Статьи

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ


 

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

          Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в казалось бы благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Прежде всего, усилия педагогов и психологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.

 

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит адекватность отношения ребенка с социальной средой. В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития речи создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести речевого дефекта ребенка. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задают себе вопрос: «Почему именно мой ребенок такой?.

Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Некоторые считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится. С досады подсмеиваются над ним или называют его «тупицей, «лентяем и т.д. Это травмирует психику детей.

Такое поведение самых близкий людей воспитывает в ребенке комплекс неполноценности и другие негативные проявления. Некоторые родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения. Проблема коррекции речевых нарушений в младшем школьном возрасте продолжает оставаться актуальной.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней, оформление стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых логопедических занятий, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.

Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, мы решили более подробно рассмотреть и проанализировать некоторые ее особенности.

В начале учебного года учитель-логопед обследует речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Логопед должен познакомится с родителями детей, которые будут у него заниматься. При планировании прогноза коррекционной работы логопед учитывает:
- роль всех членов семьи в воспитании ребенка;
- тип семейного воспитания.

Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество.

Нужно настроить и привлечь родителей к совместной работе, объяснить какую помощь от них ждет логопед в воспитании и обучении, в целях достижения успеха коррекционной работы.
Консультации с родителями проводятся в рабочем порядке, еженедельно.

Нужно показывать фрагменты занятий с детьми или приглашать родителей на открытые индивидуальные и фронтальные занятия, чтобы родители познакомились с требованиями, приемами и содержанием работы логопеда, понаблюдали за своим ребенком во время учебной деятельности в форме логопедических занятий. Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.

Логопед, как специалист, хорошо знающий специфику дефекта и пути его преодоления в коррекционной работе, должен хорошо представлять свою ответственность и свою роль в решение этой проблемы.

Неадекватное отношение родителей к ребенку возникают как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача логопеда - ориентироваться на ребенка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.

При сотрудничестве с родителями младших школьников с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР) не проводилось специального экспериментального исследования, а были подведены и обобщены наблюдения и итоги работы учителя-логопеда.

Были проанализированы следующие моменты:
- отношения между взрослыми и детьми в семье;
- поведение родителей, их активность и участие в коррекционно-воспитательной работе логопеда.

Мы старались объективно оценить позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку. Часто оказывалось, что родители в семье предъявляли разные требования к ребенку (60 %). У части детей (65 %) ощущался дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находились на попечении старших братьев и сестер, другая часть детей (25 %) чаще общались с бабушками, чем с родителями.

Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анализа выполнения упражнений по заданию логопеда, разделили родителей (20 человек) по их оценочным отношениям на 5 групп.

1 группа - родители предъявляли справедливые требования к ребенку, прислушивались советов логопеда и педагогов, систематически контролировали выполнение детьми заданий логопеда, интересовались настроением и успехами своих детей.

2 группа - родители, которые необоснованно захваливали своего ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, задания логопеда выполнялись не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка.

3 группа - родители не проявляли интереса к успехам и трудностям детей, формально относились к советам и требованиям логопеда и других педагогов. Эмоциональные контакты родителей и детей этой группы были минимальны. Задания логопеда часто не выполнялись.

4 группа - родители создавали впечатление участия и заинтересованности, но на деле не выполняли своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Задания выполнялись формально.

5 группа - родители предъявляли высокие требования к детям, в общении с детьми преобладали отрицательные эмоции, давление и авторитарность. Задания выполнялись.

Из таблицы 1 видно, что большее количество родителей данной группы детей предъявляют к детям справедливые требования (35 %). По отношению к общему количеству 35 % составляет третью часть группы. В условиях, способствующих успешной коррекционно-воспитательной работе находятся 35 % детей, а 65 % детей не имеют комфортных условий и нуждаются в их изменении и положительных эмоциональных контактах со стороны родителей.

Таблица 1
Типы оценочных отношений родителей к своим детям и анализ регулярности выполнения заданий логопеда, (в % от общего количества детей)
на начало учебного года
Справедливые требования, задания выполняются постоянно - 35%
Восторженное отношение. Ребенок - «кумир семьи, задания выполняются по желанию ребенка - 15%
Формальные отношения, задания выполняются редко - 20%
Очень требовательные, оказывающие давление на детей, задания выполняются постоянно - 20%
Обманчивое впечатление участия, задания выполняются не регулярно (чаще не выполняются) - 10%

Наблюдение 1. Мама Нади С. приходит к учителю-логопеду на консультацию. Слушает логопеда о том, как дочь старается и над чем еще надо работать, вопросов не задает и торопит дочь: «Быстрей собирайся, давай, давай. Быстрей. Наде хочется, чтоб мама похвалила ее, посмотрела ее тетрадь, но этого не происходит. Девочка расстроена. Мама замечает свою оплошность, но не старается изменить ситуацию.

Наблюдение 2. Папа Саши В. На консультации у логопеда очень внимательно слушает, уточняет, как мальчик должен заниматься дома, задает много вопросов. Начинает казаться, что папа принимает активное участие в жизни сына. Но тут он говорит, обращаясь к сыну: «Ты понял, как надо заниматься? Будешь каждый вечер мне отчитываться. Я возьму тебя под особый контроль.

Обе ситуации достаточно показательны. Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения. Наши наблюдения позволили сделать вывод, что многие родители нуждаются в оказании им психологической помощи, в необходимости проведения коррекционно-воспитательной работы по налаживанию эмоциональных контактов в семье.

Чтобы лучше планировать работу, необходимо лучше знать семью. Во время учебного года работа с родителями велась постоянно. Для этого проводилось анкетирование, встречи со специалистами (врач, юрист, психолог и др.), конкурс семейных стенгазет, родительские собрания, тематические вечера, праздничные вечера. На мероприятиях, где планировалось выступление детей, обязательно участвовали дети, у которых еще недавно были те или иные речевые нарушения. Учителем-логопедом заранее готовились с детьми стихи, маленькие инсценировки или сценки.

В индивидуальных беседах обращалось внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами в учебе. Родители прислушивались к советам и рекомендациям логопеда, учителя, беседовали с психологом, делились своими мнениями и впечатлениями.

Из таблицы 2 видно, что к концу учебного года 65 % родителей стали предъявлять справедливые требования к своим детям, принимали активное участие и интерес в коррекционно-воспитательной работе. По отношению к общему количеству детей это была большая часть, 35 % детей продолжали находиться в прежних семейных условиях, требующих дальнейшей работы с родителями. Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-воспитательного процесса - непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Семья и образовательное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Таблица 2
Типы оценочных отношений родителей к своим детям и анализ регулярности выполнения заданий логопеда, (в % от общего количества детей)
на конец учебного года
Справедливые требования, задания выполняются постоянно – 65%.
Восторженное отношение, ребёнок – «кумир семьи, задания выполняются по желанию ребёнка – 15 %.
Формальное отношение, задания выполняются редко – 5 %.
Очень требовательные, оказывающие давление на детей, задания выполняются постоянно – 10 %.
Обманчивое впечатление участия, задания выполняются нерегулярно (чаще не выполняются) – 5 %.
Решение задач воспитательного воздействия на ребенка требует, чтобы учитель-логопед и педагоги участвовали в психологическом и педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу.

к списку статей
.
Октябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31