Задержка развития речи или задержка психического развития. Детсад для детей с задержкой речевого развития


Задержка развития речи или задержка психического развития

В статье Задержка развития речи или задержка психического развития я хочу рассказать, как мы с ребенком прошли педагогическую комиссию и обследование.

Задержка развития речи или задержка психического развития

В год и восемь месяцев оформляясь в детский сад, врачи специалисты интересовались сколько слов говорит ребенок. Сын говорил мало: папа, мама и еще пару слов и несколько подражательных звуков.

Педиатр посоветовала показать ребенка логопеду и неврологу. Невролог назначила лекарство Пантагам и повторно показаться в 2 года. Логопед задавала сыну массу вопросов: «Где собака, кошка, коза» и т.д. «Кто это? Что это?» Поставила диагноз «Задержка развития речи». Повторно показаться в 2-3 года.

Год отходили в 1-ю младшую группу обычного детского сада, перешли во 2-ю младшую.

Исполнилось 3 года, но у сына практически не было улучшения. Новые слова за год появились, но очень мало и незначительно. Повела его к неврологу. Врач назначила лекарство и дала направление на госпитализацию — обследование в больнице. Пришли с направлением на плановую госпитализацию в больницу, нас записали ложиться 15 декабря, а на дворе сентябрь.

Психолого-педагогическая комиссия в центре реабилитации и коррекции

Пошли к логопеду при поликлинике. Массу вопросов задавала ребенку. Самые главные вопросы, на которые ребенок 3-х лет должен отвечать это: «Как тебя зовут? Какая у тебя фамилия? Сколько тебе лет? Как зовут маму, сестру, брата?» Если на эти вопросы не ответил — все дурак! Мой не ответил, поскольку на тот момент говорил только «мама» и «папа», что с него можно было взять?! Логопед поняла, что ничего не вытащит и начала проверять его внимание, мышление и пассивный словарный запас. Просила сложить паззл, спрашивала кто изображен на картинках, как мяукает кошка (лает собака, мычит корова и т.д.). Просила показать на себе глаза, рот, нос, ноги, руки и другие части тела. В заключении написала — Активный запас слов 15-20. Пассивную речь понимает хорошо. Части тела показывает. Звукоподражает. Показана логопедическая группа. С этой справкой нас направила в Территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию по нашему району или по-другому еще называется Психолого-педагогический центр реабилитации и коррекции. Мы сразу туда сходили, мне дали телефон, по которому я должна звонить и узнавать, как попасть на комиссию. Я думала, пришел с этой справкой и дают место в логопедический сад или логопедическую группу, если такая есть при детском саде, который уже посещает ребенок. У нас в детском саду нет логопедической группы и нет логопеда.

Позвонила я по телефону, мне сказали перезвонить позже, у них было совещание. Я звонила еще и еще и наконец-то меня выслушали, но логопед поликлиники не котируется, сказали надо пройти логопеда у них в Центре и тогда будет понятно, надо ребенку проходить комиссию в коррекционный сад или нет. Записали нас к логопеду на конец сентября. С собой надо было принести медицинскую карту с поликлиники, свидетельство о рождении ребенка, мамин паспорт. У сына 21 сентября 3 года исполнилось, а 30 сентября он уже все начал говорить — прорвало, но речь не всегда понятная. «Л» и «Р» не произносит, звонкие согласные во многих словах меняет на глухие, шипящие либо не произносит, либо произносит плохо. Во многих словах вообще произносит ни те буквы, которые надо, но в общем, по интонации, можно понять, что сказал. Из самых интересных фраз и слов:

Кот в сапогах — кот кападак

Пингвин — пингин

Стройная, зеленая была — тотоная, еёная быва

Самокат — пакатат

Колготки — кадотки

Красивая — касивая

Корабль — кавабыль

Боюсь привидение — баюс пидиденина

Курица — куица

Смешарики — пататики

Черепаха — пипапака

Пирамида — мадаинда

Девять — деват

Восемь — осем

Орел — аёй

Вертолет — татоёт

Летит — итит

Хоть ребенка с речью прорвало, но на вопросы: «Как тебя зовут, сколько тебе лет…?» он не мог ответить, то ли стеснялся, то ли не знал как?!

Первый вопрос логопеда в Психолого-педагогическом центре с порога: «Как тебя зовут?» Сын опустил голову, развернулся и на выход. Она его остановила и начала играть с ним в игрушки, складывать паззл, пирамидку. Кое-что он сделал, а что-то либо не хотел, не знаю… Логопед сказала, что надо либо немного подождать, посмотреть динамику речи, либо мы сейчас заводим медицинскую карту в центре, проходить всех врачей специалистов для комиссии. С учетом, что я сама решаю в какой сад нам пойти или остаться в том, который ходим, решила не тянуть и все сделать сейчас.

