Изделия из капа, обработка. Сувель поделки


Мелкие поделки из березового капа и сувеля

Прошлой осенью заготовил в лесу несколько березовых капов и сувелей.  Крупные, размером с примерно с человеческую голову всё ещё сохнут, а мелочь, размером с кулачок и чуть больше уже хорошо просохли и вполне готовы для изготовления из них различных мелких поделок.    До этого мне уже немножко доводилось заниматься  резьбой из капа и такая работа очень понравилась.  деланные из капа даже очень простые сувенирчики красивы благодаря уникальной текстуре древесины.   Накануне ещё сделал маленькую вазочку-конфетницу из капа старых запасов  и решил использовать  всё то, что уже сейчас готово и не требует дальнейшей досушки. Вот такая березовая свиль-кривулина давно лежала у меня в мастерской и просто не знал, куда бы её приспособить.  Волокна у этого наплыва древесины сильно переплелись и после отделки они стали бы очень выразительными, но у деревяшки был изъян - гниль с одной стороны.  Можно было бы распилить на совсем мелкие частички и  тогда понаделать каких-нибудь кулончиков, колец или другой деревянной бижутерии, но это было бы слишком банально, да и жалко показалось такой достаточной большой кусок (его длина больше 25 см) тратить на это дело. Долго вертел деревяшку в руках, прикидывая и так и этак, чтобы максимально использовать весь материал и чтобы отходов было поменьше, и в конце концов сделал из неё вот такую лопаточку для кухни. Она получилась не прямая, а слегка изогнутая, но удобная для использования по прямому назначению. Из другого обрезка березовой свили сделал подсвечник-лодочку. Подобные лодки-подсвечники уже делал, но только из еловой доски, у которой были очень ярко выражены  годичные кольца. Обрезок был овальной формы, взятый с внешней стороны свили в форме шара, поэтому получилась лодка-каноэ с закругленными формами. Из малюсенького капа получилась вот такая миниатюрная, размером всего 7х6 см булавочница или игольница. Углубление сверху сделано сверлом Форстнера. В нем можно хранить наперсток. булавочница А иголки и булавки втыкаются в поролоновую подушечку,  обтянутую тканью. Игольницы в виде ёжиков я уже тоже раньше делал, но только из обычной березы. Ещё один обрезок березового сувеля отлично подошел для изготовления рукоятки кухонного ножа. Отполированная древесина просто играет переливами переплетенных волокон. Брелок для ключей в виде рыбки тоже сделан из  маленького обрезка березового сувеля. Цвет натуральный, без тонировки.

   А вот такой кулон (на снимке справа) размером 4,5 х 3 см неправильной формы похожий на какой-то камешек с прожилками получился из совсем уж малюсенького обрезка березового сувеля. Очень уж красив рисунок волокон и просто так его выбросить никак не поднялась рука. Морилка цвета слива на водной основе.

   Этой осенью планирую сделать очередную вылазку в лес с пилой и топориком, чтобы заготовить новую партию капа и сувеля и положить их на просушку.  А скоро подсохнут и большие из тех, что были принесены в прошлом году, так что есть, с чем поработать....

www.instrument-mastera.ru

Березовый сувель. Заготовка, сушка, обработка...

 

Материал, который издавна известен на территории России как древесная кость. Это нарост, см фото 1, (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами, дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

СувельФото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 - 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый - золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами - то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Перламутр березыФото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется "Перламутром", оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Перламутр на сувелиФото 3. Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2, это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Бруски из сувели

Бруски для ножейФото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Пример заготовкиФото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Бруски для ножаФото 6. Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Пример брускаФото 7. Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Нож с ручкой из сувелиФото 8. Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова "Svalbard", выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания. 1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе. 2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке. Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти. Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Материал использован с http://www.zadi.ru

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

 

fircone.ru

Изделия из капа, обработка | Из дерева своими руками! Интересные деревянные поделки, мебель, мастер-классы по дереву

изделия из капа

Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:

березовый кап

Его название происходит от славянского «кап»- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:

мебель из капа, капокорень

Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной  ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:

обработка капа, текстура

Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

изделия из капа, шкатулки

поделки из капа, шахматы

рукоятка для ножа из капа, изделия из капа

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

изделия из капа и капо-корня

изделия из березового капа и капо-корня

Скульпрура из капа

iz-dereva-svoimi-rukami.ru

Кап («ведьмин веник») и Сувель («свиль»). Отличия и сходства

15.05.2017

Дерево является наиболее распространенным растением на земле.

Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.

На сегодняшний день не существует материала, способного, полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.

Березовая сувель.jpg

Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили, как болезни.

Эти образования создают внутри сложный фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель, являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью и долговечностью.

Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.

Кап

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник») - это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.

Кап березы.jpg

По мнению одних ученых, кап на дереве возникает в результате либо резкого изменения в развитии растения, то есть может иметь как естественную, так и антропогенную причину возникновения. Некоторые научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.

Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.

Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.

Ваза из дубового капа.jpg

Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.

Кап, образованный на ветке часто имеет форму неправильного шара и в отличие от капокорня, при поперечном разрезе его внутренняя текстура пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды и прочих сувениров.

В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков кап не прост, но при этом прекрасно шлифуется и полируется.

Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и иметь отличный узор, настолько структура нароста неоднородна.

Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.

Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.

Кап клена.jpg

Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Сувель

Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком) и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем.

Обычно свиль растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.

Наросты (особенно на березе) встречается довольно часто, хотя до конца причина ее образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.

Сувель (в народе еще называют древесной костью), поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость, хотя плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.

Сувель. Рисунок на спиле.jpg

Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).

Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтарь), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.

Сувель можно образовать и самому, для этого достаточно перетянуть ствол или ветвь дерева проволокой. На месте перетяжки вскоре появится выпуклое образование, созданное годовыми кольцами.

Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.

Безусловно, что по виду сувели определить насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.

Спил капа.jpg

Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, неподверженность гниению и уникальную способность к обработке.

Поиск и подготовка наростов

Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают капу и свиль с похожим на них грибом из рода (Inonotus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.

Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.

Чага на березе.jpg

Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре-октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.

Необходимо помнить, что без хорошей пилы, сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но необходимо помнить, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.

Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил, ни себя, ни дерево, и зря его не ранил.

Место среза (чтобы избежать образования нежелательного для дерева дупла) необходимо сразу же замазать садовым варом, закрасить масляной краской или залепить глиной.

Обработанный кап.jpg

При обнаружении массивного капокорня, необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.

Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они, как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и украшений, мелкой пластики и посуды.

 

