очереди. Педагог хвалит детей за хорошее поведение, конкретно указывая, в чем оно выражается.
Маленький ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу, выполнять одно и то же действие, поэтому воспитатель спокойно относится к кратковременным отвлечениям детей (необходимый кратковременный отдых), не одергивает их постоянно репликами «Сиди смирно!» и пр.
В младшей группе дети приобретают первоначальные навыки работы с раздаточным материалом. Дидактический материал дается каждому ребенку в отдельной коробочке, в отдельном наборе. Надо, чтобы до занятия он побывал у детей в руках, тогда будет легче сосредоточить внимание малышей на изучаемых свойствах. Игрушки и другие вещи должны быть не слишком мелкими, не тяжелыми, чтобы детям было удобно ими пользоваться. Малышей приучают бережно обращаться с пособиями, а после работы складывать в коробочку (на поднос) и относить в указанное место.
best-mother.ru
Математика в детском саду: как заинтересовать детей?
Детям дошкольного возраста необходимо создавать все условия для изучения математики не только в детском саду, но и за его приделами. Но это ни в коем случае не должно превращаться в принудительное занятие с ребенком. Как и другие предметы, математику в дошкольном возрасте можно изучать в игровой форме. И материал для изучения должен отвечать возрастным особенностям.
В программе детских садов выделяют такие группы понятий: оценка величин, числовые понятия, понятия о форме, измерения, разделение целого на части, ориентация во времени.
Количественная оценка величин: больше, меньше, одинаковый по величине; выше, ниже, одинаковый по высоте; длиннее, короче, одинаковый по длине; шире, уже, одинаковый по ширине; толще, тоньше, одинаковый по толщине; тяжелее, легче.
Как происходит формирование количественных характеристик множеств и величин
В формировании количественных характеристик множеств и величин значительное внимание уделяется понятием «больше», «меньше», «поровну» и умению устанавливать соответствие между элементами сравниваемых множеств. Сначала это делают способом наложения и приложения, а уже потом обучают числом определять большую, меньшую или равную совокупность. Обучают из неравенства объектов образовывать их равенству, и наоборот. Дети учатся считать предметы, называть числа в обратном порядке, и понимать количественное и порядковое значение числа (сколько или какой по порядку), на основе групп предметов называют состав числа из двух меньших (3 состоит из 2 и 1, с 1 и 2 и т.д.).
У детей формируются знания о таких геометрические фигурах, таких как: круг, треугольник, квадрат, четырехугольник. И геометрических телах: брус, пирамида, куб, шар, цилиндр.
В детском саду дети получают первые представления об измерениях, о понятии «мера» (условная мера длины, сыпучих и жидких веществ).
У детей формируется знание о том, что целое может быть разделено на части, которые могут быть между собой равными или неравными.
Дети знакомятся с природными единицами времени (год и времена года, месяц, неделя, сутки) и циферблатом часов.
Какие познания в математике должны быть у дошкольников?
Согласно рассматриваемой программе, а также возрастных особенностей детей и опыта воспитания в семьи можно сформулировать такую ориентировочную характеристику познаний детей 5-6 лет:
- На пятом году жизни ребенок умеет считать в пределах 5-7;
- Сравнивать две группы предметов по количеству (мишек больше, чем лягушек, желтых мячиков меньше, чем синих, мальчиков и девочек в группе поровну).
- Сравнивать предметы по величине «на глаз» или способом наложения, сравнивать предметы с помощью условной мерки;
- Раскладывать предметы в возрастающем или убывающем порядке по длине, ширине, высоте или толщиной;
- Различать круглую, треугольную или квадратную форму предметов.
Важно также научить ребенка ориентироваться в пространстве, определять положение предмета относительно себя. Научить его двигаться в заданном направлении; ориентироваться в понятиях «быстро», «медленно». Научить ребенка пользоваться словами: сегодня, завтра, вчера, долго, часто — редко.
У детей шестого года жизни желательно сформировать представление о числах первого десятка; научить считать в пределах 10, сравнивать смежные числа (2 и 3, 6 и 5, 9 и 10 и т.д.), называть и различать цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), распознавать новые геометрические фигуры или тела. Дети должны знать, что результат счета (численность множеств) не зависит от цвета или размещения предметов. Желательно, чтобы дети знали последовательность дней недели.
Всего вышесказанного можно достичь лишь при условии последовательной кропотливой ежедневной работы, когда у ребенка хорошее настроение, когда занятия проходит в игровой форме. Конечно, можно использовать печатные пособия (например, «математика в детском саду» Новиковой), но детям легче воспринимать материал, когда они могут проанализировать его не только зрением, но и на ощупь или в действии. Поэтому советуем использовать игрушки, бытовые предметы, продукты питания, воду, шнурочки, ленточки или что-нибудь, что подскажет Вам фантазия, любящее сердце родителей, и профессиональные качества воспитателей.
Как организовать занятие по математике в игровой форме?
Ниже приведен пример организации занятия по математике для средней группы детского сада. Путешествие по математическому морю. Занятия в детском саду. Математика в детском саду:
Программные цели: учить детей определять форму реальных предметов на основе сопоставления с геометрическими фигурами; совершенствовать навыки счета, определения каждого числа в ряде чисел от 1 до 5; упражняться в сравнении множеств; повторить временные понятия быстрее — медленнее; развивать логическое мышление, внимание; воспитывать устойчивый интерес к математике.
Демонстрационный материал: рисунки кораблей; дельфины; паруса в виде геометрических фигур; различные предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры.
Раздаточный материал: полоски картона, разделенные пополам линией; дельфины; рыбы.
Ход занятия:
— Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в плавание по Математическому морю. Я буду капитаном, а вы — мои матросы. Отчаливаем от причала медленно. А пока мы медленно плывем, считаем корабли, стоящие у причала. (Дети считают корабли) Каждый корабль имеет свой номер, обозначается цифрой.
Дети получают задание:
— Корабли следует выстроить в ряд от первого номера по пятый.
Занятие должно продолжаться именно в таком духе. Можно попросить детей изображать кораблики и то, как они будут покачиваться от порывов ветра. Чем сильнее ветер, тем больше качается корабль. Также можно попросить детей посчитать рыбок, определить количество рыбок одно цвета.
Занятия по математике в детском саду должны проводиться именно в такой игровой форме. Такой подход гарантировано оценит каждый ребенок. Главное, что каждому будет действительно интересно.
Смотреть видео фильм «Математика в детском саду»:
detskiisadik.ru