На ребенка завели карту, где надо я поставила свои подписи, заполнила пару заявлений. Нам дали листок, на котором было написано каких специалистов надо пройти, когда и где. Логопед, невролог, психолог, дефектолог — в Центре. Логопеда мы уже прошли, остались все остальные. Разброс был колоссальный, на месяц-два запись. В поликлинике надо было пройти ЛОРа и окулиста. И в районном психо-неврологическом диспансере пройти психиатра. В принципе, все это не сложно. В логопедическом Центре нам расписали дату и время, когда прийти с ребенком. В психо-неврологический диспансер я позвонила и спросила, когда можно подойти — прием ведется ежедневно в порядке очереди. А, чтобы попасть к ЛОРу и окулисту, сначала пришлось взять у педиатра направления, потом позвонить в колл-центр и записаться на прием. Для кого-то покажется муторно, а у меня вся жизнь в таком темпе. Всех врачей вне Центра прошли сразу, а те, что в Центре — ходили туда долго. Каждый специалист задает одни и те же вопросы: «Как тебя зовут, сколько лет, фамилия» и другие. Дают задания сложить из кубиков что-нибудь, например, врач сама сложила из кубиков паровоз и попросила ребенка сделать точно такой же. Миша сделал, но не учитывал цвет кубиков, а ей надо было, чтобы он учел все детали, то есть поставил по цвету так как у нее. Были задания сложить паззл, пирамидку, рассказать, что нарисовано на картинке, какого цвета, формы и т.д. Не знаю почему, но Миша не всегда вел себя адекватно. Дома и в детском саду все замечательно, все расскажет, покажет, в Центре — молчит, его спрашивают, он отворачивается, ничего не говорит, и делать ничего не хочет, или говорит: «Не буду, не хочу…» У некоторых начинал что-то делать, но спросят что-нибудь, он молчит, как партизан, отворачивается, уходит, характер показывает. Все более или менее нормально воспринимали, пытались найти к нему подход, а дефектолог сказала, что он неадекватен и спросила, что нам сказали в психо-неврологическом диспансере, не предлагали ли оформить инвалидность?! Я была в шоке!

Каждый врач-специалист просматривал медицинскую карту и карту детского сада, чтобы быть в курсе истории болезни ребенка. Каждая спрашивала, как проходили роды. В родах сынок был обвит пуповиной, родился синий, была гипоксия.

Гипоксия — пониженное содержание кислорода в организме или в отдельных органах и тканях. (Википедия)

Из детского сада попросили принести характеристику. Характеристику пишут воспитатели. Написали положительную, что ребенок все делает по возрасту, со сверстниками и взрослыми общается, легко идет на контакт, в занятиях проблем не возникает и т. д., естественно указали, что ребенок плохо и мало говорит, в связи с этим его не всегда понимают взрослые и дети.

Когда все специалисты были пройдены, меня попросили звонить и узнавать, когда прийти за решением. На звонки ушел день, мне назначили прийти, но как оказалось не за решением, а за листиком, на котором была указана дата и время решения комиссии. Решение комиссии я получила 24 декабря, напомню, проходить мы её начали с 30 сентября. Решение было такое — ЗПР, направляется в коррекционный детский сад в группу ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. (Википедия)

Дали направление с нового учебного года с 01 сентября 2016 года в хороший детский сад компенсирующего вида, но я никак не думала, что поставят такой диагноз. Я знала, что у ребенка есть проблемы с логопедией, но не вижу у него проблем с мышлением, социализацией, ЗПР, и это не потому, что я его мама, и не вижу очевидного. Спорить не стала, выслушала массу советов, что мне надо больше заниматься с ребенком: «Мы понимаем вы многодетная мама, вам некогда, но найдите время на занятия». Вот это было, пожалуй, самое неприятное, знали бы они сколько мы занимаемся, читаем, играем, развиваем. Я не стала оправдываться, что-то доказывать и рассказывать, взяла направление и ушла.

Меня немного смущает детский сад, в который нас направили. Он рядом с домом, поэтому туда и определили. Отличный сад, котируется на 5 звезд из 5, отзывы замечательные, специалисты отличные, помимо логопеда, с ребенком будет заниматься дефектолог, но сад специализированный. Есть группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с умственной отсталостью легкой степени, группы для детей со сложными дефектами и группы ЗПР. У меня есть знакомые, у которых дети туда ходят, дети абсолютно нормальные — у одного с речью проблема, также, как у моего, а у другой плоскостопие, но и есть дети на инвалидных колясках, с церебральным параличом (ДЦП), с умственной отсталостью разной степени и другими явными дефектами и проблемами. Кому не скажу, многие говорят, что попасть в этот с ад мечтают с абсолютно здоровыми детьми, потому что в саду с детьми занимаются, индивидуальный подход, замечательные педагоги. В группе не больше 9 человек. Дети ходят в сад годами и не болеют.