agrostory.com

Технология резьбы по сувели ~ Резьба по дереву

Резная ваза из сувели
Мое увлечение сувелями приобретает маниакальные формы.Ложусь спать, думаю о сувелях.Просыпаюсь - первая мысль о сувелях.Я обыскал весь ближайший лес в радиусе двух километров в поисках сувелей и капов.Даже составил карту, где отмечаю лесные находки.У Маяковского в поэме "Облако в штанах" есть строка : "...Ваш сын прекрасно болен". Очевидно, я прекрасно заболел сувелями.Но перейдем от лирики к делу.Сегодня я поподробнее расскажу, как работаю с сувелями.Возможно, эта информация кому-то будет полезна.    Во-первых, как искать сувели.Я заметил, что растут сувели, как грибы : нашел одну, значит где-то поблизости будет и вторая и третья.Растут, в основном, на отдельно стоящих березах и чаще всего не выше человеческого роста.На 3-4 стволовых сувели приходится одна комлевая (прикорневая). И чаще всего сувели попадаются на березах по опушкам леса или рядом с опушкой.
Прекрасная стволовая сувель правильной формы
Во-вторых, как пилить сувели.1.07.2015г.вышел в свет новый Лесной Кодекс.Там прописано, что даже ветку сухую с валежника из леса выносить нельзя.Я пытался выяснить юридическую подоплеку дела - можно ли спилить сувель.Ответа нигде не нашел.С одной стороны, спиливая сувель, мы не причиняем вреда дереву (закрашиваем место спила масляной краской или замазываем варом), а с другой стороны..?Лучше всего, конечно, подружиться с местным лесником, а еще лучше с лесничим.    Ну, так или иначе, заветную сувель спилили.Теперь заготовку нужно подготовить к работе.Главное - это правильно ее высушить, чтобы не появились трещины.Можно, по желанию, изменить цвет сувели.Как сушить сувели и окрашивать их, очень подробно написано здесь и я не стану повторяться.    Как работать с сувелью?Не нужно зацикливаться на природной форме сувели, как это делают поначалу многие и я в том числе.Спору нет, очень часто изначальная форма наплыва сама по себе очень оригинальна и ее изменять и не нужно.А можно создать совершенно другую форму.Поэтому я долго верчу заготовку в руках, рассматриваю ее со всех сторон.Когда что-то созревает в голове, делаю набросок, эскиз в карандаше.Здесь нужно учитывать вот что.У сувели очень текстурная древесина (за что она и ценится!). Мелкий орнамент или узор на такой древесине вырезать нет смысла, он просто потеряется, будет незаметным.Довольно будет несколько листиков, какие-то еще элементы, но все это должно быть достаточно крупным, чтобы текстура не забивала рисунок.
Проваренная заготовка-сувель
Итак, замысел созрел и пора браться за...стамеску?Можно и за стамеску.Но все свои работы из сувелей я делал при помощи бормашины, к стамескам практически не прикасался.Поэтому и рассказывать буду именно о работе с сувелью при помощи бормашины.    Первым делом я делаю донышко, чтобы ваза устойчиво стояла.Несколько буквально движений электрорубанком и гладкий ровный срез готов, заготовка устойчиво стоит на столе.Далее, чтобы облегчить себе работу, по максимуму вынимаю внутренний объем бензопилой или насверливаю много отверстий сверлами разного диаметра.Причем сверлю и вертикально, и под углом.Если размеры заготовки позволяют, выбираю "нутро" болгаркой с обдирочным диском.После таких подготовительных действий приступаю непосредственно к работе.Зеленой цилиндрической борфрезой (это средняя борфреза) снимаю внешний слой древесины, придаю вазе нужный вид.Снимать нужно не менее 3-4 мм, иначе наружная текстура не проявится.Напомню, что замысел изделия у нас есть и мы действуем именно по этому замыслу.
Заготовка обработана снаружи