На комиссии мне сказали, походите туда год-два, пройдете снова комиссию и перед школой пойдете в обычный сад. Я боюсь, что если диагноз поставлен ошибочно? Что если в дальнейшем для ребенка это будет как клеймо? Возьмут ли его в нормальную школу? Как скажется на нем новый сад? Будет ли он развиваться и не затормозит ли свое развитие, находясь в подобной среде? Консультируясь с людьми, которые знают сад, говорят, что наоборот у ребенка развивается правильная адаптация к миру, он учится сопереживать, помогать, сочувствовать, защищать. Общаясь с особыми детьми, он никогда не будет показывать пальцем, обзывать, пренебрежительно относиться. Подготовка к школе сильная, а также занятия с логопедом, дефектологом, если надо с психологом и массаж.

Есть люди, которые не советуют идти в сад компенсирующего вида, говорят, не будет развиваться, затормозит свое развитие, что с детьми в обычном саду сам будет за ними тянуться, а с детьми с логопедическими проблемами будет за ними повторять и приобретет еще больше проблем. Я не знаю, что делать…

Логопедическое обследование в ДГБ

Для поступление в неврологическое отделение детской больницы надо иметь: направление невролога поликлиники, полис ребенка, свидетельство о рождении, паспорт лица с кем прописан малыш, анализ крови АЛТ, медицинская карта поликлиники или выписки из больниц, флюорография человека по уходу за ребенком, справки о карантинах от педиатра по квартире и детского сада, которые надо взять за сутки до поступления. Младшую дочку годовалую оставить не с кем, планировали, что муж возьмет больничный и будет лицо по уходу за ребенком. Но, когда планируешь, обязательно все идет не так. Заболел наш папа и слег сам на больничный с ОРВИ. Пришлось за пару дней менять все планы, села за руль (не ездила вообще 2 года) поехала за справками, сделала себе флюорографию, поскольку понимала, что теперь я буду поступать с Мишей, а папа будет дома с дочкой. 15 декабря нас не положили. В справке о карантине детского сада было указано, что в группе карантина нет, а в детском саду карантин по ветряной оспе до 17 декабря. Миша был в саду 4 декабря, потом я его не водила, чтобы не разболелся перед больницей. Нам сказали так, если с 17 декабря карантин не продлят, то приходите 22 декабря поступать, в случаи продления, положат только 28 декабря уже точно (пройдет инкубационный период 23 календарных дня, считая с 4 декабря).

Карантин продлили и мы поступили в больницу 28 декабря. Муж вышел на работу, а у Старшего сына начались новогодние каникулы, он и оставался со Стешей. Хорошо, что можно было на дневном стационаре находиться. Один минус, пришлось анализы АЛТ и справки делать повторно. В больнице находились до 15 января 2016 года (с 01.01 по 03.01. был перерыв). За это время ребенку делали: уколы в/м Кортексин №10, физиотерапию Д Арсонваль №10 на шейный отдел сзади и ладошки, ЭКГ, НСГ, УЗДГ, ЭЭГ, рентген шейного отдела позвоночника, смотрела логопед, окулист, взяли анализ мочи, соскоб энтеробиоза на яйца глист.

Арсонваль — аппарат воздействует на кожу  с помощью токов высокой частоты и высокого напряжения. Приводит к усилению микроциркуляторных процессов, изменения капиллярного кровотока.

ЭКГ — электрокардиография — дает информацию о состоянии сердца

НСГ — нейросонография — УЗИ головного мозга

УЗДГ — дуплексное сканирование сосудов шеи

ЭЭГ — электроэнцефалография — дает информацию о функциональном состоянии головного мозга

Практически ежедневно сына смотрела заведующая неврологическим отделением, она же лечащий врач. По результатам обследования поставили диагноз: ОНР 2 уровня

ОНР — общее недоразвитие речи

Логопед и лечащий врач сказали, что надо пройти комиссию на логопедическую группу детского сада. Я рассказала, что мы прошли комиссию и нас направили в группу ЗПР. Логопед и лечащий врач были очень удивлены, последняя рекомендовала не идти в группу ЗПР, а пере пройти комиссию или по данным выписки из больницы просить логопедическую группу, утверждая, что ЗПР у ребенка не наблюдают.

Дефектолог в Центре реабилитации и коррекции

Долгое время чувствовала себя в смятении. Что делать, как быть? Позвонила в РОНО узнала, что по результатам выписки нельзя получить сад, только через комиссию. Пришла в Центр реабилитации и коррекции, где мы проходили комиссию и рассказала все свои опасения, мысли. Дефектолог пошла мне навстречу, и назначила дату и время посмотреть ребенка еще раз. У меня были переживания, что Миша снова может показать свой характер, ничего не скажет, не захочет общаться с дефектологом. Я отпустила эти мысли и решила для себя пусть будет так, как должно быть. Как суждено, так пусть и будет и положилась на Вселенную.

1 февраля мы пришли к дефектологу. Она задавала вопросы, просила показать цвета, сложить пирамидку, паззл, рассказать геометрические фигуры, ну все как всегда. Миша что-то показал, но и характер включил тоже. Начал говорить, что он не хочет, не будет и, вообще он хочет в кино, а не заниматься всякой ерундой. В итоге, дефектолог сказала, что медики — это медики, а комиссия — это педагоги. Ребенок должен отвечать на все вопросы и делать то, что ему дают в школе, нравится ему или нет. А он делает только то, что хочет, плюет на систему. И сказала: «Хотите обижайтесь на меня, но я советую пойти в группу ЗПР. Вас там долго держать не будут, если дефектолог детского сада увидит, что он не её клиент, за год будет понятно ведет он себя так из-за характера или из-за ЗПР. Хуже от того, что вы пойдете в группу ЗПР точно не будет. С ним также будет заниматься логопед. Специалисты высшего класса. Не смущайтесь по-поводу сада, я дала этот сад только потому, что он рядом с вашим домом». Я абсолютно спокойно выслушала дефектолога, потому что была готова к такому развитию событий.

На следующий день отнесла документы в МФЦ на новый сад. Была удивлена, в базе детского сада нужно было выбрать направленность группы, а там нет группы ЗПР, она называется группа для детей с нарушением речи. Документы приняли, я успокоилась и продолжаю жить дальше.

Если вам интересно посмотреть, что из себя представляют мои дети — подписывайтесь на мой канал на YouTube.

С уважением, Анастасия Шарапова

Поделитесь с друзьями в социальных сетях

tolkovye-roditeli-i.ru

Как помочь заговорить ребенку с задержкой речевого развития (ЗРР).

Обеспечить индивидуальные занятия малыша с коррекционным педагогом. Обычно педагоги занимаются по методике Марии Монтессори. Педагог подберет те  методы обучения, которые подойдут  именно вашему ребенку.5. Ребенку желательно больше времени проводить в обществе других детей. Для детей с ЗРР есть садики с логопедическими группами. Ребенку полезно посещать развивающие занятия или детские кружки. Также ребенку можно находиться в частном детском садике, а можно приглашать в гости мам с детьми.

6. Создать ребенку приятные и положительные эмоции. Походы в цирк, зоопарк, кукольный театр, парк аттракционов. Летом свозит либо в деревню к бабушке, либо на море. Новые впечатления и путешествия могут подтолкнуть ребенка к произношению новых слов. Бывали случаи, когда ребенок поехал к бабушке на лето, и вернулся, научившись разговаривать.

7. Самостоятельно, ежедневно заниматься с ребенком. Ни одно лечение и действия педагогов не окажут нужного эффекта, если родители не будут закреплять пройденный материал дома. С ребенком стоит читать книги, рассказывать сказки, петь песни. Также стоит проводить занятия, связанные с мелкой моторикой: рисование манкой, игры с крупами, деревянные рамки-вкладыши с пальчиковыми захватами, лепка из пластилина и теста, рисование, ролевые игры. Занятия нужно проводить в игровой форме. Во время занятий четко проговаривать каждое действие и иногда спрашивать ребенка и помогать отвечать. Ни в коем случае не заставлять и не наказывать за отказ от занятия. Нельзя смеяться или критиковать, если слово произнес неправильно, лучше поправить ненавязчиво. Ведь лучше мамы никто не объяснит окружающий мир маленькому человечку.

Если следовать всем рекомендациям и верить в своего малыша, у вас получится добиться правильной и долгожданной речи малыша.

Причины задержки речевого развития (ЗРР) у детей.

Очень часто с рождением ребенка мамы мечтают, чтобы ребенок быстрее сел, встал, пошел и начал говорить. Но если ребенку уже 3 года, а он не разговаривает, как его сверстники. Обратившись к специалистам, вам поставили диагноз — задержка речевого развития (ЗРР). И каждая мать задаст себе вопрос, почему именно с ней и ее малышом такое приключилось. Язвительные комментарии свекрови, мол надо больше с ребенком общаться, осуждение за глаза соседей, сочувствующие взгляды мам на площадках, неодобрение врачей — и все это вместо поддержки матери и ребенка.ЗРР — диагноз, при котором у ребенка наблюдаются нарушения речи, но при этом умственное и эмоциональное состояние в норме. Ваш ребенок показывает жестами на желаемый предмет или на своем языке говорит, но его речь от установленных врачами норм отличается. Обычно к 2,5—3 годам родители начинают обращаться к специалистам.

   Основные причины ЗРР можно разделить на две группы: медицинские и социальные.Медицинские причины — те, которые не зависят от ребенка.

К медицинским причинам относятся:

1. Проблемы со слухом. Иногда ребенок или плохо слышит или слух отсутствует. И только с помощью аудиограммы можно выявить подобные отклонения. Иногда серные пробки вызывают проблемы с речью.

2. Генетическая предрасположенность. Если в семье были поздно говорящие дети, родителям стоит заранее консультироваться с врачом.

3. Перенесение в раннем возрасте операций (паховая грыжа, зашивали губу). Воздействие наркоза на организм ребенка способно притормозить развитие.

4. Алкоголизм родителей.

5. Следствие удара головой у ребенка. Иногда дети падают и ударяются головой. Отсутствие признаков сотрясения мозга — не значит, что можно облегченно вздохнуть. Лучше для успокоения сделать ребенку энцефалограмму.