Сейчас у меня в работе комлевая сувель и она очень отличается от стволовых.Цвет у нее более темный, розовато-охристый, а текстура снаружи пятнистая.Древесина рыхловатая.А может быть это потому, что я ее переварил?Варил эту сувель 5 дней по 4 часа, всего 20 часов!На древесине поначалу даже выступила местами плесень.Но это скорее всего потому, что сушил сувель при относительно низкой температуре, не более 20 градусов, дни стояли не жаркие.При такой температуре в газетах и в пакете заготовка сохла медленно.Шесть дней сушил ее в газетах и еще дней пять просто на полке в комнате.И все равно к 10-11 дню заготовка была практически сухой и без трещин!Так что варка сувели дает положительный результат.Если же после варки сувель таких размеров (с футбольный мяч) сушить без газет - порвет однозначно.
Выборка внутренней части при помощи бормашины
После обработки наружной части заготовки перехожу к выборке внутренней части.Делаю это красными (крупными) сферическими борфрезами.Игольчатая борфреза при работе создает мельчайшую древесную пыль, поэтому работать нужно в респираторе.Не нужно забывать и о мерах безопасности : при неловком движении борфрезой можно сильно содрать кожу.
Внутри ваза обработана
После того, как внутренний объем выбран, намечаю карандашом элементы рисунка.
Намечен рисунок листьев с перевязкой
Листочки нужно вырезать очень аккуратно и пооригинальнее, чтобы смотрелись и украшали вазу, а не просто присутствовали.По центру листика я делаю тоненькую жилочку, листик делаю тонким и подчеркиваю его.Очень красиво получается, если лист кое-где приподнят над фоном, но это не всегда удается.Внутри вазы можно прочертить два-три тонких ребра.Больше не надо.Красивую и выразительную текстуру ни в коем случае нельзя перегружать элементами рисунка.Все должно быть лаконичным и простым.Ценность сувели заключается именно в красоте древесины.Задача художника - максимально эту красоту проявить.Я заметил, что наиболее выразительный рисунок древесины находится примерно в середине глубины заготовки.Снаружи он не такой четкий.Поэтому можно попробовать резать сувель с выпуклой стороны.Как-нибудь я опробую этот вариант.А сейчас вернемся к нашим овечкам.
Самодельные наждачные грибки отлично шлифуют древесину
Листья вырезаны, все детали проработаны.В результате ваза "похудела"на 1400 грамм.Что осталось сделать?Очень важный этап - шлифование и полировка вазы.Внутри и снаружи шлифую вазу самодельными наждачными грибками.Вначале средней зернистости № 16Н, затем 8Н и в заключение 5Н.Шлифую на скорости 2/3 от максимальной.Шлифование снаружи начинаю со шкурки № 8Н и завершаю 5Н.И в заключение - полировка вазы.Делаю это самодельным войлочным кругом на скорости 2/3 от максимальной, больше не нужно, могут быть подпалины.Отполированная древесина очень приятна на ощупь.Она идеально гладкая и, вместе с тем, бархатистая, теплая.Очень приятно держать такое дерево в руках.Я уже говорил выше, что текстура комлевой сувели не такая, как у стволовых.Здесь нет элементов, напоминающих мрамор или языки пламени.Здесь четко видны годичные линии, сплетенные в хитроумный волнистый рисунок.Это напоминает агат, поэтому и назову эту вазу "Агатовая". Снаружи текстура совершенно другая, как-будто это другая сувель.Здесь разбросаны розовые разводы "под мрамор", фон более спокойного тона, зато больше отливает перламутром, чем внутри.
Ваза внутри отшлифована.Проявилась текстура
После полировки войлочной насадкой
Заключительный этап отделки - лакировка.В данном случае оказалось достаточно 6 слоев лака НЦ-218.Если кое-где получилась "шагрень", можно отполировать вазу.Даем лаковому покрытию хорошо высохнуть - это не менее 3-4 дней.Затем капаем одну-две капельки льняного масла на поверхность вазы.Наждачной шкуркой 4Н или еще мельче, тщательно шлифуем вазу.Следим, чтобы шлифование не шло "по сухому". После шлифования аккуратно протираем вазу.Покрываем поверхность 2-3 слоями нитрополитуры с промежуточной сушкой.Последний слой полирую суконкой.Поверхность идеально гладкая и блестящая.Все, 6 дней работы и резная ваза из березовой сувели готова.
Первый слой лака
Второй слой лака...
Третий слой лака.Ваза готова.
Резная ваза из комлевой березовой сувели готова и подарена соседям по даче.           Всего доброго и до свидания!

www.rezbakrasa.ru

Ваза из сувели ~ Резьба по дереву

Ваза из сувели
         Здравствуйте, друзья! Я так увлекся работой с березовыми сувелями, что забросил остальные виды резьбы.Сейчас вырезаю вторую вазу из сувели.Первая была небольших размеров, а эта чуть побольше, ее украшу лиственным узором.Эту сувель сушил так же, как и первую, в газетах и в пакете.В запасе у меня есть две проваренные заготовки и несколько сувелей еще не спилено.Одна из них просто большущая, килограммов на 30, а то и больше.
Громадная березовая сувель
Верх заготовки подровнял электрорубанком.Чтобы меньше было вынимать древесины, насверлил побольше отверстий - вертикальных и под углом.Внутренний объем выбрал игольчатыми борфрезами.Дно и стенки подровнял ложечным резцом, пологой стамеской и широкой клюкарзой (об этом инструменте смотрите здесь). Стамесками работал совсем немного, основную работу сделал бормашиной.
Внутри древесина выбрана борфрезой
При вырезании этой вазы пришлось повозиться с ее балансировкой.Сувель попалась очень не симметричная, с большой выпуклостью с одной стороны.Чтобы уравновесить вазу, нужно было побольше выбрать древесину изнутри со стороны выпуклости, а место это труднодоступное.А иначе ваза стремилась завалиться на бок.Другая проблема.При выборке внутреннего объема есть опасность слишком утончить стенку, или вовсе ее прорезать насквозь.Особенно это проблемно в местах, где стенка сувели имеет форму воронки.Я сделал совсем простенькое приспособление для измерения толщины стенки в конкретном месте.Чертеж приведен ниже.
Чертеж присобления для измерения толщины стенок вазы
Текстура у этой сувели не такая, как у первой (смотрите здесь). Эта сувель гораздо светлее.Текстура древесины внутри вазы напоминает сияние : чередующиеся дугообразные светлые и темные полосы пронизаны лучами.Очень тонкая по красоте текстура.Под лаком она станет еще выразительнее.Разные углы отражения света от поверхности вазы создают оптический обман.Кажется, что на поверхности есть неровности, такие маленькие хребты, что ли.А проведешь пальцем - ровно!Отполированная поверхность вазы такая гладкая, что на ощупь кажется, будто это теплый мрамор. Вот так выглядит отшлифованная и отполированная войлоком ваза.
Отшлифованная и отполированная ваза
Вид вазы с другой стороны
Еще раз хочу подчеркнуть, что смотрибельность изделия из березовой сувели во многом зависит от качества отделки - шлифования и полировки.Поэтому на шлифование времени жалеть не нужно.Намного упрощает процесс шлифования использование бормашины с простой насадкой в виде шлифовального наждачного кружка-грибка.Но окончательную доводку все-таки приходится проводить вручную, так как шлифовальный кружок оставляет кое-где полоски и неровности.Остановлюсь на этом подробнее.Грибком удобно шлифовать внутреннюю, вогнутую поверхность.Здесь грибок практически не оставляет дорожку, а если и оставляет, то ее перекрываем вторым проходом и т.д.В результате получается гладкая и блестящая поверхность.Если же грибком шлифовать выпуклую наружную поверхность, то как не старайся, полоски остаются.Поверхность получается гладкая, но кое-где не ровная из-за этих полосок.Это ухудшает восприятие текстуры древесины.Поэтому лучше делать так : прошлифовать поверхность грибками из наждачной шкурки № 16Н (средняя шкурка), чтобы убрать следы от борфрезы, неровности и т.п.Затем выровнять поверхность вручную шкуркой 16Н и 10Н.После этого выпуклую поверхность можно шлифовать грибками 5Н и 40М - следов не будет, так как это мелкие шкурки.Вазу можно не смачивать, чтобы поднять ворс.Поверхность получается такой гладкой, что ворса нет и в помине.Такой "комбинированный" метод значительно сокращает время, затраченное на шлифование.    Я просмотрел много изделий из березовой сувели в интернете.Главным образом меня интересовало, чем мастера отделывают готовое изделие.И мне показалось, что при покрытии льняным маслом контрастность текстуры сглаживается, выравнивается.Очень может быть, ведь масло должно же хоть немного, да окрашивать древесину?!    Поэтому я решил действовать старым проверенным способом - покрыть вазу бесцветным нитролаком марки НЦ-218.Лак стойкий, хорошо проявляет текстуру сувели.
Ваза украшена двумя листиками
Резная ваза из сувели березы
Текстура очень светлая, мраморная с сиянием
Вторая ваза из березовой сувели готова.За своеобразную текстуру назову ее "Сияние". По размерам эта ваза побольше первой и в ней можно хранить фрукты.А меня ждет третья заготовка, которую я варил в общей сложности целых 20 часов!          Всего доброго и до свидания!

www.rezbakrasa.ru


Смотрите также

НАШИ НОВОСТИ
05.05.2017

Утренник

04.05.2017

Фото-выставка

03.05.2017

Просмотр видео роликов "Прикоснись к подвигу сердцем"

21.04.2017

Конференция

14.04.2017

Волонтерская акция

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930