6. Нарушения родовой деятельности. Возможно, стремительные роды, обвитие пуповиной, родовые травмы спровоцировали ЗРР у ребенка.

7. Наличие диагноза аутизм, синдром Дауна.

8. Пол ребенка. Считается, что мальчики могут молчать до 4 лет. Эта теория не была научно обоснована, но многие врачи используют ее.

9. Левша или правша. У правшей доминирует левое полушарие, отвечающее за речевое развитие. Поэтому левшам труднее начать говорить.

10. Патология ротовой полости. Наличие уздечки может мешать ребенку разговаривать.

11. Слабый тонус лица. Такие дети не любят есть твердую пищу и у них частые слюноотделения. С ними лучше делать такие упражнения, как дуть мыльные пузыри, имитировать звуки, давать пить из трубочки.

Социальные причины тесно связаны с отношениями в семье и организацией бытовой сферы.

К социальным причинам ЗРР относятся:

1. Технический прогресс. Казалось бы, все для удобства мамы: планшеты, телевизоры с выходом в интернет, компьютеры. Но именно гаджеты и тормозят развитие ребенка. Если вспомнить рассказы матери и свекрови, которые растили детей без технологий, можно сделать вывод, что практически поколение детей вашего возраста начинало разговаривать от полутора лет. Детей брали с собой на кухню, в магазины и ребенок быстрее социализировался. Конечно, молодой матери удобно дать игрушку или поставить мультик, и быстрее делать дела. Но лучше соблюдать рекомендации врача: мультики не больше, чем 15 минут в день. И стараться давать ребенку живое общение.

2. Мать запустила моменты общения с ребенком. Возможно, состояние послеродовой депрессии или другие причины, но ребенку не уделялось внимание и ребенок отстал в развитии.

3. Излишняя гиперопека родителей. Некоторые родители не дают ребенку достаточной самостоятельности. И даже когда его спрашивают, как его зовут, родитель отвечает за ребенка. И у ребенка нет мотивации разговаривать. А иногда навязывают ему занятия в неинтересной для него форме, и молчание как бунт.

4. Особенности характера ребенка и матери. К.Юнг выделил в зависимости от свойств психики два типа характера: интроверт и экстраверт. Ребенок экстраверт открыт для общения, а интроверт — достаточно закрыт. Дети-интроверты предпочитают на прогулке играть самостоятельно. При матери-интроверте, которая более молчалива даже маленький экстраверт начнет молчать, стремясь подражать матери. Излишняя общительность мамы-экстраверта может напрягать малыша-интроверта и молчание, как протест.

5. Ребенка родители понимают. Маленький человек показывает жестом на желаемое — и родители выполняют любую прихоть. Нет стимула заговорить. Часто такие дети в детском задике начинают разговаривать предложениями, ведь там их не понимают.

6. Ссоры и конфликты в семье. Дети должны расти в атмосфере любви. Молодые семьи часто сталкиваются с трудностями и иногда конфликты выясняют при ребенке. Родители помирились, а у ребенка драма, которая замкнула его в себе.

7. Развод или смерть близких. Для ребенка подобные события огромный стресс и может вызвать молчание.

8. Переезд или поход в садик. Особо впечатлительные дети могут отрицательно отнестись к изменениям.

9. Два языка в семье. Если один из супругов иностранец, у ребенка происходит путаница в голове.Какая бы ни была причина ЗРР у ребенка, необходимо обратиться к врачу и выполнять рекомендации и тогда вы услышите заветную речь вашего малыша.

ds88.omsk.obr55.ru

403 - Forbidden

 

О задержке речевого развития сейчас говорят много. Подобное заключение стали писать в картах детей не только логопеды, но и педиатры. Психиатры и детские неврологи используют другой диагноз: ЗПРР (задержка психо-речевого развития).

Задержку речевого развития (ЗРР) ставят детям до четырёх лет. Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, используют уже другой термин: общее недоразвитие речи (ОНР) I-го, II-го или III-го уровня.

Кого-то из родителей данные заключения (диагнозы) и аббревиатуры пугают, а кто-то не воспринимает их всерьёз. И первое, и второе – не совсем верная реакция на проблему. Есть и третья реакция мам и пап: они с упорством, достойным лучшего применения, пытаются доказать специалистам, что с речью их ребёнка дела обстоят хорошо. Родители начинают говорить нелицеприятные вещи в адрес логопедов, психологов и неврологов, затем, хлопнув дверьми, - уходят. Но проходит года три-четыре, и, аккурат перед школой, те же родители с ребёнком вновь оказываются пред ясными очами специалистов. Вот здесь и выясняется, кто был прав, а кто виноват...

 

 

Если заключение специалистов трёх-четырёхлетней давности оказалось верным, ребёнок в свои семь лет так и не смог самостоятельно справиться с речевыми проблемами. Сможет ли он нормально успевать в общеобразовательной школе? Конечно же, нет! Но это уже будет целиком на совести родителей. Перед ними встанут два варианта выхода из сложной ситуации: либо срочно нанимать репетиторов в лице логопеда и учителя начальной школы; либо отдавать ребёнка в школу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Каков вывод? Первое: родители должны в какой-то момент наступить на горло собственному самолюбию и признать, что с речью их ребёнка не всё в порядке. Второе: прислушаться к мнению специалистов и следовать их советам. Третье: какие бы проблемы не были у ребёнка, они решаемы, и многое в их решении зависит от родителей.

А теперь о том, что должно насторожить родителей, и что можно расценивать, как задержку речевого развития, а в последствие – как общее недоразвитие речи.

В возрасте от 0 до 3 месяцев малютка не реагирует на звуковые сигналы (погремушка, звонок, голос), не поворачивает голову в сторону источника звука, у него нет «комплекса оживления» (забавное энергичное подёргивание ручками и ножками), когда вы весело разговариваете с ним, играете; он не агукает, не гулит.

4 – 7 месяцев: кроха по-прежнему не реагирует на звуки, не проявляет интереса к звучащим игрушкам, не играет с погремушками. Он не пытается голосом привлечь внимание взрослого, не гулит, не лепечет. Единственная его голосовая реакция – громкий плач.

8 - 12 месяцев. Ребёнок очень вяло и неохотно реагирует на звуки, не понимает обращённой к нему речи; не может показать, где у него или у мамы носик, ротик, глазки и т.д. Кроха не реагирует на своё имя, не поворачивает голову в сторону того члена семьи, которого назвали: «Где мама (папа, деда)?». Он не пытается повторить за взрослыми простейшие слоги или слова типа: ма-ма, па-па, дя-дя, "бух!", «дай!», «на!», не играет в «ладушки», не проявляет радости, когда взрослые обращаются к нему, играют с ним.

1 – 2 года. Ребёнок не может ответить на вопрос: «Как тебя зовут?», «Куда (откуда) ты идёшь?», «Что тебе дать?». Даже дать однозначные ответы типа «да» или «нет» он затрудняется. В речи могут присутствовать лепетные (аморфные) слова типа «биби», «ди», «ням», «гу», «ля», «дя» и т.д. Малыш не показывает на картинках знакомых персонажей, когда вы просите: «Покажи, где лисичка?», «Где у неё хвостик?», «Где сидит зайка?» и т.д.

2 – 3 года. Малыш неохотно идёт на речевой контакт даже с близкими людьми. Он не может показать, где верх, где низ, что значит впереди, сзади. В активной речи по-прежнему использует только аморфные слова. Звукоподражания (мяу, ав, и-го-го, ме, ку-ку и т.д.) воспроизвести не может, цвета путает, не понимает обращённую речь, не может выполнить поэтапно многоступенчатую инструкцию типа: «Возьми газету и отнеси её папе» (при этом берёт или не тот предмет, или относит газету не по назначению). Может присутствовать искажённая фраза: «Ди ля» (Идём гулять), «Дя м» (Дай мяч), «И бу» (Не буду), «И тю» (Не хочу!).

3-4 года. Ребёнок может более или менее внятно произнести только несколько гласных звуков и согласные [м], [п], [б], [д], [т] (и то не всегда!). Остальные согласные в речи либо пропускает, либо произносит искажённо. Простейшая фраза строится без учёта падежных, личных окончаний, предлоги или не употребляет, или воспроизводит только гласную: «Дём а уи» (Идём на улицу), «Мати а дее» (Мальчик за деревом), «Би еи а ои» (Машина едет по дороге). Начинает показывать по картинкам отдельные предметы, понимает обращённую речь, но цвета по-прежнему путает. Построить простенький рассказ или пересказать сказку типа «Курочка Ряба» не получается.

Вот примерно такая картина задержки речевого развития по возрастным периодам. Может быть чуть получше, а может и много хуже…

Что делать родителям? Не откладывая проблему в долгий ящик, определить своё чадо в детский сад КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, специализирующийся на работе с речевыми (а точнее – плохо говорящими) детками. В такие детские сады детей принимают уже с двух лет. Чтобы попасть в сад компенсирующего вида недостаточно одного желания родителей. Придётся заранее обратиться в отдел образования города (района, области) и встать на очередь (чем раньше, тем лучше!), - для предоставления места в данном дошкольном учреждении. Затем взять направление (в том же отделе образования) на медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая отбирает детей в специальные (компенсирующие) детские сады.

Комиссия (ПМПК) определяет малышей сначала в диагностические группы (до 3-4-х лет) компенсирующего детского сада.

В течение года с детками там проводят специальное коррекционно-диагностические занятия, в которых самое непосредственное участие принимают: логопед, психолог, инструктор физкультуры, музыкальный руководитель, воспитатели. После повторного обследования в конце учебного года (май – июнь) очень небольшая часть детей направляется ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ (ПМПК) в массовые дошкольные учреждения (речь у деток появилась и приблизилась к возрастной норме), но основная масса идёт в логопедическую группу среднего возраста того же компенсирующего детского сада. Бывают единичные случаи перевода детей в учреждение для дошкольников с задержками психического развития.

Некоторые родители скажут: «В нашем районе не то, что компенсирующих, обычных садов нет!» Что делать им? Если есть желание, можно самим проводить с детьми так называемые коррекционные занятия. Они представляют собой игры направленного действия. Одни способствуют «вызыванию» речи, другие – развитию артикуляционного аппарата, третьи – накоплению словарного запаса, четвёртые учат ребёнка правильно строить фразу и т.д.

Для ранней коррекции задержки речевого развития в домашних условиях можно проводить следующие игры:

Для стимулирования речевой активности - во всякого рода «непонималки». Неговорящий ребёнок пытается добиться от родных чего-то с помощью выразительных жестов. Взрослые дружно изображают полное непонимание и вынуждают ребёнка произнести хоть какие-то звуки. Близким придётся проявить твёрдость, т.к. малыш будет плакать, топать ножкой. Мужественно стоять на своём, но успокоить ребёнка всё же придётся.

Возьмите за правило ежедневно, примерно через полчаса после завтрака, заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой перед зеркалом. Продолжительность занятий 5 -10 минут.(Комплекс классической артикуляционной гимнастики и «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте). Сначала в игры включаются простые упражнения для губ и языка: «Улыбка», «Блинчик», «Прятки с губками», «Заборчик», а затем и более сложные: «Часики», «Качели», «Лошадка» и т.д.. Непременные участники артикуляционной гимнастики – куклы бибабо и различные игрушки.

В последующие занятия (проводимые также в игровой форме) включите такие задания: ходьба с предметами и без них («Мишка косолапый», «Зайка-побегайка», «Лисичка-сестричка»), упражнения типа «Большие ноги – маленькие ножки» (Большие ноги ходили по дороге: «ТОП. ТОП. ТОП». Маленькие ножки ходили по дорожке: топ-топ-топ-топ-…). Возьмите одно-два упражнения на развитие артикуляционной моторики (уже отработанные на отдельном занятии), дыхательные упражнения: «Подуем на водичку», «Султанчики», «Листочки полетели!» «Буря в стакане» (через трубочку для коктейлей подуть в стакан с водой). Не забудьте игры на развитие внимания («Делай как я!», «Что пропало?», «Запретное движение»). Такие игры развивают артикуляционную, общую и тонкую моторики, дыхание, память. Они улучшают работу двигательных и сенсорных центров в коре головного мозга ребёнка, что очень важно для формирования правильной речи.

Чтобы вызвать у ребёнка внимание к звуку, попробуйте сначала различать звучание музыкальных игрушек, шум бытовой техники, звуки улицы и т.д. Ребёнок при этом закрывает глаза и отгадывает, что звучит, воспроизводит в силу своих возможностей услышанное. Учите малыша звукоподражанию: «Как кричит петушок (курочка, кукушка, собака, кошка и т.д.)?».

Уточняйте с малышом произношение гласных и простых согласных звуков. Родители должны соблюдать определенную последовательность в работе над звуками (с учетом их формирования при нормальном речевом развитии). Сначала отрабатываются гласные звуки, а затем звуки [м], [м'], [б], [б'], [п], [п'], [д], [д']. Не пытайтесь сразу вызвать у малыша шипящие [ш], [ж], [щ], [ч], соноры [л], [л'], [р], [р']. У ребёнка с ЗРР они появляются в лучшем случае на шестом году жизни, и то после продолжительной предварительной работы. О том, как идёт постановка звуков в домашних условиях родители также узнают из разделов сайта(«Комплексная работа над речью…»,  «Постановка и автоматизация звуков»)

Игры по вызыванию звуков, звукоподражаний и слов можно проводить на обычной прогулке. «Как дует ветер? В-в-в-…», «Как мычит коровка? Му-у-у-…», «Как капает дождик? Кап-кап-кап…», «Как летит самолёт? У-у-у-у-…», «Кто это?», «Что это?» и т.д. Сначала малыш будет давать усечённую форму слов (один слог). Взрослый обязательно должен похвалить и повторить слова правильно.

Детям обычно очень нравится наблюдать за муравьями, бабочками и жуками, трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев, рассматривать цветы и травинки. Все это помогает обогатить активный и пассивный словарь ребёнка (при условии, что взрослый всё это будет называть и показывать). Наблюдая за живой природой, ребёнок непроизвольно будет что-то «оречевлять», попытается составить простое предложение. А по приходу домой надо будет при непосредственном участии ребёнка что-то зарисовать, о чём-то составить коротенький рассказ из двух-трех предложений. О том, как строить комплексную логопедическую работу по различным лексическим темам («Времена года», «Домашние и дикие животные» и т.д.) родители также узнают из соответствующего раздела нашего сайта («Комплексная работа над речью по лексическим темам»).

Игровые занятия по построению фразы (предложения) строятся так, чтобы максимально использовать природные вещества – песок и воду. Например, игры для введение в речь ребёнка предлогов (В, ИЗ, ПО) предполагают выполнение инструкций: «Спрячь в песочек (в водичку) формочку»; «Достань из песка (из водички) формочку»; «Похлопай ручкой по песку, по водичке».

Песок понадобятся и для игры «Большой – маленький» (взрослый рисует на песке большие предметы и маленькие): дом-домик, дерево-деревце, цветок-цветочек, собака-собачка и т.д.. Так вводятся в речь ребёнка с ЗРР слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Все эти игры очень нравятся детям!

Если ребёнок немного владеет речью, с ним можно провести игру «Эхо». Она предполагает сопряженное и отраженное проговаривание слов и предложений. Для этой игры берутся либо отдельные слова и предложения, либо строчки из детских стихов (для самых маленьких) А. Барто, С. Маршака, В. Степанова. Эти же стихи используются для договаривания отдельных слов в конце строчки стиха: «Уронили мишку… (на пол). Оторвали мишке… (лапу). Всё равно его не брошу, потому что он … (хороший)».

Проводя занятия с ребёнком, почаще обращайтесь к вещам и объектам, которые его окружают. Так, посвятив занятие домашним животным, обращайте внимание малыша на поведение кошек и собак во дворе или дома, говорите, какую пользу приносят домашние животные. Не лишним будет подражать повадкам животных: «Как кошка ходит?», «Как кошка выпускает коготки?», «Как киса лакает молоко?», «Как собачка дышит, когда ей жарко?», «Как лошадка цокает копытцами?». Работая по теме «Перелетные птицы», включите запись голосов перелетных птиц, рассмотрите картинки с их изображением, обсудите строение тела птицы. Очень благодатны для работы над речью темы «Овощи» и «Фрукты». У многих семей есть дачные участки, где растут овощи и деревья. Прибывая на даче, не забудьте всё это рассмотреть и обсудить с малышом, дайте ему попробовать свежие овощи и фрукты, покажите приготовление сока, различных блюд из овощей и фруктов. Все эти наблюдения должны непременно сопровождаться комментариями взрослых.

Родители знают, что на наших ладонях и стопах расположены биологически активные точки, в том числе те, которые отвечают за речь. Предложите ребёнку растереть руки до появления теплоты, помассировать каждый пальчик. Для активизации точек на стопах можно проделать следующее. Мама шьёт подушечки из плотной ткани и заполняет их гладкой галькой средних размеров. Малыш топчется ножками на этих подушечках. Можно сшить коврики и прикрепить к ним выпуклые пуговицы, скорлупки грецких орехов, косточки плодов. По таким коврикам ребёнок в носочках ходит, держась за руку взрослого.

Устройте для ребёнка (хотя бы раз в неделю!) кукольное представление. Перед его началом предложите малышу отгадать рифмованные или описательные загадки о героях, которых предстоит увидеть. Например, «У кого косолапые ноги, кто спит в берлоге?», «Белый, пушистый, длинные ушки, быстрые лапки». Эта предварительная работа необходима для того, чтобы настроить кроху на просмотр представления, активизировать его внимание и мыслительные процессы. В подобных спектаклях можно участвовать всей семьёй. Игрушек и кукол в доме предостаточно, вот и используйте их с максимальной пользой! Сказку можно выбрать в соответствии с той лексической темой, которую вы отрабатываете на данной неделе. Например: по теме «Дикие животные» (волк, медведь, лиса, заяц), это сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя»; по теме «Домашние животные» (кошка, собака, петух, курица) – сказки «Кто сказал “мяу”?», «Волшебная сметана», «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок с семьёй» (К. Паустовского). Родители могут и сами сочинить сказку для своего крохи, так будет даже интересней.

Во время представления куклы (оречевлённые взрослыми) обращаются к маленькому зрителю с вопросами по сюжету сказки. Это побуждает его к речевым вы­сказываниям. Ребёнку очень нравится повторять за персонажами слова, слова песенок. Малыш должен свободно общаться с куклами и игрушками, танцевать с ними. Такие домашние спектакли всегда вызывают у малыша живой интерес. По окончании спектакля родителям следует побеседовать с ребёнком по его содержанию.

В настоящее время видеоаппаратура вытеснила диапроекторы, а жаль. Преимущества диафильма в том, что каждый кадр можно остановить, побеседовать по нему, есть возможность вернуться к предыдущему кадру. При этом кадры могут быть озвучены не только взрослым, но и ребёнком. Так что, если в доме на антресолях пылится старенький диапроектор и плёнки диафильмов, достаньте их и используйте всё это богатство для работы с ребёнком.

Занимаясь подобным образом дома, вы увидите, что в развитии малыша произошли существенные сдвиги. Он стал не только понимать обращённую речь, но и сам научился ей пользоваться. Увеличился его словарный запас, а грамматическое оформление речи приблизилось к норме.

Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории.

назад к списку статей

Похожие материалы:

xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai


Смотрите также

НАШИ НОВОСТИ
05.05.2017

Утренник

04.05.2017

Фото-выставка

03.05.2017

Просмотр видео роликов "Прикоснись к подвигу сердцем"

21.04.2017

Конференция

14.04.2017

Волонтерская акция

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930